Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения
рабочая программа на тему
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ориентиров этнокультурной компетенции социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_seruhova_2017.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
Согласовано: методический совет | Принято: педагогический совет | Утверждаю: директор МБУ ДО ДЮЦ «Темп» ___________ Наумова Т. Н. |
Дополнительная образовательная программа
по внеурочной деятельности
«Волшебная петелька»
для детей 10 -14 лет
на 1 год обучения
Составил: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Н.В.Серухова |
г. Выкса
2017 г.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ориентиров этнокультурной компетенции социализации личности.
Программа «Волшебная петелька» имеет художественную направленность, разработана на основе общеобразовательной программы дополнительного образования «Волшебная петелька» с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС. Актуальность программы в том, что она позволяет сформировать устойчивый интерес к рукоделию; привить навыки системного анализа изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, что особенно важно в наши дни, когда интерес к изделиям ручной работы непрестанно растёт
Программа "Волшебная петелька" обеспечивает не только обучение и воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучающихся с учетом современных условий жизни, тенденций моды, вкусов детей и подростков. Программа направлена на приобретение
знаний, умений и навыков работы с пряжей, в различных техниках (изонить, аппликация) которые впоследствии могут стать увлечением на всю жизнь.
Работа с пряжей развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий интеллектуальный потенциал ребенка. Только в процессе систематического труда, воспитывается настойчивость, аккуратность, усидчивость.
Образовательная программа "Волшебная петелька" разработана на один год обучения.
Обучение производится по группам наполняемостью 10-15 человек.
Новизна программы, в сравнении с другими, состоит в оригинальном построении содержания. В канве программного материала уделяется время на изучение местного наследия прикладного творчества, общение с мастерами декоративно-прикладного творчества, а включение вариативного компонента практической деятельности позволяет реализовывать разноуровневое обучение, что в совокупности позволяет сохранять и развивать традиции вязания.
Учебный материал разбит на общие темы, которые связаны между собой и являются последовательным дополнением друг друга.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративные: рассказ, беседа, рассказ-объяснение, работа с книгой, демонстрация;
практические: упражнения, проблемно-поисковый, ситуационный.
Основной формой обучения являются учебные занятия, включающие теоретическую и практическую части. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени, остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, рассказа, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, опросы, игровые формы контроля, выставки работ. Занятия в рамках программы способствуют достижению ряда метапредметных результатов и формированию универсальных учебных действий, необходимых учащимся общеобразовательной школы.
Содержание представлено различными видами деятельности (аппликация, изонить) и направлено на овладение обучающимися необходимыми навыками работы с инструментами и материалами, элементарными приемами ручной работы с разными материалами.
В тематический план включены занятия " свободным творчеством ", которые позволяют повышать творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал. Изучать историю вязания, встречаясь с интересными людьми, посещая музей народного творчества, участвуя в выставках декоративно – прикладного творчества
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка, его нравственно – эстетического самосовершенствования средствами декоративно – прикладного искусства.
- Сформировать устойчивый интерес к различным видам творчества;
- Развить творческие способности, художественный вкус, изобретательность;
- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим;
- Научить планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и контроль в труде.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение детьми системы знаний по программе, приобретение практических умений;
Проявление детьми инициативы, способности реализовывать свои идеи, создание творческих продуктов разного уровня;
Положительная и устойчивая динамика внимания аккуратности, целеустремленности, сформированности коммуникативной культуры;
Проявление самостоятельности, способность к адекватной оценке, активность детей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
В конце учебного года дети должны знать:
1. название и назначение материалов
2.название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла;
3.правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
В конце учебного года дети должны уметь:
1. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
2.правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
3.соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
4.экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки, крепить детали к основе с помощью клея, вышивать на картоне в технике «Изонить»
Для реализации данной программы необходимо:
Оборудование: столы, стулья, шкафы, стенды.
Для практической работы: нитки для вязания, крючки, ножницы, клей.
Изготавливается педагогом: схемы, образцы.
Техническое оснащение: магнитофон, аудиокассеты, компьютер, мультимедийная установка.
Методический материал: книги, журналы, иллюстрации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Наименование раздела | Количество часов. Всего | Количество часов теория | Количество часов практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
2. | Аппликация из ниток | 10 | 2,5 | 2,5 |
1.Понятие аппликации. Инструменты и материалы, свойства нитки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.Мир цвета радуги -беседа | 2 | 0,5 | 0,5 | |
3.Сказочные герои. | 2 | 0,5 | 0,5 | |
4.Водные мотивы | 2 | 0,5 | 0,5 | |
5.Цветы | 2 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Куклы из ниток | 8 | 2 | 2 |
1.Русские народные куклы-беседа | 2 | 0,5 | 0,5 | |
2.Кукла из пряжи(Девочка) | 2 | 0,5 | 0,5 | |
3.Лошадка | 2 | 0,5 | 0,5 | |
4. Птицы | 4 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Арткниттинг (вязание на руках и пальцах) | 10 | 2,5 | 2,5 |
1.Понятие «Армкниттинг» инструменты и материалы | 2 | 0,5 | 0,5 | |
2.Браслет в технике «Арткниттинг» | 2 | 0,5 | 0,5 | |
3.Модные аксесуары своими руками-беседа | 4 | 0,5 | 0,5 | |
4.Шарф в технике «Армкниттинг» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5 | Помпоны | 8 | 2 | 2 |
1.Способы изготовления. Инструменты и материалы | 2 | 0,5 | 0,5 | |
2.Циплята | 2 | 0,5 | 0,5 | |
3.Домовенок | 2 | 0,5 | 0,5 | |
4.Декоративное солнышко | 2 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Изонить | 10 | 2,5 | 2,5 |
1.Изонить –Техника изящества и линий. Инструменты и материалы | 2 | 0,5 | 0,5 | |
2.Треугольник в технике «Изонить» | 2 | 0,5 | 0,5 | |
3.Снежинка | 2 | 05 | 05 | |
4.Круг в технике «Изонить» | 2 | 0,5 | 0,5 | |
5.Сердечко | 2 | 0,5 | 0,5 | |
6.Открытка | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7 | Свободное творчество | 12 | 2 | 5 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 0,5 |
Всего часов: | 68 | 14,5 | 53,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.РАЗДЕЛ: Вводное занятие
Вводная тема: Знакомство с содержанием программы первого года обучения. Цели и задачи курса. Организация рабочего места обучающихся, подготовка его к работе.
Практика: Анкетирование детей. Диагностическое занятие.
2.РАЗДЕЛ: Аппликация из ниток
1.Тема: Понятие аппликации, инструменты и материалы. Свойства нитки.
Теория: Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Техника безопасности
Практика: демонстрация презентации «Вводное занятие к программе Волшебная петелька»
2.Тема: Беседа: «Мир цвета радуги».
Теория: Беседа «Мир цвета радуги». Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами современных мастеров на тему народных сказок. Показ образцов связанных элементов для аппликации
Практика: Зарисовка на бумаге растительных орнаментов.
3.Тема: Аппликация «Сказочные герои»
Теория: беседа « Герои сказок», просмотр иллюстраций к сказке. Техника безопасности работы с ножницами, клеем.
Практика: На предложенный педагогом эскиз с помощью клея нанести нарезанные нитки соблюдая четкие границы рисунка.
4.Тема: Аппликация к сказке « Водные мотивы»
Теория: Беседа «Аквариум дома». Просмотр иллюстраций по теме. Техника безопасности работы с ножницами, клеем.
Практика: На предложенный педагогом эскиз с помощью клея нанести нарезанные нитки соблюдая четкие границы рисунка.
5.Тема: Аппликация « Цветы»
Теория: Беседа «Цветочный сад». Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, клеем.
Практика: Составление эскиза садового цветочка, ромашки. На предложенный педагогом эскиз с помощью клея нанести нарезанные нитки соблюдая четкие границы рисунка.
3.РАЗДЕЛ: Куклы из ниток
1.Тема: Беседа «Русские народные куклы»
Теория: Беседа «Русские народные куклы». Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
2.Тема: Кукла из пряжи (Девочка)
Теория: Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
Практика: Наматывание нити на шаблон. Крепление деталей куклы друг с другом. Оформление изделия
3.Тема: Лошадка
Теория: Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
Практика: Наматывание нити на шаблон. Крепление деталей друг с другом. Оформление изделия
4.Тема: Птицы
Теория: Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
Практика: Наматывание нити на шаблон. Крепление деталей куклы друг с другом. Оформление изделия.
4.РАЗДЕЛ: Арткнитинг (Вязание на руках и пальцах)
1. Тема: понятие «Армкнитинг» Инструменты и материалы
Теория: Беседа «Без спиц и крючка».Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
2.Тема: Браслет в технике «Армкнитинг»
Теория: Беседа «Способы изготовления браслетов». Основные способы изготовления браслетов. Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами. Показ образцов.
Практика: вывязывание на пальцах с помощью презентации.
3.Тема: Беседа «Модные аксессуары своими руками»
Теория: Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами современных мастеров на тему народных сказок. Показ образцов связанных элементов для аппликации
Практика: Зарисовка на бумаге растительных орнаментов.
4.Тема: Шарф в технике «Армкнитинг»
Теория. Техника вязания на руках, способы набора петель.
Практика. Используя схему вязания, вывязывание шарфа.
РАЗДЕЛ 5: Помпоны
1.Тема: Беседа «Способы изготовления помпонов». Основные способы изготовления помпонов. Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами из помпонов. Показ образцов.
2.Помпоны «Цыплята»
Теория: Беседа «Домашние животные». Просмотр иллюстраций по теме. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
Практика: Составление эскиза. Наматывание нити на шаблон. Изготовление помпонов. Крепление двух помпонов друг с другом.
4.Помпоны «Домовенок»
Теория: Беседа «В гостях у сказки». Просмотр иллюстраций по теме. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
Практика: Составление эскиза. Наматывание нити на шаблон. Изготовление помпонов. Крепление двух и более помпонов друг с другом. Оформление изделия
5.Помпоны «Декоративное солнышко»
Теория: Беседа «Цветок лета». Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.
Практика: Составление эскиза. Наматывание нити на шаблон. Изготовление помпонов. Крепление двух и более помпонов друг с другом. Оформление изделия
РАЗДЕЛ 6: Изонить
1.Тема: Беседа «Техника изящества и линий»». Основные способы выполнения вышивки. Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами с вышивкой. Показ образцов.
2.Тема: Треугольник
Теория: Чтение схемы, Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.
Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия
3.Тема: Снежинка
Теория: Чтение схемы, Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.
Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия
4.Тема: Круг
Теория: Чтение схемы, Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.
Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия.
5.Тема: Сердечко
Теория: Чтение схемы. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.
Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия.
РАЗДЕЛ 7: СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Теория: Встречи с интересными людьми. Изучение творчества народных рукотворных умельцев Беседы. Экскурсии и беседа на тему народного творчества
Практика: Работа учащихся по реализации своих творческих замыслов, с использованием приемов рукоделия, изученных на занятиях. Посещение местного музея народного творчества. Участие в школьных, городских, муниципальных выставках
.Диагностическое занятие
РАЗДЕЛ 8: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Практика: Итоговая выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год. Награждение лучших учащихся. Анкетирование
Список литературы
Для педагога:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Сухомлинский В.А. О воспитании / составитель и автор С. Соловейчик- 4-е издание - М: Политиздат, 1982 .
- Программа педагога дополнительного образования: от разработки
до реализации. Составитель И.К. Беспетова- 2 издание - М: Айрис – пресс, 2004.
- Иванов Ч.П. " Энциклопедия коллективных творческих дел" – М: Педагогика, 1989 .
- Коломенский Я.Л. " Психология детского коллектива" – Минск 1984
- Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет)/авт.-сост.Н.В.Кочеткова. - Волгоград: Учитель,2010.-141 с
- Ажурные петельки: вязаная отделка и украшение одежды /Л.Н.Семенова, Д.А.Семенова.- Ростов Н /Д: Феникс, 2007.- 221,[2]с.: ил - (Волшебный клубок)
- Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет)/авт.-сост.Н.В.Кочеткова.-Волгоград:Учитель,2010.-141 с
- Технология народных ремесел . Бисер , соломка, береста, макраме :программа разработки занятий.1-4 классы/ авт.-сост. .В.А.Мураева.- Волгоград: Учитель,2011.-27с.:ил.
- Терешкович Т.А.Кружева. - Мн.: Хэлтон,2000.-592с.
- Энциклопедия рукоделия /сост. И.А.Сокол ; Художник.оформительИ.О.Осипов.-М.:ООО»ИздательствоАСТ»;Харьков:»Формо»,2003.-393,[7]с.:ил.
- Максимова М.В. Кузьмина М.А. Быстрый крючок. М: Изд-во Эксмо,2004.-88 с.( Серия « Заботы маленькой хозяйки»)
- Полная энциклопедия женских рукоделий: Пер. с франц.-М.,»Восхождение» 1993. 608 с ., илл.1087.
- Современная Энциклопедия. Вязание/ Авт.. -сост..Е.А. Добрицкая.- МН.: Современный литератор,2002.-800 с.
- Большая книга рукоделий. Автор- составитель А.Григорьева. Издательство Белый город».
- Дмитриева –Манерова Е.М. Пряжа и иголка- оригинальная техника рукоделия. М.: Издательский дом МСП, 2008.-96 с., ил.
- Н.С. Курбатская. Фриволите. Новые идеи и новые схемы. издательство « Культура и традиции»
- Родзиевская В.Я. Ирландское вязание. Для тех кто любит вязать. М.: ОЛМА-ПРЕСС,2002. – 222 с.: ил.- ( Магазин рукоделия)
- Ж.Ю. Шквыря. Объемные цветы из шерстяных ниток. Новая технология. ООО» Издательская группа « Контэнт»»
- Балашова М.Я., Жукова Т.Н.., Вязание для женщин. - Мн.: Современное слово», 2002.-320 с.: ил.
- Балашова М.Я. Вязание модной женской одежды.- Мн.: ОДО,.» Хэлтон», 2001.- 192 с.- (На все руки мастерица)
- Балашова М.Я. Вязание детской и мужской одежды.- Мн.:ОДО,.» Хэлтон», 2001.- 192 с.- ( На все руки мастерица)
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами: КН. для учащихся 4-8 кл .сред. шк. -М.: Просвещение, 1992.-96 с. :ил.- (Сделай сам)
- Зайцева А.А. Оригинальные куклы своими руками/ Анна Зайцева.- М.: Эксмо, 2009.-64 с.: ил.- ( Азбука рукоделия)
- Беннетт Стив Беннетт Рут Литтерль.- 365 игр для детей и взрослых. Пер. англ.-М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги».2006.-480с.,ил.
- Праздничный калейдоскоп .1-4 классы.: Утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/авт. - сост. Е.В.Шаталова.- Волгоград: Учитель,2008.-189 с.
- Ковпак Н.В. Черноморская О.А. Цветы связанные крючком. ООО ТД « Издательство Мир книги», 2010.-72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"
рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности школьников «Мультимедийные технологии»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа "Подвижные игры"...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа "Подвижные игры"...
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «ИНФОЗНАЙКИ» Для 5-6 классов (11-13лет)...