Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специальности 072501 "Дизайн" (по отраслям)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Аникеева Ольга Борисовна

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС нового поколения. Предназначена для специальностей гуманитарного профиля. Количество часов на изучение дисциплины - 117.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО МО «МОГКТЭП»

________________  /В. С. Гринев/

«____» ________________ 20___г.

РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___ОДБ. 01_____РУССКИЙ ЯЗЫК___________

г. о. Лыткарино

2012 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана на основе примерной рабочей программы по русскому языку, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России в 2008 г. для специальностей среднего профессионального образования (далее - СПО):

072501 Дизайн (по отраслям)

030504 Право и организация социального обеспечения

Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО «МОГКТЭП»

Разработчик:

Аникеева Ольга Борисовна – преподаватель русского языка ГБОУ СПО МО «МОГКТЭП»

Рекомендовано Цикловой методической комиссией гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Протокол № _01_   от   «_06_»  _сентября__ 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________РУССКИЙ  ЯЗЫК______________________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО гуманитарного профиля:

072501 Дизайн (по отраслям)

030504 Право и организация социального обеспечения

в объеме 117 часов

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» относится к общеобразовательному профильному циклу для специальностей 072501 Дизайн (по отраслям) и 030504 Право и организация социального обеспечения.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-  опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения;

 - работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 - применять полученные знания в собственной речевой практике;

 - целесообразно использовать язык в различных сферах общения;

          - конструировать тексты разных типов и стилей;

 - создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

 - анализировать особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

 - владеть приёмами редактирования текста;

 - передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

 - уместно использовать цитирование.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  1. общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания полного среднего образования по русскому языку;
  2. основы культуры устной и письменной речи;
  3. основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
  4. нормы речевого этикета в различных  сферах общения;
  5. признаки и композиционное построение основных типов текста;
  6. характерные черты функциональных стилей русского языка, сферы их применения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  175  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 58  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

56

     контрольные работы

6

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

    внеаудиторная самостоятельная работа:

58

- работа над материалом учебника;

10

- составление конспектов;

4

- выполнение индивидуальных заданий;

4

- выполнение упражнений;

26

- творческие работы разных видов;

6

- написание рефератов;

4

- подготовка сообщений;

4

 

Итоговая аттестация в форме  экзамена (диктант)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 01 «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Наука о

русском языке.

Содержание учебного материала

3

Русский язык в современном мире. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

0,5

Выдающиеся учёные-лингвисты.

0,5

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

1

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений об учёных-лингвистах (с. 409-420).

1

Раздел 2.

Язык и речь. Функциональные

стили речи.

Содержание учебного материала

18

Язык и речь. Виды речевой деятельности

0,5

Основные требования к речи.

0,5

Текст как произведение речи, его признаки и структура.

0,5

Виды переработки текста: тезисы, конспект, реферат.

0,5

Типы текста.

0,5

Функциональные стили речи.

0,5

Научный стиль речи. Его признаки и особенности.

0,5

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

0,5

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля.

0,5

Публицистический стиль речи, его назначение.

0,5

Основные жанры публицистического стиля.

0,5

Особенности построения публичного выступления.

0,5

Художественный стиль речи, его основные признаки.

0,5

Разговорный стиль речи, его основные признаки.

0,5

Лингвостилистический анализ текста.

1

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

10

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника (2), стр. 372-382; составление текста статьи на свободную тему; работа с текстами научного стиля; стр. 385-389; работа над оформлением основных документов официально-делового стиля (автобиография, заявление и др.); стр. 391-393 (2); работа над составлением устного выступления; стр. 377-381, упр. 518 (2); работа с текстами художественных произведений, выполнение упр. 535, 536, 543 (2)

10

Раздел 3.

Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала

14

Лексическое и грамматическое значения слова.

0,5

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

0,5

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

0,5

Изобразительно-выразительные средства языка.

0,5

Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

0,5

Лексика с точки зрения ее употребления.

0,5

Профессионализмы и терминологическая лексика.

0,5

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

0,5

Особенности русского речевого этикета.

0,5

Фразеологизмы, их отличие от слов и употребление в речи.

0,5

Афоризмы, пословицы и поговорки.

0,5

Лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов. Их исправление.

0,5

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

7

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента: изучение опорного конспекта, работа со словарями (толковым, фразеологическим, этимологическим и др.), составление словосочетаний и конструирование предложений с использованием слов в прямом и переносном значении; упр. 3, 8, 11, 13, 22, 33, 37, 41, 46 (2), нахождение изобразительно-выразительных языковых средств и устаревших слов в художественных текстах, изучение истории фразеологизмов, написание сочинения-миниатюры по пословице.

7

Раздел 4.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Содержание учебного материала

12

Фонетические единицы: звук и фонема.

0,5

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи.

0,5

Орфоэпические нормы. Использование орфоэпического словаря.

0,5

Произношение заимствованных слов.

0,5

Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

0,5

Правописание проверяемых безударных гласных.

0,5

Правописание непроверяемых гласных.

0,5

Правописание звонких и глухих согласных.

0,5

Употребление букв Ъ и Ь.

0,5

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

0,5

Правописание приставок.

1

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

6

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, фонетический разбор слов, запись фонетических транскрипций, упр. 49, 50, 52, 93, 95, 112, 119, 140, 148, 154 (2) ; работа с орфоэпическим словарём.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

6

Раздел 5.

Морфемика, словообразование и орфография

Содержание учебного материала

8

Понятие морфемы и морфемный разбор слова.

0,5

Способы словообразования и словообразовательный анализ.

0,5

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

0,5

Правописание сложных слов.

0,5

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

4

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента: работа с таблицами; выполнение морфемного разбора слов; составление словообразовательных цепочек; определение способов словообразования; упр. 79, 105, 107, 142, 194, 218; работа со словообразовательным словарём

4

Раздел 6.

Морфология и орфография

Содержание учебного материала

30

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

1

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

1

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

1

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

1

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

1

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.

1

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

1

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

1

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

1

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

1

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

1

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

15

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента: морфологический разбор слов; определение рода и склонения имен существительных; склонение имен числительных; определение спряжений глагола; нахождение причастных и деепричастных оборотов в тексте; выполнение упражнений 168, 170, 175, 201, 205, 225, 230, 231, 239, 250, 256, 259, 260, 265, 271, 273, 275, 279, 288, 290, 297, 299, 303, 305, 307, 314, 320 (2).

15

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

28

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

1

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

1

Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Односоставное и неполное предложения.

Использование неполных предложений в речи.

3

Осложненное простое предложение.        

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

7

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Лабораторные работы

-

2, 3

Практические занятия

13

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, синтаксический разбор словосочетаний и предложений; выполнение упр. 328, 330, 335, 343, 346, 348, 356, 358, 362, 365, 373, 380, 388, 399, 402, 414, 421, 435, 451, 458, 470, 473, 477, 483 (2);  индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование словосочетаний и предложений; ответы на вопросы учебника (2), стр. 338; конструирование текстов с прямой речью, диалогом, цитированием.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

13

Раздел 8.

Повторение

Содержание учебного материала

4

Подготовка и защита рефератов по общим вопросам русского языка.

0,5

Подготовка к экзамену.

0,5

Лабораторные работы

-

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента: подготовка к защите рефератов, подготовка связных устных высказываний.

2

Всего

175

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики специальности 080110 "Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)"

Учебно-планирующая документация учебной практики по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (IIIкурс) для специальности  080110  «Экономика, бухгалтерский...

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида

Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....

Рабочая программа по предмету "Специальность домра"

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры С...

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

рабочая программа материаловедения по специальности СПО Дизайн (по отраслям)

рабочая программа материаловедения по специальности СПО Дизайн (по отраслям)...

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная...


 

Комментарии

Аникеева Ольга Борисовна

Рабочая программа по русскому языку для специальностей СПО на 117 часов