Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Белоусова Елена Ильинична

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направленное чтение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ionych.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока.

 

Предмет: литература

Класс: 10

Тема урока:    Русская действительность  конца XIX века в рассказе А.П.Чехова  

                        «Ионыч».

Количество часов: 2

Цель учебная: проследить по тексту рассказа путь душевного оскудения человека (проблему духовной деградации личности).

Цель в рамках технологии:  произвести смысловой анализ  рассказа Чехова «Ионыч».

ТЕХНОЛОГИЯ: развитие критического мышления через чтение и письмо.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: направленное чтение, или чтение с остановками.

ХОД УРОКА.

I. ВЫЗОВ.

 1. Учитель:

    Рассказ «Ионыч», который мы сегодня  будем изучать, написан Чеховым в том же году, что и  «маленькие трагедии»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Примыкает рассказ к ним и по проблематике.

  1. Что же исследует Чехов в рассказе «Ионыч»?

Учащиеся:

  1. Страх человека перед жизнью.
  2. Трусость, которая заставляет прятаться в футляр.
  3. Приспособленчество, позволяющее выжить.
  4. Смерть души.

Учитель:

    Вы правы. В рассказе «Ионыч» писатель   исследует процесс духовной капитуляции  человека перед тёмными силами жизни.  Это делает он и в других произведениях  конца  80-90 – ых  годов. («В родном углу», «На подводе» «У знакомых» и др.). И объяснить такое внимание Чехова к проблеме духовной деградации человека можно тем, что эта проблема была одной из самых острых социальных и политических проблем его времени.

2. Объявляется тема и цель урока.

3. Прогноз предсказания.

 Учитель:

         О чём говорит название рассказа?

Учащиеся:

  1. Наверное,  это имя  главного героя.
  2. Может быть, именно на его жизненном пути Чехов покажет эту духовную деградация.
  3. По отчеству обычно называют пожилого человека. Возможно,  главный герой – человек в возрасте.
  4. А ещё так обращаются к человеку, который не пользуется симпатией, которого не уважают.

II, ОСМЫСЛЕНИЕ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

  Учитель:

        На доске – вопрос, ответ на который  предстоит искать  по ходу чтения к анализа всего рассказа.

       Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы главного героя рассказа «Ионыч»?

        Помните: Чехов не говорит об этом прямо. Надо догадываться по отдельным фразам, намёкам.

     1. Чтение до 1-ой остановки.

Учитель:

    В чём же проявляется образованность и талантливость самой образованной  и  талантливой семьи губернского города С.?

Учащиеся:

  1. Глава семьи, Иван Петрович Туркин, устраивал любительские спектакли и сам играл в них. Развлекал гостей шутками, анекдотами, шарадами.
  2. Жена его, Вера Иосифовна, писала романы и читали их вслух своим гостям.
  3. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, играла на рояле.

Учитель:

    Как интеллигентному человеку доктору Старцеву Дмитрию Ионычу рекомендовали  познакомиться с этим семейством. Каково же было его впечатление от первого посещения  Туркиных?

Учащиеся:

  1. Это впечатление он охарактеризовал словами «недурственно», «занятно».
  2. Покинул дом Туркиных герой в хорошем настроении: 9 вёрст прошёл, а усталости нет, по всей видимости, он отдохнул душой.
  3. Да, Старцев получил удовольствие от посещения Туркиных, хотя игра Котика на рояле ассоциировала у него с камнями. Которые сыплются с высоты горы, хотя глава семейства говорил, как заметил доктор, вошедшими в привычку остротами, а роман Веры Иосифовны рассказывал о том, чего не было в жизни. И тем не менее всё это было гораздо приятнее, чем приём больных в течение целого года без всякого отдыха.

Учитель:

     Что мы узнали о главном герое? (обращение  к вопросу, записанному на  доске).

Учащиеся:

  1. Небогат. Ходит пешком, своих лошадей ещё нет.
  2. Старцева  считают в городе интеллигентным человеком.
  3. Судя по  тому, как реагировал он  на игру Котика на рояле, разбирается в музыке и, наверное, литературе: отношение к роману Веры Иосифовны дано через восприятие главного героя.

Учитель:

    И ещё Старцев любит петь, и поёт не пошлые, а прекрасные романсы. «Когда ещё не пил я слёз из чаши бытия…» - строка из «Элегии» Яковлева на стихи Дельвига, «Твой голос для меня и ласковый и томный…»  -   строка из романса А.Г.Рубинштейна на стихи А.С.Пушкина. Вы правы в том, что главный герой рассказа – человек, разбирающийся в искусстве.

     Как вы думаете, продолжит ли Старцев знакомство с семьёй  Туркиных? Как будут развиваться их отношения?

Учащиеся:

  1. Старцев продолжит знакомство, раз он душой отдыхает у Туркиных.
  2. Может быть, Старцев влюбится в Котика, а она в него.

2. Чтение до 2-ой остановки.

Учитель:

    Какие из наших предположений подтвердились?

Учащиеся:

  1. Старцев продолжил знакомство, но  не сразу. Целый год «прошёл в трудах и одиночестве».
  2. Старцев влюбился в Екатерину Ивановну. Она восхитила его своей свежестью, наивным выражением глаз,  щёк грацией, простотой.

Учитель:

     Что мы можем сказать о духовном мире Старцева и Екатерины Ивановны?

 Учащиеся:

  1. Старцев говорит  с Екатериной Ивановной  об искусстве, литературе ему «бесконечно нравится» читать, т.е. его жизнь духовно богата.
  2. Екатерина Ивановна несерьёзна, даже глупа:  во время серьёзного разговора некстати смеялась и убегала.
  3. Дочь Туркиных читала Писемского. А о чём именно, не говорит. Смех вызывает имя автора. То есть читает, не вникая, не задумываясь.
  4. Как всякий влюблённый    Дмитрий не замечает этой поверхностности Кати.

Учитель:

    Что мы можем сказать о Старцеве – докторе?

Учащиеся:

  1. Занимается любимым делом.
  2. Старцев – хороший доктор, у которого нет свободного часа.
  3. Он честно исполняет свои обязанности.

Учитель:

      Екатерина Ивановна назначила Дмитрию свидание на кладбище. Что же произойдёт дальше?

Учащиеся:

  1. Старцев пойдёт на кладбище. Он влюблён, и желание Каты для него свято.
  2. Пойдёт на свидание обязательно, хотя и посчитает  это глупостью.
  3. Екатерина Ивановна, наверное, не придёт на свидание. Она просто пошутила над доктором.

3. Чтение до 3-ей остановки.

Учитель:

     Итак, Старцев поехал на   свидание, но так и не дождался Екатерины Ивановны.  Переживает ли он по этому поводу?

Учащиеся:

  1. Нет, не переживает.  Не дождавшись Кати, с наслаждением садится к в коляску.
  2. Уезжая с кладбища, Старцев не  думает о Котике. Он не оскоблен тем, что она не пришла. О себе Старцев думает: «Ох, не надо бы полнеть!» Да и любит ли он Екатерину Ивановну?

Учитель:

      Полнеть не хочет, но уже начинает. И начинается духовное падение. У доктора уже пара лошадей и кучер  в бархатной жилетке.  Как же поведёт себя дальше доктор Старцев по отношению к Кате?

Учащиеся:

  1. Всё-таки обидится  на Котика и не будет появляться в доме Туркиных.
  2. Приедет к  Туркиным и попытается объясниться, а обиду свою, наверное, выскажет.

Учитель:

    Старцев – неплохой человек, но почему-то очень быстро деградирует. Найдите приметы этой деградации в следующей части.

4. Чтение до 4-ой остановки.

Учитель:

   Назовите  приметы  деградации  Старцева.

Учащиеся:

  1. Считается, влюблён, но думает о приданном после чтения письма от управляющего Туркиных.
  2. Поступается гордостью: едет за Екатериной Ивановной в клуб, она суха с ним, а он просит её стать его женой.
  3. Старцев – земский врач и хороший врач. Но думая о том, что, женившись, он будет вынужден переехать в город, а значит перестать лечить мужиков, он не расстраивается. Его мысли: «В город, так в город. Дадут приданное, заведём обстановку…» А это уже мысли мещанина.

Учитель:

     Как поведёт себя Катя по отношению к Дмитрию?

Учащиеся:

  1. Согласиться стать его женой. Старцев – выгодная партия: хороший врач, есть деньги и ей симпатичен.
  2. Откажет, так как легкомысленна. Если бы любила Старцева, то не шутила бы так глупа и не назначала свидание на кладбище. А общается с ним потому, что больше не с кем.
  3. А мне кажется, согласится выйти замуж, но предложит подождать, пока закончит консерваторию, ведь она мечтает стать пианисткой.

5. Чтение до 5-ой остановки.

Учитель:

     Итак, Екатерина Ивановна отказала Дмитрию. Чем же она объяснила свой отказ?

Учащиеся:

  1. Она хочет стать артисткой.
  2. Мечтает об успехах, свободе, в том числе от семейной жизни.
  3. Собирается всю жизнь посвятить музыке.
  4. Считает, что у неё есть высшая, блестящая цель – служение искусству, а семейная жизнь помешает её достижению.

Учитель:

    Старцев, а ему сейчас где-то 28-29 лет, переживает любовную драму, уже вторую. Первая была в 25 лет по окончании университета. Каково ему?

Учащиеся:

  1. Ему стыдно, он оскорблён: не ожидал отказа.
  2. Старцеву жаль своей любви, наверное, думает,  что не полюбит больше никогда: сколько можно обжигаться?
  3. А мне кажется, что он очень мало переживал, всего 3 дня, а потом успокоился и даже радовался, что всё так вышло, что избежал хлопот, связанных с женитьбой и семейной жизнью.
  4. Эта успокоенность – ещё один признак омертвения души.

Учитель:

    Какой вы видите дальнейшую жизнь доктора Дмитрия Старцева?

Учащиеся:

  1. Свою личную жизнь, наверное, не устроит.
  2. Будет обогащаться, а свои обязанности земского доктора уже не будет исполнять так добросовестно, как прежде.
  3. Забудет Катю.  Но потом, когда она приедет к родителям, он может посетить дом Туркиных, и, может быть, его любовь вспыхнет вновь.

6. Чтение до 6-ой остановки.

Учитель:

   Изменился ли Дмитрий Ионыч?

Учащиеся:

  1. Да, изменился внешне: пополнел, раздобрел, страдает отдышкой, неохотно ходит пешком.
  2. Изменилось его отношение к  службе: больных принимает спешно.
  3. Материальное положение улучшилось: у него уже есть тройка с бубенцами.
  4. У Старцева появилось новое увлечение: игра в карты.   А ещё полюбил считать деньки, которые  потом клал на счёт.
  5. От театров и концертов уклоняется, то есть интерес к искусству пропал.

Учитель:

   В этой части повествования  Чехов подробно  рассказывает об отношении Старцева к обывателям города С. Каково же оно?

Учащиеся:

  1. Обыватели раздражают его видом, взглядами на жизнь, разговорами.
  2. Доктор избегает разговоров с ними так как все, что они говорили, было, по его мнению, глупо, несправедливо, неинтересно.

Учитель:

    Если семья Туркиных – самая обыкновенная семья в городе, то мы смело можем считать остальных обывателей  людьми недалёкими. Мог ли иначе по отношению к ним вести себя герой рассказа?

Учащиеся:

  1. Старцев чаще молчал, чем говорил.
  2. Он  раздражался, но ходил в дома этих обывателей – мещан, молчал и ел.
  3. Доктор терпел их, свыкся с ними, а ведь мог не молчать, не привыкать, а говорить о своих взглядах на жизнь, призывать к труду, как он это делал раньше.

Учитель:

     Старцева раздражала семья Туркиных.  Вроде бы это признак того, что что-то от прежнего Дмитрия, земского доктора, осталось.  И всё-таки перед нами человек, который изменил своим привычкам, взглядам, человек, спрятавшийся в футляр.

 А что является этим футляром?

 Учащиеся:

  1. Деньги, дома, одиночество и покой.

Учитель:

     Чем же закончится рассказ  о жизненном пути Старцева  Дмитрия Ионыча?

Учащиеся:

  1. Дмитрий  Старцев  окончательно  превратился в Ионыча:  ещё больше поправится, ещё больше разбогатеет.
  2. Привычка копить деньги останется его единственной привычкой и единственным развлечением.
  3. Семейную жизнь не устроит, ему никто не нужен.

7. Чтение рассказа до конца.

Учитель:

    Что же произошло  с доктором  Старцевым Дмитрием  Ионычем?

  Учащиеся:

  1. Он полностью деградировал.
  2. Старцев Дмитрий Ионыч превратился в просто Ионыча. Теперь понятен смысл названия рассказа.

III Рефлексия.

 Учитель:

    Своими впечатлениями о рассказе предлагаю поделиться в синквейнах (домашнее задание) по темам:  «Доктор Старцев», «Ионыч» (герой рассказа), «Ионыч» (рассказ), «Семья Туркиных», «Чехов в рассказе «Ионыч».

     Эссе «Деградация личности в  современном мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)

Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...

Методическая разработка урока истории 11 класс «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?»

Учитель: Беляк Елена Александровна, учитель истории и обществознания Тема урока:  «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?» «В Цусимском пролив...


 

Комментарии

Молодцы ваши ребята. Заметили, что Старцев думает о приданом. А еще пирожные у Туркиных были вкусные. И запах жареного лука доносился. Такой же культурный, как и звуки камнепада из рояля. Мне как-то ребята сказали, что если Ионычу приятен этот запах, то что уж говорить о его превращении в языческого идола. Они посчитали его "запрограммированным" на животное удовольствие. Недаром он повторил словечко"Недурственно". Здорово сказали о главной черте "футлярности" - покой, к которому ведут деньги, дома, одиночество. Спасибо за разработку!