Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса
рабочая программа (10 класс)
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obzh_10_klass.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:, федерального перечня учебников , основной образовательной программы ,учебного плана, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МКОУ СОШ №4
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана на основе Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности, Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования, а также положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), в соответствии с авторской программой под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007г., учебником «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012г.
В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12, приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134 от « 24 » февраля 2010 г. в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел «Основы военной службы».
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке. С ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах:
- Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
- Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
- Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
- Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
- Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
- Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
- Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
- Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
- Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Учебные модули | |||||
Модуль-1 | Модуль-2 | Модуль-3 | |||
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | Основы военной службы | |||
Разделы | |||||
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | 3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 4 | Основы здорового образа жизни | 6 | Боевые традиции Вооруженных Сил России |
7 | Символы воинской чести | ||||
8 | Основы военной службы |
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 104 часов на 2 года обучения (2 часа в неделю в 10 классе (включая сборы – 35 ч.) и 1 час в неделю в 11 классе). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы). Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней (35 часов). (Изучается раздел 7 «Основы военной службы»).
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, относительно количества часов авторской программы (35ч), согласно годовому календарному учебному графику работы школы на 2015-2016 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 10 класса должны знать и уметь:
- Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
- Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
- Сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
- Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
- Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
- Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
- Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
- Более эффективно организовывать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль 1. «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Раздел 1. «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Раздел 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.
Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровье.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Модуль 3. Основы военной службы
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
История создания Вооруженных Сил России.
Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Символы воинской части.
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.
Программа для проведения учебных сборов (10 класс).
Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35учебных часов).
В ходе сборов изучаются:
- Размещение и быт военнослужащих;
- Организация караульной и внутренней службы;
- Элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки;
- Вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно – профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» № 96 /134 от 24 февраля 2010 г.
Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (10 класс)
№ раздела, темы и урока |
Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | |
Раздел | Тема | ||
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 13 | |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | 6 | |
1.1 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода | 1 | |
1.2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 | |
1.3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | |
1.4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | |
1.5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура | 1 | |
1.6 | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | 1 | |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 7 | |
2.1 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 1 | |
2.2 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 1 | |
2.3 | Оповещение и информирование населения об опасных, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирового времени | 1 | |
2.4 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирового и военного времени | 1 | |
2.5 | Средства индивидуальной защиты | 1 | |
2.6 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | 1 | |
2.7 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении | 1 | |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | |
3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 3 | |
3.1 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | |
3.2 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | 2 | |
4 | Основы здорового образа жизни | 7 | |
4.1 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 | |
4.2 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 2 | |
4.3 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 1 | |
4.4 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 2 | |
III | Основы военной службы | 12 | |
5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества | 6 | |
5.1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | 2 | |
5.2 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | 2 | |
5.3 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | 1 | |
5.4 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | |
6 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 3 | |
6.1 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отчества | 1 | |
6.2 | Памяти поколений – дни воинской славы России | 1 | |
6.3 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | 1 | |
7. | Символы воинской части | 3 | |
7.1 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской части, доблести и славы | 1 | |
7.2 | Ордена – почетные награды за воинское отличия и заслуги в бою и воинской службе | 1 | |
7.3 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | |
8 | Основы воинской службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) | 35 | |
8.1 | Военнослужащие и взаимоотношения между ними» | 3 | |
8.2 | Внутренний порядок | 6 | |
8.3 | Строевая подготовка | 6 | |
8.4 | Огневая подготовка | 6 | |
8.5 | Тактическая подготовка | 6 | |
8.6 | Физическая подготовка | 5 | |
8.7 | Военно-медицинская подготовка | 2 | |
8.8 | Радиационная, химическая и биологическая защита войск | 1 | |
35 + 35 | |||
Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося :
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Критерии оценивания учащихся составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Информационное и учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Авторская программа под редакцией А.Т. Смирнова. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014г.;
2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 г.;
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; – М.: Просвещение, 2014г.
Тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 10 класс
№ п/п | Тема урока
| Кол-во часов | Формы и методы обучения | Основное содержание | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/ | Оборудование и оснащение | Дом. задание | Дата | ||||||||||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства-14ч | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности-6ч | ||||||||||||||||||
Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» - 3ч | ||||||||||||||||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка. | 1 | Рассказ. беседа, работа с учебником | Природная среда и человек; автономное пребывание человека в природной среде. Виды автономии .Активный туризм как система подготовки человека к автономному существованию в природной среде. | Знать виды автономного существования в природе . Уметь обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы и дары природы. | Учебные картины, учебник, наглядные пособия. | §1,2 Стр.8 задание№2 С.14 сообщение | |||||||||||
2 | Обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенных ситуациях. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос | Пешеход, пассажир, водитель – их обязанности | Знать правила безопасного дорожного движения. Уметь соблюдать правила дорожного движения. | Дорожные знаки, иллюстрации учебника. | §3,4 Нарисовать дорожные знаки для пешеходов | |||||||||||
Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций» - 2ч | ||||||||||||||||||
3 | ЧС природного характера, их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Классификация ЧС и причины их возникновения. Возможные последствия. | Знать общие правила личной безопасности. Уметь принимать правильное решение из создавшегося положения. | Учебные картины. | §5,6 составить буклет | |||||||||||
4 | ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера. | 1 | Рассказ, беседа. Фронтальный опрос. | Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера. | Знать причины возникновения ЧС техногенного характера и их классификацию. Уметь обеспечить личную безопасность. | Учебные картины, буклеты, наглядные пособия. | §7,8 составить памятку | |||||||||||
5 | Контрольная работа №1 Личная безопасность в повседневной жизни и в условиях ЧС | |||||||||||||||||
Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера – 1ч | ||||||||||||||||||
6 | Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос. | Организация обороны государства и её значение в обеспечении национальной безопасности России. Характер современных войн. | Знать основные особенности современных войн и вооружённых конфликтов Уметь анализировать современную международную обстановку. | Наглядные пособия, материалы периодической печати, учебник. | §9,10 С.50 сообщение | |||||||||||
Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера» -2ч | ||||||||||||||||||
Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера» - 2ч | ||||||||||||||||||
7 | Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Федеральные законы , гарантирующие права и свободы человека и гражданина. | Знать ключевые положения федеральных законов РФ . Уметь выполнять конституционный долг по защите Отечества. | Нормативные документы, материалы учебника. | §11 | |||||||||||
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи. | 1 | Рассказ, беседа, лекция. | Предназначение РСЧС . Структура РСЧС. | Знать основное предназначение и структуру РСЧС. Уметь решать задачи в области защиты населения. | Наглядные пособия, иллюстрации учебника. | §12 с.62 вопросы | |||||||||||
Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ» - 6ч | ||||||||||||||||||
Тема 5: «Экстремизм и терроризм -чрезвычайные опасности для общества и государства»2ч | ||||||||||||||||||
9 | Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос. | Формы и проявления терроризма; особенности терриористической деятельности на территории РФ. | Знать цели и последствия терроризма и террористической деятельности. Уметь противопоставить себя террористическим организациям. | Буклеты , учебные картины, иллюстрации учебника. | §13.14 С.70 задание№1 | |||||||||||
10 | Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности. | 1 | Рассказ, фронтальный опрос , беседа. | Источники экстремизма и экстремисткой деятельности. Направления экстремисткой деятельности. | Знать способы распространения подрывной литературы , уметь ее распознавать и принимать правильное решение. | Учебные картины, буклеты, иллюстрации учебника. | §15,16 С.86 сообщение | |||||||||||
Тема 6: «Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ» - 1ч | ||||||||||||||||||
11 | Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ. | 1 | Лекция, беседа. | Правовые основы противодействия терроризму и экстремизму. | Информация об основных документах, содержащих направления государственной деятельности по противодействию терроризму. | Текст Конституции РФ. Наглядные пособия. | §17,18 вопросы | |||||||||||
Тема 7: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму» - 1ч | ||||||||||||||||||
12 | Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения. | 1 | Рассказ, беседа, объяснение. | Нравственные позиции и личные качества человека. Основа нравственной позиции в отношении терроризма. | Выработать негативное отношение к любым видам экстремисткой и террористической деятельности. | Буклеты , материалы учебника. | §19,20 С.106 сообщение | |||||||||||
Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности» - 1ч | ||||||||||||||||||
13 | Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. | 1 | Рассказ, объяснение. | Террористическая деятельность и её содержание. | Знать о наступлении уголовной ответственности за участие в террористической деятельности. | Нормативные документы , выдержки из текста Конституции РФ. | §21,22 вопросы | |||||||||||
Тема 9: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта» - 1ч | ||||||||||||||||||
14 | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. | 1 | Рассказ. беседа , фронтальный опрос. | Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники перестрелке. | Знать правила безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях . связанных с терроризмом. | Наглядные пособия, буклеты. | §23 буклет | |||||||||||
15 | Контрольная работа №2 Экстремизм и терроризм | |||||||||||||||||
Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - 5ч | ||||||||||||||||||
Раздел 4: «Основы здорового образа жизни» - 5ч | ||||||||||||||||||
Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний» - 2ч | ||||||||||||||||||
16 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. | 1 | Рассказ , беседа, объяснение. | Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке его на воинский учет. | Знать о необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни при подготовке к военной службе | Буклеты , наглядные пособия. | §24 вопросы | |||||||||||
17 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Инфекционные болезни и их классификация .Причины возникновения инфекционных болезней. | Знать основные инфекционные болезни, их причины и меры по их профилактике. Вести правильный образ жизни. Уметь | Буклеты, наглядные пособия. | §25 вопросы | |||||||||||
Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие» - 3ч | ||||||||||||||||||
18 | Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. | 1 | Рассказ, объяснение, беседа. | Основные понятия о здоровье, факторы , влияющие на здоровье. | Познакомиться с понятием « здоровый образ жизни» , его содержанием и составляющими.Уметь приспосабливаться к окружающей среде. | Наглядные пособия, буклеты, материалы учебника | §26,28 С.150 сообщение | |||||||||||
19 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека. | Знать биологические ритмы, их влияние на работоспособность человека и ряд правил по профилактике утомления. | Наглядные пособия, материалы учебника. | §27 вопросы | |||||||||||
20 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | Рассказ, беседа, объяснение, фронтальный опрос. | Человек и его возможности. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек. | Знать , что курени е , употребление алкоголя и наркотиков пагубно влияют на здоровье человека. Уметь вести здоровый образ жизни. | Наглядные пособия, учебные картины, учебник. | §29вопросы | |||||||||||
21 | Контрольная работа №3 Основы ЗОЖ | |||||||||||||||||
Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства» - 16ч | ||||||||||||||||||
Раздел 6: «Основы обороны государства» - 16ч | ||||||||||||||||||
Тема 12. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны» - 6ч | ||||||||||||||||||
22 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Организация ГО в ООУ. | 1 | Рассказ, объяснение. | Гражданская оборона и её предназначение . Основные задачи гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны в общеобразовательной организации. | Знать о предназначении ГО, её задачах по защите населения от ЧС мирного и военного времени. Знать структуру организации ГО в школе. Уметь обеспечивать личную безопасность. | Учебные картины, наглядные пособия, схемы | §30,36вопросы | |||||||||||
23 | Основные виды оружия и их поражающие факторы. | 1 | Рассказ, объяснение, фронтальный опрос. | Обычные средства поражения. Оружие массового поражения. | Знать основные виды современного оружия их поражающие факторы. Уметь давать краткую характеристику ОМП | Наглядные пособия, учебник. | §31с.168 сообщение | |||||||||||
24 | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | Структура системы оповешения .Основные способы оповещения. | Знать систему оповещения и информации населения об опасностях, возникающих при ЧС. | Наглядные пособия, плакаты. | §32 вопросы | |||||||||||
25 | Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. | 1 | Рассказ, объяснение. | Инженерная защита населения и её предназначение . Убежища. ПРУ. | Знать основные виды инженерных сооружений для обеспечения безопасности населения от ЧС. | Учебные картины, наглядные пособия, иллюстрации учебника. | §33,35 с.186 сообщение | |||||||||||
26 | Средства индивидуальной защиты. | 1 | Демонстрация , рассказ, беседа. | Средства индивидуальной защиты органов дыхания , кожи и их уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты . | Знать основные характеристики и предназначение средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. | Противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки. | §34 вопросы | |||||||||||
Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества» - 2ч | ||||||||||||||||||
27 | История создания ВС РФ. Памяти поколений – дни воинской славы | 1 | Рассказ, беседа , объяснение. | Основные вехи в строительстве ВС России в период до 1917 года. Этапы строительства ВС СССР. ВС РФ и их основное предназначение. | Знать основные этапы становления ВС РФ . Быть готовым защитником Отечества. | Материалы учебника, наглядные пособия. | §37,38 Составить таблицу памятных дней | |||||||||||
28 | Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. | 1 | Рассказ, беседа., объяснение. | Военная организация государства и её предназначение. Состав ВС РФ .Руководство и управление ВС РФ. | Знать военную организацию государства, состав ВС РФ , их руководство и управление. | Устав ВС РФ . | §39 с.210 сообщение | |||||||||||
Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ» - 6ч | ||||||||||||||||||
29 | Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. | 1 | Рассказ, беседа. | Сухопутные войска и их основное предназначение. Состав Сухопутных войск. Техника и вооружение СВ | Знать в общих чертах о СВ как видом ВС РФ , их предназначением, составом, техникой и вооружением. | Учебные картины | §40 с.216 сообщение | |||||||||||
30 | Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ. | 1 | Рассказ, беседа | ВВС и их предназначение. Состав ВВС . Вооружение и военная техника ВВС. | Знать в общих чертах о ВДВ, о их предназначении. | Плакаты, учебные картины. | §41с.220 сообщение | |||||||||||
31 | Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота. | 1 | Рассказ, беседа, фронтальный опрос. | ВМФ и его предназначение. Состав ВМФ. Вооружение и военная техника ВМФ. | Знать о ВМФ как вид ВС РФ , его состав , вооружение и военная техника ВМФ. | Наглядные пособия, учебные картины. | §42с.224 сообщение | |||||||||||
32 | Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение. | 1 | Рассказ, беседа , фронтальный опрос. | РВСН и их предназначение. Состав РВСН . Вооружение и военная техника РВСН. | Знать в общих чертах о РВСН как самостоятельном роде войск, его предназначении, вооружении и военной техники. | Наглядные пособия , учебные картины. | §43,44,45 С.232 сообщение | |||||||||||
33 | Итоговая контрольная работа | |||||||||||||||||
34 | Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ. | 1 | Рассказ, беседа, объяснение. | Внутренние войска Министерства внутренних дел России. Спасательные воинские формирования МЧС России. | Знать состав и предназначение внутренних воск и МЧС . Уметь защититься от пожаров и других ЧС природного и техногенного характера. | Плакаты , материалы учебника. | §46 с.240 задание №1 | |||||||||||
Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ» - 1ч | ||||||||||||||||||
35 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. | 1 | Объяснение . рассказ, беседа. | Качества, присущие военнослужащему ВС РФ – защитнику Отечества . Общие понятия о долге и воинском долге. Товарищество и дружба- основные понятия , их единство и различия. Дружба и войсковое товарищество- это неотъемлемые составляющие Российской армии, её боевая историческая традиция .Неуставные взаимоотношения и причины их возникновения. | Сформировать у учащихся общее представление об основных качествах , которыми должен обладать военнослужащий ВС РФ – защитник Отечества. | Наглядные пособия ,стенды, фотографии. Наглядные пособия . учебные картины, фотографии, материалы стендов. | §47,48 С.244 задание №2 | |||||||||||
Всего | 35 | |||||||||||||||||
Учебные сборы – 35 ч. | ||||||||||||||||||
Тема 1: «Военнослужащие и взаимоотношения между ними» - 3ч | ||||||||||||||||||
1 | Права, обязанности и ответственность военнослужащих. | 1 | ||||||||||||||||
2 | Взаимоотношения между военнослужащими. | 1 | ||||||||||||||||
3 | Обязанности солдата (матроса). | 1 | ||||||||||||||||
Тема 2: «Внутренний порядок» - 6ч | ||||||||||||||||||
4 | Размещение военнослужащих. | 1 | ||||||||||||||||
5 | Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. | 1 | ||||||||||||||||
6 | Суточный наряд. Обязанности дневального по роте. | 1 | ||||||||||||||||
7 | Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового. | 1 | ||||||||||||||||
8 | Охрана здоровья военнослужащих. | 1 | ||||||||||||||||
9 | Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы. | 1 | ||||||||||||||||
Тема 3: «Строевая подготовка» - 6ч | ||||||||||||||||||
10 | Строи и управления ими. | 1 | ||||||||||||||||
11 | Строевые приемы и движение без оружия. | 1 | ||||||||||||||||
12 | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | 1 | ||||||||||||||||
13 | Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. | 1 | ||||||||||||||||
14 | Строи отделения. Развернутый строй, походный строй. | 1 | ||||||||||||||||
15 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | 1 | ||||||||||||||||
Тема 4: «Огневая подготовка» - 6ч | ||||||||||||||||||
16 | Устройство стрелкового оружия, основные правила, приемы и способы стрельбы из него. | 1 | ||||||||||||||||
17 | Устройство ручных боевых гранат, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. | 1 | ||||||||||||||||
18 | Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем. | 1 | ||||||||||||||||
19 | Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем. | 1 | ||||||||||||||||
20 | Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем. | 1 | ||||||||||||||||
21 | Требования к выполнению метания ручных имитационных гранат. | 1 | ||||||||||||||||
Тема 5: «Тактическая подготовка» - 6ч | ||||||||||||||||||
22 | Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою. | 1 | ||||||||||||||||
23 | Основные приемы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия. | 1 | ||||||||||||||||
24 | Способы передвижения солдата в бою. | 1 | ||||||||||||||||
25 | Приемы и правила стрельбы в бою. | 1 | ||||||||||||||||
26 | Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа. | 1 | ||||||||||||||||
27 | Способы ориентирования на местности. | 1 | ||||||||||||||||
Тема 6: «Физическая подготовка» - 5ч | ||||||||||||||||||
28 | Гимнастика и атлетическая подготовка. | 1 | ||||||||||||||||
29 | Преодоление препятствий. | 1 | ||||||||||||||||
30 | Ускоренное передвижение, легкая атлетика. | 1 | ||||||||||||||||
31 | Комплексные учебно-тренировочное занятие. | 1 | ||||||||||||||||
32 | Комплексные учебно-тренировочное занятие. | 1 | ||||||||||||||||
Тема 7: «Военно-медицинская подготовка» - 2ч | ||||||||||||||||||
33 | Правила оказания первой помощи при ранениях. | 1 | ||||||||||||||||
34 | Правила оказания первой помощи при ожогах, острых отравлениях, отморожении. | 1 | ||||||||||||||||
Тема 8: «Радиационная, химическая и биологическая защита войск» - 1ч | ||||||||||||||||||
35 | Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей ...
Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса
Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного ...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе
1 РазделПояснительная записка 5кл ОБЖ. Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 -11 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе
Пояснительная запискаДанная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федерального к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федераль...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 - 11 класс
Рабочая программа по ОБЖ 5 - 11 класс. УМК: В.Н. Латчук. ДРОФА....