Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса
рабочая программа (10 класс)

Банников Владимир Александрович

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_obzh_10_klass.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана на основе:, федерального перечня учебников , основной образовательной программы ,учебного плана, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МКОУ СОШ №4

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана на основе Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности,  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования, а также положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), в соответствии с авторской программой под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007г., учебником «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012г.         

В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12,  приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134  от «  24  » февраля 2010 г.  в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел «Основы военной службы».

        Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

         Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке. С ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах:

  1. Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
  2. Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
  3. Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
  4. Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
  5. Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
  6. Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
  7. Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
  8. Обоснование  основного предназначения Единой государственной системы предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  9. Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
  10. Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

Общая характеристика  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую  в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя  три учебных модуля и семь разделов.

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Модуль-3

Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Основы военной службы

Разделы

1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

5

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

2

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

4

Основы здорового образа жизни

6

Боевые традиции Вооруженных Сил России

7

Символы воинской чести

8

Основы военной службы

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.

Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

        Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 104 часов на 2 года обучения (2 часа в неделю в 10 классе (включая сборы – 35 ч.) и 1 час в неделю в 11 классе). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы). Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней (35 часов). (Изучается раздел 7 «Основы военной службы»).

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, относительно количества часов авторской программы (35ч), согласно годовому календарному учебному графику работы школы на 2015-2016 учебный год.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 10 класса должны знать и уметь:

  • Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
  • Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
  • Сформировать морально-психологические и физические качества  и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
  • Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
  • Повысить эффективность процесса формирования у учащихся  современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
  • Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
  • Обеспечить непрерывность образования  и более тесную преемственность процессов обучения  и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
  • Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
  • Более эффективно организовывать систему повышения квалификации  и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

        

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль 1. «Безопасность и защита человека в опасных  и чрезвычайных ситуациях»

Раздел 1. «Опасные и  чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития  государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел  2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная  защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ  в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.

Нормативно-правовая база  и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура  и задачи.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные  составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия  и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье.

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Модуль 3. Основы военной службы

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

История создания Вооруженных Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм  и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Символы воинской части.

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.

Программа для проведения учебных сборов (10 класс).

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35учебных часов).

В ходе сборов изучаются:

  • Размещение и быт военнослужащих;
  • Организация караульной и внутренней службы;
  • Элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской  подготовки;
  • Вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.

В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно – профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»  № 96 /134 от  24 февраля 2010 г.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой  «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (10 класс)

№ раздела, темы и урока

             

                        Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Раздел

Тема

 I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

13

1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

6

1.1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

1

1.2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

1.3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

1.4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера

1

1.5

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  (РСЧС), ее структура

1

1.6

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1

2

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

7

2.1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

1

2.2

Современные средства поражения, их  поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

2.3

Оповещение и информирование населения об опасных, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирового времени

1

2.4

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирового и военного времени

1

2.5

Средства индивидуальной защиты

1

2.6

Организация проведения аварийно-спасательных  работ в зоне чрезвычайных ситуаций

1

2.7

Организация гражданской обороны  в  общеобразовательном учреждении

1

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3

3.1

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

3.2

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

2

4

Основы здорового образа жизни

7

4.1

Здоровый образ жизни и его составляющие

2

4.2

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

2

4.3

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

4.4

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

2

III

Основы военной службы

12

5

Вооруженные  Силы  Российской  Федерации – защитники нашего Отечества

6

5.1

История создания  Вооруженных  Сил Российской Федерации

2

5.2

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

2

5.3

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности  страны. Реформа Вооруженных  Сил

1

5.4

Другие войска, их состав и предназначение

1

6

Боевые традиции Вооруженных Сил России

3

6.1

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества  защитника Отчества

1

6.2

Памяти поколений – дни воинской славы России

1

6.3

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

7.

Символы воинской части

3

7.1

Боевое Знамя воинской части – символ воинской  части, доблести и славы

1

7.2

Ордена – почетные награды за воинское отличия и заслуги в бою и воинской службе

1

7.3

Ритуалы Вооруженных  Сил  Российской Федерации

1

8

Основы воинской службы  (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

35

8.1

Военнослужащие и взаимоотношения между ними»

3

8.2

Внутренний порядок

6

8.3

Строевая подготовка

6

8.4

Огневая подготовка

6

8.5

Тактическая подготовка

6

8.6

Физическая подготовка

5

8.7

Военно-медицинская подготовка

2

8.8

Радиационная, химическая и биологическая защита войск

1

35 + 35

Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

                          Оценка устных ответов обучающегося :

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

 

 Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ

Оценка устных ответов учащихся.        

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов,  дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится,  если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

 

Оценка письменных контрольных работ.

«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

Оценка практических работ.

«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

« ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

 

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Критерии оценивания учащихся  составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему,  так и глубине.

Информационное и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1. Авторская программа под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014г.;

2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 г.;

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; – М.: Просвещение, 2014г.

                                                                                           Тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 10 класс

п/п

Тема урока

        

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Основное содержание

Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/

Оборудование и оснащение

Дом. задание

Дата

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства-14ч

Раздел 1. Основы комплексной безопасности-6ч

Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» - 3ч

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка.

1

Рассказ. беседа, работа с учебником

Природная среда и человек; автономное пребывание человека в природной среде. Виды автономии .Активный туризм как система подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

Знать виды автономного существования в природе . Уметь обеспечивать свои жизненные  потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы и дары природы.

Учебные картины, учебник, наглядные пособия.

§1,2

Стр.8 задание№2

С.14 сообщение

2

Обеспечение личной безопасности на дорогах  и в криминогенных ситуациях.

1

Рассказ, беседа , фронтальный опрос

Пешеход, пассажир, водитель – их обязанности

Знать правила безопасного дорожного движения. Уметь соблюдать правила дорожного движения.

Дорожные знаки, иллюстрации учебника.

§3,4

Нарисовать дорожные знаки для пешеходов

Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций» - 2ч

3

ЧС природного характера, их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера.

1

Рассказ, беседа, фронтальный опрос.

Классификация ЧС и причины их возникновения. Возможные последствия.

Знать общие правила личной безопасности. Уметь принимать правильное решение из создавшегося положения.

Учебные картины.

§5,6 составить буклет

4

ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера.

1

Рассказ, беседа. Фронтальный опрос.

Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера.

Знать причины возникновения ЧС техногенного характера и их классификацию. Уметь обеспечить личную безопасность.

Учебные картины, буклеты, наглядные пособия.

§7,8 составить памятку

5

Контрольная работа №1 Личная безопасность в повседневной жизни и в условиях ЧС

Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера – 1ч

6

Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

1

Рассказ, беседа , фронтальный опрос.

Организация обороны государства и её значение в обеспечении национальной безопасности России. Характер современных войн.

Знать основные особенности современных войн и вооружённых конфликтов Уметь анализировать  современную международную обстановку.

Наглядные пособия, материалы периодической печати, учебник.

§9,10

С.50 сообщение

Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера» -2ч

Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера» - 2ч

7

Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.

1

Рассказ, беседа, фронтальный опрос.

Федеральные законы , гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

Знать ключевые положения федеральных законов РФ . Уметь выполнять конституционный долг по защите Отечества.

Нормативные документы, материалы учебника.

§11

8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.

1

Рассказ, беседа, лекция.

Предназначение РСЧС . Структура РСЧС.

Знать основное предназначение и структуру РСЧС. Уметь решать задачи в области защиты населения.

Наглядные пособия, иллюстрации учебника.

§12 с.62 вопросы

Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ» -

Тема 5: «Экстремизм и терроризм -чрезвычайные опасности для общества и государства»

9

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.

1

Рассказ, беседа , фронтальный опрос.

Формы и проявления терроризма; особенности терриористической деятельности на территории РФ.

Знать цели и последствия терроризма и террористической деятельности. Уметь противопоставить себя террористическим организациям.

Буклеты , учебные картины, иллюстрации учебника.

§13.14

С.70 задание№1

10

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической  и экстремистской деятельности.

1

Рассказ, фронтальный опрос , беседа.

Источники экстремизма и экстремисткой деятельности. Направления экстремисткой деятельности.

Знать способы распространения подрывной литературы , уметь ее распознавать и принимать правильное решение.

Учебные картины, буклеты, иллюстрации учебника.

§15,16

С.86 сообщение

Тема 6: «Нормативно-правовая база  борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ» -

11

Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.

1

Лекция, беседа.

Правовые основы противодействия терроризму и экстремизму.

Информация об основных документах, содержащих направления государственной деятельности по противодействию терроризму.

Текст Конституции РФ. Наглядные пособия.

§17,18

вопросы

Тема  7: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму» - 1ч

12

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического  и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения.

1

Рассказ, беседа, объяснение.

Нравственные позиции и личные качества человека. Основа нравственной позиции в отношении терроризма.

Выработать негативное отношение к любым видам экстремисткой и террористической деятельности.

Буклеты , материалы учебника.

§19,20

С.106 сообщение

Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности» -

13

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

1

Рассказ, объяснение.

Террористическая деятельность и её содержание.

Знать о наступлении уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Нормативные документы , выдержки из текста Конституции РФ.

§21,22

вопросы

Тема 9: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта» -

14

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

1

Рассказ. беседа , фронтальный опрос.

Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники перестрелке.

Знать правила безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях . связанных с терроризмом.

Наглядные пособия, буклеты.

§23

буклет

15

Контрольная работа №2 Экстремизм и терроризм

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» -

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни» -

Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний» - 2ч

16

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

1

Рассказ , беседа, объяснение.

Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его  на воинский учет.

Знать о необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни при подготовке к военной службе

Буклеты , наглядные пособия.

§24 вопросы

17

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

Рассказ, беседа, фронтальный опрос.

Инфекционные болезни и их классификация .Причины возникновения инфекционных болезней.

Знать основные инфекционные болезни, их причины и меры по их профилактике.  Вести правильный образ жизни. Уметь

Буклеты, наглядные пособия.

§25  вопросы

Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие» -

18

Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

1

Рассказ, объяснение, беседа.

Основные понятия о здоровье, факторы , влияющие на здоровье.

Познакомиться с понятием « здоровый образ жизни» , его содержанием и составляющими.Уметь приспосабливаться к окружающей среде.

Наглядные пособия, буклеты, материалы учебника

§26,28

С.150 сообщение

19

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

1

Рассказ, беседа, фронтальный опрос.

Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека.

Знать биологические ритмы, их влияние на работоспособность человека и ряд правил по профилактике утомления.

Наглядные пособия, материалы учебника.

§27 вопросы

20

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1

Рассказ, беседа, объяснение, фронтальный опрос.

Человек и его возможности. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек.

Знать , что курени е , употребление алкоголя и наркотиков пагубно влияют на здоровье человека. Уметь вести здоровый образ жизни.

Наглядные пособия, учебные картины, учебник.

§29вопросы

21

Контрольная работа №3 Основы ЗОЖ

Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства» - 16ч

Раздел 6: «Основы обороны государства» - 16ч

Тема 12. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны» - 6ч

22

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Организация ГО в ООУ.

1

Рассказ, объяснение.

Гражданская оборона и её предназначение . Основные задачи гражданской обороны.

Предназначение гражданской обороны в общеобразовательной организации.

Знать о предназначении ГО, её задачах по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Знать структуру организации ГО в школе. Уметь обеспечивать личную безопасность.

Учебные картины, наглядные пособия, схемы

§30,36вопросы

23

Основные виды оружия и их поражающие факторы.

1

Рассказ, объяснение, фронтальный опрос.

Обычные средства поражения. Оружие массового поражения.

Знать основные виды современного оружия их поражающие факторы. Уметь давать краткую характеристику ОМП

Наглядные пособия, учебник.

§31с.168 сообщение

24

Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени.

1

Рассказ, беседа, фронтальный опрос.

Структура системы  оповешения .Основные способы оповещения.

Знать систему оповещения и информации населения об опасностях, возникающих при ЧС.

Наглядные пособия, плакаты.

§32 вопросы

25

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Организация проведения аварийно-спасательных  и других неотложных работ в зоне ЧС.

1

Рассказ, объяснение.

Инженерная защита населения и её предназначение . Убежища. ПРУ.

Знать основные виды инженерных сооружений для обеспечения безопасности населения от ЧС.

Учебные картины, наглядные пособия, иллюстрации учебника.

§33,35 с.186 сообщение

26

Средства индивидуальной защиты.

1

Демонстрация , рассказ, беседа.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания , кожи и их уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты .

Знать основные характеристики и предназначение средств индивидуальной защиты органов дыхания  и кожи.

Противогазы, респираторы, ватно-марлевые  повязки.

§34 вопросы

Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества» - 2ч

27

История создания ВС РФ.

Памяти поколений – дни воинской славы

1

Рассказ, беседа , объяснение.

Основные вехи в строительстве ВС России в период до 1917 года. Этапы строительства ВС СССР. ВС РФ и их основное предназначение.

Знать основные этапы становления ВС РФ . Быть готовым защитником Отечества.

Материалы учебника, наглядные пособия.

§37,38

Составить таблицу памятных дней

28

Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.

1

Рассказ, беседа., объяснение.

Военная организация государства и её предназначение. Состав ВС РФ .Руководство и управление ВС РФ.

Знать военную организацию государства, состав ВС РФ , их руководство и управление.

Устав ВС РФ .

§39 с.210 сообщение

Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ» - 6ч

29

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

1

Рассказ, беседа.

Сухопутные войска и их основное предназначение. Состав Сухопутных войск. Техника и вооружение СВ

Знать в общих чертах о СВ как видом ВС РФ , их предназначением, составом, техникой и вооружением.

Учебные картины

§40 с.216 сообщение

30

Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ.

1

Рассказ, беседа

ВВС и их предназначение. Состав ВВС . Вооружение и военная техника ВВС.

Знать в общих чертах о ВДВ, о  их  предназначении.

Плакаты, учебные картины.

§41с.220 сообщение

31

Военно-морской флот (ВМФ), его  состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

1

Рассказ, беседа, фронтальный опрос.

ВМФ и его предназначение. Состав ВМФ. Вооружение и военная техника ВМФ.

Знать о ВМФ как вид ВС РФ , его состав , вооружение и военная техника ВМФ.

Наглядные пособия, учебные картины.

§42с.224 сообщение

32

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение.

1

Рассказ, беседа , фронтальный опрос.

РВСН и их предназначение. Состав РВСН . Вооружение и военная техника РВСН.

Знать в общих чертах о РВСН как самостоятельном роде войск, его предназначении, вооружении и военной техники.

Наглядные пособия , учебные картины.

§43,44,45

С.232 сообщение

33

 Итоговая контрольная работа

34

Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ.

1

Рассказ, беседа, объяснение.

Внутренние войска Министерства внутренних дел России. Спасательные воинские формирования МЧС России.

Знать состав и предназначение внутренних воск и МЧС . Уметь защититься от пожаров и других ЧС природного и техногенного характера.

Плакаты , материалы учебника.

§46 с.240 задание №1

Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ» - 1ч

35

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

1

Объяснение . рассказ, беседа.

Качества, присущие военнослужащему ВС РФ – защитнику Отечества . Общие понятия о долге и воинском долге.

Товарищество и дружба- основные понятия , их единство и различия. Дружба и войсковое товарищество- это неотъемлемые составляющие Российской армии, её боевая историческая традиция .Неуставные взаимоотношения и причины их возникновения.

Сформировать у  учащихся общее представление об основных качествах , которыми должен обладать  военнослужащий ВС РФ – защитник Отечества.

Наглядные пособия ,стенды, фотографии.

Наглядные пособия . учебные картины, фотографии, материалы стендов.

§47,48

С.244 задание №2

Всего

35

Учебные сборы – 35 ч.

Тема 1: «Военнослужащие и взаимоотношения между ними» - 3ч

1

Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

1

2

Взаимоотношения между военнослужащими.

1

3

Обязанности солдата (матроса).

1

Тема 2: «Внутренний порядок» - 6ч

4

Размещение военнослужащих.

1

5

Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.

1

6

Суточный наряд. Обязанности дневального по роте.

1

7

Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового.

1

8

Охрана здоровья военнослужащих.

1

9

Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы.

1

Тема 3: «Строевая подготовка» - 6ч

10

Строи и управления ими.

1

11

Строевые приемы и движение без оружия.

1

12

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

1

13

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

14

Строи отделения. Развернутый строй, походный строй.

1

15

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

1

Тема 4: «Огневая подготовка» - 6ч

16

Устройство стрелкового оружия, основные правила, приемы и способы стрельбы из него.

1

17

Устройство ручных боевых гранат, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

1

18

Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

1

19

Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

1

20

Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

1

21

Требования к выполнению метания ручных имитационных гранат.

1

Тема 5: «Тактическая подготовка» - 6ч

22

Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою.

1

23

Основные приемы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия.

1

24

Способы передвижения солдата в бою.

1

25

Приемы и правила стрельбы в бою.

1

26

Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа.

1

27

Способы ориентирования на местности.

1

Тема 6: «Физическая подготовка» - 5ч

28

Гимнастика и атлетическая подготовка.

1

29

Преодоление препятствий.

1

30

Ускоренное передвижение, легкая атлетика.

1

31

Комплексные учебно-тренировочное занятие.

1

32

Комплексные учебно-тренировочное занятие.

1

Тема 7: «Военно-медицинская подготовка» - 2ч

33

Правила оказания первой помощи при ранениях.

1

34

Правила оказания первой помощи при ожогах, острых отравлениях, отморожении.

1

Тема 8: «Радиационная, химическая и биологическая защита войск» - 1ч

35

Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей ...

Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса

Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса  составлена на основе   Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе

1 РазделПояснительная записка 5кл  ОБЖ. Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 -11  класса,  разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Пояснительная запискаДанная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и  составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федерального к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и  составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федераль...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 - 11 класс

Рабочая программа по ОБЖ 5 - 11 класс. УМК: В.Н. Латчук. ДРОФА....