Рабочяя программа ОБЖ Дизайн по отраслям
рабочая программа по обж (10 класс)

Ширкунов Александр Николаевич

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

по специальности профессионального образования (далее - СПО)

по  специальности      Дизайн по отраслям

                                                          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obzh_105.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых

технологий   «Краснодеревец»

                                                                            Протокол №____ от «____»__________2020 г.

Утверждаю

Директор СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых

технологий   «Краснодеревец»

_______________З.Ш. Джгамадзе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по  специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям)

                                                             

                                                               

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

 2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

по специальности профессионального образования (далее - СПО)

по  специальности       54.02.01 Дизайн (по отраслям)

                                                         

         

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское Государственное

                         бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

                         «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Разработчик:

 Ширкунов Александр Николаевич, преподаватель

Рассмотрено на заседании МК  

Протокол №____

__________________

от «___» ___________20    г.

Согласовано                                                                  Зам. директора по УМР

 ________________________

«___» _____________ 20    г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента  - 117 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная работа студента - 78часов;
  • самостоятельная работа студента  -39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

практические работы

16

Самостоятельная работа студента (всего)

39

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированного  зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ 1.

Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. 

Содержание учебного материала

8

1

1.1. Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах

1.2. Пожарная безопасность и правила личной безопасности при пожаре

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.3. Обеспечение личной безопасности на водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.

1.4. Безопасность в быту

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.8. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

2

Самостоятельная работа № 1. Подготовка реферата на тему «Обеспечение личной безопасности в повседневной деятельности»

5

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций 

Содержание учебного материала

4

1-2

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины возникновения и последствия.

2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

2.4. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

2.5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории города Санкт-Петербурга.

Характеристика ЧС в городе Санкт-Петербурге. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Самостоятельная работа № 2: составление конспекта по теме 2 «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций»

2

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Содержание учебного материала

2

1-2

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война

3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

3.5. Наркотизм и национальная безопасность России

Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

РАЗДЕЛ 2.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

Содержание учебного материала

1

2

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

Содержание учебного материала

5.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом

Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).

5.2. Контртеррористическая операция

Контр террористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контр террористическую операцию. Правовой режим контр террористической операции. Окончание контр террористической операции.

5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач)

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.

Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.

5.4. Государственная политика противодействия наркотизму. Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказания за незаконные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.

1

1

Практическая работа № 2 Исследовательская работа по пройденным темам.

2

Самостоятельная работа № 2: составление конспекта по теме 2 «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций»

5

РАЗДЕЛ 3

Основы здорового образа жизни

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие 

Содержание учебного материала

4

1-2

6.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя - разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

6.5. Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Тема 7. Нравственность и здоровье

Содержание учебного материала

2

1

7.1. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

7.2. Инфекции, передаваемые половым путем

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

7.4. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.

Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Содержание учебного материала

3

2

8.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

8.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

РАЗДЕЛ 4.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях

Содержание учебного материала

19

1-2

9.1. Основные правила оказания первой помощи

Наиболее целесообразная последовательность оказания первой помощи.

9.2. Первая помощь при ранениях

Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

9.3. Правила остановки артериального кровотечения

Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.

9.4. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

9.5. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая помощь.

9.6. Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины

Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой помощи.

9.7. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего

Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.

9.8. Первая помощь при остановке сердца

Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

9.9. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Практическая работа № 4: «отработка оказания первой помощи при ранениях, при травмах опорно-двигательного аппарата, при черепно-мозговой травме, при остановке сердца»

4

Самостоятельная работа № 6: подготовка презентации по теме  «Первая помощь при неотложных состояниях»

4

РАЗДЕЛ 5

Основы обороны государства

Тема 10. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Содержание учебного материала

2

1

10.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

10.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

10.5. Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

10.7. Организация гражданской обороны в  образовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Самостоятельная работа № 5 подготовка презентации по теме  ГО и ЧС

5

Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества

Содержание учебного материала

7

1-2

11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

11.2. Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Тема 12. Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства

Содержание учебного материала

1

1

12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России

Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.

12.2. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Нормативная база привлечения ВС Российской Федерации к борьбе с терроризмом. Участие в проведении  контр террористической операции, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

12.3. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС Российской Федерации.

Тема 13. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск.

Содержание учебного материала

5

2

13.1. Сухопутные войска

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

13.2. Воздушно Космические  Силы

Военно-Косчмические Силы (ВКС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС.

13.3. Военно-морской флот

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

13.4. Ракетные войска стратегического назначения

Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

13.5. Воздушно-десантные войска

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

13.6. Другие войска

Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

Самостоятельная работа № 7: Исследовательская работа по пройденным темам. «Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства», «Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск»

5

Тема 14. Боевые традиции Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

1

1-2

14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

14.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Тема 15. Символы воинской чести

Содержание учебного материала

1

2

15.1. Боевое Знамя воинской части

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

15.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.

15.3. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.

Тема 16. Воинская обязанность

Содержание учебного материала

2

1-2

16.1. Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

16.2. Организация воинского учета

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

16.4. Обязанности граждан по воинскому учету

Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

16.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

16.6. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.

16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.

16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе

16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.

Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок

медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

16.10. Профессиональный психологический отбор

Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

16.11. Увольнение с военной службы

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.

РАЗДЕЛ 6

Основы военной службы 

Тема 17. Особенности военной службы

Содержание учебного материала

1

1-2

17.1. Правовые основы военной службы

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.

17.2. Статус военнослужащего

Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.

17.3. Военные аспекты международного права

Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита.

17.4. Общевоинские уставы

Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

17.5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

17.6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации

Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

17.7. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

17.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации

Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.

Тема 18. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

1

18.l. Основные виды воинской деятельности

Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.

18.2. Основные особенности воинской деятельности

Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.

18.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина.

Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения. Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.

18.4. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных Сил Российской Федерации

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

 8.5. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации

Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.

18.6. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

18.7. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

18.8. Основные обязанности военнослужащих

Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.

Самостоятельная работа № 11: Исследовательская работа по пройденным темам. «Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных Сил Российской Федерации» с конспектированием

3

Тема 19. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Содержание учебного материала

1

1

19.1. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части

Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.

19.2. Ритуал приведения военнослужащих к Военной присяге

Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.

19.3. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.

19.4. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку

Самостоятельная работа № 12: Исследовательская работа по пройденным темам. «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации» 

3

Тема 20. Прохождение военной службы по призыву

 

Содержание учебного материала

1

1

20.1. Призыв на военную службу.

Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих.

Тема 21. Прохождение военной службы по контракту

Содержание учебного материала

1

1

21.1. Особенности военной службы по контракту

Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

21.2. Альтернативная гражданская служба

Тема 22. Размещение и быт военнослужащих

Содержание учебного материала

1

1

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды. Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Тема 23. Суточный наряд

Содержание учебного материала

1

1

Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.

Тема 24. Организация караульной службы

Содержание учебного материала

1

1

Организация караульной службы, общие положения. Часовой, неприкосновенность часового, основные обязанности часового.

Тема 25. Строевая подготовка

Содержание учебного материала

6

1

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Развернутый строй, походный строй.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тема 26. Огневая подготовка

Содержание учебного материала

11

1

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.

Практическая работа № 8 по теме «Разборка и сборка АК-74» .

4

Самостоятельная работа № 13: Подготовка презентаций на пройденные темы

5

Дифференцированный зачет

1

ИТОГО:

78(62+16)

ВСЕГО:

117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.

Оборудование учебного кабинета: 

1. Посадочные места по количеству студентов.

2. Рабочее место преподавателя.

3. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете, в единую сеть с выходом через прокси-сервер в Интернет.

4. Аудиторная доска для письма.

5. Вентиляционное оборудование, обеспечивающее комфортные условия для проведения занятий.

Технические средства обучения: 

1. Мультимедиа проектор; интерактивная   доска.

2. Массово-габаритные макеты автомата Калашникова (ММГ АК-74).

3. Электронный тренажер по выработке навыков оказания первой медицинской помощи «Максим».

4. Стрелковый тренажер ОЭТ

5. Комплект учебных видеофильмов

6. Комплекты наглядных пособий по темам занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ОБЖ. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ОБЖ. 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 2.

Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)

Интернет - ресурсы:

Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/

Большая советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com

Воокs Gid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com

Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов. http://globalteka.ru/index.html

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru

 Книги. http://www.ozon.ru/context/div_book/

Лучшая учебная литература. http://st-books.ru

Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность. http://www.school.edu.ru/default.asp

Электронная библиотечная система .ru/book

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических

качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу ОБЖ; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических работ;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

 - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета,  информационное сообщение).

4. Итоговая аттестация  в форме  дифференциального зачета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специальности 072501 "Дизайн" (по отраслям)

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС нового поколения. Предназначена для специальностей гуманитарного профиля. Количество часов на изучение дисциплины - 117....

рабочая программа материаловедения по специальности СПО Дизайн (по отраслям)

рабочая программа материаловедения по специальности СПО Дизайн (по отраслям)...

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.02.01 .Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале для специальности 072501 Дизайн (по отраслям)

Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности  среднего профессионального образования...

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.01.05. Ландшафтное проектирование для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Программа междисциплинарного курса Ландшафтное проектирование является частью рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине "Иностранный язык" для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на базе среднего общего образования

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине "Иностранный язык" для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на базе основного общего образования

        Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для изучения английского языка в Государственном бюджетном профессиональ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДД.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины ДД.01 Родная литература разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министе...