Конспект урока по теме "Пожары" по ОБЖ для 8 класса
план-конспект урока по обж на тему
Данная методическая разработка была опубликована в 2010 г. в сборнике методических разработок "Детям о правилах пожарной безопасности". Сборник подготовлен и издан по заказу Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Вологодской области тиражом 500 экз. (Детям о правилах пожарной безопасности: Сборнмк методических разработок / Науч. ред. З.А. Кокарева. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2010. - 208 с.). Данная работа была представлена в 2008 г. на областной конкурс методических разработок и заняла 2 место. Материал можно использовать на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Пожары" | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Пожары» для 8 класса
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению знаний по теме «Пожары»
2. Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся, организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний.
Задачи урока:
Обучающие:
закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности, привить им навыки правильных действий при возгорании, научить быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение по её преодолению, спасению людей, оказанию им помощи,.
Развивающие:
развивать интеллектуальную сферу: память, мышление, внимание, познавательные процессы; развивать мотивационную сферу (положительные эмоции); развивать мотивационную сферу изучения курса ОБЖ; развивать практические навыки.
Воспитательные:
воспитывать сотрудничество, сплоченность коллектива, нормы поведения в коллективе.
Оборудование.
- Мультимедийный проектор и экран
- Противогазы – 6 шт.
- Кегли -10 шт.
- Платки – 2 шт.
- Компьютеры – 6 шт. ( рекомендуется)
- Раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей задач. – 3 мин.
II. Вступление учителя и разъяснения по ходу урока. – 2 мин.
Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека — все уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится, — вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растет. В нашей стране каждые 2-3 минуты возникают пожары, в которых гибнет ежегодно 20 тысяч человек. Поэтому важно не только знать причины пожаров, но и соблюдать правила пожарной безопасности и в случае пожара правильно действовать. Всё это мы изучали на предыдущих уроках, и сегодня мы проверим и закрепим полученные знания, навыки и умения. Урок будем проводить в ходе игры-соревнования. Разбиваем класс на 2 команды, выбираем жюри из учащихся или гостей.
I тур - Игра « Крестики-нолики» - 8 минут.
Правила игры крестики-нолики:
1) Обе команды получают соответственно название крестиков или ноликов.
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
2) Рисуется квадрат и разбивается на 16 ячеек.
Числа в ячейках обозначают номера вопросов
3)Одна из команд начинает игру и выбирает номер вопроса.
4) При правильном ответе вместо номера вопроса вписывается знак команды, например крестик. При неправильном ответе в ячейку заносится знак команды-соперницы (нолик)
5) Выигрышная ситуация объявляется в начале игры. Например, если по любой горизонтали (вертикали, диагонали) образуется 3 крестика ( 3 нолика), то данная команда считается выигравшей и получает 3 балла.
После этого объявляется второй этап игры, в котором выигрышную ситуацию обозначаем по большему количеству крестиков или ноликов.
В конце игры считаем количество крестиков и ноликов. За каждый знак команда получает 1 балл.
Разыграем, кто будет играть первым:
Вопрос: Когда была создана пожарная охрана в послереволюционной России?
Ответ: 17 апреля 1918 г.
Вопросы для игры крестики-нолики.
1. Как правильно назвать работника пожарной охраны. (пожарный)
2. Можно ли выбивать окна в комнате во время пожара при отсутствии там людей?
(Нельзя, в противном случае в помещение будет поступать свежий воздух, способствующий ускорению горения)
3. По каким номерам следует вызывать пожарную охрану? (01 или 112-1 – с мобильного и телефоны местных служб спасения)
4. Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы? (Они могут взорваться)
5. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет? Почему? (Нельзя, если при включении света возникнет искра, может произойти взрыв)
6. Должна ли труба на чердаке быть побелена и почему? (Должна. На побеленной поверхности легче обнаружить трещины и щели, через которые дым и огонь могут проникнуть на чердак)
7. Какие существуют виды огнетушителей? (Пенные, углекислотные, порошковые)
8. Как поступить, если во время телепередачи из телевизора пошел дым? (Отключить телевизор. Позвонить в пожарную охрану, позвать на помощь взрослых или самому затушить возгорание, набросив на телевизор плотную ткань – одеяло, плед).
9. Почему в детских учреждениях двери помещений устраиваются открывающимися наружу? (Потому что в таком случае при эвакуации людей во время пожара не создаётся большое их скопление)
10. Можно ли включать в одну розетку несколько бытовых приборов? (Нельзя, так как произойдёт перегревание проводов и это может привести к пожару)
11. Можно ли тушить горящий бензин водой, почему? (Бензин легче воды, вода опускается вниз, не оказывая должного огнетушащего эффекта. Бензин ещё больше растекается, увеличивая очаг возгорания)
12. Как пользоваться углекислотным огнетушителем? (Поднести огнетушитель к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб на очаг пожара, нажать на рычаг. Нельзя дотрагиваться руками до раструба во время работы огнетушителя, так как его температура может понизиться до -60 градусов.
13. Нужно ли переворачивать химический пенный огнетушитель вниз для того, чтобы привести его в действие? (Нужно)
14. Что нельзя тушить химическим пенным огнетушителем? (Электроприборы, находящиеся под напряжением)
15. Как нужно выходить из помещения с дымом? (Пригнувшись или ползком, закрыв органы дыхания тканью, смоченной в воде)
16. Как облегчить эвакуацию крупного рогатого скота из горящего помещения? (С помощью струи воды или накинув на голову животного мешок или покрывало)
II тур. –Работа с рисунками и на компьютере. – 8 минут
Команды одновременно работают на компьютерах и с рисунками. По 3-4 человека от команды садятся на компьютеры отвечать на вопросы теста, где в итоге компьютер ставит оценку каждому участнику по 5 бальной системе, которая идёт в копилку команды. Компьютер предлагает из 20 заложенных вопросов 12 случайным образом. При отсутствии компьютеров можно выдать вопросы на листочках. Остальные члены команды в это время работают с рисунком, их задача – найти на рисунке как можно больше источников возможного пожара и травм для ребенка. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Правильные ответы:
- кухонные полотенца сушатся над плитой;
- маленький ребенок один на кухне в окружении массы опасностей;
- из крана льется очень горячая вода;
- ребенок трогает рукой сковородку с горячим содержимым;
- в столе бутылки с ядовитыми жидкостями;
- шнур электрочайника имеет поврежденную изоляцию;
- шнур электрочайника свисает со стола;
- спички разбросаны, досягаемы для ребенка;
- в одну розетку включено несколько электробытовых приборов;
10) крючок в стене стола на уровне роста ребенка;
11) электрочайник стоит на краю стола;
12) пепельница с незатушенными окурками;
13) включена электропечь;
14) тостер перегрелся, никто за ним не следит;
15) рукоятка сковороды обращена наружу от плиты;
16) кухонный коврик сморщен;
17) о брошенную у двери игрушку можно споткнуться.
Вопросы теста, заложенные в компьютере. Звёздочкой показаны правильные ответы
Вопрос 1
Если случится пожар, как вы будете действовать?
[*]позвоню по телефону 01 или 3-12-83
[ ]позвоню по телефону 02 или 3-12-82
[ ]убегу, никому ничего не сказав
[ ]позвоню по телефону 01 и залезу под кровать
[ ]ничего не буду делать
Вопрос 2
Если комната начала заполняться густым едким дымом, что вы станете делать?
[ ]открою окно, подожду пока дым рассеется
[*]открою окно, закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду двигаться к
выходу
[ ]буду продвигаться к выходу
[ ]ничего не буду делать
Вопрос 3
Загорелась электропроводка, ваши действия:
[ ]буду тушить её водой
[*]обесточу электросеть, затем приступлю к тушению пожара
[ ]сначала затушу пожар, потом обесточу электросеть
[ ]посоветуюсь с друзьями
Вопрос 4
Что будете делать, если на вас загорелась одежда?
[ ]побегу, попытаюсь сорвать одежду
[ ]сбегаю домой за огнетушителем
[*]накину на себя плотную ткань
[ ]будь, что будет
Вопрос 5
Что предпримите, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде?
[*]накрою сковороду мокрым полотенцем
[ ]буду тушить её водой
[ ]попытаюсь вынести сковороду на лестничную площадку и вылить её содержимое
в мусоропровод
Вопрос 6
Как вы поступите, если увидите, что на опушке леса начала гореть прошлогодняя
трава?
[ ]пройду мимо
[*]постараюсь затушить огонь, забрасывая его землёй, захлёстывая ветками
деревьев
[ ]буду наблюдать, как горит
Вопрос 7
Что необходимо сделать, прежде чем разводить огонь?
[ ]следует дождаться хорошей погоды
[*]следует выбрать и расчистить место
[ ]следует вымыть руки
[ ]таких правил не существует
Вопрос 8
Где категорически запрещается разводить костёр?
[ ]таких ограничений не существует
[*]на участках с сухой травой
[ ]на открытой поляне
[ ]на болоте
Вопрос 9
Что безопасно использовать для растопки костра?
[ ]всё, что угодно
[ ]бензин
[*]сухую бумагу, бересту сухой берёзы или пня
[ ]следует использовать огнемёт
Вопрос 10
Что нужно делать при эвакуации крупного рогатого скота при пожаре?
[*]накинуть на голову животного мешок или покрывало
[ ]накормить животного
[ ]применить силу
[ ]животное выйдет без нашей помощи
Вопрос 11
Для приведения в действие углекислотного огнетушителя нужно:
[*]сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать рычаг
[ ]нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать
до прекращения горения
[ ]перевернуть огнетушитель, сорвать пломбу, выдернуть чеку и нажать на рычаг
Вопрос 12
Для приведения в действие химического пенного огнетушителя требуется:
[ ]не переворачивать огнетушитель
[ ]посоветоваться с друзьями
[*]переворачивать огнетушитель
Вопрос 13
Какой тип огнетушителя нельзя применять для тушения электроприборов,
находящихся под напряжением?
[*]химический пенный
[ ]углекислотный
[ ]порошковый
Вопрос 14
Назовите главную причину, почему нельзя бросать и бить бутылки в лесу?
[ ]потому что лес превращается в свалку
[ ]другие люди могут потом порезаться
[*]стекло может сфокусировать солнечный свет и поджечь траву
Вопрос 15
Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением
материальных ценностей и создающий угрозу для жизни людей:
[*]пожар
[ ]горение
[ ]воспламенение
Вопрос 16
Можно ли тушить бензин водой и почему?
[ ]Можно, так как вода не горит
[*]Нельзя, так как бензин легче воды и поэтому очаг возгорания распространится
ещё больше за счёт растекания бензина
[ ]Можно, так как бензин тяжелее воды и поэтому очаг возгорания сразу
прекратится
Вопрос 17
Что угрожает человеку в первую очередь при пожаре в квартире?
[ ]открытый огонь
[*]ядовитый дым
[ ]возможное задымление
Вопрос 18
В квартире начался пожар, но непонятно, куда запропастился младший
братишка. Что делать?
[ ]громко позвать и сказать, чтобы бежал к дверям
[ ]заглянуть во все комнаты, и убедившись, что его там нет, выйти из дома.
[*]проверить укромные места, так как дети часто от страха не отзываются и
прячутся в шкафах или под кроватями
Вопрос 19
Что нужно взять с собой в первую очередь при пожаре?
[*]документы и деньги
[ ]ценные вещи
[ ]бытовую технику
[ ]газеты
[ ]одежду
Вопрос 20
Можно ли включать в одну розетку много приборов большой мощности?
[ ]да
[*]нет
[ ]не имеет значения
[ ]можно, если приборы новые
[ ]затрудняюсь ответить
III тур – Разгадывание кроссворда и составление слов. – 5 минут
Каждая команда делится на две. Одна часть каждой из команд должна решить кроссворд за определенное время – 5 минут. За каждое правильное написанное слово в кроссворде - 1 балл.
Остальные в это время должны написать наибольшее количество слов по теме пожары.
За каждое правильное написанное слово - 1 балл.
3 | |||||||||||||||
1 | 2 | 2 | 4 | 5 | |||||||||||
7 | |||||||||||||||
3 | 6 | 4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | 7 | 9 | |||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Пламя, широко охватившее что-либо.
- Средство тушения огня.
- Предмет, по которому поступает вода во время тушения пожара.
- Обожженное место на теле.
- Величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.
- Один из путей эвакуации.
- Частица горящего или раскалённого вещества.
- Часть лица, защищаемая при пожаре специальным щитком.
- Группа пожарных.
- Учебные уроки, время учения.
- Горящий и светящийся, раскалённый огонь.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Прибор для защиты органов дыхания при пожаре.
- Горячий, сильно нагретый воздух.
- Мероприятие по спасению людей с места пожара.
- Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения.
- Система сигналов о пожаре.
- Отряд, воинское подразделение.
- Животное, которое помогает находить и спасать людей во время бедствий.
- Вещество, способное взрываться при пожаре.
- Инструмент пожарного.
ОТВЕТЫ: По горизонтали: 1. пожар, 2. вода, 3. рукав, 4. ожог, 5. температура, 6. окно, 7. искра, 8. глаза, 9. бригада, 10. занятия, 11. пламя
По вертикали: 1. противогаз, 2. жар, 3. эвакуация, 4. дым, 5. сигнализация, 6. команда, 7. собака, 8. газ, 9. кирка.
IV тур – Противогазы – 3 минуты
Задание: По 3 человека от команды, одевают противогазы. Чья команда быстрее оденет – 5 баллов. Штраф за каждую ошибку – 1 балл.
V тур - Конкурс капитанов – 3 минуты
Задание: Капитанам с завязанными глазами найти выход из класса по составленному коридору из фишек. Проверяется зрительная память и ориентирование в пространстве, так необходимых при тушении пожара и спасении людей при пожаре. Задание считается выполненным, если фишки не сбиты.
За каждую сбитую фишку штраф 1 балл. Количество уцелевших фишек – количество баллов в копилку команды. При полном выходе из коридора команда получает 0 баллов.
VI тур – Задание на ловкость. – 3 минуты.
У пожарных должна быть очень хорошо развита ловкость. Проверим это качество у наших участников игры. Задание: используя соединительные трубки противогазов в качестве пожарных рукавов, собрать пожарный шланг для тушения пожаров. Команда, выполнившая задание первой, получает 5 баллов.
Просмотр презентации, подведение итогов. – 10 мин.
Жюри подводит итоги, в это время классу показывается окончание презентации («Как уберечь себя от пожара») по теме «Пожары», выполненная одной из учениц 8 класса МОУ Сидоровской средней общеобразовательной школы. Составленная презентация объёмная и её просмотр рекомендуется осуществлять на нескольких уроках для лучшего восприятия материала. Предполагается что, большая часть презентации была показана ранее при изучении темы «Пожары». Презентация подводит окончательный итог изучения темы «Пожары». Презентация прилагается на компакт-диске вместе с тестирующей программой.
После просмотра презентации жюри объявляет результаты игры. Учитель ставит оценки и при возможности награждает участников.
Выводу по уроку: Учащиеся делают выводы по итогу урока и результату изучения темы «Пожары», достигнута ли поставленная цель, помогут ли полученные знания в жизни.
Литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В.В Марков. - 6-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2006.- 25, [2] с.:ил.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /В.В Поляков, М.И. Кузнецов, В.В Марков, В. Н. Латчук,. - М.:Дрофа -ДиК, 1999.- 144 с.:.:ил.
3. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №7, 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...