Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения» 5 класс
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме

Конспект комбинированного урока по ОБЖ, содержит подробный план, приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района

Конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

«Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения»

5 класс

 

Преподаватель - организатор ОБЖ

Киселёва Л.Е.

2012

Тема урока: «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со способами оповещения при пожаре и средствами пожаротушения.
  2. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
  3. Воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности

Тип урока: комбинированный (урок ознакомления учащихся с новым учебным материалом).

Формы методы урока: тест, рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, тестовые материалы, компьютер, мультимедиапроектор, макеты огнетушители.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала
  1. Способы оповещения при пожаре;
  2. Средства пожаротушения;
  3. Виды огнетушителей и правила их использования.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Сообщение домашнего задания.

Ход урока:

Этап урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Организационный этап (2 мин.)

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе.

Проверка домашнего задания

(I часть) (2 мин.)

Учитель задаёт учащимся вопросы:

- О чём говорили на предыдущем уроке?

- Что может послужить причиной пожара в квартире?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, перечисляя причины пожара (окурок, спичка, печка, электроприборы, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, утечка газа, пиротехника, небрежность в обращении с огнём).

Проверка домашнего задания

(II часть) (6 мин.)

Используется презентация с тестом, подготовленная учителем[1]. Предварительно указываются критерии оценивания (10-9 правильных ответов – «5», 8-6 – «4», 5-4 – «3»).

Учитель читает предлагаемые ответы на вопрос теста.

Записывают выбранный ответ в тетрадь.

Учитель показывает верные ответы.

Учащиеся анализируют своё выполнение теста. Выставляют оценки в соответствии с критериями.

Изучение нового материала

(25 мин.)


Чтобы огонь не стал врагом, необходимо вовремя заменить и остановить его неконтролируемое распространение. Как это сделать, мы узнаем, рассмотрев тему сегодняшнего урока «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения».

- Попытайтесь назвать, что мы должны изучить на уроке?

Записывают тему урока. Учащиеся формулируют, что должны изучить:

  1. Способы оповещения при пожаре.
  2. Средства пожаротушения.
  3. Виды огнетушителей и правила их использования.

- Какими способами можно оповестить о пожаре?

Способы оповещения при пожаре (на доску):

Звуковые: звонки, сирены, гудки. Световые: табло, указатели, красные лампы.

Речевые: голосом, микрофоны, магнитофоны

Предлагают способы оповещения о пожаре.

Записывают схему в тетрадь.

- Какие виды оповещения о пожаре используются в
нашей школе?

Учащиеся отвечают: пожарная сигнализация, короткие звонки, голосом.

Задается учащимся вопрос:

- Чем можно потушить огонь?

Поступают предложения: водой, веткой, тканью, огнетушителем, при помощи пожарной машины и т.д.

Физкультминутка

(1 мин.)

Учащиеся выполняют комплекс упражнений

Обобщая предложения учащихся, учитель делает  вывод, что есть подручные средства пожаротушения и специальные (табельные) средства пожаротушения.

В тетрадях составляют таблицу[2]

Учитель отмечает, что небольшие пожары (загорания) можно тушить при помощи огнетушителей.

Перед учащимися ставится задача: выяснить, какие бывают огнетушители и как их применять?

(работа с учебником с. 28-29)

На основе учебника учащиеся выделяют два вида огнетушителей: огнетушитель химический пенный (ОПХ) и углекислотный (ОУ). Рассказывают о том, как применяются эти огнетушители.

Учитель приводит еще один вид огнетушителя: порошковый.

Осуществляется показ моделей огнетушителей.

Закрепление

(5 мин.)

Учитель задает вопросы:

- Для чего в старину в центре деревень на столбе вешали кусок рельса?

- Какие способы оповещения о пожаре вы знаете?

- Какие доступные  средства пожаротушения можно использовать, чтобы прекратить доступ кислорода к огню.

- Почему важно уметь пользоваться средствами пожаротушения?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

(2 мин.)

Учитель использует технику «рефлексивная мишень»[3]

Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

Итоги урока

(2 мин.)

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки

Домашнее задание

(1 мин.)

Читать материал на с. 27-29, записи в тетради. Кроссворд[4]

Делают записи в дневнике

Приложение № 1

Тест «Пожар в твоем доме»

1. Огня не видно, помещение задымлено. Что ты сделаешь в первую очередь?

1) Займусь тушением пожара                2) Проветрю помещение

3) Вызову пожарную охрану

2. Ты вызываешь по телефону пожарную команду. Что следует назвать диспетчеру в первую очередь?

1) Адрес дома, где случился пожар                2) Район, где ты проживаешь

3) Фамилии соседей

3. Покидая помещение, в котором имеется возгорание, что ты не забудешь сделать?

1) Открыть окна                      2) Плотно закрыть входную дверь

3) Собрать вещи

4. Что для спасения своей жизни не следует делать при пожаре в квартире, в доме?

1) Прятаться в шкафу          2) Выбегать на балкон        3) Громко кричать

5. Пожар на первом этаже. Лестничная клетка задымлена. Как ты должен поступить в данной ситуации?

1) Спуститься по лестнице                 2) Воспользоваться лифтом

3) Плотно закрыть входную дверь в квартиру и звать на помощь

6. Фома, Лука и Андрей оказались свидетелями пожара в квартире многоэтажного дома. Фома бросился к лифту, чтобы скорее оказаться во дворе. Лука стал кричать на лестничной клетке «Пожар!». Андрей спустился на этаж ниже и попросил жильцов вызвать пожарных. Действия кого из друзей являются верными?

1) Андрея 2) Луки 3) Фомы

7. Что может усилить огонь при пожаре в квартире?

1) Мокрые вещи                2) Плотный дым                3) Потоки свежего воздуха

8. Какой номер телефона нужно набирать при пожаре?

1) 01                       2) 02                               3) 03

9. Выше каких этажей не рекомендуется при пожаре спускаться по верёвкам, выпрыгивать из окон?

1) Выше второго этажа                2) Выше третьего этажа

3) Выше четвёртого этажа

10. Если в квартире или доме дымно, как безопаснее пробираться к выходу

1) На четвереньках

2) Подняв голову вверх

3) Во весь рост

Приложение № 2

Средство пожаротушения

Для чего применяется

Подручные средства

Вода – основное средство тушения пожара

Можно тушить почти все, за исключением электропроводки, горючих жидкостей

Снег

То же самое

Песок, земля (даже из цветочных горшков)

Для тушения горящей жидкости, разлитой по полу; отдельных очагов возгорания и электропроводки

Стиральный порошок

Для засыпки загорания в газовых шлангах, на газовой плите, небольших очагов возгорания в электропроводке и других мелких очагов

Брезент, верхняя одежда

Для тушения горючих жидкостей, жира, для прекращения доступа воздуха к очагу горения

Веники из зеленых веток

Для сбивания пламени

Ведра, лестницы, багры

Для облегчения и ускорения пожаротушения

Специальные (табельные) средства

огнетушители

Согласно инструкции

Пожарные краны с обозначением «ПК»

Для подачи воды с помощью пожарных шлангов к очагу пожара

Пожарные машины

Для тушения пожаров

Приложение № 3

Приложение № 4

Кроссворд

Разгадайте кроссворд. Если по горизонтали впишете правильные ответы, то в выделенном вертикальном столбце прочтете ключевое слово.

Вопросы по горизонтали:

  1. Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар.
  2. Опасный бытовой прибор.
  3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
  4. Длинное вспомогательное средство с поперечными перекладинами, используемое спасателями для эвакуации людей из высотных зданий.
  5. Первичное средство пожаротушения.



[1] См.: Приложение № 1

[2] См.: Приложение № 2

[3] См.: Приложение № 3

[4] См.: Приложение № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения

Основным метод проведения этого урока - рассказ.  Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения ...

Конспект урока ОБЖ с использованием интерактивной доски по теме "Средства пожаротушения"

Конспект урока по теме «Средства пожаротушения»Культура безопасности жизнедеятельности.5 класс Разработчик:  Шерсткова Наталья Владимировна,учитель ОБЖ, МБОУ СОШ №4г. Нижний Тагил...

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс...

Урок ОБЖ в 5 классе по теме "Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения."

Тема урока" Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения"....

Программа элективного курса по основам безопасности жизнедеятельности «Секреты выживания в современном мире» 10 класс

Программа элективного курса по основам безопасности жизнедеятельности предназначена для учащихся 10 класса. Она нацелена на создание у учащихся правильного представления о личной безопасности, на прио...

Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...