Растительный и животный мир умеренных поясов
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Конспект урока по географии для 5 класса, где детям даются первичные представления о природных зонах и их природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_umerennykh_poyasov.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Растительный и животный мир умеренных  поясов

ФИО (полностью)

Моисеева Антонина Федоровна

Место работы

МБОУ- лицей № 10

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

 Биосфера. Номер урока в теме 3

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.

Цель  урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей  умеренного пояса.Способствовать  приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга»,  лиственные леса».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных  умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

метапредметные–  Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся –   индивидуальная, парная, групповая.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь,  тайга, лиственные леса.

Необходимые технические средства

  1. Интерактивная доска
  2. Учебник
  3. Атлас
  4. Карта полушарий.  Физическая карта России

Используемые ЭОР:

http://rutube.ru/tracks/3470758.html

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.( 1 мин)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Пожелайте друг другу удачи.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности( 7 мин)

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

-Какой раздел  мы сейчас изучаем?

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще  один тепловой пояс.

-послушайте отрывок .

(Николай Матвеевич Грибачев  «Сказки про зайцаКоську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.( Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?( Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?( В умеренном.)

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.

 Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».

-Ну а теперь попробуем сформулировать  тему сегодняшнего урока

-Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим  план исследования.

 1. Месторасположение на карте.

 2. Климат  природных зон  умеренного пояса.

 3. Растительный мир  умеренного пояса.

 4. Животный мир  умеренного пояса

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах?

Этап 2. Изучение нового материала. 10мин

На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Почвы

Растения

Животные

степи

Центральная часть Евразии-поперечное простирание, центральная часть С. Америки-меридианальное простирание, юг Ю. Америки

Климат жаркий и сухой, отличается резкими перепадами темпер. дня и ночи, зима суровая.

черноземы

Лиственные леса

Евразия-юго-западная часть, С. Америка-восточное побережье.

Умеренно теплый с мягкой зимой и значительным количеством осадков

Бурые лесные

тайга

Евразия-севернее от лиственных лесов и степей, С. Америка-севернее лиственных лесов и степей

Умеренно теплое лето и холодная зима, избыточное увлажнение

подзолистые

1 группа. Даёт характеристику зоны степей

2 группатайги

3 группалесов

Обсуждение результатов работы.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка.  2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

5. Первичная проверка понимания(3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

  1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.(тайга)
    2.  Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.(экваториальные леса)

    3. Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это …   (Степь).  

  1. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.(лиственные леса)

6.Включение нового  знания в систему знаний и повторение.(8мин)

Задание 1.  Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 И выданные вам гербарии растений. Ответьте на вопросы.

Базовый уровень

 – как приспособились растения и животные к жизни в  степи?

Повышенный уровень

 Сравните растения и животных широколиственных лесов и тайги

Высокий уровень

На конкретном примере докажите существование связи между условиями обитания и особенностями растений и животных выбранной вами зоны.

Задание 2.Используя представленные учителем иллюстрации составьте схему « Что дают человеку растения» в картинках.Обсудите полученные результаты.

( работа в парах)

            ?                              ?                 ?

Вывод :А ) пища   б)Топливо, строительный материал в)пастбища и сенокосы г) лекарственные растения

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

Базовый

 А)Тест (индивидуальная работа)

 Б)  Повышенный - кроссворд

В) Повышенный – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры
.

Рефлексия 2 мин

Учиться оценивать свою работу на уроке.

Оцените себя по критериям -я знаю особенности природной зоны  …..- я знаю особенности природной зоны ……… и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны ………, могу объяснить причины и научит

Самоанализ и самооценка ученика

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что вспомнили?
  • Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

 Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные( растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

  1. Тайга  - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2.Наибольшую площадь в России занимает зона:

а) арктических пустынь

б)тундр

в) тайги

г) лесов

  3. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта

берёза

кедр

тайга

липа

сосна

смешанный и широколиственный лес

дуб

клён

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

  1. Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.

2. Хищный зверь.

4. Травоядное животное, грызун.

6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.

По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.

5. Дикая свинья.

7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.

8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках
.

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

1

2

3

5

6

4

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леса умеренного пояса» 5 класс

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля и знакомитьс...

Растительный и животный мир умеренных поясов

Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тем...

Сценарий учебного занятия по географии 5 класс. Тема: "Растительный и животный мир умеренных поясов". Линия А.А.Летягин, И.В.Душина

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

Урок по учебному курсу «География», для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) по теме: "Климат. Растительный и животный мир тундры".

Урок по учебному курсу "География" , изучаемого на базовом уровне адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, с умеренной умственной отсталостью (VIII вид) 7 класс....

конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайгиЗАДАЧИ:1.      Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайг...

презентация "Леса умеренного пояса. Тайга"

презентация разработана к уроку в форме путешествия. В презентации использована красочная карта природных зон, по которой передвигается самолетик....

География 7 класс Проверочная работа по темам «Климатические пояса», «Реки и озера Земли», «Растительный и животный мир Земли», «Почвы».

Проверочная работа позволяет выявить уровень знаний по темам "Климатические пояса",  "Реки и озера Земли", "Растительный и животный мир Земли", "Почвы" по ...