РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
рабочая программа по обж (7 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих документов:
1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32.
2.Федерального компонента государственного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от05.03.2004г.
3.Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г.
4. Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, О.Б. Хренников М «Просвещение», 2011г.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образованием РФ. А. Т. Смирнов Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности Просвещение 2012
Рабочая программа имеет цель:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass.docx | 103.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРТЫНОВСКИЙ РАЙОН, П. ЧЕРЁМУХИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №13
п. Черёмухи
«Утверждено»
Директор МБОУ- ОШ№13 Приказ №92 от 29.08.2014
____________ Казаков В.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Уровень основного общего образования: базовый
Количество часов: 35
Учитель: Новиков И. В.
Программа разработана на основе: Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, О.Б. Хренников М «Просвещение», 2011г.
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи от 29.08.2014№ 1 Руководитель МО_________________ Богданова Л. И. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ-ООШ №13 п. Черёмухи ___________________ Лазутчикова Т.В.. 29.08.2014 |
1 Раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих документов:
1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32.
2.Федерального компонента государственного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от05.03.2004г.
3.Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г.
4. Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, О.Б. Хренников М «Просвещение», 2011г.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образованием РФ. А. Т. Смирнов Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности Просвещение 2012
Рабочая программа имеет цель:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Межпредметные связи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-ом классе представляет собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
2 раздел
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ черезсобственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
Настоящая программа является примерной, определяющей базовое содержание курса для общеобразовательных учреждений.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Учебный год, как правило, завершать проведением Дня защиты детей, который проводить как объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику, тренажёр “Максим”.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Обучение ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
▪ описание источников опасности и их видов;
▪ основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
▪ естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
▪ стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
▪ техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
▪ безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
▪ опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
▪ 1МП и способы ее оказания пострадавшим;
▪ опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно–тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно–методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учащиеся должны
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявление бдительности при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
3 Раздел
Место учебного предмета ОБЖ в учебном плане.
- Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение ОБЖ в 7 классе отводится по 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
- В соответствии с образовательной программой МБОУ-ООШ №13, календарным учебным графиком, учебным планам и расписанием занятий на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 35 часа из расчета 1 часа в неделю.
4 Раздел
Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (16 часов)
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода селя, оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений.
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 часов)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Раздел III. Основы здорового образа жизни (7 часов)
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 часа)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
5 Раздел
Календарно-тематическое планирование – 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню под готовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного(необязательного)содержания | Дома шнее задание | Вид контроля | Оборудова ние | Дата проведения | |||||||
план. | факт. | ||||||||||||||||
1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | Урок изучение и первичного закрепления новых знаний | Знать природные явления. | Решение ситуационных задач | Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного характера | П. 1.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 03.09 | |||||||
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | Комбинированный урок | Знать определения 10 природных явлений, которые происходят на территории нашей страны и в других странах мира. | Фронтальный опрос. | П. 2.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 10.09 | ||||||||
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Комбинированный урок | Знать наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного характера | Решение ситуационных задач | П.2.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 17.09 | ||||||||
4 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | Комбинированный урок | Знать причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П. 2.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 24.09 | ||||||||
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при землетрясении. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П. 2.3 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 01.10 | ||||||||
6 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений | Практическая работа. правила безопасного поведения при землетрясении. | П.2.2 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 08.10 | ||||||||
7 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.2.4 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 15.10 | ||||||||
8 | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от извержения вулканов | Практическая работа. правила безопасного поведения при извержении вулканов. | П.2.5 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 22.10 | |||||||||
9 | Обвалы и снежные лавины | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при угрозе схода обвала, снежной лавины. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности | Решение ситуационных задач | П.2.6 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 29.10 | ||||||||
10 | Оползни, их последствия, защита населения | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от оползней | Практическая работа. правила безопасного поведения при оползнях. | П.2.6 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 12.11 | ||||||||
11 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Решение ситуационных задач | П.3.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 19.11 | ||||||||
12 | Смерчи | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при смерчах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Решение ситуационных задач | П.3.3. | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 26.11 | ||||||||
13 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от ураганов, бурь и смерчей | Практическая работа. правила безопасного поведения при ураганах и бурях, смерчах. | П.3.2 | 03.12 | ||||||||||
Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | ||||||||||||||||
14 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | Комбинированный урок | Знать виды наводнений и их причины. | Решение ситуационных задач | П.4.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 10.12 | ||||||||
15 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Решение ситуационных задач | П.4.3 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 17.12 | ||||||||
16 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от наводнений | Практическая работа. правила безопасного поведения при наводнениях. | П.4.2 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 24.12 | ||||||||
17 | Сели и их характеристика | 1 | Комбинированный урок | Знать определение. Знать характеристику селей. | Решение ситуационных задач | П.4.4 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 14.01 | ||||||||
18 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от селевых потоков. | Практическая работа. правила безопасного поведения при селевых потоках. | П.4.5 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 21.01 | ||||||||
19 | Цунами и их характеристика | 1 | Комбинированный урок | Знать определение. Знать характеристику цунами. | Решение ситуационных задач | П.4.6 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 28.01 | ||||||||
20 | Защита населения от цунами | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от селевых потоков. | Практическая работа. правила безопасного поведения при селевых потоках. | П.4.7 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 04.02 | ||||||||
21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Комбинированный урок | Знать определение. Знать характеристику цунами. | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.5.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 11.02 | ||||||||
22 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | Комбинированный урок | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от лесных и торфяных пожаров. | Практическая работа. правила безопасного поведения при лесных и торфяных пожарах. | П.5.2 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 18.02 | ||||||||
23 | Эпидемии | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при эпидемии. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Решение ситуационных задач | П.5.3 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 25.02 | ||||||||
24 | Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | Комбинированный урок | Знать правила безопасного поведения при эпизоотии и эпифитотии. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Решение ситуационных задач | П.5.4 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 04.03 | ||||||||
25 | Психологическая уравновешенность | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.7.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 11.03 | ||||||||
26 | Стресс и его влияние на человека | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Фронтальный опрос, Индивидуаль ный опрос | П.7.2 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 18.03 | ||||||||
27 | Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.7.3 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 01.04 | ||||||||
28 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Решение ситуационных задач | Конспект | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 08.04 | ||||||||
29 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со сверстниками | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Решение ситуационных задач | Конспект | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 15.04 | ||||||||
30 | Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположенного пола | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Решение ситуационных задач | Конспект | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 22.04 | ||||||||
31 | Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних | 1 | Комбинированный урок | Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни | Решение ситуационных задач | Конспект | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 29.04 | ||||||||
32 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Знать общие правила оказания первой медицинской помощи | Решение ситуационных задач | П.8.1 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 06.05 | ||||||||
33 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Знать способы первой медицинской помощи остановки кровотечений. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.8.2 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 13.05 | ||||||||
34 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Знать способы первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.8.3 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 20.05 | ||||||||
35 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Знать способы первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи | Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос | П.8.3 | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 27.05 | ||||||||
Всего часов | 35 |
6 Раздел
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по ОБЖ (7 класс).
Учебник | Литература для учителя | Литература для учащихся | Интернет-ресурсы |
1.Учебник 7 класс «Основы безопасности жизнедеятельности: А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.- М: Просвещение, 2011. | 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008. 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005 3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. | 1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2011 2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995. 3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997 | 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003. 2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007. Электронные образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/ |
для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б. О., Москва Издательство Просвещение 2012г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2010г.
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б. О., Москва Издательство Просвещение 2011г.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 1990г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
7 Раздел
Контрольно – измерительные материалы
Тест
7класс
Землетрясения
1. Что такое землетрясение? Укажите правильный ответ.
а) подземные удары и колебания поверхности Земли;
б) область возникновения подземного удара;
в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
2. Основными причинами землетрясений являются:
а) волновые колебания в скальных породах;
б) строительство крупных водохранилищ в зонах тектонических разломов;
в) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;
г) вулканические проявления в земной коре.
3. Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются:
а) неконтролируемые действия людей в результате паники;
б) отсутствие защитных сооружений (убежищ);
в) затопление;
г) разрушение и падение конструкций зданий;
д) отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания;
е) пожары, вызванные утечкой газа из поврежденных труб, и замыканием электролиний;
ж) падение тяжелых предметов в квартире;
з) отсутствие средств пожаротушения.
4. Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления:
а) резкое изменение погодных условий;
б) голубоватое свечение внутренней поверхности домов;
в) искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов;
г) самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов;
д) запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось;
е) выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;
ж) вспышки в виде рассеянного света зарниц.
5. Выберите меры безопасности, которые должны принять заблаговременно жители сейсмоопасных районов для снижения ущерба от землетрясений:
а) знать, где и как отключать электричество, газ и воду в квартире, подъезде, доме;
б) определить наиболее безопасные места в квартире, в которых можно переждать толчки;
в) забить окна, заделать проемы и отверстия в строительных конструкциях квартиры;
г) провести герметизацию помещений;
д) заранее подготовить самые необходимые вещи на случай эвакуации и хранить их в месте, известном всем членам семьи;
е) заранее закрепить мебель, чтобы она не могла упасть во время толчков;
ж) пройти предварительную регистрацию в пунктах эвакуации;
з) вынести ненужные вещи и предметы в коридор, на лестничную клетку, балкон, лоджию;
и) хранить емкости с легковоспламеняющимися веществами и препаратами бытовой химии так, чтобы они не могли упасть и разбиться при колебании здания;
к) заранее сделать дубликаты ключей от квартиры, дома;
л) не загромождать вещами вход в квартиру, коридоры и лестничные площадки.
6. Выберите из перечисленных мест наиболее подходящие для укрытия в здании (помещении) при землетрясении. Объясните, почему эти места считаются наиболее безопасными:
а) места внутри шкафов, комодов, гардеробов;
б) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями;
в) места у колонн;
г) места под подоконником;
д) углы, образованные внутренними перегородками;
е) вентиляционные шахты и короба;
ж) проемы в капитальных внутренних стенах;
з) балконы и лоджии;
и) углы, образованные капитальными внутренними стенами;
к) места внутри кладовок и встроенных шкафов;
л) дверные проемы.
7. Вы находитесь в школе. Идет урок. Слышен звук сирены. В класс вбежал дежурный по школе и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия и укажите их в логической последовательности:
а) отключить электричество;
б) забить окна;
в) попытаться быстро покинуть здание школы и поехать (пойти) домой;
г) эвакуироваться вместе с классом из здания школы; д) занять место вдали от зданий и линий электропередач.
8. Вы находитесь дома один. К вам забежал сосед и сообщил, что вот-вот ожидается землетрясение. Определите ваши дальнейшие действия и установите их очередность:
а) закрыть окна и двери;
б) отключить электричество;
в) перекрыть газ и воду;
г) позвонить родителям на работу, предупредить о землетрясении и договориться о месте встречи;
д) потушить огонь в печи;
е) быстро собрать необходимые документы, запас продуктов питания и воды;
ж) перейти в подвальное помещение или защитное сооружение;
з) покинуть дом, занять место вдали от зданий и линий электропередач.
9. Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? Найдите правильный ответ:
а) быстро занять место в ближайшем овраге, кювете, яме;
б) вбежать в ближайшее здание и укрыться;
в) занять место вдали от зданий и линий электропередач.
10. Вы находитесь дома. Неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды. Времени, чтобы выбежать из дома нет. Определите, что вы будете делать и в какой последовательности:
а) отключить электричество, газ, воду;
б) занять безопасное место в проеме дверей;
в) позвонить в аварийную службу;
г) занять место у окна;
д) отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть.
11. Предположите, что в вашем городе (поселке) случилось землетрясение. Разрушено много домов. Ваш дом (панельный) устоял, но получил серьезные повреждения: кое-где обрушились лестничные марши, выпали стекла. Ваша квартира на третьем этаже. Вы находитесь недалеко от дома. Начинается дождь, темнеет. Вдали виднеется сарай. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) зайти в дом и переночевать, ведь квартира цела;
б) зайти в дом, чтобы взять плащ и теплые вещи;
в) пойти к виднеющемуся вдали сараю и укрыться от дождя в нем;
г) пойти поискать знакомых, чтобы у них переночевать;
д) развести у дома костер из разбитой мебели и деревянных обломков;
е) поискать топлива и развести костер, если нет запаха газа.
12. Предположите, что во время землетрясения вы не успели эвакуироваться из квартиры, которая расположена на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьезные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, нога придавлена упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
б) будете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
в) окажете себе посильную помощь, растирая придавленную ногу;
г) попробуете подойти к оконному проему;
д) постараетесь установить подпорки под конструкции над вами;
е) если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг;
ж) постараетесь найти теплые вещи или одеяло и укрыться.
Тест
7 класс
Оползни, сели, обвалы и лавины
1. Какова основная причина образования: оползней:
а) вулканическая деятельность;
б) сдвиг горных пород;
в) вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу;
г) осадки в виде дождя или снега.
2. Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы называется:
а) обвалом;
б) селем;
в) оползнем;
г) лавиной.
3. Выберите из предложенных вариантов причины образования селей:
а) подвижки земной коры или землетрясения;
б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях;
в) лесные и торфяные пожары;
г) естественный процесс разрушения гор;
д) извержение вулканов;
е) прямое воздействие солнечных лучей на ледники;
ж) хозяйственная деятельность человека.
4. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах это:
а) камнепад;
б) оползень;
в) обвал.
5. Основной причиной крупных обвалов является:
а) таяние ледников;
б) землетрясения;
в) ураганы;
г) наводнения.
6. Быстро, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор называется:
а) снежной бурей;
б) селем;
в) обвалом;
г) лавиной.
7. Основными поражающими факторами оползней, селей, обвалов и снежных лавин являются:
а) волновые колебания в скальных породах;
б) раскаленные лавовые потоки;
в) удары движущихся масс горных пород;
г) взрывная волна;
д) заваливание или заливание движущимися массами горных пород определенного пространства.
8. Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и снежные лавины? Выберите правильные ответы:
а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;
б) изменение климата и погодных условий;
в) гибель людей и животных;
г) лесные пожары;
д) разрушение зданий и сооружений;
е) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий;
ж) извержение вулканов.
9. Назовите наиболее безопасные места в случае схода оползней, селей, обвалов, лавин. Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными:
а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны;
б) ущелья и выемки между горами;
в) возвышенности, расположенные с противоположной стороны селеопасного направления;
г) долины между гор с селе - и лавиноопасными участками;
д) большие деревья с толстыми стволами;
е) склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу;
ж) большие камни, за которыми можно укрыться.
10. Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;
б) выйдете из здания и направитесь в безопасное место;
в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;
г) закроете все двери, окна;
д) предупредите соседей об угрозе селя;
е) будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении;
ж) будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;
з) укроетесь в погребе.
Тест
7класс
Ураганы, бури, смерчи
1. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из ученых создал шкалу силы ветра?
а) Рихтер;
б) Ломоносов;
в) Бофорт;
г) Менделеев.
2. Понижение давления является признаком приближающейся непогоды, укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить:
а) гигрометр;
б) ареометр;
в) термометр;
г) барометр;
д) сейсмограф.
3. Сильный ветер в каждой стране называется по-своему:
а) циклон;
б) тайфун;
в) ураган;
д) бери-бери;
Найдите ошибку в данных примерах.
4. Мы помним, что сильные ветры возникают в:
а) теплых морях;
б) на горных плато;
в) тайге;
г) пустыне.
Найдите ошибку в данных примерах.
5. Область пониженного давления в атмосфере это:
а) смерч;
б) циклон;
в) буря;
т) тайфун.
6. Существует четыре области зарождения циклонов. В приведенном перечне найдите ошибку:
а) Желтое море и Тихий океан в районе Филиппинских островов;
б) Мексиканский залив, Карибское море, Антильские и Вест-Индские острова;
в) Индийский океан;
г) Северный Ледовитый океан;
д) Южное полушарие: Тихий океан у берегов Новой Гвинеи и Северной Австралии;
7. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает
32 м/с, - это:
а) тайфун;
б) шторм;
в) торнадо;
г) ураган.
8. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
а) воды и атмосферного давления;
б) атмосферного давления и ветра;
в) ветра и верхнего слоя земли;
г) ветра и воды.
9. Продолжительность действия урагана составляет:
а) 9 - 12 суток;
б) от нескольких часов до нескольких суток;
в) от нескольких минут до нескольких часов.
Укажите правильный вариант.
10. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает выше 20 м/с, это:
а) вьюга;
б) буря;
в) шторм;
г) торнадо.
11. В зависимости от времени года, места образования и вовлечения в воздух частиц различного состава различают бури:
а) пыльные;
б) беспыльные;
в) снежные;
г) шквальные;
д) крепкие;
е) спокойные.
Найдите ошибки в заданной цепочке.
12. Причины возникновения ураганов мы знаем, но не все они вызывают одновременно пыльные бури. Из предлагаемых трех причин назовите одну, без которой пыльная буря невозможна:
а) проходящий циклон;
б) разница температур;
в) пашня.
13. Сильный мало масштабный атмосферный вихрь диаметром до 1 000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, это:
а) ураган;
б) буря;
в) циклон;
г) смерч.
14. Перед вами набор бытовых приборов:
а) утюг;
б) газовая плита;
в) телевизор;
г) пылесос;
д) холодильник.
Принцип работы одного из них напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор?
15. Прочитайте отрывок из романа Майна Рида «Всадник без головы»: «С северной стороны над прерией внезапно появилось несколько совершенно черных колонн - их было около десяти... Эти огромные столбы то стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь, друг к другу, словно в фантастических фигурах какого-то странного танца. Представьте себе легендарных титанов, которые ожили на прерии Техаса и плясали в неистовой вакханалии». У американских вихревых ветров есть свое определенное название, выберите его из предложенного перечня:
а) тайфун;
б) торнадо;
в) циклон;
г) смерч.
16. Ураган страшен:
а) мощными волнами, обрушивающимися на побережье;
б) вихревыми вращающимися воздушными потоками;
в) катастрофическими ливнями и наводнениями;
г) метательным действием скоростного напора.
Найдите ошибку в указанных примерах.
17. Как известно, последствиями ураганов являются:
а) разрушение жилищ, линий электропередач;
б) эпидемии;
в) пожары;
г) аварии на производстве.
В данной цепочке названы как первичные, так и вторичные последствия. Но одно из этих последствий всегда вторично, какое?
18. Ураганы наносят большой вред сельскому хозяйству, транспорту и промышленности, перенося:
а) песок;
б) влагу;
в) пыль;
г) снег;
д) космические микрочастицы.
в данном перечне является лишним?
19.Разрушающее действие смерча связано:
а) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс;
б) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные постройки, здания, сооружения и т.п.;
в) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс.
20. Что нужно сделать при заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:
а) уберите с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;
б) откройте окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления);
в) с наветренной стороны оклейте стекла окон бумагой, окна защитите ставнями или щитами;
г) закройте и укрепите чердачные люки и вентиляционные отверстия;
д) отключите газ, воду, электричество и погасите огонь в печи;
е) включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации;
ж) выйдите из дома, укройтесь в подвале или защитном сооружении;
з) приготовьте запасы продуктов питания и питьевой воды.
21. Лучшей защитой от смерча являются:
а) подвальные помещения;
б) мосты;
в) большие деревья;
г) будки на автобусных остановках;
д) подземные сооружения.
22. Безопасными естественными укрытиями на улице во время урагана являются:
а) овраг;
б) яма;
в) ров;
г) большие деревья;
д) крупные камни;
е) легкие деревянные постройки;
ж) канава;
з) кювет дороги.
Найдите ошибки в данных примерах.
23. Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы определили, что ураган уже свирепствует примерно в 3—4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстояния примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия, определите их очередность:
а) станете кричать и звать на помощь;
б) отойдете от окон;
в) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;
г) останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны;
д) спрячетесь в шкаф или под стол.
Тест
7 класс
Наводнения
1. В зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба наводнения подразделяют на:
а) низкие;
б) средние;
в) высокие;
г) выдающиеся;
д) катастрофические.
Назовите допущенную ошибку.
2. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод, это:
а) затопление;
б) затор;
в) подтопление;
г) зажор.
3. Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий, это:
а) половодье;
б) затопление;
в) паводок;
г) подтопление.
4. В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов:
а) половодье;
б) паводки;
в) заторные или зажорные (затор или зажор);
г) нагонные;
д) горные;
е) вызванные прорывом плотин;
ж) вызванные приливом;
з) вызванные подводными землетрясениями.
Найдите ошибки в данных примерах.
5. При наводнении происходит быстрый подъем воды и затопление прилегающей местности. Последствиями этого являются:
а) повреждение зданий, сооружений и коммуникаций;
б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;
в) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;
г) возникновение местных пожаров;
д) изменение ландшафта;
е) гибель людей, домашних и диких животных;
ж) изменение климата;
з) утрата материальных и культурных ценностей;
и) смыв и затопление плодородных почв. Выберите правильные варианты.
6. Что нужно делать при заблаговременном оповещении о наводнении? Определите из предложенных вариантов очередность ваших действий:
а) выйти из здания и направиться в эвакуационный пункт;
б) взять необходимые вещи и документы;
в) укрепить (забить) окна, двери нижних этажей;
г) перенести на верхние этажи ценные вещи;
д) запастись пищей и водой в герметичной таре;
е) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
ж) отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи.
7. По сигналу "Внимание всем!" вы включили радио и прослушали сообщение: "Внимание! Говорит штаб ГО города! Граждане! В связи с повышением уровня воды в реке (Неве) ожидается затопление домов по улицам... (называются улицы). Населению, проживающему по этим улицам..." Связь оборвалась. Что вы будете делать, если находитесь дома один:
а) отключите свет, газ и уйдете в безопасный район;
б) немедленно покинете квартиру и подниметесь на более высокий этаж;
в) взяв запас пищи, покинете квартиру.
8. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:
а) подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить (в дневное время вывесите белое или цветное полотнище, в ночное время подавайте световые сигналы);
б) быстро занять ближайшее возвышенное место;
в) остаться на месте до схода воды.
9. Укажите, какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэвакуации во время внезапного наводнения:
а) плыть по течению в сторону, где имеются возвышенности;
б) для эвакуации применять плот из подручных средств;
в) эвакуироваться в безопасное ближайшее место;
г) эвакуироваться тогда, когда уровень воды станет резко подниматься;
д) эвакуироваться только тогда, когда уровень воды достиг отметки вашего пребывания;
е) самоэвакуацию проводить только в случае реальной угрозы вашей жизни.
10. Трое друзей выехали на рыбалку. Взяли удочки, надувную лодку, запас продуктов питания. Река находится в 15 км от города. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: "Подъем!
б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;
в) подняться на верхние этажи.
11. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами? Определите очередность действий:
а) сбросьте одежду и обувь;
б) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами;
в) сгруппируйтесь и закройте голову руками;
г) наберите в грудь как можно больше воздуха;
д) приготовьтесь к возвратному движению волны;
е) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место.
12. Вспомните наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Выберите их в предлагаемых вариантах ответов и объясните, почему они безопасны:
а) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40м.;
б) низины и овраги глубиной не менее 2м.;
в) места за валунами и камнями на побережье;
г) места, удаленные от берега на 2—3 км.;
д) расщелины скал и гор на побережье;
е) пространство, где есть всевозможные сооружения для укрытия;
ж) помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами;
з) проемы в капитальных внутренних стенах;
и) дверные проемы;
к) места у колонн и под балками каркаса здания;
л) проемы в перегородках между помещениями;
м) углы, образованные капитальными стенами;
н) подвалы и погреба;
о) помещения в доме с противоположной стороны от побережья.
13. Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья России, находитесь около дома и помогаете родителям по хозяйству. Неожиданно раздались гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается приход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жителям поселка предлагается покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном пункте для эвакуации. Каковы ваши дальнейшие действия и их очередность:
а) закроете двери и поспешите на сборный пункт;
б) зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами;
в) возьмете необходимые вещи, документы и направитесь на сборный пункт;
г) укрепите двери и окна нижних этажей; сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре;
д) спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами;
е) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак;
ж) откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через помещение, причинив минимум ущерба дому;
з) отключите воду, газ, электричество;
и) воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько километров в море, где переждете цунами.
Тест
7класс
Лесные пожары
1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:
а) стихийный пожар;
б) природный пожар;
в) лесной пожар.
2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:
а) низовые;
б) наземные;
в) верховые;
г) подземные;
а по скорости распространения огня и высоте пламени - на:
а) слабые;
б) средние;
в) сильные;
г) гигантские.
Найдите допущенные ошибки.
3. Последствиями лесных пожаров являются:
а) уничтожение огнем деревьев и растительности;
б) изменение ландшафта;
в) нарушение планового ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов;
г) уничтожение огнем жилых и общественных зданий в поселках;
д) возникновение селей;
е) возникновение бурь;
ж) уничтожение опор, линий связи и электропередачу элементов трубопроводного транспорта;
з) поражение людей, домашних и диких животных;
и) резкое изменение климата;
к) нарушение хозяйственной деятельности человека на значительных территориях.
4. К тушению лесных пожаров, не допускаются лица моложе:
а) 14 лет;
б) 16 лет;
в) 18 лет;
г) 20 лет.
5. Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар? Определите очередность действий:
а) быстро выходить из леса в наветренную сторону;
б) определить направление распространения огня;
в) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место;
г) определить направление ветра.
6. Вы с товарищами в лесу. Из-за неосторожного обращения с огнем одного из вас возник небольшой пожар. Как следует поступать в таких случаях. Назовите ваши дальнейшие действия и их очередность:
а) быстро выйти из зоны пожара;
б) попытаться захлестнуть кромку огня ветками, забросать ее землей;
в) послать кого-то из группы сообщить о пожаре в ближайший поселок.
7. Вы с товарищами в, степи. Вас застиг пожар. О его тушении своими силами не может быть и речи. Как следует поступить в таком случае? Выберите ваши действия и определите их очередность:
а) если обойти опасную зону невозможно, то преодолевать границу огня по направлению ветра;
б) если обойти опасную зону невозможно, то преодолевать границу огня против ветра;
в) попытаться обойти опасную зону;
г) постараться найти возвышенное место и переждать пожар;
д) выходить из опасной зоны и переждать пожар.
8. Что необходимо делать, если вы оказались в зоне лесного пожара? Определите очередность действий:
а) не обгоняйте лесной пожар, двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня;
б) для преодоления нехватки кислорода пригнитесь к земле;
в) накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;
г) окунитесь в ближайший водоем;
д) дышите через мокрый платок или смоченную одежду.
9. Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы увидели впереди себя на расстоянии 100—150 м огонь, который распространяется по кустарнику и деревьям. Выберите варианты ваших дальнейших действий и определите их очередность:
а) развернетесь и убежите;
б) попробуете определить направление распространения огня;
в) станете кричать и звать на помощь;
г) определите направление ветра;
д) быстро сориентируетесь и будете уходить в наветренную сторону от огня в безопасное место;
е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;
ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;
з) сообщите о пожаре взрослым в ближайшем поселке.
10. Вы в группе из 10 туристов остановились в лесу на привале около ручья. Все очень устали, и руководитель принял решение разбить лагерь. Быстро поставили палатки, развели костер, сварили обед, поели. После обеда ребята залезли в палатки и уснули. Внезапно спящих разбудили крики: "Пожар! Огонь!" Все выскочили из палаток. Вокруг горели трава, кусты. Огонь подбирался к соснам. Дым был повсюду, на расстоянии 15—20 м почти ничего не было видно. Стало трудно дышать. Ваши дальнейшие действия и юс очередность:
а) все быстро убежите из зоны пожара по направлению ветра;
б) окунетесь в ручей и пойдете по нему;
в) определите направление распространения огня;
г) быстро соберете палатки, рюкзаки, вышлете несколько человек на разведку с целью определения границы пожара;
д) накроете голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой, будете дышать через мокрый платок или смоченную одежду;
е) организуете тушение огня водой из ручья;
ж) обнаружив границу пожара, попытаетесь сбивать пламя с веток, травы и кустов;
з) в случае сильного задымления пригнетесь и станете дышать воздухом, прилегающим к земле;
и) будете выходить из зоны пожара в наветренную сторону;
к) прибыв в поселок, пойдете в местное отделение связи, чтобы созвониться с руководством района и дать информацию о пожаре;
л) прибыв в ближайший поселок (населенный пункт) сообщите взрослым о пожаре в лесу.
Ответы на тесты по ОБЖ
7 класс
1. Землетрясения
1. а. 4. б;в;д;ж. 7. а;г;д. 10. а;д;б.
2. б;в. 5. а;б;д;е;ж;и;л. 8. б;в;д;е;з. 11. в;е.
3. а;г;е;ж;з. 6. б;в;ж;и;л. 9. в.
2. Оползни, сели, обвалы и лавины
1. в. 4. в. 7. в;д. 10. б;д;е.
2. б. 5. б. 8. а;в;д;е.
3. а;г;д;ж. 6. г. 9. в;е.
3. Ураганы, бури, смерчи
1. в. 7. а;г. 13. г. 19. в.
2. г. 8. г. 14. г. 20. е;д;а;б;в;г;з;ж.
3. д. 9. а. 15. б. 21. а;д.
4. в. 10. б. 16. б. 22. г;д;е.
5. б. 11. д;е. 17. б. 23. б;г.
6. г. 12. в. 18. б;д.
4. Наводнения
1. б. 5. а;б;д;е;з;и. 9. б;в;д;е. 13. з;е;г;в.
2. в. 6. е;ж;д;г;в;б;а. 10. в;д;ж.
3. б. 7. а. 11. г;в;а;д;б;е.
4. д;ж. 8. б;в;а. 12. а;г;з;к;м;о.
5. Лесные пожары
1. в. 4. в. 7. в;б;д. 10. з;б;д;и;л.
2. в 1 – б; во 2 – г. 5. г;б;в;а. 8. б;д;в;г;а.
3. а;в;г;ж;з;к. 6. в;б. 9. г;б;д;з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 11 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Смирнов А.Т, Хренников ...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) составлена на основе Программы: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственно...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственно...
рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс ФГОС
Представлена разработка рабочей программы для 5 класса по ФГОС с УУД...