Конспект урока ОБЖ в 6 классе "Лесные пожары"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему
Урок ОБЖ на тему "Лесные пожары" разработан в соответствии с ФГОС. Урок сопровождается компьютерной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lesnye_pozhary.docx | 32.52 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 536.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОБЖ в 6 классе преподавателя-организатора ОБЖ
МКОУ Ляпуновской СОШ Байкаловского района Свердловской области
Тема урока: Лесные пожары.
Задачи урока
Образовательные:
- повторить причины и виды лесных пожаров;
- познакомить обучающихся с последствиями и мерами по предупреждению лесных пожаров.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;
- развивать мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, макет конспекта для учащихся, карточки для теста, ведомость для выставления отметок за тест, макет листовок «Внимание: лесные пожары!» (по количеству групп), печатные материалы для оформления листовок, простые карандаши, фломастеры, клей.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Время проведения: 45 минут.
Формы обучения:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практический.
Структура урока:
1. Организационный момент.
(Чтение стихотворения Глеба Горбовского «Пожар отклокотал и умер»)
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел.
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел…
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
И что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей.
- Что вас особенно взволновало в этом стихотворении?
- Почему автор беспокоится и тревожится за людей?
Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах. Прошли тысячелетия с тех времён, как людям подарили огонь, а они так и не научились с ним обращаться.
2. Актуализация знаний.
- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Лесные пожары)
- Давайте обратимся к «лестнице знаний». Что мы узнали на предыдущем уроке? (Причины и виды лесных пожаров).
-Сейчас мы узнаем, насколько успешно вы преодолели первые две ступеньки. (Тест)
1). Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:
а) стихийный пожар;
б) природный пожар;
в) лесной пожар.
2). Как называется наука о лесных пожарах:
а) экология;
б) пирология;
в) геология.
3). По характеру распространения лесные пожары разделяют на:
а) низовые;
б) наземные;
в) верховые;
г) подземные.
Найдите допущенную ошибку.
4). При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты:
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.
5). При каком пожаре горят кроны деревьев:
а) при низовом;
б) при подземном;
в) при верховом.
6). При каком пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами:
а) при верховом;
б) при подземном;
в) при низовом.
7). Определите вид лесного пожара:
а) подземный;
б) верховой;
в) низовой.
8). Определите вид лесного пожара:
а) верховой;
б) подземный;
в) низовой.
9). Определите вид лесного пожара:
а) верховой;
б) низовой;
в) подземный.
10). Что не является причиной лесных пожаров:
а) выжигание сухой травы;
б) молния;
в) брошенный окурок;
г) осколок стекла;
д) оставленный туристами коробок со спичками;
е) незатушенный костер;
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Критерии оценивания:
Без ошибок – «5»;
1-2 ошибки – «4»;
3-4 ошибки – «3»;
Более 4 ошибок – «2».
(Обращение к «лестнице знаний»)
- Каковы задачи нашего сегодняшнего урока? (Узнать о последствиях лесных пожаров и мерах по их предупреждению).
3. Первичное усвоение новых знаний.
Последствия лесных пожаров.
- А сейчас время новостей. Прослушав новость, постарайтесь назвать последствия лесных пожаров. (Учащиеся зачитывают новости).
Октябрь 2013 года. В Австралии из-за лесных пожаров введен режим чрезвычайной ситуации
Из-за сухой погоды в Австралии зафиксированы самые мощные пожары за последние 40 лет. По предварительным данным, огонь уже уничтожил более 300 жилых домов и почти 100 тысяч гектаров леса.
В Сиднее, где проживают около 5 млн. человек, в последние дни постоянно пахнет гарью. Город окутан смогом.
1) уничтожение лесной и с/х растительности;
Июль 2011 года. Россия: жара и пожары
По данным МЧС России, ситуация с природными пожарами в стране остаётся сложной.
В Северо-Западном федеральном округе около 80% всех очагов возгорания приходятся на территорию Архангельской области, Карелии и Коми. Пожарные сдерживают пламя и стараются не допустить его перехода на населенные пункты.
Аномально жаркая погода ухудшила экологическую ситуацию. Уровень загрязнения воздуха повышен, и предприятиям предписано сократить выбросы в атмосферу.
2) загрязнение атмосферы;
Август 2013 года. В Калифорнии из-за пожаров люди покидают дома
На юге Калифорнии почти две тысячи человек эвакуированы из своих домов в связи с сильными пожарами. Огнем уничтожены несколько десятков жилых строений и одно коммерческое здание. Из-за сухой погоды и сильного ветра пламя быстро распространилось на ближайшие населенные пункты, блокировав движение на одной из горных дорог. Сообщается, что с огнем борются полторы тысячи пожарных, в том числе с использованием авиации. Несколько спасателей получили сильные ожоги. Есть пострадавшие и среди местных жителей.
3) уничтожение населённых пунктов;
4) гибель людей и их поражение (ожоги, отравления, травмы);
5) нарушения движения транспорта;
Август 2013 года. Лесные пожары в Калифорнии вышли из-под контроля
В Калифорнии продолжается борьба с масштабными лесными пожарами.
Особенные опасения вызывает приближение пожара к Йосемитскому национальному парку. Уникальная Йосемитская долина с вековыми секвойями и множеством диких животных – один из самых популярных парков США. Каждый год сюда приезжает почти 4 миллиона туристов. Кроме того, огонь угрожает электроснабжению Сан-Франциско.
6) гибель животных;
7) уничтожение линий электропередач и связи.
ВЫВОД. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде.
ПРОБЛЕМА: Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы уменьшить количество лесных пожаров?
Физкультминутка
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, вставайте и отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
- Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
- Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
- Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
- Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Меры по предупреждению лесных пожаров
- Представьте себе, что вы – сотрудники Байкаловского лесхоза, а я – его директор.
ДИРЕКТОР: Уважаемые коллеги, скоро в нашем Байкаловском районе наступит пожароопасный период. Как вы знаете, в большинстве случаев виновниками лесных пожаров бывают люди. Поэтому на первом месте в предупреждении таких пожаров стоит разъяснительная работа с местным населением. Основная её цель – добиться бережного отношения людей к лесу, показать им, какой вред наносят лесные пожары, предупредить об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Я предлагаю подумать, какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать в лесу в этот период, и рассказать об этом жителям нашего района. (Спросить учащихся). Давайте запишем эти меры в свои конспекты.
В пожароопасный сезон в лесу запрещено:
- бросать в сухую траву горящие спички, окурки;
- разводить костры;
- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, стерню на полях рядом с лесом;
- оставлять в лесу бутылки и осколки стекла;
- оставлять пропитанный бензином или маслом обтирочный материал;
- заправлять топливные баки работающих автомобилей, тракторов.
4. Практическая работа.
- А сейчас ваша задача будет состоять в создании листовок для жителей Байкаловского района «Внимание: лесные пожары!». Перед наступлением пожароопасного периода мы развесим эти листовки в населённых пунктах нашего района.
(Ребята работают в парах и развешивают листовки на доске)
5. Рефлексия.
- Ребята, я попрошу вас по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял(а) задания…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрел(а)…
Я научился(ась)…
У меня получилось …
Я смог(ла)…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
6. Подведение итогов урока.
- Учитывая обстановку с лесными пожарами в нашей стране, очень важно знать и соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь…
Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертельного огня!
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
а) Повторить материал из конспекта.
б) Творческое задание по выбору учащихся:
- составить памятку «Правила разведения костра в лесу»;
- составить кроссворд «Лесные пожары»
Приложения.
1. Октябрь 2013 года. В Австралии из-за лесных пожаров введен режим чрезвычайной ситуации
Из-за сухой погоды в Австралии зафиксированы самые мощные пожары за последние 40 лет. По предварительным данным, огонь уже уничтожил более 300 жилых домов и почти 100 тысяч гектаров леса.
В Сиднее, где проживают около 5 млн. человек, в последние дни постоянно пахнет гарью. Город окутан смогом.
3. Август 2013 года. В Калифорнии из-за пожаров люди покидают дома
На юге Калифорнии почти две тысячи человек эвакуированы из своих домов в связи с сильными пожарами. Огнем уничтожены несколько десятков жилых строений и одно коммерческое здание. Из-за сухой погоды и сильного ветра пламя быстро распространилось на ближайшие населенные пункты, блокировав движение на одной из горных дорог. Сообщается, что с огнем борются полторы тысячи пожарных, в том числе с использованием авиации. Несколько спасателей получили сильные ожоги. Есть пострадавшие и среди местных жителей.
2. Июль 2011 года. Россия: жара и пожары
По данным МЧС России, ситуация с природными пожарами в стране остаётся сложной.
В Северо-Западном федеральном округе около 80% всех очагов возгорания приходятся на территорию Архангельской области, Карелии и Коми. Пожарные сдерживают пламя и стараются не допустить его перехода на населенные пункты.
Аномально жаркая погода ухудшила экологическую ситуацию. Уровень загрязнения воздуха повышен, и предприятиям предписано сократить выбросы в атмосферу.
4. Август 2013 года. Лесные пожары в Калифорнии вышли из-под контроля
В Калифорнии продолжается борьба с масшабными лесными пожарами.
Особенные опасения вызывает приближение пожара к Йосемитскому национальному парку. Уникальная Йосемитская долина с вековыми секвойями и множеством диких животных – один из самых популярных парков США. Каждый год сюда приезжает почти 4 миллиона туристов. Кроме того, огонь угрожает электроснабжению Сан-Франциско.
Ведомость учёта успеваемости учащихся 6 класса
№ п/п | Ф И О учащихся | Отметка |
1. | Горбунова Екатерина Николаевна | |
2. | Дягилева Ирина Сергеевна | |
3. | Заутинская Любовь Владимировна | |
4. | Крутикова Мария Сергеевна | |
5. | Ляпунова Екатерина Андреевна | |
6. | Медведева Наталья Сергеевна | |
7. | Мишелёв Арстан Хомарович | |
8. | Мишелёв Азамат Калиаудинович | |
9. | Серкова Анна Владимировна | |
10. | Хрушкова Алёна Сергеевна | |
11. | Юдин Артём Олегович |
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, вставайте и отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
- Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
- Кто пожарным помогает, правила не нарушает?
- Кто со спичками играет, сухую траву весной зажигает?
- Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
- Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
- Кто летом в лесу у костра отдыхает, осколки стекла на траве оставляет?
- Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт леса родные от опасного огня?
Игра «Разрешается – запрещается»
Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете красные карточка, если оно запрещено и синие – если разрешено.
- При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 (+).
- Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара (+).
- Бросать горящие спички, окурки ( - ).
- Небрежно и беспечно обращаться с огнем ( -).
- Использовать все имеющиеся средства для тушения лесного пожара ( + ).
- Оставлять без присмотра горящий костер ( - ).
- Оставлять на месте костра тлеющую золу ( - ).
- Учиться пользоваться огнетушителем ( + ).
- В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления ( + ).
- В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду) (+).
- Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки ( - ).
- В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись ( + ).
- При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем ( + ).
- Отправить пострадавшего в больницу ( + ).
Игра "Лесные поэты".
Если на миг от костра отлучиться,
Может беда от него приключиться.
Перестань с огнем шалить!
Так недолго лес спалить.
Свалилось горе на зверят.
Родимый дом огнем объят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лестница знаний» ПРИЧИНЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 1-й урок 2-й урок 3-й урок
1). Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это: а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар.
2). Как называется наука о лесных пожарах: а) экология; б) пирология ; в) геология; г) биология.
3). По характеру распространения лесные пожары разделяют на: а) низовые; б) наземные; в) верховые; г) подземные. Найдите допущенную ошибку.
4). При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты: а) при низовом; б) при верховом; в) при подземном; г) при наземном.
5). При каком пожаре горят кроны деревьев: а) при низовом; б) при подземном; в) при верховом; г) при наземном.
6). При каком пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами: а) при верховом; б) при подземном; в) при низовом; г) при наземном.
7). Определите вид лесного пожара: а) подземный; б) верховой; в) низовой.
8). Определите вид лесного пожара: а) верховой; б) подземный; в) низовой.
9). Определите вид лесного пожара: а) верховой; б) низовой; в) подземный.
10). Что не является причиной лесных пожаров: а) выжигание сухой травы; б) молния; в) брошенный окурок; г) осколок стекла; д ) оставленный туристами коробок со спичками; е) незатушенный костер.
Ответы: В Б Б А В Б В Б А Д Критерии оценивания: Без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок – «2»
Задачи урока: познакомиться с последствиями лесных пожаров изучить меры по предупреждению лесных пожаров
Октябрь 2013 года Из-за сухой погоды в Австралии зафиксированы самые мощные пожары за последние 40 лет. По предварительным данным, огонь уже уничтожил более 300 жилых домов и почти 100 тысяч гектаров леса. В Сиднее, где проживают около 5 млн. человек, в последние дни постоянно пахнет гарью. Город окутан смогом. 1) уничтожение лесной и с/ х растительности
Июль 2011 года По данным МЧС России, ситуация с природными пожарами в стране остаётся сложной. В Северо-Западном федеральном округе около 80% всех очагов возгорания приходятся на территорию Архангельской области, Карелии и Коми. Пожарные сдерживают пламя и стараются не допустить его перехода на населенные пункты. Аномально жаркая погода ухудшила экологическую ситуацию. Уровень загрязнения воздуха повышен, и предприятиям предписано сократить выбросы в атмосферу. 2) загрязнение атмосферы
Август 2013 года На юге Калифорнии почти две тысячи человек эвакуированы из своих домов в связи с сильными пожарами. Огнем уничтожены несколько десятков жилых строений и одно коммерческое здание. Из-за сухой погоды и сильного ветра пламя быстро распространилось на ближайшие населенные пункты, блокировав движение на одной из горных дорог. Сообщается, что с огнем борются полторы тысячи пожарных, в том числе с использованием авиации. Несколько спасателей получили сильные ожоги. Есть пострадавшие и среди местных жителей . 3) уничтожение населённых пунктов 4) гибель людей и их поражение (ожоги, отравления, травмы) 5) нарушения движения транспорта
Август 2013 года В Калифорнии продолжается борьба с масштабными лесными пожарами. Особенные опасения вызывает приближение пожара к Йосемитскому национальному парку. Уникальная долина с вековыми секвойями и множеством диких животных – один из самых популярных парков США. Каждый год сюда приезжает почти 4 миллиона туристов. Кроме того, огонь угрожает электроснабжению Сан-Франциско. 6) гибель животных 7) уничтожение линий электропередач и связи
ПРОБЛЕМА Что мы можем сделать, чтобы уменьшить количество лесных пожаров?
В пожароопасный сезон в лесу запрещено: бросать в сухую траву горящие спички, окурки; разводить костры; выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, стерню на полях рядом с лесом; оставлять в лесу бутылки и осколки стекла; оставлять пропитанный бензином или маслом обтирочный материал; заправлять топливные баки работающих автомобилей, тракторов.
Внимание: лесные пожары! БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА! Виновные в нарушении правил ПБ в лесах несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Уважаемые жители Байкаловского района, в пожароопасный сезон в лесу запрещено:
Рефлексивный экран Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я выполнял(а) задания… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я приобрел(а)… Я научился(ась)… У меня получилось … Я смог( ла )… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Наш долг – уберечь живой и прекрасный мир от смертельного огня!
Домашнее задание а) Повторить материал из конспекта. б) Творческое задание (по выбору): - составить памятку «Правила разведения костра в лесу»; - составить кроссворд «Лесные пожары».
Игра «Лесные поэты» Если на миг от костра отлучиться, Перестань с огнём шалить! Свалилось горе на зверят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения» 5 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, содержит подробный план, приложения...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"
Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....
конспект урока по ОБЖ Пожар
конспект урока по ОБЖ на тему Пожар...
Конспект урока по ОБЖ тема: «Оповещение и эвакуация при пожаре».
Этот урок позволяет изучить правила оповещения и эвакуации при пожаре и средства борьбы с огнём; развивать умения правильно понимать и выполнять правила пожарной безопасности; воспитывать уважительное...
Конспект урока по ОБЖ в 5 классе. Тема: Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
Урок № 5. Правила пожарной безопасности и поведения при пожареУчебные вопросы.1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуаци...
Конспект урока по теме "Пожары" по ОБЖ для 8 класса
Данная методическая разработка была опубликована в 2010 г. в сборнике методических разработок "Детям о правилах пожарной безопасности". Сборник подготовлен и издан по заказу Управления государственног...