конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Резникова Надежда Владимировна

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

ЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайги

ЗАДАЧИ:

1.      Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайги, растительный мир тайги, области распространения тайги на материках

2.      Развивать метапредметные УУД: умение искать, анализировать информацию, навыки самоанализа и самоконтроля

3.      Воспитывать  личностные УУД: бережное отношение к природе,  коммуникативные  компетенции, мотивацию к учению

Дидактические материалы к уроку:

1.      Презентация, в которой средствами анимации импровизируется путешествие по земному шару с остановками в тайге, с звуковым сопровождением ( звуки леса, звук летящего самолета.

2.      Видео физкультминутка с елочкой

3.      Заготовка для макета, модели животных и растений тайги

4.      Клубок ниток

5.      Карточки – пазлы

6.      Рюкзак 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_5_klass_attestatsiya_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ___география, 5 класс

Тема урока  «Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга.»

Цель урока:

Познакомиться с особенностями органического мира тайги

Задачи:

Образовательные

Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайги, растительный мир тайги, области распространения тайги на материках

Развивающие

Развивать метапредметные УУД: умение искать, анализировать информацию, навыки самоанализа и самоконтроля

Воспитательные

Воспитывать  личностные УУД: бережное отношение к природе,  коммуникативные  компетенции, мотивацию к учению

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Урок - путешествие

Опорные понятия, термины

Растения и животные лесов, условия жизни в лесу, биосфера

Новые понятия

Тайга

Формы контроля

Фронтальный контроль, работа в парах, индивидуальный

Домашнее задание

Задания на выбор учащихся:

1) Нарисуйте эмблему Забайкальской тайги ( это может быть растение или животное, на ваш выбор)

2) В Сиэтле на Международном конгрессе каждая страна должна была посадить в парке дружбы дерево своей страны.
 Как вы думаете, какое дерево посадила делегация из России? Почему

3) напишите статью о вашем путешествии по тайге ( объем статьи не должен превышать 1 страницы)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1)Организационный этап.

Организует  детей на урок:

  1. Приветствие
  2. Создание благоприятного микроклимата:

«Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Проделывают действия, описанные в стихотворении

Групповая работа,

Используется презентация

Коммуникативные

Регулятивные  

2) Актуализация знаний, формулировка темы урока

1Ребята! Вы помните, что мы с вами совершаем путешествие по природным зонам? Вспомните, какие природные зоны мы посетили с вами на прошлом уроке?

2Сегодня мы продолжим наше путешествие. А для того, чтобы вы поняли, куда мы отправляемся, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Перед вами лежат листочки, на которых стоят цифры. Цифры – это номера утверждений, которые я зачитываю, если вы согласны с утверждением поставьте  знак плюс, если нет – знак минус. Затем карточки с плюсами вы перевернете и увидите ответ на вопрос – куда мы отправляемся? Работать вы будете по два человека ( на данном этапе используется карточка - пазл)

3Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?

1Вспоминают, что на прошлом уроке «посетили» широколиственные, смешанные леса и степи  умеренного пояса, в том числе степи Забайкальского края

2работают в парах с карточкой - пазлом, на утверждениях, с которыми согласны ставят плюс, на утверждениях, с которыми не согласны минус. Затем утверждения с плюсами переворачивают. Если учащиеся правильно выполнили тест, из перевернутых карточек должна получиться фотография тайги. Ученики определяют, что сегодня мы должны «посетить» тайгу.

3Формулируют тему «Леса умеренного пояса. Тайга»

Работа в парах, используется прзентация

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

3) Целеполагание

Зачем мы отправляемся в тайгу? Сформулируйте цель нашего путешествия

Формулируют цель урока: « Познакомиться с особенностями органического мира тайги.»

Целеполагание, коммуникативные

4) Первичное усвоение новых знаний.

Итак, прошу вас сесть поудобнее! Мы отправляемся в тайгу! ( нажимает презентацию, в которой самолетик передвигается по карте в п. Амазар). При нажатии на п.Амазар появляется фотография Амазара.

Здравствуй, лес, дремучий, лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Как вы думаете, почему наш самолет приземлился именно здесь, у нас дома?

Правильно, потому что мы живем в тайге. Хорошо ее знаем и сами можем о ней рассказать. Да, и не только рассказать….сегодня мы с вами будем создавать макет тайги. Обратите внимание у меня лежат животные и растения, из которых нам нужно выбрать  таежных и расположить на нашем макете.

Определяют, что место нахождения п. Амазар. В Амазаре природная зона тайга, поэтому мы прилетели именно сюда.

По очереди ученики, которые готовили сообщения об организмах тайги выходят, берут животное или растение представляют его и располагают на макете. В результате должен получится природный комплекс тайги.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

5)Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют физкультминутку

6) Первичное понимание

Проводит игру «Паутинка». Ученикам дается клубок пряжи, который они должны передавать из рук в руки, называя себя каким- либо растением или животным тайги и короткую фразу, характеризующую его. В итоге получается сетка, которая символизирует взаимосвязи в ПК. Затем просит изобразить исчезновение какого-либо животного или растения из тайги ( для этого нужно отпустить веревочку) – сетка прогибается, т.е. природный комплекс разрушается, становится не устойчивым. По ходу игры учитель задает вопросы, при ответе на которые нужно объяснить что же происходит.

Дети играют в паутинку, пытаются объяснить, что происходит.

Групповая работа

Коммуникативные, регулятивные

7) Первичное закрепление

Предлагает практическую работу: на контурной карте полушарий зеленым цветом закрасьте зону тайги, подпишите материки, на которых она есть.

Выполняют практическую работу

Индивид-я работа

 саморегуляция

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Предлагает дифференцированное домашнее задание.

Ребята, перед вами на листах представлены варианты домашнего задания, выберете те, которое вам больше всего нравится.  

Выбирают себе домашнее задание

Индивидуальная

Саморегуляция

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Использует метод «Рюкзак» Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".  («я научился», «я разобрался», «больше всего я запомнил»)

«Собирают рюкзак», проговаривая свои впечатления от урока.

Индивидуальная

Самоконтроль, коммуникативные

Итог урока, выставление оценок

Выставляет оценки, комментирует, обсуждают с детьми

Погладьте себя по голове. Обнимите себя, пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Комментируют свою работу на уроке

Аналитические

Приложения

Карточки – пазлы к уроку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

На карточках ученики отмечают плюсом то утверждение, с которым согласны. Затем карточки с плюсом переворачивают, если ответы были верными, должна сложиться картинка – тайга. Картинка помещается на четырех карточках (6,7,10,11), с обратной стороны цифр.

Задания «Верно» «Неверно»:

  1. Биосфера включает в себя только верхнюю часть литосферы
  2. Учение о биосфере возникло в 18 веке
  3. Для влажных экваториальных лесов характерен большой перепад температур и явно выраженные сезоны года
  4. Закономерности географического распространения  животных и растений изучает наука биология
  5. Закономерности географического распространения животных и растений изучает наука география
  6. Закономерности географического распространения животных и растений изучает наука биогеография
  7. Учение о биосфере было создано русским ученым В.И. Вернадским
  8. Наука об ископаемых останках растений и животных называется география
  9. Обильная растительность, влажный климат, большое разнообразие орангутангов характерно для саванн
  10. Явно выраженные  влажный и сухой периоды, сочетание отдельно стоящих деревьев с участками, поросшими высокими травами характерно для саванн
  11. Крайне засушливые области Земли, бедные водой, растительностью и осадками называются пустынями
  12. Оазисы в пустынях бедны растительностью
  13. Большинство животных пустыни ведут дневной образ жизни, а ночью прячутся в норы
  14. В Забайкальском крае нет степей
  15. Международный заповедник «Даурский» создан для исследования природного комплекса степей в Амурской области
  16. В природной зоне лиственных лесов умеренного пояса преобладают такие древесные породы как карликовая береза, осина, ель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леса умеренного пояса» 5 класс

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля и знакомитьс...

Растительный и животный мир умеренных поясов

Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тем...

Растительный и животный мир умеренных поясов

Конспект урока по географии для 5 класса, где детям даются первичные представления о природных зонах и их природе....

презентация "Леса умеренного пояса. Тайга"

презентация разработана к уроку в форме путешествия. В презентации использована красочная карта природных зон, по которой передвигается самолетик....

конспект урока "Урал - каменный пояс Русской земли"

Конспект урока географии "Урал - каменный пояс Русской земли" для 8 класса...

Открытый урок " Природа умеренных и полярных поясов"

Открытый урок " Природа умеренных и полярных поясов"....