Конспект урока ОБЖ в 6 классе "Лесные пожары"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Урок ОБЖ на тему "Лесные пожары" разработан в соответствии с ФГОС. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lesnye_pozhary.docx32.52 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx536.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 6 классе преподавателя-организатора ОБЖ

МКОУ Ляпуновской СОШ Байкаловского района Свердловской области

Тема урока:   Лесные пожары.

Задачи урока

Образовательные:

- повторить причины и виды лесных пожаров;

- познакомить обучающихся с последствиями и мерами по предупреждению лесных пожаров.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;

- развивать мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, макет конспекта для учащихся,  карточки для теста, ведомость для выставления отметок за тест, макет листовок «Внимание: лесные пожары!» (по количеству групп), печатные материалы для оформления листовок, простые карандаши, фломастеры, клей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Время проведения: 45 минут.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практический.

Структура урока:

1. Организационный момент.

(Чтение стихотворения  Глеба  Горбовского «Пожар отклокотал и умер»)

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел.

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел…
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
И что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! 
Не человек... Злодей, злодей.

  • Что вас особенно взволновало в этом стихотворении?
  • Почему автор беспокоится и тревожится за людей?

Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах. Прошли тысячелетия с тех времён, как людям подарили огонь, а они  так и не научились с ним обращаться.

2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Лесные пожары)

- Давайте обратимся к «лестнице знаний». Что мы узнали на предыдущем уроке? (Причины и виды лесных пожаров).

-Сейчас мы узнаем, насколько успешно вы преодолели первые две ступеньки. (Тест)

1). Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:

а)   стихийный пожар;

б)   природный пожар;

в)   лесной пожар.

2). Как называется наука о лесных пожарах:

а) экология;

б) пирология;

в) геология.

3). По характеру распространения лесные пожары разделяют на:

а) низовые;

б) наземные;

в)  верховые;

г) подземные.

Найдите допущенную ошибку.

4). При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты:

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

5). При каком пожаре горят кроны деревьев:

а) при низовом;

б) при подземном;

в) при верховом.

6). При каком пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами:

а) при верховом;

б) при подземном;

в) при низовом.

7). Определите вид лесного пожара:

а) подземный;

б) верховой;

в) низовой.

8). Определите вид лесного пожара:

а) верховой;

б) подземный;

в) низовой.

9). Определите вид лесного пожара:

а) верховой;

б) низовой;

в) подземный.

10). Что не является причиной лесных пожаров:

а) выжигание сухой травы;

б) молния;

в) брошенный окурок;

г)  осколок стекла;

д) оставленный туристами коробок со спичками;

е) незатушенный костер;

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Критерии оценивания:

Без ошибок – «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

Более 4 ошибок – «2».

(Обращение к «лестнице знаний»)

- Каковы задачи нашего сегодняшнего урока? (Узнать о последствиях лесных пожаров и мерах по их предупреждению).

3. Первичное усвоение новых знаний.

Последствия лесных пожаров.

- А сейчас время новостей. Прослушав новость, постарайтесь назвать последствия лесных пожаров. (Учащиеся зачитывают новости).

Октябрь 2013 года. В Австралии из-за лесных пожаров введен режим чрезвычайной ситуации

Из-за сухой погоды в Австралии зафиксированы самые мощные пожары за последние 40 лет. По предварительным данным, огонь уже уничтожил более 300 жилых домов и почти 100 тысяч гектаров леса.

В Сиднее, где проживают около 5 млн. человек, в последние дни постоянно пахнет гарью. Город окутан смогом.

1) уничтожение лесной и с/х растительности;

Июль 2011 года. Россия: жара и пожары

По данным МЧС России, ситуация с природными пожарами в стране остаётся сложной.

В Северо-Западном федеральном округе около 80% всех очагов возгорания приходятся на территорию Архангельской области, Карелии и Коми. Пожарные сдерживают пламя и стараются не допустить его перехода на населенные пункты.

Аномально жаркая погода ухудшила экологическую ситуацию. Уровень загрязнения воздуха повышен, и предприятиям предписано сократить выбросы в атмосферу.

2)  загрязнение атмосферы;

Август 2013 года. В Калифорнии из-за пожаров люди покидают дома

На юге Калифорнии почти две тысячи человек эвакуированы из своих домов в связи с сильными пожарами. Огнем уничтожены несколько десятков жилых строений и одно коммерческое здание. Из-за сухой погоды и сильного ветра пламя быстро распространилось на ближайшие населенные пункты, блокировав движение на одной из горных дорог. Сообщается, что с огнем борются полторы тысячи пожарных, в том числе с использованием авиации. Несколько спасателей получили сильные ожоги. Есть пострадавшие и среди местных жителей.

3)  уничтожение населённых пунктов;

4)  гибель людей и их поражение (ожоги, отравления, травмы);

5)  нарушения движения транспорта;

Август 2013 года. Лесные пожары в Калифорнии вышли из-под контроля

В Калифорнии продолжается борьба с масштабными лесными пожарами.

Особенные опасения вызывает приближение пожара к Йосемитскому национальному парку. Уникальная Йосемитская долина с вековыми секвойями и множеством диких животных – один из самых популярных парков США. Каждый год сюда приезжает почти 4 миллиона туристов. Кроме того, огонь угрожает электроснабжению Сан-Франциско.

6)  гибель животных;

7)  уничтожение линий электропередач и связи.
ВЫВОД.
 Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде.

ПРОБЛЕМА: Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы уменьшить количество лесных пожаров?

Физкультминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, вставайте и отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Меры по предупреждению лесных пожаров

- Представьте себе, что вы – сотрудники Байкаловского лесхоза, а я – его директор.

ДИРЕКТОР: Уважаемые коллеги, скоро в нашем Байкаловском районе наступит пожароопасный период. Как вы знаете, в большинстве случаев виновниками лесных пожаров бывают люди. Поэтому на первом месте в предупреждении таких пожаров стоит разъяснительная работа с местным населением. Основная её цель – добиться бережного отношения людей к лесу, показать им, какой вред наносят лесные пожары, предупредить об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Я предлагаю подумать, какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать в лесу в этот период, и рассказать об этом жителям нашего района. (Спросить  учащихся). Давайте запишем эти меры в свои конспекты.

В пожароопасный сезон в лесу запрещено:

- бросать в сухую траву горящие спички, окурки;

- разводить костры;

- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, стерню на полях рядом с лесом;

- оставлять в лесу бутылки и осколки стекла;

- оставлять пропитанный бензином или маслом обтирочный материал;

- заправлять топливные баки работающих автомобилей, тракторов.

4. Практическая работа. 

- А сейчас ваша задача будет состоять в создании листовок для жителей Байкаловского района «Внимание: лесные пожары!». Перед наступлением пожароопасного периода мы развесим эти листовки в населённых пунктах нашего района.

(Ребята работают в парах и развешивают листовки на доске)

5. Рефлексия.

- Ребята, я попрошу вас по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я приобрел(а)…

Я научился(ась)…

У меня получилось …

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

6. Подведение итогов урока.

- Учитывая обстановку с лесными пожарами в нашей стране, очень важно знать и соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь…

Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертельного огня!

7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

а) Повторить материал из конспекта.

б) Творческое задание по выбору учащихся:

- составить памятку «Правила разведения костра в лесу»;

- составить кроссворд «Лесные пожары»


Приложения.

1. Октябрь 2013 года. В Австралии из-за лесных пожаров введен режим чрезвычайной ситуации

Из-за сухой погоды в Австралии зафиксированы самые мощные пожары за последние 40 лет. По предварительным данным, огонь уже уничтожил более 300 жилых домов и почти 100 тысяч гектаров леса.

В Сиднее, где проживают около 5 млн. человек, в последние дни постоянно пахнет гарью. Город окутан смогом.

3. Август 2013 года. В Калифорнии из-за пожаров люди покидают дома

На юге Калифорнии почти две тысячи человек эвакуированы из своих домов в связи с сильными пожарами. Огнем уничтожены несколько десятков жилых строений и одно коммерческое здание. Из-за сухой погоды и сильного ветра пламя быстро распространилось на ближайшие населенные пункты, блокировав движение на одной из горных дорог. Сообщается, что с огнем борются полторы тысячи пожарных, в том числе с использованием авиации. Несколько спасателей получили сильные ожоги. Есть пострадавшие и среди местных жителей.

2. Июль 2011 года. Россия: жара и пожары

По данным МЧС России, ситуация с природными пожарами в стране остаётся сложной.

В Северо-Западном федеральном округе около 80% всех очагов возгорания приходятся на территорию Архангельской области, Карелии и Коми. Пожарные сдерживают пламя и стараются не допустить его перехода на населенные пункты.

Аномально жаркая погода ухудшила экологическую ситуацию. Уровень загрязнения воздуха повышен, и предприятиям предписано сократить выбросы в атмосферу.

4. Август 2013 года. Лесные пожары в Калифорнии вышли из-под контроля

В Калифорнии продолжается борьба с масшабными лесными пожарами.

Особенные опасения вызывает приближение пожара к Йосемитскому национальному парку. Уникальная Йосемитская долина с вековыми секвойями и множеством диких животных – один из самых популярных парков США. Каждый год сюда приезжает почти 4 миллиона туристов. Кроме того, огонь угрожает электроснабжению Сан-Франциско.



Ведомость учёта успеваемости учащихся 6 класса

№ п/п

Ф И О учащихся

Отметка

1.

Горбунова Екатерина Николаевна

2.

Дягилева Ирина Сергеевна

3.

Заутинская Любовь Владимировна

4.

Крутикова Мария Сергеевна

5.

Ляпунова Екатерина Андреевна

6.

Медведева Наталья Сергеевна

7.

Мишелёв Арстан Хомарович

8.

Мишелёв Азамат Калиаудинович

9.

Серкова Анна Владимировна

10.

Хрушкова Алёна Сергеевна

11.

Юдин Артём Олегович

         


Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, вставайте и отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто пожарным помогает, правила не нарушает?
  3. Кто со спичками играет, сухую траву весной зажигает?
  4. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  5. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  6. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
  7. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  8. Кто  летом в лесу у костра отдыхает, осколки стекла на траве оставляет?
  9. Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережёт леса родные от опасного огня?

Игра «Разрешается – запрещается»

Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете красные карточка, если оно запрещено и синие – если разрешено.

  1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 (+).
  2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара (+).
  3. Бросать горящие спички, окурки ( - ).
  4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем ( -).
  5. Использовать все имеющиеся средства для тушения лесного пожара ( + ).
  6. Оставлять без присмотра горящий костер ( - ).
  7. Оставлять на месте костра тлеющую золу ( - ).
  8. Учиться пользоваться огнетушителем ( + ).
  9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления ( + ).
  10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду) (+).
  11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки ( - ).
  12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись ( + ).
  13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем ( + ).
  14. Отправить пострадавшего в больницу ( + ).

Игра "Лесные поэты".

Если на миг от костра отлучиться, 
Может беда от него приключиться.

Перестань с огнем шалить! 
Так недолго лес спалить.

Свалилось горе на зверят. 
Родимый дом огнем объят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 класс Тема: Лесные пожары Преподаватель-организатор ОБЖ Ляпуновской СОШ – Борзова Ольга Игоревна

Слайд 2

«Лестница знаний» ПРИЧИНЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 1-й урок 2-й урок 3-й урок

Слайд 3

1). Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это: а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар.

Слайд 4

2). Как называется наука о лесных пожарах: а) экология; б) пирология ; в) геология; г) биология.

Слайд 5

3). По характеру распространения лесные пожары разделяют на: а) низовые; б) наземные; в) верховые; г) подземные. Найдите допущенную ошибку.

Слайд 6

4). При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты: а) при низовом; б) при верховом; в) при подземном; г) при наземном.

Слайд 7

5). При каком пожаре горят кроны деревьев: а) при низовом; б) при подземном; в) при верховом; г) при наземном.

Слайд 8

6). При каком пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами: а) при верховом; б) при подземном; в) при низовом; г) при наземном.

Слайд 9

7). Определите вид лесного пожара: а) подземный; б) верховой; в) низовой.

Слайд 10

8). Определите вид лесного пожара: а) верховой; б) подземный; в) низовой.

Слайд 11

9). Определите вид лесного пожара: а) верховой; б) низовой; в) подземный.

Слайд 12

10). Что не является причиной лесных пожаров: а) выжигание сухой травы; б) молния; в) брошенный окурок; г) осколок стекла; д ) оставленный туристами коробок со спичками; е) незатушенный костер.

Слайд 13

Ответы: В Б Б А В Б В Б А Д Критерии оценивания: Без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок – «2»

Слайд 14

Задачи урока: познакомиться с последствиями лесных пожаров изучить меры по предупреждению лесных пожаров

Слайд 15

Октябрь 2013 года Из-за сухой погоды в Австралии зафиксированы самые мощные пожары за последние 40 лет. По предварительным данным, огонь уже уничтожил более 300 жилых домов и почти 100 тысяч гектаров леса. В Сиднее, где проживают около 5 млн. человек, в последние дни постоянно пахнет гарью. Город окутан смогом. 1) уничтожение лесной и с/ х растительности

Слайд 16

Июль 2011 года По данным МЧС России, ситуация с природными пожарами в стране остаётся сложной. В Северо-Западном федеральном округе около 80% всех очагов возгорания приходятся на территорию Архангельской области, Карелии и Коми. Пожарные сдерживают пламя и стараются не допустить его перехода на населенные пункты. Аномально жаркая погода ухудшила экологическую ситуацию. Уровень загрязнения воздуха повышен, и предприятиям предписано сократить выбросы в атмосферу. 2) загрязнение атмосферы

Слайд 17

Август 2013 года На юге Калифорнии почти две тысячи человек эвакуированы из своих домов в связи с сильными пожарами. Огнем уничтожены несколько десятков жилых строений и одно коммерческое здание. Из-за сухой погоды и сильного ветра пламя быстро распространилось на ближайшие населенные пункты, блокировав движение на одной из горных дорог. Сообщается, что с огнем борются полторы тысячи пожарных, в том числе с использованием авиации. Несколько спасателей получили сильные ожоги. Есть пострадавшие и среди местных жителей . 3) уничтожение населённых пунктов 4) гибель людей и их поражение (ожоги, отравления, травмы) 5) нарушения движения транспорта

Слайд 18

Август 2013 года В Калифорнии продолжается борьба с масштабными лесными пожарами. Особенные опасения вызывает приближение пожара к Йосемитскому национальному парку. Уникальная долина с вековыми секвойями и множеством диких животных – один из самых популярных парков США. Каждый год сюда приезжает почти 4 миллиона туристов. Кроме того, огонь угрожает электроснабжению Сан-Франциско. 6) гибель животных 7) уничтожение линий электропередач и связи

Слайд 19

ПРОБЛЕМА Что мы можем сделать, чтобы уменьшить количество лесных пожаров?

Слайд 20

В пожароопасный сезон в лесу запрещено: бросать в сухую траву горящие спички, окурки; разводить костры; выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, стерню на полях рядом с лесом; оставлять в лесу бутылки и осколки стекла; оставлять пропитанный бензином или маслом обтирочный материал; заправлять топливные баки работающих автомобилей, тракторов.

Слайд 21

Внимание: лесные пожары! БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА! Виновные в нарушении правил ПБ в лесах несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Уважаемые жители Байкаловского района, в пожароопасный сезон в лесу запрещено:

Слайд 22

Рефлексивный экран Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я выполнял(а) задания… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я приобрел(а)… Я научился(ась)… У меня получилось … Я смог( ла )… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 23

Наш долг – уберечь живой и прекрасный мир от смертельного огня!

Слайд 24

Домашнее задание а) Повторить материал из конспекта. б) Творческое задание (по выбору): - составить памятку «Правила разведения костра в лесу»; - составить кроссворд «Лесные пожары».

Слайд 25

Игра «Лесные поэты» Если на миг от костра отлучиться, Перестань с огнём шалить! Свалилось горе на зверят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"

Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

конспект урока по ОБЖ Пожар

конспект урока по ОБЖ  на тему Пожар...

Конспект урока по ОБЖ тема: «Оповещение и эвакуация при пожаре».

Этот урок позволяет изучить правила оповещения и эвакуации при пожаре и средства борьбы с огнём; развивать умения правильно понимать и выполнять правила пожарной безопасности; воспитывать уважительное...

Конспект урока по ОБЖ в 5 классе. Тема: Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Урок № 5. Правила пожарной безопасности и поведения при пожареУчебные вопросы.1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуаци...

Конспект урока по теме "Пожары" по ОБЖ для 8 класса

Данная методическая разработка была опубликована в 2010 г. в сборнике методических разработок "Детям о правилах пожарной безопасности". Сборник подготовлен и издан по заказу Управления государственног...