Дополнительная образовательная программа «Пожарный кадет» как инструмент формирования обучения детей основам пожарной безопасности и умению действовать при пожаре, изучение правил противопожарного режима.
статья по обж
В статье рассматривается актуальность дополнительной образовательной программы "Пожарный кадет" в системе патриотического воспитания и обучения основам жизнедеятельности несовершеннолетних граждан. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа «Пожарный кадет» как инструмент формирования обучения детей основам пожарной безопасности и умению действовать при пожаре, изучение правил противопожарного режима.
А.Н. Суханов, воспитатель, педагог дополнительного образования ОШИ ГБОУ «Балтийский берег»
На современном этапе развития общества, именно превращение жизненного пространства в мотивирующее, определяющее самоактулизацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа, гражданской позиции является ключевой социокультурной миссией дополнительного образования.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.
Анализ событий и происшествий с гибелью людей и материальным ущербом не оставляет сомнения, что утверждения необходимости получения навыков безопасного поведения, вытекающих из приоритетного направления государственной политики в области пожарной безопасности, который определен, как повышение уровня защищенности населения и объектов, развитие системы профилактики пожаров и негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, частично реализуется посредством освоения данной программы.
Обучение по данной программе в области пожарной безопасности станет инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. Совершенствование пропаганды пожарно-технических знаний, системы обучения детей основам пожарной безопасности и умению действовать при пожаре, изучение правил противопожарного режима, направленные на предупреждение пожаров, способствует развитию общественных, добровольных детских объединений и негосударственных надзорных органов в области пожарной безопасности. Объединения юных пожарных, которые могут создаваться в результате реализации данной программы, позволяют совершенствовать их профессиональную ориентацию, пропаганду научно – технических знаний в области пожарной безопасности, создавать кадровый резерв и готовить достойную смену. Пожарно-прикладной спорт является специализированной формой организации физической, прикладной и психологической подготовки к борьбе с огнем сотен тысяч пожарных. Он объединяет комплекс наиболее целесообразных упражнений, способствующих воспитанию и развитию морально-волевых и физических качеств, а также специальных знаний, умений и навыков. Многолетняя практика работы пожарных подтверждает, что физические качества, знания, умения и навыки, воспитанные и закрепленные в результате тренировок в пожарно-прикладном спорте, помогают спортсменам решать физические, эмоционально- стрессовые задачи, возникающие в условиях пожара, быстро и правильно ориентироваться в стрессовых ситуациях, грамотно принимать оперативные решения и стойко переносить максимальные нагрузки, закаляется воля, появляется интерес к героической профессии пожарного, воспитывается патриотизм.
Отличительной особенностью, данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является ее практикоориентированный характер основанный на принципе культуросообразности, который позволит учащимся достичь планируемых результатов, предусмотренных ее содержанием. Программа носит ярко выраженный ценностно-смысловой характер, и ее реализация формирует у обучающихся профессиональную ориентацию на конкретную государственную службу, ценностно-значимое отношение к собственной жизни, гражданскую позицию и солидарность, и развитие творческих качеств учащихся. Когнитивный характер программы заключается в том, что она нацелена не только на изучение теоретических основ пожарной безопасности и общевоенной подготовки, но и на приобретение и совершенствование практических умений по прикладным видам спорта и способам оказания медицинской помощи и действий в чрезвычайных ситуациях. Обучение по программе способствует формированию у обучающихся предпрофессиональных навыков, развитию волевых качеств, психологической устойчивости и готовности к выполнению различных задач в реальных жизненных ситуациях, в том числе и чрезвычайных. В отличии от программ обучения «Юный пожарный» и «Юный спасатель». в содержание включены дополнительные разделы (темы) по основам военной подготовки, психолого-педагогической подготовке, основам медицинской подготовки и научно-технической деятельности. Программа условно разделена на 2 цикла «Общие сведения в области пожарной безопасности» и «Общие сведения по подготовке кадет».
Данная программа рассчитана на юношей и девушек с 11 до 13 лет. Содержание ДООП позволяет детям, имеющим склонность к формированию качеств и навыков характеризующих представителей силовых структур, государственной службы и деятельности, реализовать свои познавательные потребности, раскрывать творческий потенциал, развивать и совершенствовать управленческие навыки, получать полноценную предпрофессиональную подготовку.
Для начала занятий по программе достаточно иметь допуск врача и заключение об отсутствии противопоказаний, общее представление о пожарной безопасности и подтверждение успешного освоения начального общего образования.
В ходе собеседования рекомендовано выявлять детей склонных (убежденных) получить знания по основам пожарной безопасности, интересующихся технической информацией в области противопожарной защиты. Желающих совершенствовать физическую подготовку и специальные умения в области пожарной безопасности и спасательного дела. Предполагающих готовить себя к государственной службе, проявляющих лидерские задатки, здоровые нравственные амбиции, зрелую гражданскую позицию и солидарность, при которой высший смысл жизни и деятельности личности – это проявление долга и ответственности перед обществом, выделяющих приоритет общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества.
При этом следует учитывать, что на этапе среднего школьного возраста (11-13 лет), ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая и трудовая. В этот период обучающиеся начинают накапливать определённый социальный опыт и начинает осознавать и воспринимать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. В этом возрасте возникает целенаправленное стремление принимать активное участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях. Поэтому содержание образовательной деятельности должно выстраиваться в соответствии с современными условиями социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе.
В этот возрастной период развиваются такие познавательные процессы: логическая память, формирование абстрактного, теоретического мышления, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, дискурсивное (рассуждающее) мышление умение соотносить теорию и практику, проверять умозаключения практическими действиями, развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их, появление рефлексии, которая позволяет развиваться новому уровню самосознания. Данный возрастной период характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов.
Программа рассчитана на обучение продолжительностью в течение двух лет. Каждый учебный год длится 36 учебных недель, нормативная нагрузка которых составляет 216 учебных часов на каждый учебный год.
Учебные занятия проводятся в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятий составляет 6 учебных часов в неделю в соответствии с этим занятия могут проводиться:
1 год обучения - 3 раза по 2 часа в неделю (216 часов)
2 год обучения - 3 раза по 2 часа в неделю (216 часов)
Занятия проводятся по 45 минут с 10-минутным перерывом
Общее количество учебных часов - 432
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет
Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»
Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...
Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию
«Ступени здоровья» Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей среднего школьного возраста, попавших в ...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по футболу Для детей 7- 14 лет. Срок реализации программы- 6 лет.
физкультура и спорт...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...
Дополнительная образовательная программа "Использование компьютерных технологий для интенсификации обучения английскому языку» в 4-6 классах
В данной программе описывается как научить детей применять компьютерные программы Paint, приложения Microsoft Office, а также другие приложения, создавать с помощью этих приложений индивид...