Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения
рабочая программа на тему

Серухова Наталья Валентиновна

        Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ориентиров этнокультурной компетенции социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_seruhova_2017.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Согласовано:

методический совет

Принято:

педагогический совет

Утверждаю:

директор  МБУ ДО ДЮЦ «Темп»

___________ Наумова Т. Н.

Дополнительная образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Волшебная петелька»

для детей  10 -14  лет

на 1 год обучения

Составил:

педагог   дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Н.В.Серухова

г. Выкса

2017 г.

        Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ориентиров этнокультурной компетенции социализации личности.

      Программа «Волшебная петелька» имеет художественную направленность, разработана на основе общеобразовательной программы дополнительного образования «Волшебная петелька» с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС. Актуальность программы в том, что она позволяет сформировать устойчивый интерес к рукоделию; привить навыки системного анализа изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, что особенно важно в наши дни, когда  интерес к изделиям ручной работы непрестанно растёт

  Программа "Волшебная петелька" обеспечивает не только обучение и воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучающихся с учетом современных условий жизни, тенденций моды, вкусов детей и подростков. Программа направлена на приобретение

знаний, умений и навыков работы с пряжей, в различных техниках (изонить, аппликация) которые впоследствии могут стать увлечением на всю жизнь.

Работа с пряжей развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий интеллектуальный потенциал ребенка. Только в процессе систематического труда, воспитывается настойчивость, аккуратность, усидчивость.  
Образовательная программа "Волшебная петелька" разработана на один год обучения.

Обучение производится по группам наполняемостью 10-15 человек.

 Новизна программы, в сравнении с другими, состоит в оригинальном построении содержания. В канве программного материала уделяется время на изучение местного наследия прикладного творчества, общение с мастерами декоративно-прикладного творчества, а включение вариативного компонента практической деятельности  позволяет реализовывать  разноуровневое обучение, что в совокупности позволяет сохранять и развивать традиции вязания.

 Учебный  материал разбит на общие темы,  которые связаны между собой и являются последовательным дополнением друг друга.  

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

объяснительно-иллюстративные:  рассказ, беседа, рассказ-объяснение, работа с книгой, демонстрация;

 практические:  упражнения, проблемно-поисковый,  ситуационный.

Основной формой обучения являются учебные занятия, включающие теоретическую и практическую части. Содержание теоретических сведений  согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени, остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, рассказа, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, опросы, игровые формы контроля, выставки работ. Занятия   в рамках программы способствуют достижению ряда метапредметных результатов и формированию универсальных учебных действий, необходимых  учащимся  общеобразовательной школы.

Содержание представлено различными видами деятельности (аппликация, изонить) и направлено на овладение обучающимися необходимыми навыками работы с инструментами и материалами, элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

В тематический план включены занятия " свободным творчеством ", которые позволяют повышать творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал. Изучать историю вязания, встречаясь с интересными людьми, посещая музей народного творчества, участвуя в выставках декоративно – прикладного творчества

Цель программы: создание условий для развития личности ребенка, его нравственно – эстетического самосовершенствования средствами декоративно – прикладного искусства.

  • Сформировать устойчивый интерес  к различным видам творчества;
  • Развить творческие способности, художественный вкус, изобретательность;
  • Воспитать внимание, аккуратность, целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим;
  • Научить планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и контроль в труде.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение детьми системы знаний по программе, приобретение практических умений;

Проявление детьми инициативы, способности реализовывать свои идеи, создание творческих продуктов разного уровня;

Положительная и устойчивая динамика внимания аккуратности, целеустремленности, сформированности коммуникативной культуры;

Проявление самостоятельности, способность к адекватной оценке, активность детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

В конце учебного года дети должны знать:

1.  название и назначение материалов

2.название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла;

3.правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. 

    В конце учебного года дети должны уметь:

1.  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

2.правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

3.соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

4.экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки, крепить детали к основе с помощью клея, вышивать на картоне в технике «Изонить»

Для реализации данной программы необходимо:

Оборудование: столы, стулья, шкафы, стенды.

Для практической работы: нитки для вязания, крючки, ножницы,                                                               клей.

Изготавливается педагогом: схемы, образцы.

Техническое оснащение: магнитофон, аудиокассеты, компьютер, мультимедийная установка.

Методический материал: книги, журналы, иллюстрации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п/п

Наименование раздела

Количество

часов. Всего

Количество часов теория

Количество часов практика

1.

Вводное занятие  

2

0,5

1,5

2.

Аппликация из ниток

10

2,5

2,5

 1.Понятие аппликации. Инструменты и материалы, свойства нитки

2

0,5

1,5

2.Мир цвета радуги -беседа

2

0,5

0,5

3.Сказочные герои.

2

0,5

0,5

4.Водные мотивы

2

0,5

0,5

5.Цветы

2

0,5

0,5

3

Куклы из ниток

8

2

2

1.Русские народные куклы-беседа

2

0,5

0,5

2.Кукла из пряжи(Девочка)

2

0,5

0,5

3.Лошадка

2

0,5

0,5

4. Птицы

4

0,5

0,5

4

Арткниттинг (вязание на руках и пальцах)

10

2,5

2,5

1.Понятие «Армкниттинг» инструменты и материалы

2

0,5

0,5

2.Браслет в технике «Арткниттинг»

2

0,5

0,5

3.Модные аксесуары своими руками-беседа

4

0,5

0,5

4.Шарф в технике «Армкниттинг»

2

0,5

1,5

5

Помпоны

8

2

2

1.Способы изготовления. Инструменты и материалы

2

0,5

0,5

2.Циплята

2

0,5

0,5

3.Домовенок

2

0,5

0,5

4.Декоративное солнышко

2

0,5

0,5

6

Изонить

10

2,5

2,5

1.Изонить –Техника изящества и линий. Инструменты и материалы

2

0,5

0,5

2.Треугольник в технике «Изонить»

2

0,5

0,5

3.Снежинка

2

05

05

4.Круг в технике «Изонить»

2

0,5

0,5

5.Сердечко

2

0,5

0,5

6.Открытка

2

0,5

1,5

7

Свободное творчество

12

2

5

8

Итоговое занятие

2

0,5

0,5

                                        Всего часов:

68

14,5

53,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.РАЗДЕЛ: Вводное занятие

Вводная тема: Знакомство с содержанием программы первого года обучения. Цели  и задачи курса. Организация   рабочего места обучающихся, подготовка его к работе.

Практика: Анкетирование детей. Диагностическое занятие.

2.РАЗДЕЛ: Аппликация из ниток

1.Тема: Понятие  аппликации, инструменты и материалы. Свойства нитки.

Теория: Знакомство с материалами  и рабочими инструментами, их свойствами и правильным  использованием. Техника безопасности

Практика: демонстрация презентации «Вводное занятие к программе Волшебная петелька»

2.Тема: Беседа: «Мир цвета радуги».

Теория: Беседа «Мир цвета радуги». Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами современных мастеров на тему народных сказок. Показ образцов связанных элементов для аппликации

Практика: Зарисовка на бумаге растительных орнаментов.

3.Тема: Аппликация «Сказочные герои»

Теория: беседа  « Герои сказок», просмотр иллюстраций к сказке. Техника безопасности работы с ножницами, клеем.

 Практика: На предложенный педагогом эскиз с помощью клея нанести нарезанные нитки соблюдая четкие границы рисунка.

4.Тема: Аппликация к сказке « Водные мотивы»

Теория: Беседа «Аквариум дома». Просмотр иллюстраций по теме. Техника безопасности работы с ножницами, клеем.

Практика: На предложенный педагогом эскиз с помощью клея нанести нарезанные нитки соблюдая четкие границы рисунка.

5.Тема: Аппликация « Цветы»

Теория: Беседа «Цветочный сад». Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, клеем.

Практика: Составление эскиза садового цветочка, ромашки. На предложенный педагогом эскиз с помощью клея нанести нарезанные нитки соблюдая четкие границы рисунка.

3.РАЗДЕЛ: Куклы из ниток

1.Тема: Беседа «Русские народные куклы»

Теория: Беседа «Русские народные куклы». Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

2.Тема: Кукла из пряжи (Девочка)

Теория: Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

Практика: Наматывание нити на шаблон. Крепление деталей куклы друг с другом. Оформление изделия

3.Тема: Лошадка

Теория: Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

Практика: Наматывание нити на шаблон. Крепление деталей друг с другом. Оформление изделия

4.Тема: Птицы

Теория: Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

Практика: Наматывание нити на шаблон. Крепление деталей куклы друг с другом. Оформление изделия.

4.РАЗДЕЛ: Арткнитинг (Вязание на руках и пальцах)

1. Тема: понятие «Армкнитинг» Инструменты и материалы

Теория: Беседа «Без спиц и крючка».Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

2.Тема: Браслет в технике «Армкнитинг»

Теория: Беседа «Способы изготовления  браслетов». Основные способы изготовления браслетов. Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами. Показ образцов.

Практика: вывязывание на пальцах с помощью презентации.

3.Тема: Беседа «Модные аксессуары своими руками»

Теория: Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами современных мастеров на тему народных сказок. Показ образцов связанных элементов для аппликации

Практика: Зарисовка на бумаге растительных орнаментов.

4.Тема: Шарф в технике «Армкнитинг»

Теория. Техника вязания на руках, способы набора петель.

Практика. Используя схему вязания, вывязывание шарфа.

РАЗДЕЛ 5: Помпоны

1.Тема: Беседа «Способы изготовления помпонов». Основные способы изготовления помпонов. Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами из помпонов. Показ образцов.

2.Помпоны «Цыплята»

 Теория: Беседа  «Домашние животные». Просмотр иллюстраций по теме. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

Практика: Составление эскиза. Наматывание нити на шаблон. Изготовление помпонов. Крепление двух помпонов друг с другом.

4.Помпоны «Домовенок»

Теория: Беседа  «В гостях у сказки». Просмотр иллюстраций по теме. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

Практика: Составление эскиза. Наматывание нити на шаблон. Изготовление помпонов. Крепление двух и более помпонов друг с другом. Оформление изделия

5.Помпоны «Декоративное солнышко»

Теория: Беседа «Цветок лета». Просмотр иллюстраций по теме. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном.

Практика: Составление эскиза. Наматывание нити на шаблон. Изготовление помпонов. Крепление двух и более помпонов друг с другом. Оформление изделия

РАЗДЕЛ 6: Изонить

1.Тема: Беседа «Техника изящества и линий»». Основные способы выполнения вышивки. Украшение изделий. Просмотр иллюстраций с работами с вышивкой. Показ образцов.

2.Тема: Треугольник

Теория: Чтение схемы, Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.

Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия

3.Тема: Снежинка

Теория: Чтение схемы, Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.

Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия

4.Тема: Круг

Теория: Чтение схемы, Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.

Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия.

5.Тема: Сердечко

Теория: Чтение схемы. Демонстрация готового изделия. Техника безопасности работы с ножницами, картоном, иглой.

Практика. Нанесение схемы на картон, вышивка по схеме. Оформление изделия.

РАЗДЕЛ 7: СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  Теория: Встречи с интересными людьми. Изучение  творчества народных рукотворных умельцев Беседы. Экскурсии и беседа на тему народного творчества

 Практика: Работа учащихся по реализации своих творческих замыслов, с использованием  приемов рукоделия, изученных на занятиях.  Посещение местного музея народного творчества. Участие в школьных, городских,  муниципальных выставках

.Диагностическое занятие

РАЗДЕЛ 8: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

 Практика: Итоговая выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год.  Награждение лучших учащихся. Анкетирование

Список литературы

     Для педагога:      

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
  2.         Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании / составитель и автор С. Соловейчик- 4-е издание - М: Политиздат, 1982 .
  5. Программа педагога дополнительного образования: от разработки

    до реализации. Составитель И.К. Беспетова- 2 издание - М:        Айрис –   пресс, 2004.

  1. Иванов Ч.П. " Энциклопедия коллективных творческих дел" – М:      Педагогика, 1989 .
  2. Коломенский Я.Л. " Психология детского коллектива" –      Минск 1984
  3. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет)/авт.-сост.Н.В.Кочеткова. - Волгоград: Учитель,2010.-141 с
  4. Ажурные петельки: вязаная отделка и украшение одежды /Л.Н.Семенова, Д.А.Семенова.- Ростов Н /Д: Феникс, 2007.- 221,[2]с.: ил - (Волшебный клубок)
  5. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет)/авт.-сост.Н.В.Кочеткова.-Волгоград:Учитель,2010.-141 с
  6. Технология народных ремесел . Бисер , соломка, береста, макраме :программа разработки занятий.1-4 классы/ авт.-сост. .В.А.Мураева.- Волгоград: Учитель,2011.-27с.:ил.
  7. Терешкович Т.А.Кружева. - Мн.: Хэлтон,2000.-592с.
  8. Энциклопедия рукоделия /сост. И.А.Сокол ; Художник.оформительИ.О.Осипов.-М.:ООО»ИздательствоАСТ»;Харьков:»Формо»,2003.-393,[7]с.:ил.
  9. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Быстрый крючок. М: Изд-во Эксмо,2004.-88 с.( Серия « Заботы маленькой хозяйки»)
  10. Полная энциклопедия женских рукоделий: Пер. с франц.-М.,»Восхождение» 1993. 608 с ., илл.1087.
  11. Современная Энциклопедия. Вязание/ Авт.. -сост..Е.А. Добрицкая.- МН.: Современный литератор,2002.-800 с.
  12. Большая книга рукоделий. Автор- составитель А.Григорьева. Издательство Белый город».
  13. Дмитриева –Манерова Е.М. Пряжа и иголка- оригинальная техника рукоделия. М.: Издательский дом МСП, 2008.-96 с., ил.
  14. Н.С. Курбатская. Фриволите. Новые идеи и новые схемы. издательство « Культура и традиции»
  15. Родзиевская В.Я. Ирландское вязание. Для тех кто любит вязать. М.: ОЛМА-ПРЕСС,2002. – 222 с.: ил.- ( Магазин рукоделия)
  16. Ж.Ю. Шквыря. Объемные цветы из шерстяных ниток. Новая технология. ООО» Издательская группа « Контэнт»»
  17. Балашова М.Я., Жукова Т.Н.., Вязание для женщин. - Мн.: Современное слово», 2002.-320 с.: ил.
  18. Балашова М.Я. Вязание модной женской одежды.- Мн.: ОДО,.» Хэлтон», 2001.- 192 с.- (На все руки мастерица)
  19. Балашова М.Я. Вязание детской и мужской одежды.-  Мн.:ОДО,.» Хэлтон», 2001.- 192 с.- ( На все руки мастерица)
  20. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами: КН. для учащихся 4-8 кл .сред. шк. -М.: Просвещение, 1992.-96 с. :ил.- (Сделай сам)
  21. Зайцева А.А. Оригинальные куклы своими руками/ Анна Зайцева.- М.: Эксмо, 2009.-64 с.: ил.- ( Азбука рукоделия)
  22. Беннетт Стив  Беннетт Рут Литтерль.- 365 игр для детей и взрослых. Пер. англ.-М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги».2006.-480с.,ил.
  23. Праздничный калейдоскоп .1-4 классы.: Утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/авт. - сост. Е.В.Шаталова.- Волгоград: Учитель,2008.-189 с.
  24. Ковпак Н.В. Черноморская  О.А. Цветы связанные крючком. ООО ТД « Издательство Мир книги», 2010.-72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"

рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности школьников «Мультимедийные технологии»

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...

Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»

Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности

Дополнительная  образовательная программа по внеурочной деятельности «ИНФОЗНАЙКИ» Для 5-6 классов (11-13лет)...