Рабочая программа по праву для 10 кл автор учебника Е.А.Певцова
рабочая программа по праву (10 класс)
Рабочая программа по праву для 10 кл автор учебника Е.А.Певцова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pravo_10_kl.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартам основного общего образования по обществознанию, утвержденным приказом Министерства науки России от 17.12.2010г №189 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011г №19644)
на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по праву, (протокол от 8 апреля 2015г №1/15 федерального методического объединения по общему образованию)
и авторской программы к предметной линии учебников под редакцией Певцова Е.А. «Право. Основы правовой культуры» 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт.-сост. Е.А. Певцова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», (Инновационная школа).
Программа рассчитана на 70 ч (1 час в неделю), ), но в соответствии с учебным планом МБОУ Камышевской СОШ на 2020-2021 учебный год (рассмотрен на педсовете протокол №1 от 29.06.2020 г. утвержден приказом от 27.08.2020 №203 «Об утверждении учебного плана») в связи с фактическим количеством учебных дней, с учетом годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год (утвержден приказом №202 от 26.08.2020г по МБОУ Камышевской СОШ «Об утверждении учебного календарного графика на 2020-2021 учебный год»), расписания занятий обеспечено выполнение рабочей программы за 70 ч.
Выбран учебник «Учебник для 10 класса. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. - М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2014.
- Раздел. Цели и задачи курса.
Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. В 10 классе они приобретают знания о роли права в жизни человека и общества, теоретических основах права как системы, правоотношениях и правовой культуре, государстве и праве, правосудии и правоохранительных органах. В 11 классе приобретают знания о различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном и др.).
Основные содержательные линии рабочей программы по праву в 10 классе (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: роль права в жизни человека и общества, теоретические основы права как системы, правоотношения и правовая культура, государство и право, правосудие и правоохранительные органы. Основные содержательные линии в 11 классе отражают ведущие и социально-значимые проблемы юридической науки и практики. К ним относятся: гражданские правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; жилищное право; гражданское право; семейное право; уголовное право; административное право; трудовое право; международное право; юридическое образование.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие
нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. Основные содержательные линии рабочей программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации
прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями; овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.
В качестве основных задач на уроках права ставятся следующие:
- способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;
- расширить возможности правовой социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
- овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
- научить выпускников самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, давать характеристику содержания текстов нормативных актов;
- сформировать умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.
- Раздел. Содержание курса
Часть 1 (10 класс) 68 часов
Вводный урок. Курс «Основы права», его структура и особенность
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян.
Тема 2. Теоретические основы права как системы
Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права.
Тема 3.Правоотношения и правовая культура
Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура.
Тема 4. Государство и право
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства.
Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба
Резервные часы
- Раздел. Планируемые результаты изучения курса
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты изучения обществознания
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве)
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности ,формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- критически оценивать содержание и форму текста.
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• объяснение роль политики в жизни общества;
• различение и сравнение различныех форм правления, иллюстрирование их примерами;
• характеристика форм государственно-территориального устройства;
• знание различных типов политических режимов, их основных признаков;
• раскрытие на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• знание признаков политической партии, раскрытие их на конкретных примерах;
• знание различные форм участия граждан в политической жизни.
• характеристика государственного устройства Российской Федерации, органов государственной власти страны, их полномочий и компетенций;
• объяснение порядка формирования органов государственной власти РФ;
• объяснение и конкретизация примерами смысла понятия «гражданство»;
• иллюстрарация примерами основных прав и свобод граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• характеристика конституционных обязанностей гражданина.
• аргументированное обосновывание влияния происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использование знаний и умений для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
4. Раздел. Учебно-тематический план
№ | Название разделов Авторской программы | Количество часов рабочей программы |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 8 часов |
2. | Теоретические основы права как системы | 14 часов |
3. | Правоотношения и правовая культура | 12 часов |
4. | Государство и право | 26 часов |
5. | Правосудие и правоохранительные органы | 7 часов |
6. | Повторение по курсу «Право.10 класс». | 3 часа |
Итого: | 70 часов |
5. Раздел. Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы. | Кол-во часов. | Дата | Примечание |
Роль права в жизни человека и общества. | 8 ч. | |||
1 | 1.Значение изучения права. Система юридических наук. | 1ч. | 1.09 | |
2 | 2. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. | 1ч. | 2.09 | |
3. | 3. Теория происхождения права. Закономерности происхождения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. | 1ч | 8.09 | |
4. | 4. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. | 1ч. | 9.09 | |
5. | 5.Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. | 1ч. | 15.09 | |
6. | 6. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. | 1ч. | 16.09 | |
7. | 7. Практическая работа по теме «Роль права в жизни человека и общества». | 1ч. | 22.09 | |
8. | КОУ по теме «Роль права в жизни человека и общества». | 1ч. | 23.09 | |
Теоретические основы права как системы. | 14ч. | |||
9. | 1. Понятия и системы права. Правовая норма и её характеристика. | 1ч. | 29.09 | |
10. | 2.Классификация норм права, структура правовой нормы. | 1ч. | 30.09 | |
11. | 3.Способы изложения норм права в нормативных актах. | 1ч. | 6.10 | |
12. | 4.Институты права. Отрасли права. | 1ч. | 7.10 | |
13. | 5.Методы правового регулирования. | 1ч. | 13.10 | |
14. | 6.Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая практика. | 1ч. | 14.10 | |
15. | 7.Источники права. Правовой обычай. | 1ч. | 20.10. | |
16. | 8.Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. | 1 ч. | 21.10 | |
17 | 9.Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. | 1ч. | 27.10 | |
18. | 10.Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. | 1ч. | 28.10 | |
19. | 11.Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права. | 1 ч. | 10.11 | |
20. | 12.Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права. | 1ч. | 11.11 | |
21. | 13.Практическая работа Теоретические основы права как системы». | 1ч. | 17.11 | |
22. | КОУ по теме «Теоретические основы права как системы». | 1ч. | 18.11 | |
Правоотношения и правовая культура. | 12ч. | |||
23. | 1.Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. | 1 ч. | 24.11 | |
24. | 2.Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. | 1ч. | 25.11 | |
25. | 3.Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. | 1ч. | 1.12 | |
26. | 4.Функции юридической ответственности. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1ч. | 02.12 | |
27. | 5.Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Особенности административной юрисдикции. | 1ч. | 8.12 | |
28. | 6.Обстоятельства, исключающие преступность деяния. | 1 ч. | 9.12 | |
29. | 7.Правовое сознание и его структура. | 1ч. | 15.12 | |
30. | 8.Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. | 1ч. | 16.12 | |
31. | 9.Понятие правовой системы общества. | 1ч. | 22.12 | |
32. | 10.Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. | 1ч. | 23.01 | |
33. | 11.Практическая работа по теме Правоотношения и правовая культура». | 1ч. | 29.01 | |
34. | КОУ по теме «Правоотношения и правовая культура». | 1ч. | 12.01 | |
Государство и право. | 26ч. | |||
35. | 1.Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. | 1 ч. | 13.01 | |
36. | 2.Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства | 1 ч. | 19.01 | |
37. | 3.Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. | 1 ч. | 20.01 | |
38. | 4.Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. | 1 ч | 26.01 | |
39. | 5.Признаки государства. Сущность государства. | 1ч. | 27.01 | |
40. | 6.Функции государства. Виды функций государства. | 1 ч. | 2.02 | |
41. | 7.Формы государства и её элементы. | 1 ч. | 3.02 | |
42. | 8.Монархия как форма правления. | 1 ч. | 9.02 | |
43. | 9.Республика как форма власти. | 1 ч. | 10.02 | |
44. | 10.Государственное устройство. Политический режим. | 1ч. | 16.02 | |
45. | 11.Государственный механизм и его структура. | 1 ч. | 17.02 | |
46. | 12.Государственный орган и его признаки. | 1 ч. | 24.02 | |
47. | 13.Глава государства. | 1 ч. | 2.03 | |
48. | 14.Законодательная власть. | 1 ч. | 3.03 | |
49. | 15.Исполнительная власть. | 1 ч. | 9.03 | |
50. | 16.Судебная власть. | 1 ч. | 10.03 | |
51. | 17.Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. | 1 ч. | 16.03 | |
52.. | 18.Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. | 1 ч. | 17.03 | |
53. | 19.Конституция РФ – Основной закон страны. Конституционное судопроизводство. | 1ч. | 30.03 | |
54. | 20.Структура Конституции РФ. | 1 ч. | 31.03 | |
55. | 21.Эволюция понятия «гражданство». | 1 ч. | 6.04 | |
56. | 22.Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. | 1ч. | 7.04 | |
57. | 23.Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. | 1 ч. | 13.04 | |
58. | 24.Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РФ. | 1 ч. | 14.04 | |
59. | 25.Практическая работа по теме «Государство и право». | 1 ч. | 20.04 | |
60 | КОУ по теме «Государство и право». | 1ч. | 21.04 | |
Правосудие и правоохранительные органы. | 8 ч. | |||
61 | 1.Защита прав человека в государстве. Судебная система. | 1 ч. | 27.04 | |
62. | 2.Конституционный Суд РФ. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. | 1 ч. | 28.05 | |
63. | 3. Правоохранительные органы РФ. 4. Прокуратура и её деятельность. | 1 ч. | 4.05 | |
64. | 5. Органы Федеральной службы безопасности РФ. | 1 ч. | 5.05 | |
65. | 6. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальных связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи. Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. | 1 ч. | 11.05 | |
66. | 7. Итоговая контрольная работа по курсу «Право.10 класс». | 1 ч. | 12.05 | |
676869 70 | Повторение и обобщение изученного материала по курсу «Право.10 класс». | 1 ч. | 18.05 19.05 25.05 26.05 |
6. Раздел. Требования к уровню подготовки
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать систему и структуру права, современные правовые системы;
общие правила применения права; содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь характеризовать:
право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения
наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах); осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Требования направлены на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).
7. Раздел. Система оценки достижения планируемых результатов изучения
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя или если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации или если проблема не раскрыта, или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Критерии оценивания письменных работ тестового характера.
В работах такого характера исправляются все ошибки, учитываются только ошибки на заранее оговоренные грамматические, лексические и орфографические трудности.
«5» - 100-90% правильных вариантов
«4» - 89-70% правильных ответов
«3» - 69-50% верных вариантов
«2» - ниже 50%
8. Раздел. Учебно-методическая литература
Используемый УМК:
1. Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
2. Певцова Е.А. Козленко И.В. Право: Основы правовой культуры Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений– М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
Источники:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конституция РФ.
- Европейская Конвенция о правах человека.
- Международный пакт об экономических социальных и культурных правах.
- Международный пакт о гражданских и политических правах.
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
- Закон РФ «Об образовании».
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Административный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович
В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев
В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....
рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович
содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...
рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян
содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...
рабочая программа по геометрии 11 класс автор учебника Л.С. Атанасян
рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала....
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....