Растительный и животный мир умеренных поясов
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в теме Биосфера. Номер урока в теме 3 7. Базовый учебник Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год. Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний. Планируемые образовательные результаты: предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов. личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе. Воспитание эстетического восприятия природы. Тип урока – урок «открытия» новых знаний. Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая. Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shtinas.v.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Растительный и животный мир умеренных поясов
ФИО (полностью) | Штина Светлана Валентиновна | |
Место работы | МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район | |
Должность | Учитель географии и химии | |
Предмет | география | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Биосфера. Номер урока в теме 3 | |
Базовый учебник | Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год. |
Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».
Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.
метапредметные– Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.
личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая.
Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.
Необходимые технические средства
- Интерактивная доска
- Учебник
- Атлас
- Карта полушарий. Физическая карта России
Используемые ЭОР:
http://rutube.ru/tracks/3470758.html
Структура и ход урока:
- Организационный момент.( 1 мин)
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Пожелайте друг другу удачи.
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности( 7 мин)
Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок. Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.
«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы»
-Какой раздел мы сейчас изучаем?
Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.
-послушайте отрывок .
(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайцаКоську»)
Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.
1. Назовите явление.( Смена времен года.)
2. Как объясняют данное явление законы природы?( Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)
3. В каком тепловом поясе происходит событие?( В умеренном.)
4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.
Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».
-Ну а теперь попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока
-Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.
1. Месторасположение на карте.
2. Климат природных зон умеренного пояса.
3. Растительный мир умеренного пояса.
4. Животный мир умеренного пояса
- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах?
Этап 2. Изучение нового материала. 10мин
На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.
Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.
Природная зона | Где находится | Климатические условия | Почвы | Растения | Животные |
1 группа. Даёт характеристику зоны степей
2 группатайги
3 группалесов
Обсуждение результатов работы.
Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка. 2 мин
Мы словно деревья».
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
5. Первичная проверка понимания(3 мин)
Игра « Отгадай природную зону»
- Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.
3. Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это … (Степь).
- В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8мин)
Задание 1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 И выданные вам гербарии растений. Ответьте на вопросы.
Базовый уровень
– как приспособились растения и животные к жизни в степи?
Повышенный уровень
Сравните растения и животных широколиственных лесов и тайги
Высокий уровень
На конкретном примере докажите существование связи между условиями обитания и особенностями растений и животных выбранной вами зоны.
Задание 2.Используя представленные учителем иллюстрации составьте схему « Что дают человеку растения» в картинках.Обсудите полученные результаты.
( работа в парах)
? ? ?
Вывод :А ) пища б)Топливо, строительный материал в)пастбища и сенокосы г) лекарственные растения
ИТОГ УРОКА
А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.
Базовый
А)Тест (индивидуальная работа)
Б) Повышенный - кроссворд
В) Повышенный – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры.
Рефлексия 2 мин
Учиться оценивать свою работу на уроке.
Оцените себя по критериям:
-я знаю особенности природной зоны …..
- я знаю особенности природной зоны ……… и могу объяснить причины;
-я знаю особенности природной зоны ………, могу объяснить причины и научит
Самоанализ и самооценка ученика
- Какое задание больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание вызвало затруднения? Почему?
- Что нового узнали на уроке?
- Что вспомнили?
- Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Домашнее задание:
Базовый уровень: стр 136 игра
Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные( растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест
- Тайга - это:
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
2.Наибольшую площадь в России занимает зона:
а) арктических пустынь
б)тундр
в) тайги
г) лесов
3. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
пихта | |
берёза | |
кедр | тайга |
липа | |
сосна | смешанный и широколиственный лес |
дуб | |
клён |
4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:
а) теплее;
б) почва богата питательными веществами;
в) больше выпадает осадков.
- Растительный мир зоны степей представлен:
а) злаками и разнотравьем
б) мхами и лишайниками
в)кустарниками
Кроссворд « Леса умеренного пояса»
По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.
2. Хищный зверь.
4. Травоядное животное, грызун.
6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.
По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.
5. Дикая свинья.
7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.
8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках.
Кроссворд «Леса умеренного пояса»
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
5 | 6 | |||||||
4 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"
В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...
Лабораторная работа Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
Данную лабораторную работу провожу в контексте темы: Общие принципы клеточной организации....
Растительный и животный мир России.
Цель урока: I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...
Растительный и животный мир России.
Конспект урока....
Растительный и животный мир России.
Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....
Растительный и животный мир России.
Растительный и животный мир России. Цель урока: I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...
"Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток"
Урок носит практический характер и предполагает проведение лабораторных работ: виртуальной (для ознакомления учащихся с правилами приготовления микропрепарата) и с натуральными объектами (для в...