Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направленное чтение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ionych.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Предмет: литература
Класс: 10
Тема урока: Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова
«Ионыч».
Количество часов: 2
Цель учебная: проследить по тексту рассказа путь душевного оскудения человека (проблему духовной деградации личности).
Цель в рамках технологии: произвести смысловой анализ рассказа Чехова «Ионыч».
ТЕХНОЛОГИЯ: развитие критического мышления через чтение и письмо.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: направленное чтение, или чтение с остановками.
ХОД УРОКА.
I. ВЫЗОВ.
1. Учитель:
Рассказ «Ионыч», который мы сегодня будем изучать, написан Чеховым в том же году, что и «маленькие трагедии»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Примыкает рассказ к ним и по проблематике.
- Что же исследует Чехов в рассказе «Ионыч»?
Учащиеся:
- Страх человека перед жизнью.
- Трусость, которая заставляет прятаться в футляр.
- Приспособленчество, позволяющее выжить.
- Смерть души.
Учитель:
Вы правы. В рассказе «Ионыч» писатель исследует процесс духовной капитуляции человека перед тёмными силами жизни. Это делает он и в других произведениях конца 80-90 – ых годов. («В родном углу», «На подводе» «У знакомых» и др.). И объяснить такое внимание Чехова к проблеме духовной деградации человека можно тем, что эта проблема была одной из самых острых социальных и политических проблем его времени.
2. Объявляется тема и цель урока.
3. Прогноз предсказания.
Учитель:
О чём говорит название рассказа?
Учащиеся:
- Наверное, это имя главного героя.
- Может быть, именно на его жизненном пути Чехов покажет эту духовную деградация.
- По отчеству обычно называют пожилого человека. Возможно, главный герой – человек в возрасте.
- А ещё так обращаются к человеку, который не пользуется симпатией, которого не уважают.
II, ОСМЫСЛЕНИЕ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.
Учитель:
На доске – вопрос, ответ на который предстоит искать по ходу чтения к анализа всего рассказа.
Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы главного героя рассказа «Ионыч»?
Помните: Чехов не говорит об этом прямо. Надо догадываться по отдельным фразам, намёкам.
1. Чтение до 1-ой остановки.
Учитель:
В чём же проявляется образованность и талантливость самой образованной и талантливой семьи губернского города С.?
Учащиеся:
- Глава семьи, Иван Петрович Туркин, устраивал любительские спектакли и сам играл в них. Развлекал гостей шутками, анекдотами, шарадами.
- Жена его, Вера Иосифовна, писала романы и читали их вслух своим гостям.
- Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, играла на рояле.
Учитель:
Как интеллигентному человеку доктору Старцеву Дмитрию Ионычу рекомендовали познакомиться с этим семейством. Каково же было его впечатление от первого посещения Туркиных?
Учащиеся:
- Это впечатление он охарактеризовал словами «недурственно», «занятно».
- Покинул дом Туркиных герой в хорошем настроении: 9 вёрст прошёл, а усталости нет, по всей видимости, он отдохнул душой.
- Да, Старцев получил удовольствие от посещения Туркиных, хотя игра Котика на рояле ассоциировала у него с камнями. Которые сыплются с высоты горы, хотя глава семейства говорил, как заметил доктор, вошедшими в привычку остротами, а роман Веры Иосифовны рассказывал о том, чего не было в жизни. И тем не менее всё это было гораздо приятнее, чем приём больных в течение целого года без всякого отдыха.
Учитель:
Что мы узнали о главном герое? (обращение к вопросу, записанному на доске).
Учащиеся:
- Небогат. Ходит пешком, своих лошадей ещё нет.
- Старцева считают в городе интеллигентным человеком.
- Судя по тому, как реагировал он на игру Котика на рояле, разбирается в музыке и, наверное, литературе: отношение к роману Веры Иосифовны дано через восприятие главного героя.
Учитель:
И ещё Старцев любит петь, и поёт не пошлые, а прекрасные романсы. «Когда ещё не пил я слёз из чаши бытия…» - строка из «Элегии» Яковлева на стихи Дельвига, «Твой голос для меня и ласковый и томный…» - строка из романса А.Г.Рубинштейна на стихи А.С.Пушкина. Вы правы в том, что главный герой рассказа – человек, разбирающийся в искусстве.
Как вы думаете, продолжит ли Старцев знакомство с семьёй Туркиных? Как будут развиваться их отношения?
Учащиеся:
- Старцев продолжит знакомство, раз он душой отдыхает у Туркиных.
- Может быть, Старцев влюбится в Котика, а она в него.
2. Чтение до 2-ой остановки.
Учитель:
Какие из наших предположений подтвердились?
Учащиеся:
- Старцев продолжил знакомство, но не сразу. Целый год «прошёл в трудах и одиночестве».
- Старцев влюбился в Екатерину Ивановну. Она восхитила его своей свежестью, наивным выражением глаз, щёк грацией, простотой.
Учитель:
Что мы можем сказать о духовном мире Старцева и Екатерины Ивановны?
Учащиеся:
- Старцев говорит с Екатериной Ивановной об искусстве, литературе ему «бесконечно нравится» читать, т.е. его жизнь духовно богата.
- Екатерина Ивановна несерьёзна, даже глупа: во время серьёзного разговора некстати смеялась и убегала.
- Дочь Туркиных читала Писемского. А о чём именно, не говорит. Смех вызывает имя автора. То есть читает, не вникая, не задумываясь.
- Как всякий влюблённый Дмитрий не замечает этой поверхностности Кати.
Учитель:
Что мы можем сказать о Старцеве – докторе?
Учащиеся:
- Занимается любимым делом.
- Старцев – хороший доктор, у которого нет свободного часа.
- Он честно исполняет свои обязанности.
Учитель:
Екатерина Ивановна назначила Дмитрию свидание на кладбище. Что же произойдёт дальше?
Учащиеся:
- Старцев пойдёт на кладбище. Он влюблён, и желание Каты для него свято.
- Пойдёт на свидание обязательно, хотя и посчитает это глупостью.
- Екатерина Ивановна, наверное, не придёт на свидание. Она просто пошутила над доктором.
3. Чтение до 3-ей остановки.
Учитель:
Итак, Старцев поехал на свидание, но так и не дождался Екатерины Ивановны. Переживает ли он по этому поводу?
Учащиеся:
- Нет, не переживает. Не дождавшись Кати, с наслаждением садится к в коляску.
- Уезжая с кладбища, Старцев не думает о Котике. Он не оскоблен тем, что она не пришла. О себе Старцев думает: «Ох, не надо бы полнеть!» Да и любит ли он Екатерину Ивановну?
Учитель:
Полнеть не хочет, но уже начинает. И начинается духовное падение. У доктора уже пара лошадей и кучер в бархатной жилетке. Как же поведёт себя дальше доктор Старцев по отношению к Кате?
Учащиеся:
- Всё-таки обидится на Котика и не будет появляться в доме Туркиных.
- Приедет к Туркиным и попытается объясниться, а обиду свою, наверное, выскажет.
Учитель:
Старцев – неплохой человек, но почему-то очень быстро деградирует. Найдите приметы этой деградации в следующей части.
4. Чтение до 4-ой остановки.
Учитель:
Назовите приметы деградации Старцева.
Учащиеся:
- Считается, влюблён, но думает о приданном после чтения письма от управляющего Туркиных.
- Поступается гордостью: едет за Екатериной Ивановной в клуб, она суха с ним, а он просит её стать его женой.
- Старцев – земский врач и хороший врач. Но думая о том, что, женившись, он будет вынужден переехать в город, а значит перестать лечить мужиков, он не расстраивается. Его мысли: «В город, так в город. Дадут приданное, заведём обстановку…» А это уже мысли мещанина.
Учитель:
Как поведёт себя Катя по отношению к Дмитрию?
Учащиеся:
- Согласиться стать его женой. Старцев – выгодная партия: хороший врач, есть деньги и ей симпатичен.
- Откажет, так как легкомысленна. Если бы любила Старцева, то не шутила бы так глупа и не назначала свидание на кладбище. А общается с ним потому, что больше не с кем.
- А мне кажется, согласится выйти замуж, но предложит подождать, пока закончит консерваторию, ведь она мечтает стать пианисткой.
5. Чтение до 5-ой остановки.
Учитель:
Итак, Екатерина Ивановна отказала Дмитрию. Чем же она объяснила свой отказ?
Учащиеся:
- Она хочет стать артисткой.
- Мечтает об успехах, свободе, в том числе от семейной жизни.
- Собирается всю жизнь посвятить музыке.
- Считает, что у неё есть высшая, блестящая цель – служение искусству, а семейная жизнь помешает её достижению.
Учитель:
Старцев, а ему сейчас где-то 28-29 лет, переживает любовную драму, уже вторую. Первая была в 25 лет по окончании университета. Каково ему?
Учащиеся:
- Ему стыдно, он оскорблён: не ожидал отказа.
- Старцеву жаль своей любви, наверное, думает, что не полюбит больше никогда: сколько можно обжигаться?
- А мне кажется, что он очень мало переживал, всего 3 дня, а потом успокоился и даже радовался, что всё так вышло, что избежал хлопот, связанных с женитьбой и семейной жизнью.
- Эта успокоенность – ещё один признак омертвения души.
Учитель:
Какой вы видите дальнейшую жизнь доктора Дмитрия Старцева?
Учащиеся:
- Свою личную жизнь, наверное, не устроит.
- Будет обогащаться, а свои обязанности земского доктора уже не будет исполнять так добросовестно, как прежде.
- Забудет Катю. Но потом, когда она приедет к родителям, он может посетить дом Туркиных, и, может быть, его любовь вспыхнет вновь.
6. Чтение до 6-ой остановки.
Учитель:
Изменился ли Дмитрий Ионыч?
Учащиеся:
- Да, изменился внешне: пополнел, раздобрел, страдает отдышкой, неохотно ходит пешком.
- Изменилось его отношение к службе: больных принимает спешно.
- Материальное положение улучшилось: у него уже есть тройка с бубенцами.
- У Старцева появилось новое увлечение: игра в карты. А ещё полюбил считать деньки, которые потом клал на счёт.
- От театров и концертов уклоняется, то есть интерес к искусству пропал.
Учитель:
В этой части повествования Чехов подробно рассказывает об отношении Старцева к обывателям города С. Каково же оно?
Учащиеся:
- Обыватели раздражают его видом, взглядами на жизнь, разговорами.
- Доктор избегает разговоров с ними так как все, что они говорили, было, по его мнению, глупо, несправедливо, неинтересно.
Учитель:
Если семья Туркиных – самая обыкновенная семья в городе, то мы смело можем считать остальных обывателей людьми недалёкими. Мог ли иначе по отношению к ним вести себя герой рассказа?
Учащиеся:
- Старцев чаще молчал, чем говорил.
- Он раздражался, но ходил в дома этих обывателей – мещан, молчал и ел.
- Доктор терпел их, свыкся с ними, а ведь мог не молчать, не привыкать, а говорить о своих взглядах на жизнь, призывать к труду, как он это делал раньше.
Учитель:
Старцева раздражала семья Туркиных. Вроде бы это признак того, что что-то от прежнего Дмитрия, земского доктора, осталось. И всё-таки перед нами человек, который изменил своим привычкам, взглядам, человек, спрятавшийся в футляр.
А что является этим футляром?
Учащиеся:
- Деньги, дома, одиночество и покой.
Учитель:
Чем же закончится рассказ о жизненном пути Старцева Дмитрия Ионыча?
Учащиеся:
- Дмитрий Старцев окончательно превратился в Ионыча: ещё больше поправится, ещё больше разбогатеет.
- Привычка копить деньги останется его единственной привычкой и единственным развлечением.
- Семейную жизнь не устроит, ему никто не нужен.
7. Чтение рассказа до конца.
Учитель:
Что же произошло с доктором Старцевым Дмитрием Ионычем?
Учащиеся:
- Он полностью деградировал.
- Старцев Дмитрий Ионыч превратился в просто Ионыча. Теперь понятен смысл названия рассказа.
III Рефлексия.
Учитель:
Своими впечатлениями о рассказе предлагаю поделиться в синквейнах (домашнее задание) по темам: «Доктор Старцев», «Ионыч» (герой рассказа), «Ионыч» (рассказ), «Семья Туркиных», «Чехов в рассказе «Ионыч».
Эссе «Деградация личности в современном мире».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"
Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...
Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)
Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
Целью данного урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".
Я хотела на данном уроке показать один из способов идейно-художественного анализа произведения, а именно: как стил...
Методическая разработка урока истории 11 класс «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?»
Учитель: Беляк Елена Александровна, учитель истории и обществознания Тема урока: «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?» «В Цусимском пролив...
Комментарии
Молодцы ваши ребята. Заметили
Молодцы ваши ребята. Заметили, что Старцев думает о приданом. А еще пирожные у Туркиных были вкусные. И запах жареного лука доносился. Такой же культурный, как и звуки камнепада из рояля. Мне как-то ребята сказали, что если Ионычу приятен этот запах, то что уж говорить о его превращении в языческого идола. Они посчитали его "запрограммированным" на животное удовольствие. Недаром он повторил словечко"Недурственно". Здорово сказали о главной черте "футлярности" - покой, к которому ведут деньги, дома, одиночество. Спасибо за разработку!