Рабочая программа по ОБЖ 9 кл с ПДД Смирнов
рабочая программа по обж (9 класс) на тему
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс (Смирнов) с модулем "Дорожная безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_9_kl_s_pdd_smirnov.docx | 46.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 348
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«РАССМОТРЕНО» На заседании МО ______________________________ ______________________________ Протокол № ________ от «____» августа 2018 г. Руководитель МО _____________ /________________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______________ /_________________ «____» августа 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ СОШ №348 ____________ / В.Н.Васильева «____» августа 2018 г. |
Рабочая программа по ОБЖ
Учитель: Тихонов Владимир Александрович
Категория: высшая
Год реализации программы: 2018/2019 учебный год
Класс: 9 а, б, в.
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании: комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2011 г.
Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2018
Пояснительная записка к рабочей программе
9 класс
Цели: · усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Образовательная программа основного общего образования (учебный план) ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;
- Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник | Литература для учителя ЭОР |
«Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г. | 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010. 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005 3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»; |
Место учебного предмета в учебном плане:
Предлагаемая программа рассчитана на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся:
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
- вводный
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- проверочная работа
- тест
- фронтальный опрос
- контрольная практическая работа
- зачет
- индивидуальные разноуровневые задания.
Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, контрольные работы, зачеты.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
- Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
- годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
- четверть– оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
- Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итоговый контроль (год) |
Основы безопасности жизнедеятельности | Тестовая работа | Тестовая работа | Тестовая работа | Тестовая работа | Тестовая работа |
Содержание рабочей программы
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы темы | Требования к уровню усвоения материала |
Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА | ||||
1. | Национальная безопасность России в мировом сообществе | 4 | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России | Знать: Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Умение анализировать и делать выводы |
2. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России | 3 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. | Знать: Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Ч.С. природного характера, их причины и последствия Умение работать с учебником, выделять главное |
3. | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 3 | Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | Знать: Основные правила поведения , если вас захватили в заложники. Уметь: Умение анализировать и делать выводы Умение работать с учебником, выделять главное |
4. | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 | ||
5. | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. | Знать: Нормативно-правовые акты по защите населения от ЧС в мирное и военное время. Задачи и основные направления работы РСЧС и МЧС Уметь: Умение анализировать и делать выводы Умение работать с учебником, выделять главное |
6. | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 5 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Знать: Инженерные сооружения для защиты населения. Система оповещения, Сигнал «Внимание всем» Эвакуация, план эвакуации учреждения, средства индивидуальной защиты Уметь: Умение анализировать и делать выводы Действовать при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении Применять правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений |
7. | Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом | 4 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании. | Знать: Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности Правила поведения при угрозе террористического акта. Наказания, применяемые в России для борьбы с наркоманией Профилактика наркомании. Умение анализировать и делать выводы Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара и в случае возникновения террористического акта |
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ | ||||
8. | Основы здорового образа жизни | 3 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | Знать: Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие |
9. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | Знать: Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе |
10. | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 | Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ. | Знать: Основные положении Семейного кодекса РФ |
11. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ | Знать: признаки применения психоактивных веществ |
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды, формы контроля |
1 | Россия в мировом сообществе. | Устный опрос |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | Устный опрос |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | Устный опрос |
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Правовое воспитание участников дорожного движения | Устный опрос |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Причины и следствия ДТП | Тест |
6 | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | Устный опрос |
7 | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках | Зачет |
8 | Военные угрозы национальной безопасности России. | Устный опрос |
9 | Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. | Устный опрос |
10 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | Тест |
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) | Устный опрос |
12 | ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | Устный опрос |
13 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | Устный опрос |
14 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | Зачет |
15 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | Тест |
16 | Оповещение населения о ЧС | Устный опрос |
17 | Эвакуация населения. | Устный опрос |
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Тест |
19 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | Устный опрос |
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | Устный опрос |
21 | Система борьбы с терроризмом. | |
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Тест |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | Устный опрос |
24 | Профилактика наркомании. | Устный опрос |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | Устный опрос |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | Устный опрос |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Первая доврачебная помощь при ДТП | Устный опрос |
28 | Ранние половые связи и их последствия. Первая доврачебная помощь при ДТП | Тест |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. Первая доврачебная помощь при ДТП | Устный опрос |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Первая доврачебная помощь при ДТП | Зачет |
31 | Брак и семья. | Устный опрос |
32 | Семья и здоровый образ жизни человека. Первая доврачебная помощь при ДТП | Устный опрос |
33 | Основы семейного права в Российской Федерации. Первая доврачебная помощь при ДТП | Фронтальный опрос |
34 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях Зачет по учебному модулю «Дорожная безопасность» | Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 5 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП на один час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 6 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Программа включает пояснительную записку и КТП на один час в неделю...
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс Смирнов
Рабочая программа...
Рабочая программа по ОБЖ 6 класс Смирнов
Рабочая программа...
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Смирнов
Рабочая программа...
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс Смирнов
Рабочая программа...
Рабочие программы 5-9, 11 классы (смирнов, хренников)
Рабочие программы составлены на основе программы Смирнова, Хренникова. Расчитаны на 34 учебных часа в каждом классе. 5 класс разработан в соответствии с ФГОС ООО....