Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века
методическая разработка по праву (9 класс) по теме

Кожакова Наталья Георгиевна

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_cheloveka-9kl..doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока 9класс на тему:

Права человека и реалии ХХ века.

Тип урока:  Интегрированный урок (история + право).

Форма урока: урок - практикум

Цели урока:

                            Подвести учащихся к пониманию о необходимости принятия  Всеобщей Декларации прав человека и Конституции России, где главной ценностью является - ЧЕЛОВЕК, его права и свободы; усвоить значение этих статей, а так же на основе исторических фактов проследить их соблюдение.

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах человека.

Воспитательные:

Изучая историю нашей Родины, развить у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а так же воспитать у учащихся патриотизм, и уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

Развивающие:

Продолжать развивать работать с тезаурусом, с историческими документами. Развивать мыслительные способности учащихся, умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Основные понятия:

                                     Декларация, Конституция, право человека,

                                     свобода человека, нацизм, расизм, апартеид,

                                     геноцид.

Оборудование урока:

                                    Статьи Всеобщей декларации прав человека,                              

                                    Конституцию России на каждую парту.

                                    Оформление стенда « ХХ век- век преступлений

                                    и катастроф», видеоматериалы о концлагерях, о

                                    репрессированных советских гражданах, статис-

                                     тические данные о жертвах террористических

                                    актов.

Оформление доски:

                                          Тема урока; эпиграф: «…Жестокость не

                                    совместима ни с какими нормами и принципами.

                                    Она вне пределов человеческого понимания. Из

                                    – за нее так много мученников в этом мире»

                                    Равенсбрюкская молитва; план изучения новой

                                    темы; понятия.

План урока:

                                          1. Экспресс- опрос.

                                    2. Причины создания ООН и Всеобщей

                                        декларации прав человека.

                                    3. Конституция России- права и обязанности

                                        Человека и гражданина.

                                    4. Права человека это миф или реальность?

                     

Ход урока

В начале урока проводится экспресс- опрос, составленный на основании заданий ЕГЭ, относящихся к периоду 1900- 1945 гг.

Учитель. Исходя из названия темы сегодняшнего урока, определите его цель, и объясните  смысл выбранного эпиграфа.

Ученики по наводящим вопросам учителя формулируют цель урока. Эпиграф не случаен, ибо нарушение прав человека связано именно с жестокостью, понять которую просто не возможно, да и не надо.

Учитель. Итак, на сегодняшнем уроке нам предстоит на основе исторических событий определить  причины, повлиявшие на  необходимость  принятия Декларации. Для плодотворной работы на уроке давайте обратимся к тезаурусу (сформулируем основные термины и понятия, вспомним даты).

Ребята вспоминают о прошедших событиях 1 половины ХХ века, явившихся причинами принятия Декларации:

  1. Русско-японская война (27 января 1904- 27 июня 1905 гг.), в которой участвовало 2,5 млн. чел. и запас 3.5 млн. чел.
  2. Первая Мировая война (19 июля 1914-1918гг.)- 38 государств  численностью 650038810 млн. чел, где впервые использовался химический опасный газ «Циклон». Россия потеряла 7,4 млн. чел, 3,4 млн. чел. попало в плен. Две революции, Гражданская война – где ценность человеческой жизни упала до нуля. Человеческие потери составили от 12 до 15 млн. Люди лишены права на добровольный выбор труда, принудительно переводились из одной организации в другую. Огромное количество советских граждан было уничтожено и отправлено в лагеря во время репрессий 30-х годов.
  3. Советско-финская война (30.11.1939- 13.03. 1940 гг.)- 392 тыс.

Чел. личного состава, безвозвратно 127 тыс. чел.

  1. Вторая Мировая война (1.09.1939-2.10.1945 гг.)- 72 гос - ва 55 млн. чел, потери России 27 млн. чел,  впервые использовалось ядерное оружие, послужившее одной из главных причин начавшейся холодной войны в будущем. Американские бомбардировщики стерли с лица земли японские города Хиросима и Нагасаки, результат этого варварского эксперимента- 200 тыс. мирных жителей погибли.
  2. Зверства нацистов - создание концлагерей 15 (Освенцим - от 180 до 250 тыс. чел, Бухенвальд – от5300 до 9000 заключенных), целой индустрии уничтожения, но мало было убить, уничтожить – было создано целое производство по переработке трупов…

Просмотр видеоматериала о концлагерях.

Учитель. Для того чтобы не повторились события, о которых мы только, что говорили, была создана международная организация, учрежденная на основе добровольного объединения суверенных государств в целях  поддержания и упорядочения международного мира и безопасности, а так же мирного сотрудничества между государствами. Назовите эту организацию?

Учащиеся. Это ООН- Организация объединенных наций, созданная в 1945 г.                                                                  

 Учитель. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека. Создание ООН и принятие Декларации было жизненно необходимо т.к. нужно было положить конец всем зверствам, которым подверглось человечество. Люди устали от войн, хотелось мира. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов. Даем определение, записываем в колонку с понятиями – декларация это официальное программное заявление, право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять, свобода человека – это отсутствие каких- либо ограничений, стеснений в чем-то.

  СССР, как известно, подписал Всеобщую декларацию прав человека; интересно, что до горбачевской перестройки текст этой Декларации в нашей стране не публиковался (за исключением малотиражных изданий для служебного пользования). Не менее интересно, что выступавший в ООН небезызвестный А.Я.Вышинский – вероятно, неплохо осведомленный о существовании колымских и прочих лагерей – ставил в пример международному сообществу Советский Союз, где права человека якобы соблюдаются куда лучше, чем в западных демократиях. Это все факты почти анекдотические, трагифарсовые; тем не менее, показательно, что сталинский режим, а затем и последующие коммунистические правительства СССР считали необходимым прибегать к такому лицемерию и к беззастенчивой лжи, хотя было ясно, что никто не поверит в полное и окончательное осуществление прав человека в отдельно взятой за горло стране.

Как я уже сказала, до горбачевской перестройки текст Декларации в нашей стране не публиковался, но у нас есть прекрасная возможность с ним познакомиться.

Ученики разбирают, выделяют статьи, относящиеся к политическим правам, гражданским, экономическим, социальным и культурным.

       Во многих странах права человека в наиболее полном виде зафиксированы в конституциях. Россия в данном отношении не является исключением. В Конституции РФ (12.12.1993 г.) правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему 2-я глава. Специалисты- правоведы считают, что эта глава - самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции. Помимо прав и свобод в Конституции закреплены и обязанности гражданина России: защищать Отечество, нести военную службу, охранять природу, платить налоги.

Далее учащиеся работают со 2 главой Конституции, где особое внимание уделяют статьям с 17, 19 по 25, 27, 28, 35, 38, 49 – это основные  гражданские прав;, ст. 46, 47, 48, 51, 53 – это процедурные гражданские права, защищают права человека, попавшего в острые, тяжкие, экстремальные ситуации.

 Во время разбора статей учащиеся, приводя конкретные примеры из истории государства, а так же из жизненных ситуаций, приходят к выводу о том, что в большинстве случаев они не соблюдаются. Ст. 20 - право на жизнь, ст. 21 -   никто не должен подвергаться пыткам и насилию, другому жестокому или уничижающему человеческое достоинство обращению или наказанию – здесь ребята говорят о терроре (устрашение противника путем физического насилия, вплоть до уничтожения, терроризм – это практика террора): сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 г. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека. В 80 – 90 гг. ХХ столетия он уже стал явлением мирового масштаба, совокупный бюджет которого составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл.  

Ребята рассматривают данные о стоимости услуг террористов.

Перечисляем трагические события: 1.1995 г. – от химической атаки в токийском метро пострадало 5 тыс. чел.

 2. 1999 г. – взрывы городских домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске.

 3. 2001 год 11 сентября с промежутком в пол часа рухнули обе 110 – этажные башни Всемирного торгового центра в г. Нью-Йорке – 3000  погибли, более 4000 ранены.

 4. 23 октября 2002 г. произошел захват более 700 заложников в театральном центре на Дубровке – 129 человек погибли и. д. В России за последние 10 лет, 16 раз объявлялся траур, из них 9 в связи с событиями, имевшими  «чеченский след».

      От рук наемных убийц погибли известные деятели политики, культуры, здравоохранения такие как: корреспондент «Московского комсомольца» Дмитрий Холодов, тележурналист ОРТ Владислав Листьев, вице- губернатор  Санкт- Петербурга Михаил Маневич, певец Игорь Тальков, депутат Гос. Думы Галина Старовойтова, пластический хирург В.Лапутин и многие, многие другие.

     Нельзя не упомянуть о « неуставных отношениях» в армии, в результате – искалеченные на всю жизнь молодые парни.

Работая со ст. 28 – 33, относящимися к политическим правам, ребята отмечают  резкое увеличение количества партий, где вступление не должно быть основано на принуждении.                                                          Ст. 32, 33 – участие в делах государства, популярной формой является референдум (это всенародное голосование). Хотелось бы пожелать, чтобы проводимые в государстве выборы были честными.

Работая с экономическими правами (ст. 34, 35.2  - 36) говорим,  что законы о поддержке малого и среднего бизнеса остались на бумаге, в действительности же, необходимость « выжить», заставляет предпринимателя изворачиваться, идти на хитрость, переступать закон.

 

Социальные права (ст.37 – 40), призваны поддержать существование человека в основных общественных сферах. О соблюдении этих прав ребята спорят т.к. здесь идет частичное соблюдение, иначе не было бы безработицы, нищенской пенсии, мизерных детских пособий, каждый гражданин своей страны имел бы квартиру.  

Социально- культурным правом является право на образование (ст.43), собственно культурное право – на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44).

Ст. 43 включает принципы бесплатности, общедоступности полного и среднего образования, на деле же мы сталкиваемся с коммерциализацией образования, где возможность родителей платить за обучение детей снижается по мере ухудшения материального положения, а у некоторых ее вообще нет.

Ст. 44 – понятие интеллектуальной собственности у нас долго не признавалось. Это было выгодно государству, которое присваивало результаты труда изобретателей, ученых, писателей, художников, музыкантов, актеров и др. В настоящий момент государство ведет борьбу с «пиратством», контрабандой, но не на достаточно высоком уровне.

Нарушение прав и свобод человека столь же многообразны, как и его жизнь и деятельность. Есть жестокие, циничные, варварские нарушения, о них мы с вами говорили, но это еще не все зверства, которые учиняют над Человеком. Определение понятий записываем в тетрадь – это геноцид (убийство, направленное против национальной или этнической группы в целом); апартеид (крайняя форма расовой дискриминации); расизм (преобладание одних рас над другими); нацизм (идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим).

     Учитель (подводит итог урока).                                                                      За достаточно банальным понятием « нарушение прав человека» не только горы трупов, страдальческие глаза детей и стариков,  «наказанные народы», но и миллионы спившихся от безысходности, тоски по свободе, от бессильной обиды людей, сотни тысяч несбывшихся творческих судеб, невостребованных талантов. За этим понятием стоит ограбленная культура, духовность.

Власть злоупотребляет феноменальным терпением нашего народа. Это будет продолжаться до тех пор, пока трудящиеся веско и упорно не заявят о своем желании жить достойной жизнью в стране, изобилию ресурсов которой удивляются иностранные эксперты. Заявить же о своих правах мы сможем тогда, когда научимся уважать самих себя, когда повысится правовая и политическая культура, накопится опыт участия в политической жизни, когда избиратели перестанут клевать на дешевую удочку популистских лозунгов и станут голосовать за честных, совестливых политиков, искренне пекущихся о народном благе.        

 

 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Методическая разработка урока "Революционное народничество в 60 - 70-х гг. XIX" века 8 класс

Разработка урока по истории России 8 класс по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века»

laquo;Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века» представляет собой одно из занятий тематической недели «Погружение в XIX век», которая проводится в ИТШ № 777 с 1 по ...


 

Комментарии

Кожакова Наталья Георгиевна

Комментарий Аушевой Е.Г. 09.05.2012 - 09:32 Уважаемая Наталья Георгиевна, Уважаемая Наталья Георгиевна, представленные нам материалы свидетельствуют о наличии системы духовно-нравственного воспитания в вашей педагогической деятельности, что очень важно в наше время, когда молодежь все чаще проявляет духовную и морально-нравственную опустошённость. Я вас поддерживаю!