Эвакуация населения Урок открытия новых знаний
план-конспект урока по обж (8 класс)

Погодаева Жанна Владимировна

Познакомить учащихся с одной из  основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций — эвакуацией населения. Сформировать у них убеждение в необходимости готовиться к эвакуации заблаговременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Эвакуация населения

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока. Познакомить учащихся с одной из  основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций — эвакуацией населения. Сформировать у них убеждение в необходимости готовиться к эвакуации заблаговременно.

Целевые установки урока

Предметные результаты:

  · усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в случае, если при угрозе или возникновении техно-

генной аварии или катастрофы возникла необходимость эвакуации;

различать виды эвакуации из зон чрезвычайной ситуации техногенного характера по их способам, по удалённости безопасного района, по длительности проведения, по времени начала

проведения.

Метапредметные результаты:

  · понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  · выдвигать предположения и доказывать их;

  · уметь извлекать необходимую информацию при изучении

иллюстраций учебника и при использовании электронного приложения;

  · разбираться в порядке размещения эвакуированного населения;

  · отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

на уроке.

Личностные результаты:

  · осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде в выделенных для эвакуации заранее

подготовленных районах;

  · усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при эвакуации.

Оборудование

  · ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5—9 кл.: Основы безопасности личности, общества, государства.

  · Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для

учащихся / под ред. А. Т. Смирнова.

  · Мультимедийный компьютер.

  · Приложение к учебнику на электронном носителе.

  · Мультимедийная энциклопедия п о действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

  · Комплект аппаратуры по демонстрации ЭОИ (электронных образовательных изданий). оборудование: учебники по ОБЖ для 8 класса, ,  карточки, листы бумаги, ватман, фломастеры, карандаши, линейки, клей.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Изучаемые вопросы

1. Эвакуация.

2. Особенности организации эвакуации.

3. Размещение эвакуированного населения.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Начать изложение материла можно с определения понятия

эвакуация населения. Далее отметить задачи местных органов

исполнительной власти в случае необходимости эвакуации населения.

2. Рассмотреть особенности организации и проведения эвакуации, которые определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения

эвакомероприятий. Кроме того, организация эвакуации зависит

от таких факторов, как вид опасности, способ эвакуации, удалённость безопасного района, длительность проведения, время начала проведения.

3. Отметить, что решение о необходимости проведения эвакуации населения принимают руководители органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение

чрезвычайной ситуации. Они же несут ответственность за реальность её планирования, качество организации и осуществление

эвакуационных мероприятий.

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки.

Далее осваивается новое содержание.

Контроль и оценка достижений

Проводятся с помощью блока вопросов и заданий учебника.

Домашнее задание

1. Изучить § 7.2 учебника, ответить на вопросы и выполнить задания из разделов «Проверьте себя», «После уроков», «Практикум».

2. Выполнить задания № 1—4 к подразделу 7.2 из рабочей тетради.

Групповая работа

Начало урока. Знакомство.

А теперь предлагаю каждому по кругу назвать свое  имя, а остальные пробуют придумать на первую букву этого имени положительное качество или  прилагательное. Например: Наташа  – надежная.

: Имя – качество личности человека. 2  мин.

Артистичная
Активный
Аккуратная
Азартная

Блистательная
Бурная
Безупречная
Бойкая

Великолепная
Веселая
Вежливая
Внимательная

Гениальная
Гламурная
Гостеприимная
Галантная

Добрая
Добродушная
Добропорядочная
Дипломатичная

Естественная
Единственная

Желанная
Жемчужная
Жизнерадостная
Женственная

Заманчивая
Заводная
Застенчивая
Заботливая

Импульсивная
Искренняя
Изысканная
Интересная

Красивая
Креативная
Кипучая
Кокетливая

Ласковая
Любимая
Любезная
Лучистая

Модная
Мудрая
Мелодичная
Мечтательная

Нежная
Неутомимая
Неземная
Неповторимая

Обаятельная
Отзывчивая
Окрыляющая
Озорная

Пленительная
Привлекательная
Приятная
Пылкая

Романтичная
Роскошная
Решительная
Радушная

Скромная
Сногсшибательная
Симпатичная
Солнечная

Талантливая
Таинственная
Темпераментная
Трогательная

Удивительная
Умная
Утонченная
Улыбчивая

Фантастичная
Фееричная
Феноменальная

Хрупкая
Хозяйственная
Хлебосольная

Цветущая
Целеустремленная
Царственная

Чарующая
Чудесная
Чувственная
Чуткая

Шикарная
Шаловливая
Шальная

Щедная

Элегантная
Эффектная
Энергичная
Эмоциональная

Юморная

Южная

Яркая

Ясная

Работаем по следующим правилам:

  • Закон точного времени: наше занятие будет ровно 40 минут
  • Закон разума. Любое действие должно иметь осмысление.
  • Закон свободы слова. Каждому всегда есть что сказать и спросить.
  • Закон поднятой руки. Един. Все молчат, когда говорит один.

Готовы, начинаем

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

1

Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.

Настраиваются на урок.

2

Актуализация знаний учащихся, мотивация к учебной деятельности.

На предыдущем уроке мы с вами изучили, какие основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера осуществляются в нашей стране. Вспомните их.

Меткий стрелок

Тема урока ч.з ребус

Дети слушают, отвечают на поставленные вопросы

«Оповещение, эвакуация, инженерная защита населения»

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

 

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

 

Ученики отвечают на поставленный вопрос: эвакуация населения.

3

Целеполагание: определить цель урока.

Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Какую цель урока мы можем поставить?

Называют тему урока.

Называют цель урока.

4

Построение проекта выхода из затруднения, составить план.

Давайте выясним. А что же такое эвакуация.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.

 

   Что же вы знаете об эвакуации?

А всё ли вы знаете об эвакуации?

     Скажите, а нужно ли знать как можно больше об эвакуации и правилах поведения во время неё?

Для чего мы должны знать всё об эвакуации?

Давайте разберёмся, что же каждому человеку нужно знать об эвакуации.

Возникает проблема и необходимость составить план, с помощью которого можно будет решить цель урока.

Рассмотрите карточку и расположите по порядку изучения пункты плана урока, записанные в разбивку в виде деформированного текста.

План.

  • ознакомиться с классификациями видов эвакуации,
  • выяснить, кто принимает решение по организации эвакуации,
  • узнать о подготовке каждого человека к эвакуации,
  •  познакомиться с местами размещения населения во время эвакуации.

 (приложение 1.)

Дети высказывают свои мнения, предположения.

Ученики отвечают на поставленный вопрос:

Эвакуация – это когда люди выходят или их вывозят из опасной зоны.

Наверно не всё.

Конечно нужно для того, чтобы….

Ученики испытывают затруднение.

Располагают пункты плана по порядку.

5

Открытие новых знаний.

Мы с вами определили план нашей работы на уроке. О чём гласит 1й пункт?

Виды эвакуации могут определяться по ряду признаков:

  1. по видам опасности;
  2. по способам эвакуации;
  3. по удалённости безопасного района;
  4. по длительности проведения;
  5. по времени начала проведения.
  6. по количеству эвакуированных.

Давайте разделимся  и найдём информацию о видах эвакуации в учебнике. Каждому нужно найти свою информацию и оформить её на листке бумаги.

Какую информацию мы с вами узнали?

А кто же отвечает за проведение эвакуации?

Учитель рассказывает о том, кто принимает решение об эвакуации.

(приложение 2)

Что же должен сделать каждый из  нас, чтобы правильно эвакуироваться?

Ученикам предлагается список мероприятий, по подготовке к эвакуации населения. Нужно выбрать из списка правильные мероприятия.

(приложение 3.)

Ознакомиться с классификациями видов эвакуации,

Ученикам раздаются листки бумаги с признаками, по которым делится эвакуация.

Ученики находят необходимый материал в учебнике и оформляют каждый на своём  листке бумаги.

 

Выяснить, кто принимает решение по эвакуации населения и отвечает за эвакуацию.

Ученики слушают рассказ учителя.

Ученики читают третий пункт плана:  о подготовке каждого человека к эвакуации.

Ученики выполняют задание.

6

Динамическая пауза.

Мы узнали об эвакуации, подготовились к ней. А куда же мы будем эвакуироваться?

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, туристических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.

Ученики смотрят следующий пункт плана. Познакомиться с местами размещения населения во время эвакуации.

 Учащиеся высказывают свои предположения.

7

Практическая работа.

Чтобы подвести итог нашей работы на уроке, мы должны с вами оформить плакат по эвакуации населения. Давайте разместим и прикрепим наши листочки к доске

Давайте подведём итог, что же мы узнали сегодня на уроке.

Ученики  выполняют заданную работу.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Соответствие результатов деятельности на уроке поставленным целям.

Что получилось хорошо, что не очень, что не получилось совсем, что нужно делать, чтобы добиться положительного результата.

А в  заключение хочу сказать: 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, девчонки - мальчишки, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Спасибо всем за работу на уроке!

Приложение 1.

План.

  • узнать о подготовке каждого человека к эвакуации;

  • ознакомиться с классификациями видов эвакуации;

  • познакомиться с местами размещения населения во время эвакуации;

  • выяснить, кто принимает решение по организации эвакуации;

Приложение 3.

  1. Документы, деньги, ценности сложить в непромокаемый пакет.
  2. Взять чемодан с различной одеждой.
  3. Надеть средства индивидуальной защиты.
  4. Личные вещи, одежду и бельё для длительного пребывания в безопасной зоне сложить в рюкзак.
  5. Оставить открытыми окна, чтобы квартира проветривалась.
  6. Взять скоропортящиеся продукты и продукты, которые долго готовятся.
  7. Взять не портящиеся продукты и воду на 3 суток.
  8. Развесить сушиться бельё во дворе.
  9. Отключить электроприборы, электричество, газ, воду.
  10. Закрыть окна и двери.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.

  1. Документы, деньги, ценности сложить в непромокаемый пакет.
  2. Надеть средства индивидуальной защиты.
  3. Личные вещи, одежду и бельё для длительного пребывания в безопасной зоне сложить в рюкзак.
  4. Взять не портящиеся продукты и воду на 3 суток.
  5. Отключить электроприборы, электричество, газ, воду.
  6. Закрыть окна и двери.

Решение о необходимости проведения эвакуации населения, а также ответственность за реальность её планирования, качество организации и осуществления эвакуационных мероприятий лежат на руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации.

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, туристических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.

ПО ВИДАМ ОПАСНОСТИ

ПО СПОСОБАМ ЭВАКУАЦИИ

ПО УДАЛЁННОСТИ БЕЗОПАСНОГО  РАЙОНА

ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

ПО ВРЕМЕНИ НАЧАЛА ПРОВЕДЕНИЯ

ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ВИДЫ ЭВАКУАЦИИ

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

РЕШЕНИЕ ОБ ЭВАКУАЦИИ

ЭВАКУАЦИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ:

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель ОБЖ Чиканская средняя школа Погодаева Жанна Владимировна Эвакуация населения

Слайд 2

Игра «Отличный стрелок» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВОПРОС: Каковы основные мероприятия по защите населения от ЧС техногенного характера? ОТВЕТ: Оповещение населения; эвакуация; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и т.д. ВОПРОС: Что предусматривает оповещение населения? ОТВЕТ: Предусматривает своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. ВОПРОС: Приведите название сигнала, используемого органами Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) для привлечения внимания населения. ОТВЕТ: Сигнал «Внимание всем!» ВОПРОС: Поясните, когда и как подается сигнал "Внимание всем" ? ОТВЕТ : Сигнал передается перед передачей речевой информации, при помощи сирен, производственных гудков и другими звуковыми сигнальными средствами. ВОПРОС: Перечислите Ваши действия после того, как Вы услышали сигнал "Внимание всем". ОТВЕТ: Необходимо включить радио или телевизор (местную программу), прослушать речевую информацию. ВОПРОС: Укажите длительность речевой информации о возникших опасностях в результате ЧС. ОТВЕТ: Информация передается в течение 5 мин после подачи звукового сигнала «Внимание всем!» ВОПРОС: Назовите основной способ оповещения населения о ЧС. ОТВЕТ: Основным способом оповещения населения о ЧС является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевещания. ВОПРОС: Как называются системы оповещения, которые создаются в районах размещения потенциально опасных объектов? ОТВЕТ: На потенциально опасных объектах и в районах их размещения создаются локальные системы оповещения. ВОПРОС: Какие средства оповещения вам известны? ОТВЕТ: К средствам оповещения относятся электрические сирены, системы радиовещания, телевидения, мобильной телефонной и стационарной связи, мобильные звукоусилительные установки и т.д.

Слайд 3

Отгадайте слово https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/250421/market_lpnulHG0HjOS18DT5VWniw/orig , е э , , , ЭВАКУАЦИЯ

Слайд 4

Что такое эвакуация? Это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах. ЭВАКУАЦИЯ

Слайд 5

Виды эвакуации

Слайд 6

Виды эвакуации В пределах населенного пункта, района В границах субъекта РФ, муниципального образования В границах федерального округа В пределах РФ

Слайд 7

Виды эвакуации

Слайд 8

Виды эвакуации Вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны ЧС Вывод (вывоз) нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ...

Слайд 9

Физкультминутка «Учим сигналы бедствия» Сидящая на корточках фигура человека Нужны продукты и вода Стоящая фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны Здесь можно совершить посадку Стоящая фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища Нужна радиостанция, питание к ней Стоящая фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища Требуется карта и компас

Слайд 10

Физкультминутка «Учим сигналы бедствия» Нужны продукты и вода Здесь можно совершить посадку Нужна радиостанция, питание к ней Требуется карта и компас Нужны продукты и вода Требуется карта и компас Здесь можно совершить посадку Нужна радиостанция, питание к ней

Слайд 11

Кто принимает решение о проведении эвакуации населения из района ЧС? Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение ЧС.

Слайд 12

тревожный чемоданчик

Слайд 13

1. 2. 3. 4. 5 . 6 . 1. Эвакуация , предполагающая вывод ( вывоз) всех категорий населения из зоны ЧС, называется... Ответ: Решите кроссворд

Слайд 14

б щ а я о 2. 3. 4. 5 . 6 . 2. Способ эвакуации, при котором максимально возможное количество населения выводится Ответ: пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом.

Слайд 15

б щ а я к о м б и н и р о в н н ы й о а 3. 4. 5 . 6 . Ответ: 3. Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.

Слайд 16

э в а к у ц и я б щ а я к о м б и н и р о в н н ы й о а а 4. 5 . 6 . Ответ: 4. Эвакуация , при которой население возвращается на постоянное место жительства в течение нескольких суток, называется ... .

Слайд 17

в р е е н н а я э в а к у ц и я б щ а я к о м б и н и р о в н н ы й о а а 5 . 6 . Ответ: 5. Данная эвакуация проводится при получении данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах.

Слайд 18

у п е ж д ю щ а я в р е е н н а я э в а к у ц и я б щ а я к о м б и н и р о в н н ы й о а а 6 . Ответ: 6. Вид эвакуации, при которой население доставляется в безопасный район, находящийся в пределах населенного пункта.

Слайд 19

у п е ж д ю щ а я в р е е н н а я э в а к у ц и я б щ а я к о м б и н и р о в н н ы й л о к а л ь н а я

Слайд 20

Домашнее задание на выбор: Выполнить задание в рубрике «Практикум» на стр. 170 Сообщение на тему «Эвакуация населения в Иркутской области за 2018 г»

Слайд 21

Используемые ресурсы: Слайд 1. http :// supercoolpics.com/wp-content/uploads/2012/03/chaiten3.jpg Слайд 3. https :// avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/250421/market_lpnulHG0HjOS18DT5VWniw/orig http://cdn01.wallconvert.com/_ media/wp_400x250/1/4/38860.jpg http:// chert-poberi.ru/wp-content/uploads/2016/proga/111/igor-04september1618074807.jpg Слайд 4. http://m. пенжинский-район.рф / tinybrowser /images/ novosti /e-vakuirovany-1-chs/_full/_ dsc07106.jpg https:// rrnews.ru/sites/default/files/styles/body_main_img_720/public/news/07-2014/evakuaciya_iz_donecka.jpg?itok=Z-LC4iUT Слайд 6. https://www.tulapressa.ru/wp-content/images/54361b0766e891.11369060.jpg

Слайд 22

Используемые ресурсы: Слайд 8. http:// www.chelnyltd.ru/images/article/3_36925_pic_footo.jpg Слайд 9, 10. https:// studopedia.su/13_165503_signali-bedstviya-peredavaemie-zhestami.html Слайд 11. https:// ksp-serpuhov.ru/wp-content/uploads/2017/09/IMG_2243.jpg Слайд 12. http:// sytomino.ru/media/cache/b1/a1/4d/fa/87/73/b1a14dfa87736adcecfdc42da76938cf.jpg Слайд 19. https:// fruitandcake.files.wordpress.com/2012/01/thumbs-up.png Слайд 21. https://www.memotest.ru// ImageUpload/eaec6597-ae3d-49e0-8df7-7f3de673cc92/study.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Введение формул в ЭТ. Стандартные функции Excel. (урок открытия новых знаний)

ФИО (полностью)Шишкова Валентина Валерьевна Место работыМОУ «Авсюнинская СОШ» ДолжностьУчитель информатики ПредметИнформатика Класс9 класс Тема и номер урока в тем...

Урок открытия нового знания в 4 классе по теме "Состав симфонического оркестра"

Тема урока: Состав симфонического  оркестра.Тип урока: урок открытия нового знанияОсновные цели:Сформировать понятия о составе инструментов входящих в  симфонический оркестр.Тренировать умен...

Конструирование урока «открытия» нового знания

“Вы не можете научить человека чему-нибудь;Вы можете только помочь ему понять это самому”Галилео Галилей ...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...