Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса
рабочая программа по обж (9 класс)

Мерзляков Артем Владимирович

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФК ФГОС основного общего образования и на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова., Б. О. Хренникова  - М.:Просвещение,2017. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_obzh.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФК ФГОС основного общего образования и на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова., Б. О. Хренникова  - М.:Просвещение,2017.

Программа составлена с изменениями. Уменьшено  число часов на 1 час  в разделе Раздел 5 . Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 1.ч.

  • Тема 12. Оказание первой медицинской помощи. (1час) за счет слияния тем: Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
  • Первая медицинская помощь при передозировке  и приёме психоактивных веществ.

        

Рабочая программа составлена на 35 часов ( 1 час в неделю) в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий в 2019-2020уч.г.

УМК:

«Основы безопасности жизнедеятельности»  под общей  редакцией А.Т. Смирнова Б. О. Хренникова - М.:Просвещение,2017.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено решение следующих целей:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено  достижение следующих задач:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе

Содержание тем учебного предмета– 9 кл

Модуль 1. Основы безопасности личности , общества и государства. 24.

Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОТИ. 8 Ч.

  • Тема 1.   Национальная безопасность России в современном мире. 4 ч.
  • Современный мир и Россия.
  • Национальные интересы России в современном мире и их содержание.
  • Основные угрозы национальным интересам  и безопасности России.
  • Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
  • Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России. 4ч.
  • Чрезвычайные ситуации и их классификация.
  • Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
  • Угроза военной безопасности России.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. 7 ч.

  • Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
  • МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
  • Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 4 ч.
  • Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
  • Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения..
  • Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Планируемые результаты

Ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Раздел 3 . Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.  2 ч.
  • Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.
  • Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
  • Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 4 ч..
  • Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
  • Общегосударственное противодействие терроризму.
  • Нормативно-правовая база противодействие наркотизму.

Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму  и наркотизму в Российской Федерации. 3. ч.

  • Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе  теракта и профилактика наркозависимости. 2. Ч.

  • Правила поведения при угрозе террористического акта.
  • Профилактика наркозависимости.

Планируемые результаты

Ученик должен знать:

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 9.ч.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.9 ч.

  • Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека. 3 ч..
  • Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
  • Здоровый образ жизни и его составляющие.
  • Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
  • Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. 3 ч
  • Ранние половые связи и их последствия.
  • Инфекции, передаваемые половым путем.
  •  Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
  • Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 2 ч
  • Брак и семья .
  • Семья и здоровый образ жизни человека.
  • Основы семейного права в Российской Федерации
  • Тема 12. Основы  первой медицинской помощи 1 ч.
  • Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
  • Первая медицинская помощь при передозировке  и приёме психоактивных веществ.

Планируемые результаты

Ученик должен знать:

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Тематическое планирование

п/п

количество

тема

Практических работ

Контрольных работ

часов

1

4

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире. 4 часа

2

1

4

Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.

3

3

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

4

4

Тема 4. Основные мероприятия , проводимые в Российской Федерации , по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

5

2

Тема 5 . Терроризм и экстремизм: причины и последствия.

.6

4

Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

7

3

Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму  и наркотизму в Российской Федерации.

8

2

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе  теракта и профилактика наркозависимости. 2 ч.

9

3

Тема 9. Здоровье – условие благополучие человека.

10

1

3

Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

11

2

Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

12

1

Тема 12. Оказание первой медицинской помощи.

Календарно - тематический план

№ урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения (дата)

Наименование раздела и тем уроков

Деятельность учащихся

По программе

фактические

Раздел-1: Основы комплексной безопасности

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире. 4 часа

1

1

5.09

Современный мир и Россия

Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные  виды  национальных интересов России в современном мире. Анализируют   степень   влияния   личности   на обеспечение национальной  безопасности  России.

Определяют  значение  культуры  безопасности жизнедеятельности   населения   в  обеспечении национальной безопасности России

2

1

12.09

Национальные интересы России в современном мире.

3

1

19.09

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

4

1

26.09

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России. 4 часа

5

1

3.10

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

Классифицируют  чрезвычайные  ситуации   по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения  и  возможные последствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций  на  национальную безопасность России.

Анализируют  влияние человеческого  фактора на безопасность личности, общества и государства.

Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы  национальной  безопасности  России

6

1

10.10

Ч.С. природного и техногенного характера, их причины и последствия.

7

1

17.10

Военные угрозы безопасности России

8

1

24.10

Военные угрозы безопасности России

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. 7 ч.

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 3 ч.

9

1

7.11

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для зашиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях

10

1

14.11

Гражданская оборона как составная часть  национальной безопасности и обороноспособности страны.

11

1

21.11

МЧС России – федеральной орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Тема 4. Основные мероприятия , проводимые в Российской Федерации , по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 4  ч

12

1

28.11

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Составляют и  записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Подбирают в Интернете и средствах массовой информации  примеры  проведения  аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации

13

1

5.12

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций..

14

1

12.12

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

15

1

19.12

Аварийно- спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 9 ч.

Тема 5 . Терроризм и экстремизм: причины и последствия. 2.ч.

16

1

26.12

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Характеризуют международный терроризм  как

серьёзную угрозу  национальной безопасности

России,

Анализируют виды террористических актов, их

цели и способы осуществления.

формулируют собственную позицию неприятия

терроризма в любых его проявлениях

17

1

9.01

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России..

Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 4 ч.

18

1

16.01

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Характеризуют основные  нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и  наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма.

Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

19

1

23.01

Общегосударственное противодействие терроризму.

20

21

1

1

30.01

6.02

Нормативно-правовая база противодействие наркотизму.

Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму  и наркотизму в Российской Федерации. 2. ч.

22

23

1

1

13.02

20.02

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной зашиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему •Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков- России (ФСКН России)* и её положительные результаты»

24

1

27.02

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе  теракта и профилактика наркозависимости. 2 ч.

25

1

5.03

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают   отрицательное   отношение   к приёму наркотиков.

По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем. предложенных в учебнике.

26

1

12.03

Профилактика наркозависимости

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни . 9. Ч

Раздел 4. Основы здорового образа жизни. 9 ч

Тема 9. Здоровье – условие благополучие человека.3  часа

27

1

19.03

Здоровье человека как индивидуальная   и общественная ценность

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют  взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России

28

1

2.04

Здоровый образ жизни и его составляющие.

29

9.04

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.3 часа

30

1

16.04

Ранние половые связи и их последствия.

Характеризуют основные факторы,  разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция),   анализируют   профилактику заражения ИППП

31

1

23.04

Инфекции, передаваемые половым путем.

32

1

30.04

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.2 ч

33

1

7.05

Брак и семья.

Семья и здоровый образ жизни человека.

Анализируют основы семейного права  в Российской Федерации.

Анализируют  взаимосвязь семьи  и  здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.

Характеризуют  особенности  семейно-брачных отношений в Российской Федерации

34

1

14.05

Основы семейного права в Российской Федерации.

Раздел 5 . Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 1.ч.

Тема 12. Оказание первой медицинской помощи. (1час)

35

1

21.05

Первая медицинская помощь при массовых поражениях, передозировке психоактивных веществ.

Отрабатывают в паре приёмы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник

Литература для      учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебн.для учащихся 9 классов ОУ. Издательство «Просвещение», 2008

 2.ОБЖ: 9-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.:Астрель, 2007 г.

1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

2. Поддубная Л.Б. ОБЖ. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т. Волгоград: ИТД «Корифей»

1.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В.  Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы-М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 9-11 классов М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД».,1997

3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007

1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.

Компьютер

Проектор

экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 11 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена на основе комплексной программы  «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Смирнов А.Т, Хренников ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс)  составлена на основе  Программы:   «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственно...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственно...

рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс ФГОС

Представлена разработка рабочей программы для 5 класса по ФГОС с УУД...