Методическая разработка урока по истории России в 11 классе Тема урока : Россия в 21 веке : выбор пути развития. Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 век. остаётся «белым» пятном в изучении событий истории. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков вызывает много трудностей с одной стороны . С другой стороны они интересны детям ,потому что они являются свидетелями этих событий. Эпиграф к уроку: Конец 20века снова поставил вопрос о путях развития страны. От всех нас зависит, удастся ли России избежать «великих потрясений». История, её верное осмысление, помогут всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию. Уткин А. И. Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: семинарское занятие. Ключевые слова урока: развал СССР, сверхдержава, демократический режим, рыночная экономика, Путин, Россия Цели урока: - 1.Проанализировать факторы, влияющие на путь развития страны, альтернативы и варианты развития РФ, показать варианты развития.
- 2. Формировать у учащихся умение логически излагать свою точку зрения, обучать правилам ведения дискуссии.
- 3. Формировать у учащихся умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон.
- 4. Продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции.
Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Учащиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Учитель проводит консультации с группами. Оборудование: политическая карта мира, таблицы со статистическими данными (подготовлены учащимися). Основные понятия: геополитика, однополярный, биполярный мир. План урока: - 1. Факторы, влияющие на выбор страной пути развития.
- 2. Альтернативы развития.
- 3. Варианты развития.
- 4. Противоречия развития.
- 5. Влияние внешних факторов на путь развития.
- 6. Заключительное слово учителя.
- 7. Домашнее задание.
Ход урока. 1. Факторы, влияющие на выбор страной пути развития. - 1) Экономические ( тяжёлое экономическое наследие СССР: развал экономики, разрыв устойчивых хозяйственных связей после развала СССР, переход к новой структуре экономики и т. д.).
- 2) Политические ( становление нового типа государственной власти, проблемы взаимоотношений центра и регионов, переход от однопартийной политической системы к многопартийной и т. д.)
- 3) Геополитические ( в каком мире мы живём : однополярном, биполярном, многополярном?).
Хантингтон, Фукуяма – однополярный мир. Путин – многополярный мир. Задание: Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте ответ. - 4) Природно-географические.
- 5) Этносоциальные.
- 6) Дополните другими факторами.
Выступают участники творческой группы. Могут дополнить или высказать свои предлоложения ребята из других групп. Они задают вопросы выступающим. Каждый учащийся должен подготовить по 4 вопроса выступающим . Часть вопросов озвучиваются , остальные сдаются учителю и оцениваются. Задание: Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее влияют на выбор пути развития?
2. Альтернативы развития. Рассказать, что ожидает Россию в каждом случае. Сравнить их. Выбрать предпочтительные. - 1) Восстановление статуса сверхдержавы.( На столах лежат памятки: « Критерии геополитического могущества» Спайкмана и « Признаки сверхдержавы». Учащиеся их анализируют и делают вывод, какую страну можно назвать сверхдержавой.
- 2) Реальное обретение статуса страны, без которой нельзя решать центральные вопросы мировой политики.
- 3) Самобытный путь.
- 4) Превращение во второразрядную страну, распад на небольшие государства.
- 5) Развитие в духе демократических ценностей.
- 6) Ориентация на Восток с учётом его перспектив.
- 7) Россия – лидер единого евразийского союза.
- 8) Россия – жандарм Евразии.
3. Варианты развития. Дома учащиеся пишут плюсы и минусы каждого варианта. В классе выбирают предпочтительный. В обсуждении принимают участие ребята из других групп. Завершается обсуждение голосованием. - 1) Воссоздание СССР при ведущей роли России.
- 2) Преобладание конфедеративных начал.
- 3) Демократический режим с рыночным регулированием экономики.
- 4) Социалистическая Россия.
- 5) Консолидация державы при ведущей роли центра.
4. Противоречия развития. Учащиеся характеризуют каждое противоречие, иллюстрируют примерами. - 1) Между провозглашенными каждой из политических сил целями и возможностями их реализации.
- 2) Разнонаправленность интересов социальных и политических сил.
- 3) К накопившимся проблемам добавляются новые, неизбежные при резких изменениях курса.
- 4) Несовпадение интересов регионов.
- 5)Болезни общественного сознания, завышенные ожидания.
5. Влияние внешних факторов на путь развития страны. Показать степень влияния каждого фактора. - 1) Вовлечение России в конфликты на ближних рубежах.
- 2) Зависимость от иностранных инвестиций.
- 3) Продвижение НАТО к границам России.
- 4) Нестабильность мировой экономики и финансов.
- 5) Неопределённость будущего СНГ.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а теперь давайте в нескольких словах охарактеризуем путь будущего развития России, как вы его себе представляете. Высказывания ребят из разных групп. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ слово учителя. В 21 век Россия вошла уверенной поступью, но путь этот весьма сложный. Нашей стране необходимо сделать выбор: определить путь развития, Определить более чётко свои национальные интересы и механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. России тяжело добиваться равноправного партнёрства с ведущими государствами мира. Важным позитивным историческим событием стало включение России в совет Европы в 1996г. Безусловно, по своему экономическому, научному потенциалу Россия – великая страна, хотя мировой сверхдержавой её ещё назвать нельзя. Россия – великая евразийская держава. Сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия. Важным достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится демократической страной, и будем надеяться, что с этого пути она не свернёт. ДОМАШНЕЕ задание: Сочинение – эссе «Россия, в которой я хочу жить.»(с использованием материалов семинара). КАРТА САМООЦЕНКИ Тема урока | Что удалось Что не удалось | дата | Оценка, заработанная мной | Оценка работы группы | | | | | | | | | | |
Список использованной литературы: - Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление(1953-1985).-М.,1991.
- Верт Н. История Советского государства.-М.,1994.
- Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы XX века – начале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений.- М.,2000.
- Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945 -1964.-М.,1993.
- От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным.-М.,2000.
|