Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Васильева Галина Владимировна
  • Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных стандартами первого поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya_po_teme.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Право на труд. Трудовые правоотношения»

Цели урока:

  1. Подвести учащихся к выводу  о важности труда. Сформировать знания об особенностях регулирования труда несовершеннолетних.
  2. Формировать умение анализировать юридические документы, материалы периодической печати, сайтов в интернете.
  3. Развивать через интерактивные задания и групповые формы работы коммуникативную компетенцию; через выполнение заданий по поиску и отбору информации – ИКТ-компетенцию. Развивать монологическую речь учащихся, учить аргументировано излагать собственную точку зрения.

Оборудование: Мультимедийный проектор и презентация по теме урока, задания для групповой интерактивной работы на магнитной доске; Трудовой кодекс Российской Федерации и кейс-материалы (фрагменты из Трудового кодекса) для работы в парах; Иркутская областная газета  «Из рук в руки» с вакансиями работодателей на текущий момент для групповой работы; компьютеры с выходом в Интернет; учебник «Обществознание»УМК Л.Н. Боголюбова; сборник тестовых заданий.

Основные понятия: Трудовые правоотношения; работник, работодатель, трудовой договор, трудовая книжка, рабочее время; безработица.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этапы урока

Мотивирование к учебной деятельности

  1. Прослушайте информацию, и определите, о  чём будем говорить на уроке?

(Открывается слайд презентации с темой учебного занятия)

  1. Кому интересна тема? Давайте проголосуем, сколько человек считает, что знания , полученные на занятии нужны  в дальнейшей жизни?
  2. Кто считает иначе?
  3. Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока, возможно, вы измените своё мнение.

1. Ученик зачитывает отрывок из публикации из газеты «СМ Номер один» от 12 . 09. 2014 г статья «Как куются кадры» Анны Вежиной «Молодой сантехник на собственной новенькой машине, который нарасхват в своём ТСЖ, и выпускник экономического факультета вуза, работающий продавцом и имеющий только смартфон, купленный в кредит, - такие перекосы в последние десятилетия встречаются, увы, часто»

1.Актуализация опорных знаний. (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии)

2. Выявление места и причины затруднения.

Я предлагаю определить уровень практических знаний. Давайте попробуем вместе составить таблицы соответствия.

Проверка выполнения по эталону, обсуждение затруднений.

Интерактивные задания:

  1. Составить таблицу соответствия:

Понятия

Определения

1. Безработный

А. Добровольное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по его трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию и соблюдать

правила внутреннего распорядка.

2.Трудовой договор

Б. Лицо, не имеющее работы и  постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости.

3.Трудовые отношения

В. Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

4.Профсоюз

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность.

5. Социальное партнёрство

Д.Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности.

6.Трудовая книжка

Е. Объединение работников предприятия для защиты своих интересов, предусмотренное Трудовым законодательством.

Ответы: 1-Б; 2- А; 3-Д; 4-Е;5 – В; 6- Г

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Какие документы регламентируют трудовые отношения в Российской Федерации?

Работа с Конституцией Российской Федерации и с текстом учебника, с. 146.

Задание: выстроить документы, указанные в учебнике, по рейтингу. Аргументируйте, почему так построили список документов, выстроить список на магнитной доске.

Эталон: 1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1973 г.

2. Конституция Российской Федерации

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 2001г., введён в действие в 2002 г.

4. ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»

5. ФЗ «О занятости населения» и др.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление кластеров по  Трудовому кодексу: Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены), Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора, Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет, Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет, Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет, Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора.

Рабочий лист 1, 2. Работа в парах: составление кластеров на основе анализа статей Трудового кодекса Российской Федерации.

3.Включение в систему знаний и повторение

  1. Решение практических правовых задач

1.Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала.

Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

(Нет, работа в подобных заведениях, которые могут отрицательно влиять на нравственность подростка, запрещена ТК (ст. 256)

2.Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.

Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

(Нет. Ночная работа запрещена для несовершеннолетних ст. 265 ТК)

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования.

Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?

(Нет, не хватает медицинской справки о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Ст.266 ТК)

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам  по истечении шести месяцев непрерывной работы.

Права ли администрация завода?

(Администрация не права, т.к. несовершеннолетний работник может получить ежегодный оплачиваемый основной отпуск в удобное для него время Ст. 267 ТК) 

5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов  в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.

 (Неправ мастер. Норма рабочего времени для несовершеннолетних 16 лет составляет 7 часов не зависимо от должности несовершеннолетнего. Ст 94 ТК)

Результаты выполнения индивидуального задания группой № 5.

Можно ли считать данные этого рейтинга объективными по всей стране?

Демонстрация слайда с результатами рейтинга по Иркутской области.

Поиск в Интернете рейтинга самых востребованных специальностей, ознакомление класса с результатом поиска.

При наличии времени:

Задание группам проанализировать материалы газеты рекламных объявлений по г. Иркутску и Иркутской области, определить, в ком нуждаются работодатели.

Работа с документами, выводы по газетам.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

4.Домашнее задание

Домашнее задание предлагается на выбор:

  1. П. 17, проработать терминологию, ответить на вопросы.
  2.  П. 17, проработать терминологию, ответить на вопросы устно выполнить  задания, с. 153
  3. Составить самостоятельно  трудовой договор воображаемого работника и работодателя.


Рабочий лист 2  Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

  1. Труд несовершеннолетних запрещается применять на следующих работах:

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Медицинский осмотр
  1. Обязателен ли при первичном приёме на работу?

  1. Как часто проводится?

  1. Кто оплачивает?

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
  1. Какова продолжительность отпуска?

  1. В какое время предоставляется?

  1. Какие категории работников могут быть привлечены к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и праздничные дни?

  1. Продолжительность рабочего времени

15-16 лет -

16-18 лет  -

14-16 лет (для учащихся общеобразовательных  и др. учреждений в свободное от учёбы время) -

16-18 лет (для учащихся общеобразовательных  и др. учреждений в свободное от учёбы время) -

  1. Какие документы обязан предъявить работник при заключении трудового договора?

Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
  • для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справку о наличии (отсутствии) судимости (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

  • Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
  • Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
  • Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

  • Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
  • Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

  • Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 267 ТК РФ
  • Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

  • Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

  • Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 269 ТК РФ
  • Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_56.html#p5085

Понятия

Определения

1. Безработный

А. Добровольное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по его трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию и соблюдать

правила внутреннего распорядка.

2.Трудовой договор

Б. Лицо, не имеющее работы и  постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости.

3.Трудовые отношения

В. Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

4.Профсоюз

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность.

5. Социальное партнёрство

Д.Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности.

6.Трудовая книжка

Е. Объединение работников предприятия для защиты своих интересов, предусмотренное Трудовым законодательством.

1

2

3

4

5

6

б

а

д

е

в

г

Задачи по трудовым правоотношениям

Группа 1

1.Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала.

Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

Группа 2

2.Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.

Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

Группа 3

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования.

Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?

Группа 4

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам  по истечении шести месяцев непрерывной работы.

Права ли администрация завода?

Группа 5

5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов  в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"

Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важ...

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания  в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...