конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
ЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайги
ЗАДАЧИ:
1. Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайги, растительный мир тайги, области распространения тайги на материках
2. Развивать метапредметные УУД: умение искать, анализировать информацию, навыки самоанализа и самоконтроля
3. Воспитывать личностные УУД: бережное отношение к природе, коммуникативные компетенции, мотивацию к учению
Дидактические материалы к уроку:
1. Презентация, в которой средствами анимации импровизируется путешествие по земному шару с остановками в тайге, с звуковым сопровождением ( звуки леса, звук летящего самолета.
2. Видео физкультминутка с елочкой
3. Заготовка для макета, модели животных и растений тайги
4. Клубок ниток
5. Карточки – пазлы
6. Рюкзак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_5_klass_attestatsiya_2.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ___география, 5 класс
Тема урока «Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга.»
Цель урока: | Познакомиться с особенностями органического мира тайги |
Задачи: Образовательные | Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайги, растительный мир тайги, области распространения тайги на материках |
Развивающие | Развивать метапредметные УУД: умение искать, анализировать информацию, навыки самоанализа и самоконтроля |
Воспитательные | Воспитывать личностные УУД: бережное отношение к природе, коммуникативные компетенции, мотивацию к учению |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Форма урока | Урок - путешествие |
Опорные понятия, термины | Растения и животные лесов, условия жизни в лесу, биосфера |
Новые понятия | Тайга |
Формы контроля | Фронтальный контроль, работа в парах, индивидуальный |
Домашнее задание | Задания на выбор учащихся: 1) Нарисуйте эмблему Забайкальской тайги ( это может быть растение или животное, на ваш выбор) 2) В Сиэтле на Международном конгрессе каждая страна должна была посадить в парке дружбы дерево своей страны. 3) напишите статью о вашем путешествии по тайге ( объем статьи не должен превышать 1 страницы) |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1)Организационный этап. | Организует детей на урок:
«Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. | Проделывают действия, описанные в стихотворении | Групповая работа, Используется презентация | Коммуникативные Регулятивные |
2) Актуализация знаний, формулировка темы урока | 1Ребята! Вы помните, что мы с вами совершаем путешествие по природным зонам? Вспомните, какие природные зоны мы посетили с вами на прошлом уроке? 2Сегодня мы продолжим наше путешествие. А для того, чтобы вы поняли, куда мы отправляемся, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Перед вами лежат листочки, на которых стоят цифры. Цифры – это номера утверждений, которые я зачитываю, если вы согласны с утверждением поставьте знак плюс, если нет – знак минус. Затем карточки с плюсами вы перевернете и увидите ответ на вопрос – куда мы отправляемся? Работать вы будете по два человека ( на данном этапе используется карточка - пазл) 3Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока? | 1Вспоминают, что на прошлом уроке «посетили» широколиственные, смешанные леса и степи умеренного пояса, в том числе степи Забайкальского края 2работают в парах с карточкой - пазлом, на утверждениях, с которыми согласны ставят плюс, на утверждениях, с которыми не согласны минус. Затем утверждения с плюсами переворачивают. Если учащиеся правильно выполнили тест, из перевернутых карточек должна получиться фотография тайги. Ученики определяют, что сегодня мы должны «посетить» тайгу. 3Формулируют тему «Леса умеренного пояса. Тайга» | Работа в парах, используется прзентация | Познавательные, общеучебные, коммуникативные |
3) Целеполагание | Зачем мы отправляемся в тайгу? Сформулируйте цель нашего путешествия | Формулируют цель урока: « Познакомиться с особенностями органического мира тайги.» | Целеполагание, коммуникативные | |
4) Первичное усвоение новых знаний. | Итак, прошу вас сесть поудобнее! Мы отправляемся в тайгу! ( нажимает презентацию, в которой самолетик передвигается по карте в п. Амазар). При нажатии на п.Амазар появляется фотография Амазара. Здравствуй, лес, дремучий, лес, Как вы думаете, почему наш самолет приземлился именно здесь, у нас дома? Правильно, потому что мы живем в тайге. Хорошо ее знаем и сами можем о ней рассказать. Да, и не только рассказать….сегодня мы с вами будем создавать макет тайги. Обратите внимание у меня лежат животные и растения, из которых нам нужно выбрать таежных и расположить на нашем макете. | Определяют, что место нахождения п. Амазар. В Амазаре природная зона тайга, поэтому мы прилетели именно сюда. По очереди ученики, которые готовили сообщения об организмах тайги выходят, берут животное или растение представляют его и располагают на макете. В результате должен получится природный комплекс тайги. | Индивидуальная и групповая работа | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
5)Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют физкультминутку | ||
6) Первичное понимание | Проводит игру «Паутинка». Ученикам дается клубок пряжи, который они должны передавать из рук в руки, называя себя каким- либо растением или животным тайги и короткую фразу, характеризующую его. В итоге получается сетка, которая символизирует взаимосвязи в ПК. Затем просит изобразить исчезновение какого-либо животного или растения из тайги ( для этого нужно отпустить веревочку) – сетка прогибается, т.е. природный комплекс разрушается, становится не устойчивым. По ходу игры учитель задает вопросы, при ответе на которые нужно объяснить что же происходит. | Дети играют в паутинку, пытаются объяснить, что происходит. | Групповая работа | Коммуникативные, регулятивные |
7) Первичное закрепление | Предлагает практическую работу: на контурной карте полушарий зеленым цветом закрасьте зону тайги, подпишите материки, на которых она есть. | Выполняют практическую работу | Индивид-я работа | саморегуляция |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Предлагает дифференцированное домашнее задание. Ребята, перед вами на листах представлены варианты домашнего задания, выберете те, которое вам больше всего нравится. | Выбирают себе домашнее задание | Индивидуальная | Саморегуляция |
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) | Использует метод «Рюкзак» Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". («я научился», «я разобрался», «больше всего я запомнил») | «Собирают рюкзак», проговаривая свои впечатления от урока. | Индивидуальная | Самоконтроль, коммуникативные |
Итог урока, выставление оценок | Выставляет оценки, комментирует, обсуждают с детьми Погладьте себя по голове. Обнимите себя, пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. Молодцы! | Комментируют свою работу на уроке | Аналитические |
Приложения
Карточки – пазлы к уроку
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
На карточках ученики отмечают плюсом то утверждение, с которым согласны. Затем карточки с плюсом переворачивают, если ответы были верными, должна сложиться картинка – тайга. Картинка помещается на четырех карточках (6,7,10,11), с обратной стороны цифр.
Задания «Верно» «Неверно»:
- Биосфера включает в себя только верхнюю часть литосферы
- Учение о биосфере возникло в 18 веке
- Для влажных экваториальных лесов характерен большой перепад температур и явно выраженные сезоны года
- Закономерности географического распространения животных и растений изучает наука биология
- Закономерности географического распространения животных и растений изучает наука география
- Закономерности географического распространения животных и растений изучает наука биогеография
- Учение о биосфере было создано русским ученым В.И. Вернадским
- Наука об ископаемых останках растений и животных называется география
- Обильная растительность, влажный климат, большое разнообразие орангутангов характерно для саванн
- Явно выраженные влажный и сухой периоды, сочетание отдельно стоящих деревьев с участками, поросшими высокими травами характерно для саванн
- Крайне засушливые области Земли, бедные водой, растительностью и осадками называются пустынями
- Оазисы в пустынях бедны растительностью
- Большинство животных пустыни ведут дневной образ жизни, а ночью прячутся в норы
- В Забайкальском крае нет степей
- Международный заповедник «Даурский» создан для исследования природного комплекса степей в Амурской области
- В природной зоне лиственных лесов умеренного пояса преобладают такие древесные породы как карликовая береза, осина, ель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Леса умеренного пояса» 5 класс
Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок. Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля и знакомитьс...
Растительный и животный мир умеренных поясов
Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тем...
Растительный и животный мир умеренных поясов
Конспект урока по географии для 5 класса, где детям даются первичные представления о природных зонах и их природе....
презентация "Леса умеренного пояса. Тайга"
презентация разработана к уроку в форме путешествия. В презентации использована красочная карта природных зон, по которой передвигается самолетик....
конспект урока "Урал - каменный пояс Русской земли"
Конспект урока географии "Урал - каменный пояс Русской земли" для 8 класса...
Открытый урок " Природа умеренных и полярных поясов"
Открытый урок " Природа умеренных и полярных поясов"....