Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Банников Владимир Александрович

Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного  стандарта основного общего образования, программы по учебным предметам ОБЖ для общеобразовательных школ (сборник - М.: Просвещение 2010.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся в условиях реализации стандартов второго поколения в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_obzh_fgos_8_klass.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по изучению курса ОБЖ
в 8 классе на базовом уровне

Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного  стандарта основного общего образования, программы по учебным предметам ОБЖ для общеобразовательных школ (сборник - М.: Просвещение 2010.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся в условиях реализации стандартов второго поколения в образовательном процессе.

            Рабочая программа по ОБЖ для 8  класса разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.;
  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса разработана на основе:

- Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности.   5-9 классы. Проект - М.: Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения);

- Комплексной программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова.. - М.: Просвещение. 2010 г.

- Учебника «Основы безопасности жизнедеятельности». Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 8 класс. -М.: Просвещение. 2015 г.

        Место курса ОБЖ в базисном учебном плане

Срок освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часа, в том числе проведение практических занятий – 3 ч.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 8 классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела. При этом количество тем может варьироваться.

        Модульный принцип позволяет:

- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в Ставропольском крае с учетом его реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

- структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 8 классе.
        Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Учебные модули

Разделы

М - I. Основы безопасности личности, общества и государства

Р - I. Основы комплексной безопасности

Р – II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

М - II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

P - III. Основы здорового образа жизни

P - IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

   В рабочую программы включены в качестве регионального компонента дополнительные темы по «Правилам дорожного движения», на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08 и приказа Министерства образования СК от 19.08.2010 г. № 576-пр «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения».

В результате изучения курса ОБЖ у учащихся 8-х классов должны быть сформированы ключевые навыки (компетентности) по различным вопросам безопасности.

После изучения каждого модуля проводится итоговое занятие. Это может быть реферат, доклад, проект, анализ ситуации и т.д.

Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.

Основные задачи реализации содержания программы

             Источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения тематических проверочных работ по ОБП. Укрепление здоровья, содействие гармоничному

             Формирование установки на сохранение физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.     и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную деятельность.

           Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Курс предназначен для:

- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

формы обучения учащихся на уроке: общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения:

1.Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

2.Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);

3.Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

4.Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Рабочая программа предусматривает виды внеурочной воспитывающей деятельности:

- познавательная деятельность;

- игровая деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово -развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

- трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

- сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;

- предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

- обучение в зоне «ближайшего развития»,

- обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;

- создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям учащихся, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых школьников. Кроме того, определяется мера трудности содержания для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для учащихся 5-х классов. При этом учитывается необходимость социализации учащегося, осознание им своего места в школьном коллективе. Учитываются также знания и опыт  школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление учащемуся права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности.

6. Преемственность и перспективность обучения Критерием этой деятельности являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

              Личностные результаты обучения:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение оказать первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами обучения курса ОБЖ являются универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» рабочей программы. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной. При изучении курса основ безопасности жизнедеятельности оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляется:

- в соблюдении норм и правил поведения;

- участии в общественной жизни;

- прилежании и ответственности за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- ценностно-смысловых установках, формируемых средствами рабочей программы курса .

Особенности оценки метапредметных результатов

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов курса ОБЖ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Кроме того, источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения тематических проверочных работ по ОБЖ.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по курсу ОБЖ за 8-го класса. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы для учащихся 8-х классов с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Тема № 1. Пожарная безопасность.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни, и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Пожар в квартире. Пожар в общественном месте. Пожар на даче.

Тема № 2. Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортное происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Обязанности пассажира. Велосипедист водитель транспортного средства.

Тема № 3. Безопасность на водоемах.

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасность на замерзших водоемах.  Безопасность пассажиров морских и речных судов. Безопасный отдых на водоемах. Правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев.  Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Организация и безопасность похода. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего.

Тема № 4. Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Тема № 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема № 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической безопасности населения. Как подготовиться к химической аварии. Как действовать при химической аварии. Как действовать после химической аварии. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Как действовать при внезапном обрушении здания. как действовать в завале.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.

Тема № 9. Первая помощь при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах. Первая помощь при переломах. Первая помощь при вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий. Первая медицинская помощь при утоплении.

Критерии оценивания результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Формы контроля:

 1. Тестовые задания (7- 15 мин).

 2. Устный опрос (7-15 мин)

 3. Контрольные работы-4

Средства контроля и оценки результатов обучения:

Все тестовые задания оцениваются так:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

        

        Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

- допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.

Оценка письменных ответов обучающегося производится на основании письменных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

              Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Материально-техническое обеспечение

Эффективность преподавания по   рабочей программе курса «Основы безопасного поведения» для учащихся 8-х классов зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащении. Это объясняется особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью.

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу. Он включает класс, в котором размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе преподавания текущих занятий.

Средствами оснащения являются:

  1. Учебно-методическая литература.
  2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
  3. Средства программного обучения и контроля знаний.
  4. Макеты, муляжи, модели.
  5. Тренажеры.
  6. Стенды и плакаты.
  7. Средства индивидуальной защиты.
  8. Аудиовизуальные пособия.
  9. Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ

   ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Стратегии национальной безопасности до 2020 г.
  3. ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83)
  4. Постановлением  Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  6. ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года
  7. ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года
  8. ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года
  9. ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года
  10. ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года
  11. ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года
  12. ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года
  13. ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года
  14. ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года
  15. ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года
  16. ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.

Основная литература:

  1. Примерная учебная программа основного общего образования по основам

безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения», Москва, «Просвещение»).

  1. Авторская комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова (авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Москва, «Просвещение», 2013 г.).
  2. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы:А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение»).

Тематический план 8 класс

№ модуля,

раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество

 часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

23

Р-I

Основы комплексной безопасности.

16

Тема 1

Пожарная безопасность.

            3

Тема 2

Безопасность на дорогах.

3

Тема 3

Безопасность на водоемах.

3

Тема 4

Экология и безопасность.

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.

5

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

7

Тема 6

Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций.

4

Тема 7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 

3

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

P- III

Основы здорового образа жизни

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и составляющие.

8

P- IV

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи

4

Тема 8

Первая помощь при неотложных состояниях

4

Всего часов

35

Календарно – тематическое планирование уроков ОБЖ  8 класс

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Учебник: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности.8 кл.-М:« Просвещение» , 2015.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9  классов под редакцией А.Т. Смирнова,  Москва, Просвещение, 2014 г.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Формирование УУД

Использование ИКТ

Домашнее задание

Примечание

План

8а,б,в

Факт

8а,б,в

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Предметные: анализировать причины ЧС; выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при ЧС, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения ЧС, оказания помощи; характеризовать основные мероприятия при ЧС; составлять планы своего поведения при ЧС.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Познавательные: умение различать  виды ЧС, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать ЧС; объяснять причины  возникновения ЧС, моделировать выполнение правил безопасного поведения при ЧС.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия

Глава 1: «Пожарная безопасность».

1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Презентация

Повторить материал 7 класса

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Входная контрольная работа (20минут)

   

 П 1.2. стр.14-21    

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

П 1.3 стр.22-28 изучить

Глава 2: « Безопасность на дорогах».

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

Презентация

П 2.1.стр.30-38 Ознакомиться

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

П 2.2.стр.38-48 Выучить

6

Велосипедист — водитель транспортного средства

Презентация

П 2.3.стр.49-55 перессказ

Глава 3: « Безопасность на водоемах »

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах.

Презентация

П 3.1.стр.56-64 ответить на вопросы

8

Контрольная работа №1по теме «Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах»

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

П3.3.стр.77-82 ознакомиться

Глава 4: « Экология и безопасность».

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Презентация

П 4.1.стр.83-92 изучить

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

П 4.2.стр.93-99 перессказ

Глава 5: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения».

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Презентация

П 5.1.стр.100-105 заполнить таблицу

13

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

П 5.2.стр.106-114 изучить

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

П 5.3.стр.115-120 приготовить сообщение

15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

П 5.4.стр121-124 изучить

16

Контрольная работа №2 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС».

Предметные: характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС.

Познавательные: умение характеризовать основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС техногенного характера; умение анализировать причины возникновения ЧС; умение моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС; умение характеризовать меры пожарной безопасности.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Глава 6: «Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций».

17

Обеспечение радиационной безопасности населения

П 6.1.стр.131-137 ознакомиться

18

Обеспечение химической защиты населения

П 6.2.стр.138-146 выполнить задание

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

П 6.3.стр.147-153 изучить

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Презентация

П 6.4.стр153-158 подготовить сообщение

Глава 7: «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

П 7.1.стр.159-164 перессказ

22

Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

П 7.2.стр.164-169 изучить

23

Контрольная работа №3 «Организация защиты населения»

Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Раздел 3. «Основы здорового образа жизни».

Предметные: использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Личностные: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); оценка собственных поступков.

Познавательные: умение характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; умение анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные: умение понимать возможность различных позиций других людей отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Глава 8. «Здоровый образ жизни и его составляющие».

24

Здоровье  как основная ценность человека

П 8.1.стр.180-184 выучить определения

25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

П 8.2.стр.184-188 перессказ

26

Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

П 8.3.стр.188-190 подготовить сообщение

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

П 8.4.стр.191-195 изучить

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

П 8.5.стр.195-200 ознакомиться

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

П 8.6.стр.200-204 перессказ

30

Профилактика вредных привычек

П 8.7.стр.205-210 подготовить сообщение

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

П 8.8.стр.211-214 изучить

Раздел 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

Предметные: готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка собственных поступков.

Познавательные: умение характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; умение характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; умение анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе, находить   общее решение.

Глава 9: «Первая помощь при неотложных состояниях».

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

Презентация

П 9.1.стр.216-224 ознакомиться

33

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

Презентация

П 9.2.стр.225-228 выполнить задание

34

Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении.

Презентация

П 9.3.-9.4.стр.228-237 повторить материал

35

Итоговая контрольная работа

Презентация

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  1. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 462 с.: ил. - (Учебник для вузов).
  3. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 204 с.
  4. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
  5. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
  6. Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
  7.  Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
  8. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Система заданий «Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты». 5 – 9 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 8класса

Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего...

Рабочая программа по русскому языку. 8класс

Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

Рабочая программа по технологии 5-8классы

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ по технологии Н.В Синица, П.С Самородский М.: Вентана-Граф, 2015.-112с. ...

Рабочая программа по бурятскому языку 8класс

Рабочая программа по бурятскому языку в 8классе...

Рабочая программа по родной литературе 8класс

1. Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3.Содержание учебного курса4.Календарно-тематическое планирование...