ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»
рабочая программа на тему
Программа "Заречье" художественной направленности.
Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность:
- замедленный темп обучения;
-многократное повторение усваиваемого материала;
-Постоянное исправление, корректирование игровых навыков детей;
-привлечение разнообразных приемов и методов игры на народных инструментах;
-подбор индивидуального репертуара каждому ребенку.
Занятия на музыкальных инструментах развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие. Музыка помогает преодолевать различные нервные и психические расстройства учащихся с проблемами здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zareche.docx | 64.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Рассмотрена на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
Протокол № от Директор школы
______________Ю.В.Елесеева ______________Е.А.Хорошева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»
Возраст детей с 7 лет Срок реализации 3 года
Автор:
Любимов Виктор Юрьевич
педагог дополнительного образования
г.Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа "Заречье" художественной направленности.
Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность:
- замедленный темп обучения;
-многократное повторение усваиваемого материала;
-Постоянное исправление, корректирование игровых навыков детей;
-привлечение разнообразных приемов и методов игры на народных инструментах;
-подбор индивидуального репертуара каждому ребенку.
Занятия на музыкальных инструментах развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие. Музыка помогает преодолевать различные нервные и психические расстройства учащихся с проблемами здоровья.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии. С этой целью в школе создан ансамбль русских народных инструментов «Заречье».
Музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Ансамбль русских народных инструментов – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, школа внимания, коллективного творческого труда и дисциплины. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Доступность народных инструментов, привлекательность, и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных ее проявлениях. Ансамбль это знакомство с образцами народного музыкального творчества, основа формирования музыкального вкуса ребенка.
В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.
Можно утверждать, что кроме развивающих задач, игра на народных инструментах решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную, так как игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев.
Ансамбль это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
Программа позволяет в условиях коррекционной школы, через дополнительное образование, расширить возможности образовательной области усвоения музыкальной культуры.
Цель программы научить обучающихся игре на народных инструментах,
воспитывать любовь к народному творчеству, развивать музыкальный вкус и общую культуру личности.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
Обучающие:
∙ обучение основам техники игры на ложках, балалайке, гармони и других народных музыкальных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
∙ изучение классических, современных, народных, авторских произведений;
∙ изучение элементарных теоретических понятий и приобретение практических навыков для овладения исполнительским мастерством;
∙ обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы;
∙ учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.
Воспитательные:
∙ воспитать эстетический вкус учащихся;
∙ воспитать любовь и интерес к народному музыкальному творчеству;
∙ воспитать чувство товарищества и коллективизма;
∙ воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
∙ привитие навыков сценической деятельности.
Развивающие:
∙ развивать гармонический и мелодический слух;
∙ развивать навыки игры на народных инструментах;
∙ развивать музыкальные, эстетические, творческие способности воображение и фантазию;
∙ развивать музыкально-исполнительские навыки;
∙ развить умение держаться на сцене.
В отличие от существующих программ данная программа
ансамбля народных инструментов «Заречье» разработана для детей коррекционной школы 8 вида с ограниченными возможностями здоровья и в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование музыкальных исполнительских навыков игры на народных инструментах, направлена на разностороннее развитие личности, способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества, на основе выработанных традиционных методов обучения. Видов педагогических технологий много. В данной программе используется технология объяснительно-иллюстративного обучения, которая включает в себя технологию разноуровневого (дефференцированного) обучения, коллективного взаимообучения. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его музыкальных способностей. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-16 лет. В ансамбль дети принимаются на свободной основе.
Программа рассчитана на три года обучения на инструментах шумового ансамбля и народных инструментах: балалайке, гармонике, ударных…
Ансамбль состоит из 6 групп:
-1 и 6 группы индивидуального обучения;
-2 группа (шумовой оркестр) первый год обучения ;
-3 группа (ксилофон, балалайка) второй год обучения;
-4 группа (балалайка, гармоника) третий год обучения;
-5 группа (гармоника, ударные) третий год обучения.
Занятия проводятся три раза в неделю по 6 академических часов в день.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая и индивидуальная работа. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах.
Занятия проводятся три раза в неделю по 6 академических часов в день.
В эти часы входят:
- индивидуальные занятия с учениками;
-работа с группой ребят и с основным составом ансамбля;
-занятие-беседа, на котором излагаются теоретические сведения;
-практические занятия, где дети усваивают принципы звукоизвлечения, приемы игры и тд;
-занятие-постановка, репетиция – где отрабатываются концертные номера;
-заключительное занятие – занятие-концерт (проводится для самих детей)
Всего в учебном году 648 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределять время для теоретической и практической работы кружка.
Состав участников ансамбля не более 28 человек. Основным условием отбора детей в кружок является их желание заниматься на инструменте и способность к систематическим занятиям.
Ожидаемый результат от реализации программы
- Снижение уровня агрессивности и тревожности у детей;
- Большая адаптивность детей к социуму (школе);
- Улучшение детского самоконтроля саморегуляции;
- Повышение степени удовлетворения базовой потребности в умелости и компетентности.
Этапы работы по программе
1 этап (начальный) | 10 мес. | получение необходимых навыков игры на инструментах шумового оркестра, приобретение навыков ансамблевой игры. |
2 этап (основной) | 10 мес. | Обучение игре на балалайке, гармони и других русских народных музыкальных. |
3 этап (заключительный) | 10 мес. | Закрепление и совершенствование исполнительских навыков игры на народных инструментах. |
В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- различать тембры отдельных музыкальных инструментов;
-играть индивидуально и в ансамбле на музыкальных инструментах простейшие мелодии;
-уметь играть тихо, громко с различными оттенками;
- понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле;
-повышать сценическое мастерство.
Методы оценки результативности программы:
-посещаемость;
-фиксация занятий в рабочем журнале;
-отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
-практический результат;
Способы определения результативности программы
-игра на инструментах шумового оркестра;
-игра на 2х и 3х ложках;
-игра на ксилофонах;
-игра на русских народных инструментах (индивидуально и в ансамбле);
-развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
-зачетное занятие;
-исполнение сольных пьес и ансамблей внутри коллектива;
-участие в календарных и тематических школьных праздниках;
-участие в отчетном концерте.
Учебно - тематический план ансамбля русских народных инструментов «Заречье»
1 год. (шумовой оркестр) 1-2 группа
(Т-теория, П-практика)
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Вид занятия | Кол-во часов | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | Т | 9 | ||||
2 | Знакомство с инструментами шумового оркестра. История возникновения каждого инструмента, его специфика и тд. | ТП | 18 | ||||
3 | Развитие музыкального слуха и ритма. | ТП | 18 | ||||
4 | Работа над звукоизвлечением: Показ педагога. Разучивание способов игры на каждом инструменте. Работа с ритм-машиной синтезатора.. Выразительность исполнения на ударных инструментах. | ТП | 36 |
5 | Формирование и развитие исполнительских навыков. Игра ансамблем (дуэт, трио, квартет и тд) | ТП | 36 | ||||
6 | История музыки | Т | 18 | ||||
7 | Прослушивание музыкальных записей с участием ударных инструментов соло. | Т | 18 | ||||
8 | Посещение музыкальных спектаклей, концертов Русского народного оркестра. | Т | 9 | ||||
9 | Репетиционные занятия | П | 54 | ||||
10 | Итоговое занятие | ТП | 9 | ||||
ИТОГО: | 216 |
Содержание тем программы.
1. Теория. Вводное занятие. Техника безопасности.
Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальными инструментами. Изучают технику безопасности и правила поведения на занятиях.
2. Знакомство с инструментами шумового оркестра.
Теория. Беседа об истории возникновения шумовых–ударных инструментов.
Практика. Упражнения на звукообразование. Пробная игра на всех шумовых инструментах. Элементарные представления не только о строении шумовых-ударных инструментах, но и о том, что такое:
-правильная посадка при игре;
- движение рук: спокойная, без напряжения игра, задержка руки наверху перед началом игры (люфт-пауза), выработка ритмичной игры;
-правильное положение рук при игре на шумовых инструментах;
-слуховое осознание чистого звукоизвлечения;
- игра элементарных упражнений в медленном темпе.
3. Развитие музыкального слуха, ритма.
Теория. Беседа о том, что такое музыкальный слух и ритм.
Практика. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Вводятся упражнения с использованием ритмических мелодий. Наряду с упражнениями используется пение народных и исполнение детских популярных песен.
- Работа над звукоизвлечением.
Теория .Объяснение и показ педагогом способов игры на ударных шумовых инструментах.
Практика. Элементарные исполнительские приемы игры на шумовых-ударных инструментах. Работа с ритм-машиной синтезатора. Игра в разных темпах и ритмах. Обучение игре: громко и тихо.
5. Формирование и развитие исполнительских навыков.
Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным репертуаром.
Разучивание музыкального материала. Педагог объясняет ребятам где ( на какую долю такта) играет тот или иной инструмент. Практика.
Работа над ритмической схемой произведения.
Выразительность исполнения - продолжается работа над укреплением технических навыков и освоением репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение.
Развитие творческих способностей, на основе вариантности ритма, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Работа с ансамблем ( дуэт, трио, квартет и тд). Формирование умения работать синхронно. Работа над становлением сценического образа обучающегося.
6. История музыки. (теория)
Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.
7. Прослушивание музыкальных записей с использованием ударных «соло». Знакомство с музыкой различных эпох и стилей.
8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов.
9. Репетиционные занятия.
Практика. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
10. Итоговое занятие. В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.
Учебно-тематический план ансамбля «Заречье».
2 год обучения(шумовой, балалайка) 3-4 группы.
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Вид занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Особенности шумового оркестра и его роль в музыке. | Т | 9 |
2. | Психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. | Т | 9 |
2.1 | Влияние эмоционального состояния на звукообразование и общее физическое и психическое состояние ребенка. | Т | 18 |
2.2 | Рекомендации по преодолению возможных напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием детей коррекционной школы | ТП | 18 |
2.3 | Раскрепощение | ТП | 9 |
2.4 | Саморегуляция | ТП | 9 |
3. | Основы начального обучения на балалайке | Т | 36 |
3.1 | Шумовые ударные инструменты, и как всё устроено… | Т | 18 |
3.2 | Правильная посадка за инструментом (балалайка) | ТП | 18 |
3.3 | Звукоизвлечение и его роль в психической саморегуляции | Т | 18 |
4 | Техника игры, позиционная, правильная аппликатура на балалайке. Итоговое занятие. | ТП | 45 |
Итого : 216 |
Содержание тем программы.
Теория.1. Особенности шумового оркестра
1. Отличие шумового оркестра от других видов. Особенности ударного оркестра. Сочетание различных техник и специфических приемов. Фундаментальные разделы дисциплины в организации работы с шумовым оркестром.
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Психофизические аспекты человека. Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Практика свободного и эмоциональной игры.
2.1. Влияние эмоционального состояния на звукообразование и общее физическое и психическое состояние. Роль внутреннего спокойствия на звукоизвлечение.
2.2. Рекомендации по преодолению возможных напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием. Беседа о том, как оградить себя от неприятностей, связанных с зажатием рук во время игры. Упражнения, способствующие естественному звукоизвлечению.
2.3. Раскрепощение
Множество способов для начинающих музыкантов раскрепощения при игре на музыкальных инструментах.
2.4 Саморегуляция
Метод, способствующий уменьшению исполнительских противоречий. Саморегуляция исполнения через эмоционально-художественные стимулы. Практика. Принцип постепенного овладения мастерством звукоизвлечения. Что помогает и что мешает саморегуляции?
3. Основы начального обучения на балалайке.
3.1 Происхождение и устройство балалайки.
3.2. Звукоизвлечение на балалайке.
3.3. Положение рук, ног, тела при игре на балалайке.
- Техника игры, игра в позиции.
Понятия техники игры и игры в позиции.
Исполнителю на музыкальном инструменте особенно важно владеть техникой игры, которая тесно связана с позиционной игрой на инструменте.
Учебно - тематический план ансамбля «Заречье»
3 год. (шумовой, балалайка, гармонь, домра) 5-6 группы.
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Вид занятия | Кол-во часов | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | Т | 9 | ||||
2 | Развитие музыкальных способностей и закрепление техники игры на инструментах. | ТП | 36 | ||||
3 | Развитие музыкального слуха | ТП | 18 | ||||
4 | Работа над произведением: Показ педагога. Разучивание музыкального материала Работа над сольной партией в произведении. Выразительность исполнения при игре. Работа в ансамбле. | ТП | 45 | ||||
5 | Работа над сценическим воплощением | ТП | 36 | ||||
6 | История музыки | Т | 9 | ||||
7 | Прослушивание музыкальных записей | Т | 9 | ||||
8 | Посещение музыкальных спектаклей, концертов. | Т | 9 | ||||
9 | Репетиционные занятия | П | 36 | ||||
10 | Итоговое занятие | ТП | 9 | ||||
ИТОГО: | 216 |
Содержание тем программы.
Теория. 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Повторение основных правил безопасности на занятиях, в работе с музыкальной техникой, реквизитом.
2. Развитие музыкальных способностей и техники игры на инструментах.- продолжается знакомство с приемами звукоизвлечения.
Практика. Упражнения на технику, звукообразование. Многократное повторение в разных темпах музыкального матьериала. Новые практические навыки:-
- игра в позиции;
- способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена);
- сглаживание переходов со струны на струну;
- Работа над расширением технических приемов игры.
- игра упражнений, включая гаммы, трезвучия, скачки.
3. Развитие музыкального слуха.
Упражнения на воспитание и развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.
4. Работа над произведением:
Показ педагога.
Разучивание музыкального материала.
Работа над сольной партией в произведении.
Выразительность исполнения - работа над закреплением технических навыков и освоением музыкального материала. Формируется умение слушать внимательно музыку. Обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству. При наличии инструментов дома -, обучение самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов и музыкальными произведениями.
5. Работа над сценическим воплощением.
6. История музыки.
Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.
7. Прослушивание музыкальных записей
Практика. Прослушивание народной музыки. Фольклор, джаз, классика.
8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов.
9. Репетиционные занятия
Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей. Теория. Практика.
10. Итоговое занятие.
В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.
Методическое обеспечение программы.
Данная программа рассчитана на 3 года. Для успешного освоения программы численность детей в четырех группах кружка составляет 6 человек и 2 группы индивидуальных занятий по 2 человека. Курс программы рассчитан на 648часов (18 часов в неделю). В кружок принимаются дети с 7 лет.
В процессе обучения используются различные формы занятий :
- Практические занятия: групповые, индивидуальные, комбинированные;
- Теоретические занятия:
беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание дисков, экскурсии, организация фотовыставок, концертная деятельность.
Методы музыкального воспитания
определяются спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:
- словесный (знакомство с новым произведением педагог начинает с беседы);
- наглядно-слуховой (по ходу беседы преподаватель исполняет фрагменты музыкального произведения);
-стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания музыкального произведения или о впечатлении, которое оно должно оказать на слушателей);
-метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к произведению мимикой);
- репродуктивный (разучивание и закрепление материала);
- исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка и самооценка);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных и творческих способностей школьников.
Охрана здоровья и жизни детей.
Одной из важных задач педагога является забота о здоровье детей. Учитывая состояние физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Навыки личной гигиены педагог прививает детям с первых занятий. Занятия ансамбля проводятся в актовом зале, в помещении хорошо проветриваемом и с хорошей акустикой.
Техническое оснащение для реализации программы:
- музыкальные инструменты (синтезатор, баяны, балалайки, инструменты шумового оркестра, домры, гитары)
-компьютер;
- музыкальный центр, телевизор ;
Дидактический материал
- музыкальные диски;
-музыкальная литература;
-портреты композиторов;
-музыкальные инструменты;
-дидактические игры.
Используемая литература
1.Г.Шанских «Музыка как средство коррекционной работы» 2003 г.
2. Г.Науменко «Русское народное детское музыкальное творчество». Москва, «Просвещение» 1988г.
3.И.В.Бычков «Музыкальные инструменты», 2000г.
4.Н.Г.Кононова «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»,1990г.
5.Т.Попова «Основы русской народной музыки» Москва. «Музыка»1988г.
6.А.Каргин «Работа с ансамблем русских народных инструментов». М. «Музыка» 1987г.
7.П.Лондонов «Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке». Москва.
«Советский композитор» 1977г.
8.А.Паннаетов «Самоучитель игры на гитаре». М. «Музыка» 1989г.
9. В.В.Андреев «Антология литературы для балалайки» М.»Музыка» 2006г
10. Рабочая программа по классу балалайки для детских музыкальных школ 2012г.
11. Г.Ташкевич. «Самоучитель игры на двухрядной гармоники русского строя»
12. Л.Андреев «Самоучитель игры на гитаре» М. «Музыка». 2008г.
1. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА
Теория. Понятие постановки голоса. Рассмотрение методов постановки голоса.
Теория. Практика.
1.1 Опора звука
«Опертое звучание». Манера голосообразования. Различное ощущение опоры звука. Теория. Практика.
1.2 Чувство опоры
Ощущение свободно распоряжаться своим голосом. Обращение педагога на опертое звучание голоса у ученика и закрепление этого ощущения. Теория. Практика.
1.3 Опертое звукообразование
Перевод напряжения со связок на дыхательную систему для того чтобы голос не уставал. Изучение приемов, наталкивающих на опертое голосообразование. Теория. Практика.
1.4 Вокальная «маска»
Резонирование голоса певца в носовой и придаточных полостях. Пение с полным использование верхних резонаторов.
Теория. Практика.
1.5 Атака звука
Посыл дыхания в момент начала звука. Степень замыкания голосовых связок. Три вида атаки. Теория. Практика.
1.6 Резонаторы
Нижняя опора звука – грудной резонатор.
Теория. Практика.
1.7 Вокальный зевок
Высокая позиция гортани. Понятие полузевок. Упор звука в твердое нёбо.
Теория. Практика.
1.8 Регистры голосов
Однородные способы звукообразования. Фистула.
Теория. Практика.
1.9 Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями
Правила выполнения вокальных упражнений.
Теория. Практика.
1.10 Этапы работы с голосом
Последовательность упражнений для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации.
Теория. Практика.
1.11 Вибрато
Понятие вибрато. Дефекты вибрато и устранение их.
Теория. Практика.
2. СТИЛЬ, МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ
Современная манера вокала. Поиск собственного звука и сценического образа. Теория. Практика.
2.1 Приемы, применяемые в эстрадном вокале
Расммотрение приемов: Расщепление, Драйв, Субтон, Обертоновое пение, Глиссандо, Фальцет, Пение «без опоры», Йодль, Штробас.
ТЕОРИЯ. 3. ПРАВИЛА И СОВЕТЫ ПО ГИГИЕНЕ ГОЛОСА
Рассмотрение 10 основных правил по гигиене голоса.
4. ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ
Принципы не строго обязательны для всех. Певец в занятиях выступает творцом, а не исполнителем штампов и инструкций. Но творческий человек знает, что общепедагогические установки ориентируют его в занятиях. В работе с начинающими певцами полезно учитывать следующие принципы. Рассмотрим 20 основных принципов.
ПРАКТИКА. 5. ВОКАЛЬНО ХОРОВЫЕ РАБОТЫ.
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.
Ожидаемые результаты.
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности;
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе;
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- петь под фонограмму 2-голосные произведения;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;
- уметь держаться на сцене;
- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами;
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- знать правила охраны голоса в предмутационный период;
- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
- уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
- настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.
Методические рекомендации
Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.
Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.
Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
метод общения;
метод импровизации;
метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
знакомство с мелодией и словами песни;
переписывание текста;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
атака звука;
закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой:
повторение ранее усвоенного материала;
определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение темпа, динамических и агогических оттенков;
исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
закрепление ранее усвоенного материала;
воссоздание сценического образа исполнителя песни;
практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
технические параметры;
восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
сценический мониторинг;
малые технические навыки звуковой обработки;
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
Примерный репертуарный план по годам обучения.
1-й год.
-Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
-Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы).
-Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей.
-Каноны русских или зарубежных исполнителей, несложные полифонические произведения (менуэты, дуэты, старинные арии и т.д).
2-3-й год.
-Популярные песни из кинофильмов в переложении для 2-х и более голосов или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
-«Ре-мейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для ансамбля.
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей (желательно на языке оригинала).
-Полифонические произведения.
-Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и более) солирующих голосов.
-Ретро, эстрадно- джазовые композиции для вокального ансамбля, обработки народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение).
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование | ТСО | Дидактический и наглядный материал |
Шкаф для хранения аппаратуры – 2 шт. | Ноутбук- 2 шт. | фонотека |
стул – 2 шт. | Мультимедийная установка | |
Фортепиано -1 шт. | Усилительная аппаратура Микрофоны -4 шт. | нотная литература, сборники песен |
Способы диагностики и контроля результатов
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
1. Педагогическое наблюдение
2. Проведение итоговых занятий, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления, конкурсы, фестивали, смотры.
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Диагностика | Основные параметры | Период | Способ |
Первичная | степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям | сентябрь, октябрь | наблюдение |
природные физические данные каждого ребенка | |||
уровень развития общей культуры ребенка | |||
Промежуточная | высокий уровень исполнения песенного произведения | декабрь | концертная деятельность; |
степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств | |||
уровень развития общей культуры ребенка | |||
Итоговая | высокий уровень исполнения песенного произведения | май | концертная деятельность; |
степень развития интеллек-туальных, художественно-творческих способностей ребенка. |
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Формы и виды контроля.
1 год обучения
№ | Вид контроля | Сроки выполнения |
1. | Входящий контроль. Прослушивание | сентябрь |
2 и 3 год обучения
№ | Вид контроля | Сроки выполнения |
1. | Зачетное занятие «Постановка номера» | ноябрь |
Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
положительное отношение к усилиям воспитанника;
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
1. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
2. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
3. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
4. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
5. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
6. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
8. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
9. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
10.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
2. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
3. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
4. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
5. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная пртграмма ансамбля русской песни "Забава"
Данная программа является авторской, написана мною в 2006 году. Программу можно использовать целиком или использовать отельные её разделы....
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»
В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...
«МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Процесс творческого вживания в музыкальный образ, необходимый для раскрытия художественного содержания произведения исполнительским коллективом, может осуществляться различными путями. Опыт показывает...
«Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов».
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар для ансамблей русский народных инструментов стимулирует рост исполните...
К 25-летию Образцового ансамбля русских народных инструментов "Родничок"
25 февраля состоялся Юбилейный концерт Образцового ансамбля русских народных инструментов " Родничок"...
Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы
В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оркестра русских народных инструментов "Резонанс"
Дополнительная общеразвивающая программа объединения ОРНИ «Резонанс» относится к программам художественной направленности. Рассчитана на детей в возрасте 6-18 лет. Срок реализаци...