Методическая разработка урока "Революционное народничество в 60 - 70-х гг. XIX" века 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Андреева Ольга Сергеевна

Разработка урока по истории России 8 класс по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Революционное народничество в 60 - 70-х гг. XIX века

и его идеология.

Цели:

1. образовательные: познакомить учащихся с идеями и их развитием радикального общественного движения 60-70-х гг., выяснить причины широкого развития революционного народничества;

2. развивающие: продолжить развитие навыков работы с документами, умений ставить и разрешать проблемы, анализировать и делать выводы, сравнивать, выделяя общее и различное в явлениях;

3. воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России XIX в.

УМК: 

1.Учебник «История России: XIX век. 8 класс» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

2. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России: XIX век. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006 год.

Оборудование и средства обучения

1. оформление доски: тема, эпиграф, понятия, план, домашнее задание;

2. портреты Бакунина, Лаврова, Ткачёва;

3. Задания для групповой работы: документы, памятка по работе в группе с текстом;

4. Мультимедиа презентация.

Основные понятия урока: народничество, идеология, радикальный, разночинцы, террор, анархизм.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: проблемный урок.

Методы урока: групповая работа, аналитическо-сравнительный, частично-поисковый.

План урока: 1. Общественные движения второй половины XIX века

2. Причины зарождения революционного народничества

3. Идеология революционного народничества 60-х –70-х гг.

Ход урока.


Эпиграф:

Все три пути одинаково целесообразны, все три деятельности одинаково необходимы для скорейшего осуществления народной революции.

П. Н. Ткачев.

  1. Мотивационная беседа.

СЛАЙД 1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим изучение общественных движений в России в XIX веке.

- Давайте вспомним, какие существовали общественные движения в первой половине XIX века?

СЛАЙД 2. Общественные движения в первой половине XIX века: консервативное (представитель граф С.С.Уваров «Теория официальной народности»), либеральное (представители «Западники», «Славянофилы»), революционно-демократическое (Социализм – А.И.Герцен, Н.П. Огарёв, Н.Г.Чернышевский).

СЛАЙД 3. Задача нашего урока: Продолжить изучение особенностей общественного движения во второй половине XIX века, рассмотреть, какие произошли изменения, и провести сравнительный анализ каждого направления.

  1. Изучение нового материала.

Общественные движения второй половины XIX века

- Ребята, скажите пожалуйста, какая реформа имела наиболее важное историческое значение при Александре II? (реформа отмены крепостного права)

- А как вы думаете, произошли ли изменения после этой реформы в общественных движениях? (да)

СЛАЙД 4. Общественные движения второй половины XIX века

- Давайте проанализируем: в консервативном направлении произошли изменения – нет, в либеральном – земское движение.

- Скажите, какое значение имела реформа, какой она носила характер? (Незавершенный, непоследовательный, медленный характер)

- Можно сказать, что цели, которые ставили общественные движения в первой половине XIX века, были реализованы в полной мере? (нет)

Поэтому появилась часть радикально настроенной интеллигенции (разночинцы), разочаровавшиеся и недовольные реформами, которые предлагали действовать более решительно, т.е. – радикально. Так во второй половине XIX века появилось новое направление – радикальное, представители которого получили название – народники.

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ (крестьянство), как реальную политическую силу для построения социализма.

- Проанализируйте, в чем отличие этих направлений? (Консерватизм – неизменность политического строя и быта, Либерализм – провозглашение демократических прав и свобод, введение конституции, изменение строя умеренным путем, путем реформ). А как называется метод решительных, скачкообразных, быстрых перемен и коренного изменения существующего строя? (революция)

Поэтому радикальное направление получило название – революционное народничество.

Народники считали народ (крестьянство) реальной политической силой и хотели эту силу сделать сознательной и организованной. Хотели поднять крестьян на революцию, которая дает возможность миновать стадию капитализма и основать строй на основе равенства и справедливости.

Предпосылки и причины зарождения революционного народничества

- Скажите, были ли основания и причины для создания революционно-народнического движения?

СЛАЙД 5. Предпосылки и причины зарождения революционного народничества.

  1. Деятельность Н.П.Огарёва, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского (их идеи легли в основу движения);
  2. Крестьянские выступления (1860г – 126 выступлений; 1861 – 1176 выступлений)
  3. Недовольство результатами крестьянской реформы, медлительностью, нерешительностью правительства при проведении реформ в жизнь, недовольство непоследовательным и незавершенным характером проводимых реформ;
  4. Деятельность первой тайной революционной организации «Земля и воля» 1861-1864 гг.

Идеология революционного народничества 60-х –70-х гг.

Во второй половине 60-х – 70-х гг. XIX века в народном движении выделялось 3 основных течения.

Ваша задача: прочитать документ, на основе документа вы должны определить особенность взглядов лидеров (цели) и методы достижения целей. Также у вас на столах имеется памятка по работе с документом. На работу с документом и обсуждение – 10 минут.

Направл.

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Лидеры

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876)

Петр Лаврович Лавров (1823-1900)

Петр Никитич Ткачев (1844-1885)

Особенности взглядов

Анархизм. Идеал – самоуправляемое общество, без государственной машины подавления личности, общинное владение землей

Справедливое социалистическое общество, основой которого выступает крестьянская община, коллективное владение землей, самоуправление

Построение социализма, принцип общинного владения и всеобщего равенства.

Замена старых государственных институтов новыми, революционными.

Методы

Призывал к стихийному бунту народа (крестьян) против самодержавия. Крестьянин по своей природе – бунтарь, он готов к революции, но разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция.

«Бунтарское» направление революционного народничества проявилось в середине 1870-х гг. в массовом «хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к немедленному восстанию.

Движущая сила революции – народ (крестьянство), но крестьянин не готов к ней. Поэтому революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку должно незначительное меньшинство «лучших людей», т.е. критически мыслящих личностей. С помощью пропаганды они должны просвещать народ и стремиться создать социализм.

Крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию, поэтому она должна принять форму гос.переворота. Осуществить его сможет лишь хорошо законспирированная организация революционеров. Для того чтобы переворот удался, следует с помощью террора нагнетать обстановку в стране.

III. Заключение

- Давайте определим, что общего и в чем различия этих трех течений народнического движения?

- Какие же изменения произошли в общественных движениях во второй половине 19 века, по сравнению с первой? Что означает эпиграф урока?

Общий вывод. Идеи Бакунина М.А., П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева способствовали развитию деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от политической обстановки усиливалось то или иное народническое течение.

Закрепление.

Тест. Оценки за урок. Домашнее задание.


1 группа – Бунтарское течение народничества.

Вопросы к тексту:

  1. Кто является идейным представителем бунтарского направления?
  2. Какие можно выделить основные взгляды и цели этого направления?
  3. Кто должен бороться против самодержавия и с помощью каких методов?

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876 гг.) - российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества, идейный представитель бунтарского направления народничества.

«Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, - это… общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству... Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись...»

Общественно-политическое течение, отрицающие государство и выступающее за уничтожение государственной власти, называется анархизмом.

«Крестьянин по своей природе – бунтарь, он готов к революции, но разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция… В таком положении что может делать наш умственный пролетариат? Она должна идти в народ... для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером... Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек - недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева...Поэтому выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно - более миролюбивое и подготовительного свойства; другое – боевое, бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы… В него мы верим и только от него ждем спасения.»

М.Бакунин «Государственность и анархия»

Памятка

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему, при этом распределив работу: кто на какой вопрос отвечает? – 5 минут
  2. Обсудите в группе прочитанный текст и сделайте вывод. – 5 минут

2 группа – Пропагандистское течение народничества.

Вопросы к тексту:

  1. Кто является идейным представителем пропагандистского направления?
  2. Какие можно выделить основные взгляды и цели этого направления?
  3. Кто должен осуществить подготовку революции и какими методами?

Идеологом пропагандистского крыла в народничестве стал Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.). Значительное внимание Лавров, в отличие от других народников, уделял проблемам подготовки революции, доказывая, что методом стихийного порыва, без серьезного подготовления социального взрыва успеха невозможно добиться. Он считал, что движущей силой революции для построения справедливого социалистического общества должен стать народ, но народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общественных форм», понять народные потребности, во-вторых, благодаря пропаганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ должен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропагандисты должны помочь становлению армии пропагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притеснительное государство возможно приобщение народа к широкому образованию и научному знанию. За подобные установки многие эмигранты упрекали Лаврова в «недостаточной революционности».

Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006 год.

Памятка

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему, при этом распределив работу: кто на какой вопрос отвечает? – 5 минут
  2. Обсудите в группе прочитанный текст и сделайте вывод. – 5 минут

5 группа

Прочитайте тексты и внимательно прослушайте выступления первых трех групп.

Ваша задача выделить отличительные черты во взглядах М.Бакунина (бунтарское направление), П.Л.Лаврова (пропагандистское направление), П.Н.Ткачёва (заговорщическое направление).

Ответьте на вопрос: какими методами пытались реализовать свои цели представители разных направлений народничества? Сделайте вывод.


3 группа – Заговорщическое течение народничества.

Вопросы к тексту:

  1. Кто является идейным представителем заговорщического направления?
  2. Какие можно выделить основные взгляды и цели этого направления?
  3. Кто и как должен осуществить революцию?

Воззрения П. Н. Ткачёва - идеолог заговорщического направления в народничестве.

Воззрения Ткачёва сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х годов XIX века. Он связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения и всеобщего равенства». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачёв считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, он считал, должна произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные. Поэтому революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и государственному перевороту, который может совершить только созданная тайная централизованная и законспирированная революционная организация. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора.

Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006 год.

Памятка

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему, при этом распределив работу: кто на какой вопрос отвечает? – 5 минут
  2. Обсудите в группе прочитанный текст и сделайте вывод. – 5 минут

4 группа

Прочитайте тексты и внимательно прослушайте выступления первых трех групп.

Ваша задача выделить общие черты во взглядах М.Бакунина (бунтарское направление), П.Л.Лаврова (пропагандистское направление), П.Н.Ткачёва (заговорщическое направление).

Ответьте на вопросы:

  1. Кто являлся движущей силой революции?
  2. Какие общие цели во взглядах представителей народничества можно выделить?

Рабочий лист  Ф.И.______________________________________

1. Работа с понятиями:

Радикальный_______________________________________________________________

Народничество_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Разночинцы________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анархизм _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Социализм_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите предпосылки и причины зарождения революционного народничества.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Заполни таблицу

Направление

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Представители

Основные цели

Методы

Общие черты

Отличительные черты

3. Выполни тестовое задание, ответ запиши в виде сочетания цифр и букв в таблицу

1.

2.

3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Революционное народничество в 60 - 70-х гг. XIX века и его идеология

Слайд 2

Общественные движения в первой половине XIX века Консервативное Либеральное С.С.Уваров «Теория официальной народности» Славянофилы Западники

Слайд 3

Задача урока: изучить особенности общественного движения во второй половине XIX века: 1. рассмотреть , какие произошли изменения, 2. провести сравнительный анализ каждого направления .

Слайд 4

Общественные движения во второй половине XIX века Консервативное Либеральное Славянофилы Западники Земское движение Радикальное Революционное народничество Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ (крестьянство), как реальную политическую силу для построения социализма.

Слайд 5

Предпосылки и причины зарождения революционного народничества. Деятельность Н.П.Огарёва, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского (их идеи легли в основу движения); Крестьянские выступления ( 1860 г. – 126 выступлений; 1861 г. – 1176 выступлений) Недовольство результатами крестьянской реформы, медлительностью, нерешительностью правительства при проведении реформ в жизнь, недовольство непоследовательным и незавершенным характером проводимых реформ; Деятельность первой тайной революционной организации «Земля и воля» 1861-1864 гг .

Слайд 6

Участники революционного движения: Учащиеся и слушатели высших учебных заведений – 37,5% Рабочие – 14% Учащиеся школ – 11,3% Служащие – 8,3% Учителя – 7,6% Разночинцы («люди разного чина и звания») – выходцы их духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившее образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды.

Слайд 7

Идеология революционного народничества Задание: Групповая работа: на основе прочитанного текста документа, определите основные взгляды лидеров, их цели и методы. 1 группа – Анархистское течение народничества 2 группа – Пропагандистское течение народничества 3 группа – Заговорщическое течение народничества 4 и 5 группа – сравнительный анализ трех течений народничества (общие черты и черты различия) Памятка Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему (5 минут); Обсудите в группе ответы, сделайте вывод (5 минут)

Слайд 8

Бунтарское направление народничества Михаил Александрович Бакунин 1814-1876 гг . Взгляды: Анархизм – общественное политическое течение, отрицающие государство и выступающее за уничтожение государственной власти. Идеал – самоуправляемое общество, без государственной машины подавления личности, общинное владение землей . Методы : Движущая сила – народ, крестьянин – бунтарь по своей природе. Тактика – стихийный бунт, пропагандистская деятельность («Хождение в народ» 1874-1875 гг.)

Слайд 9

Пропагандистское направление народничества Петр Лаврович Лавров 1823-1900 гг. Взгляды: Справедливое социалистическое общество , основой которого выступает крестьянская община, коллективное владение землей, самоуправление. Методы: Движущая сила революции – народ (крестьянство), но крестьянин не готов к ней. Поэтому революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку должно незначительное меньшинство «лучших людей», т.е. критически мыслящих личностей. С помощью пропаганды они должны просвещать народ и стремиться создать социализм.

Слайд 10

Заговорщическое направление народничества Петр Никитич Ткачёв 1844-1885 гг. Взгляды: Построение социализма, принцип общинного владения и всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми, революционными. Методы: Крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию, поэтому она должна принять форму государственного переворота. Осуществить его сможет лишь хорошо законспирированная организация революционеров. Для того чтобы переворот удался, следует с помощью террора нагнетать обстановку в стране .

Слайд 11

Идеология революционного народничест ва Общие черты: Народ, крестьянство – главная движущая сила революции. Построение социалистического общества ( общества всеобщего равенства). Основа социализма – крестьянская община. Черты различия: Бунтарское – тактика стихийного бунта. Пропагандистское – пропаганда, просвещение народа. Заговорщическое – государственный переворот, террор.

Слайд 12

Революционное народничество в 70-х – начале 80-х гг. Бунтарское направление Пропагандистское направление Заговорщическое направление «Земля и воля» 1876-1879гг. «Черный передел» 1879-1881 гг. Пропагандистская деятельность «Народная воля» 1879-1883 гг. Террористическая деятельность, подготовка покушения на Александра II .

Слайд 13

Закрепление 1. М.А.Бакунин А) Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. 2. П.Л.Лавров Б) Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированный и дисциплинированной группой. 3. П.Н.Ткачев В) Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин. Соотнесите программные установки русских революционеров 1860-1870-х гг.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс

Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....