Учебные программы по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы, КТП.
рабочая программа по обж
Учебная программы по ОБЖ и КТП для учащихся 5-9,10, 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_5-9_programma.doc | 310.5 КБ |
obzh_10_programma.doc | 167.5 КБ |
obzh_11_programma.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 4»
« Рассмотрено» Руководитель ШМО Шевелева Т. А. /____________/ ФИО Протокол №_______ от «___» ____________201_г. | « Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа № 4» Грива Т.И. /____________/ ФИО «___»___________201_г. | « Утверждено» Руководитель МБОУ «Средняя школа № 4» Перевалова О. В. /___________/ ФИО Приказ №_______ от «___» ____________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедетельности
(название предмета/курса)
Уровень общего образования: 5-9 классы
Количество часов - 153
Составитель Кузнецов П.В.
Программа по Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)
Ачинск 201_
\
Содержание программы
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 4»
- Примерная программа по предмету Основы безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова
УМК:
5-6 класс Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Н.Ф. Виноградова; Д.В. Смирнова; Л.В. Сидоренко; А.Б. Таранин. Г. Москва издательский центр «Вентана- Граф» 2014г.
7-9 класс Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией Н.Ф. Виноградова; Д.В. Смирнова; Л.В. Сидоренко; А.Б. Таранин. Г. Москва издательский центр «Вентана- Граф» 2017г.
ООП ООО отводит 153 часа для изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с этим программа реализуется в объеме 153 часа.
5класс - 1 час в неделю
6 класс - 0,5 часа в неделю
7 класс - 1 час в неделю
8 класс - 1 час в неделю
9 класс - 1 час в неделю
Цель:
формирование у учащихся школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а так же адаптация в современном мире и оказание первой медицинской помощи.
Задачи:
- укрепление здоровья школьников, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выбор устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей;
- выработку представлений об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | В том числе контрольные работы | ||||||||
5 класс | 6 класс | 7класс | 8 класс | 9 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
1. | Основы безопасности личности, общества и государева | 16 | 12 | 14 | 15 | 15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 | 5 | 8 | 12 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 6 | 10 | 7 | 7 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | |
4. | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 | 2 |
| 1 |
| 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа реализуется в течении одного года (201_-201_учебный год).
Логичным продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах, слетах и соревнованиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностными результатами обучения ОБЖ в 5-9 классе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 5-9 классе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в 5-9 классе являются:
В познавательной сфере:
Знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
В ценностно-ориентационной сфере:
Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия.
В коммуникативной сфере:
Умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
Умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
Знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; умения оказывать первую медицинскую помощь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно - воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5 по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
- постепенного наращивания информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;
- обеспечения разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно -теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень - повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
Формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
1. Словесные(рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. Наглядные(демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
3. Эвристические (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
4. Практические(отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Город как среда обитания | 1 |
|
|
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 |
|
|
3 | Особенности природных условий в городе | 1 |
|
|
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 1 |
|
|
5 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 |
|
|
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 |
|
|
7 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 |
|
|
8 | Пассажир. Безопасность пассажира. Велосипедист-водитель транспортного средства | 1 |
|
|
9 | Организация дорожного движения | 1 |
|
|
10 | Пожарная безопасность | 1 |
|
|
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 |
|
|
12 | Погодные условия и безопасность человека | 1 |
|
|
13 | Безопасность на водоемах | 1 |
|
|
14 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 |
|
|
15 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 |
|
|
16 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 |
|
|
17 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 |
|
|
18 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
|
19 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 1 |
|
|
20 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 1 |
|
|
21 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 1 |
|
|
22 | Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) | 1 |
|
|
23 | О здоровом образе жизни | 1 |
|
|
24 | Двигательная активность и закаливание организма — необходимое условие укрепления Здоровья | 1 |
|
|
25 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 |
|
|
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 |
|
|
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 |
|
|
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждениях | 1 |
|
|
29 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждениях | 1 |
|
|
30 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | 1 |
|
|
31 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | 1 |
|
|
32 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) | 1 |
|
|
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | 1 |
|
|
34 | Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) | 1 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Природа и человек | 0.5 | ||
2 | Ориентирование на местности | 0.5 | ||
3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 0.5 | ||
4 | Подготовка к выходу на природу | 0.5 | ||
5 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода | 0.5 | ||
6 | Урок-поход | 0.5 | ||
7 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 0.5 | ||
8 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 0.5 | ||
9 | Подготовка и проведение лыжных походов | 0.5 | ||
10 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 0.5 | ||
11 | Велосипедные походы и безопасность туристов | 0.5 | ||
12 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме | 0.5 | ||
13 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 0.5 | ||
14 | Акклиматизация в горной местности | 0.5 | ||
15 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | 0.5 | ||
16 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 0.5 | ||
17 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | 0.5 | ||
18 | Автономное существование человека в природе | 0.5 | ||
19 | Добровольная автономия человека в природной среде | 0.5 | ||
20 | Вынужденная автономия человека в природной среде | 0.5 | ||
21 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 0.5 | ||
22 | Опасные погодные явления | 0.5 | ||
23 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | 0.5 | ||
24 | Укусы насекомых и защита от них | 0.5 | ||
25 | Клещевой энцефалит и его профилактика | 0.5 | ||
26 | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 0.5 | ||
27 | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 0.5 | ||
28 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге, при укусах | 0.5 | ||
29 | Оказание первой медицинской помощи | 0.5 | ||
30 | Здоровый образ жизни и профилактика утомления | 0.5 | ||
31 | Компьютер и его влияние на здоровье | 0.5 | ||
32 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 0.5 | ||
33 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 0.5 | ||
34 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека | 0.5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | |
1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | |||
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | |||
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | |||
4 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия | 1 | |||
5 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | |||
6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | |||
7 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле | 1 | |||
8 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 | |||
9 | Оползни, их последствия, защита населения | 1 | |||
10 | Обвалы и снежные лавины | 1 | |||
11 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | |||
12 | Защита населений от последствий ураганов и бурь | 1 | |||
13 | Смерчи | 1 | |||
14 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | |||
15 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | |||
16 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 | |||
17 | Сели и их характеристика | 1 | |||
18 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | |||
19 | Цунами и их характеристика | 1 | |||
20 | Защита населения от цунами | 1 | |||
21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | |||
22 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | |||
23 | Эпидемии | 1 | |||
24 | Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотический мероприятия | 1 | |||
25 | Психологическая уравновешенность | 1 | |||
26 | Стресс и его влияние на человека | 1 | |||
27 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | |||
28 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 1 | |||
29 | Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками | 1 | |||
30 | Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола | 1 | |||
31 | Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних | 1 | |||
32 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | |||
33 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 | |||
34 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 | |||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс | |||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | |||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | |||
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 | |||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 | |||
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | |||
6 | Велосипедист — водитель транспортного средства | 1 | |||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | |||
8 | Безопасный отдых на водоемах | 1 | |||
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | |||
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 | |||
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки | 1 | |||
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | |||
13 | ++ | 1 | |||
14 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | |||
15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | |||
16 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | |||
17 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 | |||
18 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах | 1 | |||
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | |||
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | |||
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 | |||
22 | Эвакуация населения | 1 | |||
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | |||
24 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 | |||
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | |||
26 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | 1 | |||
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | |||
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | |||
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | |||
30 | Профилактика вредных привычек | 1 | |||
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | |||
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 | |||
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными Веществами (АХОВ) | 1 | |||
34 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Россия в мировом сообществе | 1 | ||
2 | Национальные интересы России в современном мире | 1 | ||
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | ||
4 | Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | 1 | ||
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация | 1 | ||
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 | ||
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | 1 | ||
8 | Военная угроза национальной безопасности России | 1 | ||
9 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России | 1 | ||
10 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма | 1 | ||
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | ||
12 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1 | ||
13 | МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
14 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
15 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
16 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях | 1 | ||
17 | Эвакуация населения | 1 | ||
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | ||
19 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 | ||
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | 1 | ||
21 | Система борьбы с терроризмом | 1 | ||
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | ||
23 | Государственная политика противодействия наркотизму | 1 | ||
24 | Профилактика наркомании | 1 | ||
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 | ||
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | ||
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 | ||
28 | Ранние половые связи и их последствия | 1 | ||
29 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | ||
30 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | 1 | ||
31 | Брак и семья | 1 | ||
32 | Семья и здоровый образ жизни человека | 2 | ||
33 | Основы семейного права в Российской Федерации | 1 |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 4»
« Рассмотрено» Руководитель ШМО Шевелева Т. А. /____________/ ФИО Протокол №_______ от «___» ____________201_г. | « Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа № 4» Грива Т.И. /____________/ ФИО «___»___________201_г. | « Утверждено» Руководитель МБОУ «Средняя школа № 4» Перевалова О. В. /___________/ ФИО Приказ №_______ от «___» ____________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедетельности
(название предмета/курса)
Уровень общего образования:10 класс
Количество часов - 34
Составитель Кузнецов П.В.
Программа по Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)
Ачинск 201_ г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования с изменениями (в ред. Приказов Минобразования и науки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 4»
Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.
Разработанная программа предусматривает теоретические и практические занятия по разделу «Основы военной службы» в 10-м классе из расчета 1 час в неделю (34 часа в год) с завершением обучения проведением 5-дневных сборов по 40-часовой учебной программе на базе воинских частей,, оборонно-спортивных учреждений (лагерей, центров и т.п.) и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования (по отдельной программе).
Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям и трём входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы здорового образа жизни. и основы медицинских знаний
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел III. Основы обороны государства.
При этом разделы I- III изучаются учащимися (юношами и девушками) совместно.
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части).
- методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура – ЗОЖ; история – ОВС; биология – ЗОЖ, оказание ПМП; география – выживание в природе, химия – опасные в-ва, экологическая безопасность; физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Проверочные работы по курсу ОБЖ – 10 класс | ||||
№ п/п | Тема проверочной работы | Форма проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. | Тестирование | 20 мин. | 7 |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | Тестирование | 20 мин. | 14 |
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | Тестирование | 20 мин. | 23 |
4 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. | Тестирование | 20 мин. | 30 |
5 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | Тестирование | 20 мин. | 33 |
6 | Символы воинской чести. | Тестирование | 20 мин. | 34 |
- Учебно-тематический план
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
M-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 13 |
P-I | Основы комплексной безопасности | 13 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 6 |
Тема 2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 7 |
Итоговое задание | ||
M-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Р- II | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 10 |
Тема 3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 3 |
Тема 4 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 7 |
Итоговое задание | ||
M-III | Обеспечение военной безопасности государства | 12 |
P- III | Основы обороны государства | 12 |
Тема 5 | Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | 6 |
Тема 6 | Боевые традиции Вооруженных сил России | 5 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 34 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
При окончании 10 класса учении должны знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
- нормы международного гуманитарного права;
- требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
- основные виды воинской деятельности;
- строи отделения и порядок управления ими;
- назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
- правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
- правила подготовки автомата к стрельбе;
- приемы и правила стрельбы из автомата;
- основы современного общевойскового боя;
- общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
- основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- классы сходных воинских должностей;
- общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
- правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
- средства массового поражения и их поражающие факторы;
- защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
- применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- выполнять строевые приемы на месте и в движении;
- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
- вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
- ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
4.Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
- Программа А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2011;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
5. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 13 | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения, Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. | Получение знаний об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них; Получение умения владеть способами ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях; Получение знаний о правилах поведения в криминогенных ситуациях; Уметь: объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; Знать какие службы вызывать в случае террора и по какому номеру; Уметь правильно себя вести, если стали потерпевшим; Знать причины возникновения и последствия ЧС природного характера; Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности; Знать Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности. |
2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи | Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. |
3. | Основы обороны государства | 11 | Основы военной службы предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем Воинская обязанность, Особенности военной службы, Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил, Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части). | Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Знать состав и предназначение ВС РФ. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе. Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: – отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; – использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы Иметь представление о символах воинской чести. Иметь представление о ритуалах ВС РФ. |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Автономное пребывание человека в природной среде | 1 |
|
|
2 | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде | 1 |
|
|
3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах | 1 |
|
|
4 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 |
|
|
5 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 |
|
|
6 | Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности | 1 |
|
|
7 | Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1 |
|
|
8 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 1 |
|
|
9 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1 |
|
|
10 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера | 1 |
|
|
11 | Военные угрозы национальной безопасности России | 1 |
|
|
12 | Характер современных войск и вооруженных конфликтов | 1 |
|
|
13 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России | 1 |
|
|
14 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 |
|
|
15 | Наркотизм и национальная безопасность России | 1 |
|
|
16 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика | 1 |
|
|
17 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | 1 |
|
|
18 | Основные составляющие здорового образа жизни | 1 |
|
|
19 | Биологические ритмы | 1 |
|
|
20 | Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | 1 |
|
|
21 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 1 |
|
|
22 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 1 |
|
|
23 | Профилактика вредных привычек | 1 |
|
|
24 | История создания Вооруженных Сил России | 1 |
|
|
25 | История создания Вооруженных Сил России | 1 |
|
|
26 | Организационная структура Вооруженных Сил России | 1 |
|
|
27 | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | 1 |
|
|
28 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | 1 |
|
|
29 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 |
|
|
30 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | 1 |
|
|
31 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | 1 |
|
|
32 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | 1 |
|
|
33 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 |
|
|
34 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе; Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 |
|
|
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 4»
« Рассмотрено» Руководитель ШМО Шевелева Т. А. /____________/ ФИО Протокол №_______ от «___» ____________201_г. | « Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа № 4» Грива Т.И. /____________/ ФИО «___»___________201_г. | « Утверждено» Руководитель МБОУ «Средняя школа № 4» Перевалова О. В. /___________/ ФИО Приказ №_______ от «___» ____________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
(название предмета/курса)
Уровень общего образования:11 класс
Количество часов - 34
Составитель Кузнецов П.В.
Программа по Основы безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы А.Т. Смирнова,Б.О. Хренникова; учебника «Основ безопасности жизнедеятельности», для учащихся 5-11 классов (М.: Просвещение, 2011.)
Ачинск 201_г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования с изменениями (в ред. Приказов Минобразования и науки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 4»
Программа для 11-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).
Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел I. Основы здорового образа жизни
Модуль II Обеспечение военной безопасности государства
Раздел II. Основы военной службы.
В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.
При этом раздел I. изучается учащимися (юношами и девушками) совместно.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
- методы и формы обучения:
- Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
- Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
- Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
- Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
- Стимулирования и мотивации.
- Самостоятельной учебной деятельности.
- Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
- Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
- Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс | ||||
№ п/п | Тема проверочной работы | Форма проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Тестирование | 20 мин. | 10 |
2 | Воинская обязанность | Тестирование | 20 мин. | 17 |
3 | Особенности военной службы | Тестирование | 20 мин. | 25 |
4 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | Тестирование, практическая работа | 40 мин. | 33 |
5 | Обобщение по курсу «ОБЖ» | Тестирование | 40 мин. | 35 |
Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс
№ п/п | Тема практической работы | Место проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | класс | 15 мин. | 6 |
2 | Первая медицинская помощь при ранах | класс | 15 мин. | 7 |
3 | Первая медицинская помощь при травмах | класс | 15 мин. | 8 |
4 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | класс | 15 мин. | 9 |
5 | Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» | класс | 30 мин. | 33 |
2.Учебно-тематический план
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Кол-во часов |
M-I | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 17 |
P-I | Основы здорового образа жизни | 17 |
Тема 1 | Основы здорового образа жизни | 7 |
Тема 2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 10 |
Итоговое задание | ||
M-II | Обеспечение военной безопасности государства | |
P-II | Основы военной службы | 17 |
Тема 3 | Воинская обязанность | 7 |
Тема 4 | Особенности военной службы | 6 |
Тема 5 | Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России | 3 |
Тема 6 | Символы воинской чести | 1 |
Всего часов | 34 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
По окончанию 11 класса учащиеся должны знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
- нормы международного гуманитарного права;
- требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
- основные виды воинской деятельности;
- строи отделения и порядок управления ими;
- назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
- правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
- правила подготовки автомата к стрельбе;
- приемы и правила стрельбы из автомата;
- основы современного общевойскового боя;
- общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
- основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- классы сходных воинских должностей;
- общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
- правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
- средства массового поражения и их поражающие факторы;
- защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
- применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- выполнять строевые приемы на месте и в движении;
- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
- вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
- ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
4.Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2011 г.
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2011;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2011;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2011;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004
5. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 17 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи | Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний; Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний; Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье; Знать о путях заражения ВИЧ- инфекции; Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки; Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте; Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. |
2. | Обеспечение военной безопасности государства | 17 | Основы военной службы предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем Воинская обязанность, Особенности военной службы, Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил, Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части). | Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе; Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; Уметь: – отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; – использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы; Иметь представление о символах воинской чести; Знать о категориях годности к военной службе; Знать об общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации; Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; Знать права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы; Знать об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Правила личной гигиены | 1 |
|
|
2 | Нравственность и здоровье | 1 |
|
|
3 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики | 2 |
|
|
4 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции | 2 |
|
|
5 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 |
|
|
6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 1 |
|
|
7 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульта | 2 |
|
|
8 | Первая медицинская помощь при ранениях | 2 |
|
|
9 | Основные правила оказания первой медицинской помощи | 1 |
|
|
10 | Первая медицинская помощь при травмах опор- Но-двигательного аппарата | 2 |
|
|
11 | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота | 2 |
|
|
12 | Категории годности к военной службе | 1 |
|
|
13 | Организация профессионально-психологического отбора граждан | 1 |
|
|
14 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 |
|
|
15 | Правовые основы военной службы | 1 |
|
|
16 | Общевоинские уставы Вооружённых сил- законов воинской жизни | 1 |
|
|
17 | Военная присяга- клятва воина на верность Родине, России | 1 |
|
|
18 | Призыв на военную службу, время и организация призыва | 1 |
|
|
19 | Прохождение военной службы по призыву | 1 |
|
|
20 | Прохождения военной службы по контракту | 1 |
|
|
21 | Права и ответственность военнослужащих | 1 |
|
|
22 | Альтернативная гражданская служба | 1 |
|
|
23 | Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несут звание защитника Отечества | 1 |
|
|
24 | Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 |
|
|
25 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально –психологическим и профессиональным качествам гражданина | 1 |
|
|
26 | Военнослужащий- подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | 1 |
|
|
27 | Как стать офицером Российской армии? | 1 |
|
|
28 | Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей ...
Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса
Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного ...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе
1 РазделПояснительная записка 5кл ОБЖ. Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 -11 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе
Пояснительная запискаДанная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федерального к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основе следующих документов: 1.Закона РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32. 2.Федераль...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 - 11 класс
Рабочая программа по ОБЖ 5 - 11 класс. УМК: В.Н. Латчук. ДРОФА....