Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Сл.1 Здравствуйте ребята! На прошлом уроке вы говорили об индустриальной революции, достижениях и проблемах. Давайте вспомним, что такое. Прием «чистая доска» - называя термин, событие или дату, прикрепите ее в соответствующий сектор. (Если забыли, можете посмотреть в учебнике) | Прием «Чистая доска» Сл.2. Таблица на экране – заполняют и проговаривают, располагая в соответствующий сектор. Политика | Экономика | Дух.сфера | Соц.сфера |
|
|
|
|
|
|
Индустриальное общество? (черты: разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования). Монополия? (исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства или организации (свое господство в определенной отрасли хозяйства)). Синдикат? (объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции) Концерн? (объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы) Трест? (полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции) Картель? (форма слияния предприятий, определявшая цену и делившая рынки сбыта) |
Чтобы завершить повторение, мы проведем небольшой письменный опрос. (Раздаточный материал №1)
| Согласны ли Вы с утверждением: - Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)
- Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата?(Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего сгорания)
- В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)
- Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).
- Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобретения, выросли города)
- На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм? (Да)
- Учащиеся выполняют работу.
|
|
Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 6 ответил? Поставьте «5»! Кто сделал одну или две ошибки? Поставьте отметку «4»! У кого 3 неверных варианта? Не надо ставить себе отметку, надо будет еще подучить этот материал! Итак, проверили, отметки себе поставили! Молодцы! Продолжаем наш разговор! Итак, сделайте вывод по таблице | Проверяют работу соседа и ставят отметки.
Отмечают, что таблица показывает - не хватает знаний о социальной сфере |
|
Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. И сегодня я предлагаю вам сформулировать тему и цель урока - Что же мы должны сегодня узнать? | Формулируют тему «Какие слои составляют основу индустриального общества?» и цель урока – узнать какие слои составляют основу индустриального общества? |
|
Мы сформулировали тему урока:
| Социальная структура индустриального общества. Записывают её в тетрадь. |
|
Сл.3. А вы понимаете, что такое структура общества? Другими словами, какие социальные слои населения составляют основу общества? Посмотрите на экран. Давайте назовем, основные слои этих обществ.
| До 18 века 19 век ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ - Дворяне-землевладельцы
- Крестьяне
- Духовенство
- Купечество
Называют слои общества - ДО 18 ВЕКА – ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество - что это?) 19 ВЕК – ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - затрудняются |
|
Сформулируйте проблемный вопрос.
Каким образом мы решим эту проблему? Что нам поможет?
| Проблемный вопрос: Как изменилось общество в 19 веке? - Какие слои общества существовали
- Образ жизни.
- Проблемы.
Нам поможет учебник, имеющиеся знания по истории и коллективная работа. |
|
Сл.4. Давайте разделимся на 4 группы. Изучаете новые термины, работая с текстом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.
Задание А. Описывается прием «зигзаг».
Все термины вы видите на экране, проверьте себя.
| Разделились на группы. Работая с текстом учебника, сопоставляют и определяют значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному. (Раздаточный материал №2). Приём «Зигзаг-2» Термин изучается каждым учеником полностью. - Индивидуальная работа. Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
- Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил термин № 1, в другой — те, кто получил термин № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части задания.
- После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всем терминам.
- Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.
Проверяют себя. Модернизация – исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному. Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях. Революция – радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества. Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом. Буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью и существующий за счёт доходов от этой собственности. |
|
Сл.5. Таким образом, модернизация, индустриализация, революция, капитализм – эти процессы позволили осуществить переход к индустриальному обществу.
Переходим к решению нашей главной задачи. Какие слои появились в 19 веке? | Задание Б. Заполняют таблицу - раздаточный материал №3 на основе просмотренного отрывка видео-урока. Сл.6. (Видео-урок №3)
|
|
Сл.7. Работа закончена. На экране схема. Оцениваем себя. Итак, назовите, какие же слои общества составляли структуру индустриального общества? (вывести на экран) Оцените свою работу? 1 группа есть у вас ошибки? (нет – поставьте себе «5», если 1 ошибка – поставьте себе «4»). Почему именно так располагаются слои общества? Задание В. Давайте дадим краткую характеристику каждого класса.
Ребята, а как вы думаете, какая большая социальная группа сохранилась от традиционного общества? |
1.Кто такие аристократы? Это крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель) Аристократия – что значит старая аристократия? А что значит новая аристократия? Они отличаются? (новая - они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях). 2. Буржуазия Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую – уровень дохода. Т.е. самый большой доход – крупная, мелкая – маленький доход. 3. Средний класс - объединил мелкую буржуазию – те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий – инженеры, врачи, преподаватели. Главный признак – устойчивое материальное положение. 4.Рабочий класс - он был однородным? (нет) – высоквалифицированные и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими). 5.Крестьянство. (Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства). |
|
Итак, мы дали с вами характеристику каждой социальной группы. Кто готов дать ответ на проблемный вопрос урока? Можно считать ответ полным? |
Ответы – социальная структура индустриального общества изменилась, появились новые слои, теряют свою значимость аристократия и крестьянство. - Нет |
|
Давайте подумаем, как индустриальная революция, повлияла на жизнь людей индустриального общества – это видно из видеоурока. | Отвечают - Вместе с достижениями появляются и ПРОБЛЕМЫ: Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался детский и женский труд.
|
|
Приведите пример, найдя информацию в учебнике на стр.32 или 27, если у вас другой учебник. | Эти проблемы привели к 1.миграции населения и 2. женскому движению за уравнение в правах. (1.урбанизация, особенно в Англии, 2. эмиграция, особенно в США; 3. эксплуатация женского и детского труда, 4. эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах). Сл.8. |
|
Таким образом, давайте сделаем вывод. Выполнили мы сегодня проект? | Да, мы узнали о социальных слоях и проблемах индустриального общества |
|
Кто готов дать ответ на проблемный вопрос | В 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру - аристократия, буржуазия, средний класс, рабочий класс и крестьянство, и обнаружило общественные проблемы. 1.урбанизация, особенно в Англии, 2. эмиграция, особенно в США;3. эксплуатация женского и детского труда, 4. эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах |
|
Какое домашнее задание вы будете выполнять, можете выбрать свой уровень. | Формулируют домашнее задание – сочинение или сообщение о представителях разных слоев общества. |
Сл.9. Синквейн. Я предлагаю вам завершить урок на хорошей эмоциональной ноте. Давайте напишем синквейн по нашей теме. Правила: существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме. | Составляют синквейн. Общество. Индустриальное, промышленное. Развивается, изменяется, модернизируется. Общество приобрело более сложную структуру. Проблемы.
|
Сл.10. А теперь давайте сами себя оценим, как мы поработали на уроке? Сложите 2 оценки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. Если у кого получилось от 4,6 до 5.0? Молодцы, сегодня вы получаете пятерку. А у кого от 4 до 4,5? У вас четверка. Сл.11. Все молодцы! | Оценивают себя, выставляют отметки.
|