РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
1 Раздел
Пояснительная записка 5кл ОБЖ.
Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 -11 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и составлена на основе следующих документов:
1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32.
2.Федерального компонента государственного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от05.03.2004г.
3.Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г.
4. Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, О.Б. Хренников М «Просвещение», 2011г.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образованием РФ. А. Т. Смирнов Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности Просвещение 2012
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Цели и задачи курса:
ü Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
ü Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
ü Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
ü Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
ü Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
ü Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
ü Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_kl_gotovoe.docx | 93.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРТЫНОВСКИЙ РАЙОН, П. ЧЕРЁМУХИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №13
п. Черёмухи
«Утверждено»
Директор МБОУ- ОШ№13 Приказ №92 от 29.08.2014
____________ Казаков В.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе
Уровень основного общего образования: базовый
Количество часов: 34
Учитель: Новиков И. В.
Программа разработана на основе: Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, О.Б. Хренников М «Просвещение», 2011г.
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи от 29.08.2014№ 1 Руководитель МО_________________ Богданова Л. И. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ-ООШ №13 п. Черёмухи ___________________ Лазутчикова Т.В.. 29.08.2014 |
1 Раздел
Пояснительная записка 5кл ОБЖ.
Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 -11 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и составлена на основе следующих документов:
1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32.
2.Федерального компонента государственного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от05.03.2004г.
3.Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г.
4. Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, О.Б. Хренников М «Просвещение», 2011г.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образованием РФ. А. Т. Смирнов Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности Просвещение 2012
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Цели и задачи курса:
- Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
- Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
- Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
- Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
- Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
- Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
- Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
- научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;
- воспитать: культуру мышления; культуру общения;
- формировать: достоинство, нравственные убеждения;
- развить: способности, память, внимание; самоконтроль.
2 раздел
Общая характеристика учебного предмета
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего
поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного
уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на без-
опасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и
чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе
социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов
вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ черезсобственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.
Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль. Используются разноуровневые тестовые задания.
3 Раздел
Место учебного предмета ОБЖ в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение ОБЖ в 5 классе отводится по 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
В соответствии с образовательной программой МБОУ-ООШ №13, календарным учебным графиком, учебным планам и расписанием занятий на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа из расчета 1 часа в неделю.
4 Раздел
Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс
Раздел I.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
- Человек, среда его обитания, безопасность человека
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды..
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Опасные ситуации техногенного характера
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
- Опасные ситуации природного характера
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
РАЗДЕЛ II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
- Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
- Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.
Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Раздел IV.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И
ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
- Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:
- при ушибах;
- при ссадинах;
- при носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:
- медикаментами;
- препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Раздел 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 4 | |
2 | Раздел 2. Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 5 | 1 |
3 | Раздел 3. Опасные ситуации природного характера | 2 | 2 | |
4 | Раздел 4. Опасные ситуации социального характера | 3 | 3 | |
5 | Раздел 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | 4 | 2 |
6 | Раздел 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | 3 | |
7 | Раздел 7.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 3 | 3 | |
8 | Раздел 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 7 | 2 | 5 |
Повторение | 1 | |||
Итого: | 34 | 26 | 8 |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;
- Знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;
- Объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;
- Уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;
- Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
- Уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
- Иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- — подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
5 Раздел
Календарно-тематическое планирование – 5 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню достижения | Вид контроля | Оборудование | Дополнительная литература | дата | Домашнее задание | ||||||||
иметь представле ние | знать | уметь/ иметь опыт применять на практике | план | факт | ||||||||||||||
Раздел № 1 «безопасность и защита человека в опасных ситуациях» (16 часов) | 5.09-26.12 | |||||||||||||||||
Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч.) | 5.09-03.10 | |||||||||||||||||
1 | Город как среда обитания | 1 | лекция | Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе | Об Особенности современных городов, | Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе | Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни | фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 5.09 | П.1.1 | ||||||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища) | 1 | комбинированный | Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище и меры по их профилактике | О Системе обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. | Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | индивидуальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 12.09 | П.1.2 | ||||||
3 | Особенности природных условий в городе | 1 | комбинированный | Природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды | О Природных и антропогенных факторах формирующих микроклимат города | Особенности природной среды в городе. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | индивидуальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 19.09 | П.1.3 | ||||||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 | комбинированный | Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе | О Особенности социальной среды в городе | Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. | Применять правила безопасного общения с окружающими людьми в городе | индивидуальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 26.09 | П.1.4 | ||||||
5 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | комбинированный | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. | об опасных и чрезвычайных ситуациях. | Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 03.10 | П.1.5 | ||||||
Опасные ситуации техногенного характера. (6 ч.) | 10.10-21.11 | |||||||||||||||||
6 | Дорожное движение, безопасность участников движения | 1 | комбинированный | Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. | О дороге и ее предназначении. | Участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожную разметку. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщиков | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 10.10 | П.2.1 | ||||||
7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | комбинированный | Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. | О Пешеходе- участнике дорожного движения. | Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 17.10 | П.2.2 | ||||||
8 | Пассажир .Безопасность пассажира | 1 | комбинированный | Пассажир, общие обязанности пассажиров. Меры безопасного поведения пассажира | О пассажире- участнике дорожного движения. | Меры безопасного поведения пассажира. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 24.10 | П.2.3 | ||||||
9 | Водитель | 1 | комбинированный | Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге | О Транспортном средстве и водителе | Общие обязанности водителя | Обязанности велосипедиста, правила поведения на дороге | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 31.10 | П.2.4 | ||||||
10 | Пожарная безопасность | 1 | комбинированный | Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре | О причине пожара и его возникновение. | Пожарную безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище | Использовать приобретенные знания при пожаре | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 14.11 | П.2.5 | ||||||
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | комбинированный | Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом | О опасные х аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни | Общие правила безопасного поведения в быту | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 21.11 | П.2.6 | ||||||
Опасные ситуации природного характера. (2 ч.) | 28.11-05.12 | |||||||||||||||||
12 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | комбинированный | Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений | Об Опасных природных явлениях | Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 28.11 | Конспект | ||||||
13 | Безопасность на водоемах | 1 | Беседа | Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года | О безопасности на водоемах | Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 05.12 | Конспект | ||||||
Опасные ситуации социального характера. (3 ч.) | 12.12-26.12 | |||||||||||||||||
14 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 | Беседа | Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации | О Криминогенных ситуациях | Меры личной безопасности привозникновения криминогенной ситуации | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 12.12 | П.5.1 | ||||||
15 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | Беседа | Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире Нападение в лифте. Нападение в подъезде у дома | ОбОбеспечение личной безопасности дома | общие правила безопасного поведения дома | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Итоговая самостоятельная работа | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 19.12 | П.5.2 | ||||||
16 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | беседа | Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице | Об обеспечении личной безопасности на улице | Знать свой город и его особенности | выбрать безопасный маршрут движения по городу,. соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. | фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 26.12 | П.5.3 | ||||||
Раздел № 2 «Чрезвычайные ситуации» (6 часов) | 16.01-20.02 | |||||||||||||||||
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (6 ч.) | 16.01-20.02 | |||||||||||||||||
17 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Беседа | Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения ,наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера | О Чрезвычайных ситуациях природного характера | Характеристику ЧС природного характера | Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС природного характера | фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 16.01 | П.4.1 | ||||||
18 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Беседа | Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, в ЧС техногенного характера. Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) | ЧС техногенного характера | Характеристику ЧС техногенного характера | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 23.01 | П.4.2 | ||||||
19 | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного характера | 1 | Прак тика | Организация эвакуации населения. | Об эвакуации населения. | Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности | Использовать приобретенные знания в случае ЧС | Выполнение нормативов | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 30.01 | Конспект | ||||||
20 | Практические занятия | 1 | Прак тика | Использовать приобретенные знания в случае ЧС | Выполнение нормативов | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 06.02 | Конспект | |||||||||
21 | Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС техногенного характера | 1 | Прак тика | Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности | Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности | Использовать приобретенные знания в случае ЧС | Выполнение нормативов | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 13.02 | Конспект | |||||||
22 | Практические занятия | 1 | Прак тика | Использовать приобретенные знания в случае ЧС | Выполнение нормативов | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 20.02 | Конспект | |||||||||
Раздел № 3 «Основы здорового образа жизни»(5 часов) | 27.02-03.04 | |||||||||||||||||
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(5 ч.) | 27.02-03.04 | |||||||||||||||||
23 | О здоровом образе жизни беседа | 1 | комбинированный | Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств | О здоровом образе жизни | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 27.02 | П.7.1 | |||||||
24 | Двигательная активность и закаливание организма, необходимые условия укрепления здоровья беседа | 1 | комбинированный | Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой. | О Двигательной активности и закаливании организма- | Значение двигательной активности | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 06.03 | П.7.2 | ||||||
25 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | Беседа | Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки. Гигиена питания. | О рациональном питании. | Онеобходимых организму веществ: углеводы, жиры, белки. Гигиене питания. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 13.03 | П.7.3 | ||||||
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | комбинированный | Вредные привычки(курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье | О Вредных привычках и их влиянии на здоровье | О влиянии на организм человека | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | тест фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 20.03 | П.8.1 | ||||||
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | практические вопросы | Собеседование на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек» | О профилактике вредных привычек | О влиянии курения и алкоголя на организм человека | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | Итоговая самостоятельная работа | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 03.04 | П.8.2 | ||||||
Раздел № 4 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»(7 часов) | 10.04-29.05 | |||||||||||||||||
Первая медицинская помощь и правила ее оказания . (7 ч.) | 10.04-29.05 | |||||||||||||||||
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 1 | первичный материал | ПМП , общее положение по оказанию ПМП | О Первой медицинской помощи | Различные виды повреждений | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 10.04 | П.9.1 | ||||||
29 | Первая медицинская помощь | 1 | комбинированный | Ситуация, при которой следует немедленно вызвать «скорую помощь» | О Первой медицинской помощи | О Первой медицинской помощи Различные виды повреждений | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | фронтальный опрос | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 17.04 | П.9.1 | ||||||
30 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах | 1 | практика | Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при ушибах | Об оказании первой медицинской помощи при ушибах | Последовательность в оказании ПМП при ушибах | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Правильность выполнения | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 24.04 | П.9.2 | ||||||
31 | Оказание первой медицинской помощи при ссадинах | 1 | практика | Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при ссадинах | Об оказании первой медицинской помощи при ссадинах | Последовательность в оказании ПМП при ссадинах | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Правильность выполнения | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 08.05 | П.9.2 | ||||||
32 | Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении | 1 | практика | Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при носовом кровотечении. | Об оказании первой медицинской помощи при носовом кровотечении | Последовательность в оказании ПМП при носовом кровотечении. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Правильность выполнения | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 15.05 | Конс пект | ||||||
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях | 1 | практика | Отравления, пути попадания токсичных веществ в организм человека. Общие правила оказания ПМП при отравлении | Об первой медицинской помощи при отравлениях | Общие правила оказания ПМП при отравлении | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | Правильность выполнения | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 22.05 | П.9.3 | ||||||
34 | Первая медицинская помощь | 1 | практика | Правильность выполнения | Плакат. | ЭОР,ЦОР Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ | 29.05 | |||||||||||
Всего 34 часа |
6 Раздел
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по ОБЖ (5 класс).
Учебник | Литература для учителя | Литература для учащихся | Интернет-ресурсы |
1.Учебник 5 класс «Основы безопасности жизнедеятельности: А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.- М: Просвещение, 2012. | 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2012. 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005 3.ОБЖ тесты:5 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. | 1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2012 2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995. 3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997 | 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2012 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2012. 2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2009. Электронные образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/ |
7 Раздел
Контрольно – измерительные материалы
Тест
Правила безопасного поведения в быту
1. Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города? Выберите правильные ответы.
а) "Скорая помощь";
б) служба городского пассажирского транспорта;
в) пожарная охрана;
г) служба спасения;
д) городская справочная служба;
е) служба связи;
ж) служба газа;
з) милиция;
и) служба погоды.
2. Укажите какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:
а) свои имя и фамилию;
б) имя и фамилию свою и проживающих в квартире;
в) номер телефона и адрес;
г) адрес местожительства и номера рядом расположенных домов;
д) причину вызова.
3. Из предложенных вариантов выберите основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире (доме):
а) отключение электроэнергии;
б) неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;
в) отсутствие аварийного освещения;
г) неосторожное обращение с огнем;
д) отсутствие сигнализации;
е) криминогенные ситуации;
ж) небрежность;
з) выключенные радиоприемник или электроплита.
4. Электротравма или электрический удар током происходит в результате:
а) соприкосновения друг с другом нескольких оголенных электропроводов, находящихся под напряжением;
б) прикосновения к оголенному электропроводу, находящемуся под напряжением;
в) прикосновения мокрыми руками к электророзетке;
г) прикосновения к неисправной отключенной электропроводке.
5. Самыми опасными последствиями электрического удара током являются:
а) воспаление наружных оболочек глаз;
б) прекращение дыхания и кровообращения (клиническая смерть);
в) потеря сознания с нарушением сердечной деятельности.
6. К упавшему на землю в сырую погоду оголенному электропроводу нельзя подходить ближе, чем:
а) на 3 метра; в) на 7 метров;
б) на 5 метров; г) на 10 метров;
7. Ваш младший брат взялся рукой за провод включенного магнитофона, и его "ударило" током. Провод остался в его руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) схватить провод и вырвать его из рук брата;
б) подойти и посмотреть, как он себя чувствует;
в) отключить электричество в квартире (доме);
г) выдернуть провод из розетки;
д) вызвать ”Скорую помощь”;
е) позвать родителей (соседей).
8. Укажите основные причины затопления жилища:
а) неисправность запорных устройств (кранов);
б) неисправность электропроводки и освещения;
в) протечки крыши;
г) сквозные трещины в перегородках;
д) аварийное состояние водопровода;
е) засорение системы канализации.
9. Запорными устройствами в системе водоснабжения квартиры (дома) являются:
а) смесители;
б) трубопроводы горячей и холодной воды;
в) батареи центрального отопления;
г) краны;
д) поплавковый запорный клапан в сливном бачке туалета.
10. Вы пришли из школы, разделись и пошли мыть руки. Включив свет в ванной комнате, вы видите, что на полу полно воды и она очень быстро прибывает. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) взять тряпку и попытаться убрать воду;
б) если знаете где отключается электричество, то выключить, или попросить сделать это кого-то из соседей;
в) позвонить в аварийную службу;
г) взять инструменты и ликвидировать причину затопления самостоятельно;
д) попытаться при помощи тряпок препятствовать распространению воды;
е) перекрыть воду, если в квартире есть вентиль;
ж) сообщить родителям.
11. В вашей квартире (доме) лопнула батарея центрального отопления. Горячая вода под большим давлением поступает в квартиру. В квартире (доме) вы один (одна). Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации:
а) максимально уменьшить поступление воды в помещение путем временной заделки отверстия в батарее или откачки воды с помощью подручных средств (ведер, тряпки и др.);
б) принять меры к спасению материальных ценностей;
в) сообщить соседям (этажом ниже обязательно) о случившемся и попросить их вызвать дежурного сантехника и оказать помощь;
г) перекрыть вентиль (кран) подачи воды в системе отопления;
д) отключить электросеть квартиры (дома), выкрутив пробки или выключив рубильник (автомат защиты).
12. Отравление бытовым газом в квартире (доме) может произойти в результате:
а) полного сгорания газа;
б) неполного сгорания газа;
в) отключения электроэнергии в квартире;
г) утечки газа.
13. В бытовой газ добавляют специальное вещество для того, чтобы:
а) увеличить или уменьшить давление газа;
б) изменить цвет газа, чтобы его было лучше видно;
в) обнаружить утечку газа по запаху.
14. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) позвонить родителям или в аварийную службу;
б) пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу;
в) открыть окна и двери;
г) проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль подачи газа;
д) зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ;
е) зажечь спичку, чтобы определить место утечки газа.
15. Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Вдруг вы почувствовали запах газа. На улице сумерки. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) включить свет и посмотреть, в чем причина утечки газа;
б) плотно закрыть дверь в кухню;
в) выключить телевизор;
г) зайти на кухню и перекрыть газовый кран;
д) открыть окно;
е) позвонить соседям и попросить о помощи;
ж) позвонить родителям и сообщить о случившемся.
16. Вы случайно разбили дома ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) поиграть шариками ртути;
б) постараться их собрать веником в совок;
в) выбросить собранную ртуть в помойное ведро;
г) ничего не сказать родителям, чтобы не ругали;
д) сообщить родителям о случившемся;
е) поместить собранную ртуть в банку с водой.
17. В каких случаях нужно покидать здание (квартиру) после взрыва:
а) в любом случае;
б) в случае, если не разрушена лестничная клетка;
в) в случае угрозы обрушения конструкции здания;
г) в случае, если разрушена часть стены, и угрозы обрушения конструкции нет;
д) в случае начавшегося пожара.
18. Выберите названные ниже основные причины взрывов в жилых зданиях:
а) неисправность системы водоснабжения;
б) утечка бытового газа;
в) неосторожное обращение с огнем;
г) незаконное хранение и неправильное обращение с взрывными устройствами;
д) нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов.
Тест 5 класс
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
1. Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях:
а) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
б) отсутствие первичных средств пожаротушения;
в) неосторожное обращение с огнем;
г) неисправность внутренних пожарных кранов;
д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
е) беспечность и небрежность при обращении с огнем;
ж) неисправность телефонной связи;
з) утечка газа;
и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
к) неисправность системы водоснабжения.
2. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:
а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения;
б) открыть окно для удаления дыма;
в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь;
г) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре;
д) позвать на помощь взрослых;
е) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре.
3. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:
а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;
б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни;
в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам и стокам при помощи простыней и веревок;
г) при увеличении концентрации дыма передвигаться, пригнувшись или ползком;
д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;
е) сообщать о пожаре в пожарную охрану пока об этом не сообщено родителям на работу;
ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;
з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком.
4. Для приведения огнетушителя ОХП-10 в действие необходимо:
а) прочистить спрыск (отверстие);
б) перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;
в) поднять рукоятку до отказа на 180 градусов;
г) поднести огнетушитель к очагу пожара;
д) направить струю на очаг загорания;
Разместите указанные действия в необходимой последовательности.
5. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
а) направить раструб на пламя;
б) сорвать пломбу и выдернуть чеку;
в) прочистить раструб;
г) нажать на рычаг;
д) взяться за раструб рукой и придерживать его.
6. При работе с углекислотным огнетушителем ОУ не разрешается:
а) держать огнетушитель в вертикальном положении;
б) держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;
в) прикасаться оголенными частями тела к раструбу;
г) прикасаться к раструбу руками, на которые надеты защитные перчатки или рукавицы;
д) при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на один метр, к электроустановке и пламени.
7. Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали запах дыма. Открыв дверь, вы увидели, что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) вбежать или заглянуть на кухню и посмотреть что горит;
б) быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату;
в) пригнувшись выходить из квартиры;
г) подойти к телефону и вызвать пожарных;
д) взять шарф или просто кусок ткани, чтобы сделать повязку на лицо, если есть возможность, смочить ее водой и прижать к лицу так, чтобы она закрывала нос и рот;
е) налить воды в чайник и начать тушить;
ж) зайти к соседям и вызвать пожарных.
8. Вы сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) взять отвертку и починить розетку;
б) позвонить родителям;
в) обрезать провод;
г) отключить электричество;
д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;
е) открыть окно, чтобы было чем дышать;
ж) накрыть магнитофон плотным пледом и полить сверху водой (если он дымится);
9. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идет дым. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) войти в квартиру и узнать причину задымления;
б) взять у соседей ведро и потушить огонь;
в) пойти к соседям и позвонить 01;
г) позвонить родителям.
10. Вы идете вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идет дым, и из него выбегают дети. Выберите из предлагаемых вариантов действий правильный:
а) подойти и спросить, что там дымит;
б) войти внутрь и посмотреть, что горит;
в) пойти домой и позвонить в пожарную охрану.
11. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Что необходимо сделать в этом случае? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) взять ведро с водой и залить пламя;
б) обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в квартире;
в) сообщить о возгорании в пожарную охрану;
г) если телевизор взорвался, и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя;
д) если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна;
е) если после отключения телевизор продолжает гореть, накрыть его плотной тканью, одеялом.
Тест 5 класс
Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте
1. Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:
а) отсутствие разметки на дороге;
б) плохие погодные условия;
в) невнимательность участников дорожного движения;
г) отсутствие светофоров на перекрестках;
д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов;
е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств;
ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрестке;
з) неправильное поведение пассажиров.
2. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:
а) вентиляционные люки;
б) кабину водителя;
в) двери и окна.
3. Основными зонами опасности в метро являются:
а) вход в метро;
б) турникеты на входе;
в) площадка перед эскалатором;
г) эскалатор;
д) перрон;
е) вагон поезда;
ж) переходы с одной станции на другую;
з) выход из метро.
4. У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в данной ситуации? Укажите правильный ответ:
а) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;
б) поспешите на помощь водителю;
в) останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла;
г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни;
д) ляжете на пол в проходе автобуса.
5. Вас пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29°С. От автобусной станции вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаете, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов единственно правильный:
а) стоять на остановке и ждать;
б) пойти через лес;
в) попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине;
г) вернуться домой;
д) попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).
6. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололед. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) кричать, давать советы водителю;
б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья;
в) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками;
г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья;
д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их;
е) при остановке покинуть машину.
7. Во время аварии загорелась автомашина (автобус), в котором вместе с вами ехало много людей. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации:
а) сообщить в дорожно-патрульную службу (ДПС) о случившемся;
б) оказать помощь выбравшимся из автомашины (автобуса) людям;
в) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в медицинское учреждение или вызвать скорую помощь;
г) принять меры по тушению пожара;
д) собрать свои вещи и продолжать поездку.
8. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус? Укажите правильный ответ:
а) через окно;
б) будете выходить через двери по ступенькам;
в) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током.
9. Вы едете вечером на поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий пассажир. Вдруг поезд остановился в туннеле между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) разбудить пассажира;
б) открыть коробку и посмотреть, что там;
в) сообщить машинисту;
г) выкинуть коробку в окно;
д) удалиться в другой конец вагона и укрыться за сидениями.
10. Вы с другом находитесь в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зеленый сигнал светофора.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) отправиться искать сотрудника транспортной милиции;
б) остановить пассажира от необдуманного поступка;
в) посмотреть, что будет дальше;
г) подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.
11. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) по внутренней связи передать сообщение машинисту;
б) попытаться открыть двери вагона и форточки, чтобы поступал свежий воздух;
в) найти под сиденьем в вагоне огнетушитель;
г) сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью к взрослым;
д) при остановке поезда в туннеле и открытии дверей не выходить на пути.
12. Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются:
а) железнодорожные пути;
б) железнодорожный вокзал;
в) привокзальная площадь;
г) залы ожидания;
д) железнодорожные переезды;
е) посадочные платформы.
13. Вы с родителями опаздываете на электричку. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ:
а) бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд;
б) пройти до перехода и выйти на платформу;
г) пролезть к платформе под товарными вагонами.
14. Вы сели в плацкартный (общий) вагон поезда. Где вы разместите свой багаж (чемодан, сумки), если оборудованные места под нижними полками заняты, и соседи не хотят их освобождать? Укажите правильный ответ:
а) оставите в проходе вагона;
б) положите на верхнюю полку по ходу поезда;
в) положите на верхнюю полку против хода поезда;
г) поставите под столик или скамейку;
д) поставите на свободное место на скамейке.
15 Во время движения поезда в вашем вагоне появился сильный запах гари и дыма. Как вы будете
действовать? Выберите правильный ответ:
а) дерните за рукоятку стоп-крана;
б) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
в) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
г) сообщите проводнику, соберете вещи и потребуете, чтобы вас переселили в другой вагон;
д) пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.
16 Что надо делать для принятия безопасного положения при аварийной посадке самолета? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) согнуть тело и наклонить голову как можно ниже;
б) руки сложить на животе;
в) руками прикрыть голову;
г) руками упереться в спинку переднего сидения;
д) упереться ногами в спинку переднего сидения.
17 Во время полета в самолете возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите, их очередность:
а) не паниковать, выслушать информацию экипажа;
б) сгруппироваться перед посадкой, закрыв голову руками и наклонившись вперед;
в) одеться;
г) отправиться к экипажу выяснять ситуацию;
д) пристегнуться ремнем безопасности;
е) упереться руками в спинку переднего сиденья.
18. Во время круиза на теплоходе случилась авария, в результате которой необходима посадка пассажиров на спасательные средства. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) одеться, обуться, положить деньги и документы в полиэтиленовый пакет и убрать его в карман;
б) отправиться к капитану выяснять, причину происшедшего;
в) прыгнуть за борт и плыть к ближайшей лодке;
г) надеть спасательный жилет;
д) сохранять спокойствие и помочь другим людям успокоиться;
е) выполнять все указания экипажа корабля;
ж) спуститься в спасательный плот.
ТЕСТ 5класс
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
1. Вы находитесь с родителями в своей квартире. Подойдя к двери на звонок, вы услышали: "Здравствуйте, я сантехник, должен отремонтировать у вас водопроводный кран!". Определите, что вашим родителям следует предпринять в такой ситуации, выбрав из предложенных вариантов правильные ответы:
а) открыть дверь со словами: "Прошу вас, проходите!";
б) впустить человека и потребовать служебное удостоверение;
в) уточнить фамилию работника, позвонить в службу, которую он представляет, и узнать, есть ли там такой сотрудник, получал ли он такое задание;
г) попросить посетителя позвонить соседям и одновременно с ними открыть дверь, не освобождая ее от цепочки;
д) открыв дверь, сказать: "Извините, но у нас с сантехникой все в порядке";
е) впустив посетителя, продолжить заниматься своими делами. Сказать: "Вот ванная, вот туалет. Если что, зовите - помогу";
ж) впустив сантехника, присутствовать при выполнении им работ.
2. Ваша семья живет в квартире с лоджией на четвертом этаже. В квартире находятся только дети. Родители придут не скоро. Вы услышали, что входную дверь пытаются взломать какие-то злоумышленники. Определите, что вы сделаете для того, чтобы обезопасить себя и квартиру:
а) открыть дверь со словами: "Извините, но, видимо, вы ошиблись адресом!";
б) включить магнитофон с записью разговора нескольких мужчин;
в) позвонить в милицию, сообщить, что в квартиру пытаются ворваться злоумышленники;
г) в окно сообщить прохожим о происшествии, просить о помощи;
д) приготовить все необходимое, чтобы в случае необходимости выбежать из квартиры и спасаться бегством;
е) через глазок или через окно постараться разглядеть и запомнить приметы "визитеров";
ж) приготовить все необходимое, чтобы в случае необходимости спрятаться от грабителей в ванной, туалете или кладовой;
з) вынести на лоджию предметы, которыми можно защищаться, если придется укрываться там от грабителей.
3. Ваша квартира расположена на третьем этаже девятиэтажного дома. Вы возвратились домой и обнаружили, что дверь приоткрыта, видны следы взлома, из квартиры слышны незнакомые голоса. Определите, что вы предпримете в этой ситуации:
а) войти в квартиру и спросить: «Кто здесь?»;
б) закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка;
в) обратиться за помощью к соседям;
г) тихо войти в квартиру и незаметно выяснить, что происходит;
д) доступным способом (по телефону соседей и т.п.) вызвать милицию;
е) вместе с соседями зайти в квартиру, чтобы задержать "визитеров";
ж) по телефону позвонить домой, чтобы узнать, что в ней происходит;
з) попросить кого-либо из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить, на какой машине и куда уедут воры;
и) наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить "гостей" (лица, одежду, телосложение);
к) приготовить тяжелые или острые предметы, чтобы задержать "визитеров" на лестничной площадке.
4. Вы находитесь дома один. Вдруг раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери и видите в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить вас открыть дверь. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) позвонить родителям или в милицию;
б) открыть дверь и узнать, что ему нужно;
в) попробовать громко разговаривать с родителями (обмануть);
г) сказать, что дома никого нет, а открывать дверь запретили;
д) не вступать в разговор;
е) сказать, что вы вызвали милицию.
5. Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий правильный:
а) спокойно подниматься домой;
б) ждать, пока они уйдут;
в) дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить вас до квартиры.
6. Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Выберите из предлагаемых вариантов действий правильный:
а) вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься;
б) скажете, что сейчас не можете, но с удовольствием покатаетесь в следующий раз и попросите позвонить вам по домашнему телефону, чтобы договориться о времени и месте встречи;
в) скажете: "Нет. Я не поеду" и отойдете или перейдете на другую сторону дороги;
г) согласитесь покататься только 10—15 минут при условии, что он потом проводит вас домой.
7. Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании его на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала сумка. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) кричать, звать родителей;
б) держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее;
в) попытаться растолкать людей и найти родителей;
г) наклониться и поднять cyмкy;
д) искать своих родителей после окончания сутолоки;
е) забыть о сумке, застегнуть одежду, стараться не падать;
ж) постараться выбраться из толпы, используя столб, тумбу, памятник;
з) позвонить домой, сообщить, что все в порядке;
и) обратиться в милицию, сообщить о том, что потерялись.
8. Вы гуляете зимой в парке. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очередность:
а) замахнуться клюшкой и отогнать собаку;
б) убежать от нее;
в) закричать, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой;
г) упасть на землю;
д) остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота;
е) подразнить собаку;
ж) громко позвать хозяина;
з) при подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой;
и) сохранять спокойствие;
к) при покусах промыть рану, обратиться в травмпункт по месту жительства.
9. Молодой человек интеллигентного вида подходит к вам и говорит, что является знакомым родителей и просит впустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Ваши действия:
а) спросите у незнакомца фамилию, имя, отчество папы и мамы, где они работают, и, получив правильный ответ, впустите его в квартиру;
б) уточните у незнакомца более широкие сведения о родителях (например, откуда он их знает), после чего впустите в квартиру;
в) не впустите незнакомца в квартиру ни при каких обстоятельствах.
10. Вы остались дома одни. В квартиру позвонили. На ваш вопрос: "Кто?" ответили: "Сантехник, необходимо перекрыть горячую воду, иначе зальет весь дом, а кран в вашей квартире". Ваши действия:
а) откроете дверь и впустите сантехника;
б) предложите сантехнику прийти с милиционером;
в) попросите сантехника зайти с кем-нибудь из взрослых соседей, которых вы знаете.
11. Вам позвонили в дверь и сказали: "Телеграмма, нужно расписаться". Ваши действия:
а) надев дверную цепочку, откроете дверь;
б) попросите прочесть телеграмму через дверь, в противном случае отнести ее на почту;
в) предложите оставить телеграмму в двери - вы потом ее заберете.
12. Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т.п.). Ваши действия:
а) войдете в квартиру, осмотрите ее, установите, какие вещи исчезли, и сообщите об этом в милицию;
б) войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию по телефону 02;
в) не будете входить в квартиру, а вызовете милицию по телефону от соседей.
13. Возвращаясь вечером домой, вы будете:
а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;
б) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
в) воспользуетесь попутным транспортом.
14. Подростки-хулиганы часто нападают на маленьких детей. Вы посоветуете в данном случае детям:
а) смело вступать в драку и отстаивать свои игрушки, одежду и т.д.;
б) позвать на помощь друзей или взрослых;
в) уступить требованиям и никому не рассказывать о случившемся, даже родителям.
15. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:
а) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место;
б) остановитесь и уясните причину преследования;
в) броситесь бежать к телефонной будке.
Ответы на тесты по ОБЖ
5 класс
1. Правила безопасного поведения в быту
1. а;в;г;ж;з. 6. б. 11. г;д;в;а;б. 16. б;е;д.
2. д;а;в. 7. в;г;е. 12. б;г. 17. в;д.
3. б;г;е;ж. 8. а;в;д;е. 13. в. 18. б;г.
4. б;в. 9. а;г;д. 14. г;в;б.
5. б;в. 10. б;в;е;ж;а. 15. в;г;д;б;е;ж.
2. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
1. а;в;д;е;з;и. 4. г;а;в;б;д. 7. б;д;в;ж. 10. в.
2. в;д;е. 5. б;а;г. 8. г;ж;б. 11. б;е;д;в.
3. а;в;д;ж. 6. б;в;д. 9. в;г.
3. Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте
1. б;в;е;з. 6. б;е. 11. а;в;г;д. 16. а;в;д.
2. а;в. 7. б;в;г;а;д. 12. а;б;д;е. 17. а;в;д;б.
3. б;г;д;е. 8. в. 13. б. 18. а;д;г;е;ж.
4. в. 9. в;а;д. 14. г.
5. г. 10. б;г. 15. в.
4.Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
1. в;ж. 5. в. 9. в. 13. б.
2. б;в;г;д;е;з. 6. в. 10. в. 14. б.
3. б;в;д;ж;з;и. 7. е;б;д;и;з. 11. б. 15. а.
4. д;в;е;а. 8. д;и;ж;з;к. 12. в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 11 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Смирнов А.Т, Хренников ...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) составлена на основе Программы: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственно...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственно...
рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс ФГОС
Представлена разработка рабочей программы для 5 класса по ФГОС с УУД...