Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»
рабочая программа по теме
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_patriot.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Каргатского района
Муниципальное казенное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Каргатский Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании директор ДДТ педагогического совета ________С.В.Парамонова
№__от__________
Образовательная программа
военно-патриотической направленности
«Юный патриот»
Срок реализации программы -1 год
Возраст обучающихся – 7-11 лет
Автор: педагог дополнительного
образования детей
Кондратьев Евгений Михайлович
высшей квалификационной
категории.
Каргат
2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка. 2стр.
2. Технология реализации образовательной программы. 6 стр.
3. Учебный план 10 стр.
4. Учебно-тематическое планирование 11 стр.
5. Описание базовых тем. 14 стр.
6. Список литературы. 15 стр.
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Возраст, 7-11 лет, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Актуальность программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей начальной школы патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у обучающихся нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание обучающихся продолжается в средней школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Программа предполагает включение различных форм работы с детьми:
- беседы,
- экскурсии,
- целевые прогулки,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- развлечения
- изобразительная деятельность,
- конкурсы,
- встречи с интересными людьми,
- оформление выставок детских работ
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
- Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
- Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Модель выпускника
Обучающийся должен:
Знать: о своей семье, селе, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края
Уметь: работать в коллективе, составлять рассказ, выполнять поисковые задания, выполнять рисунки на конкретную тему.
Характеристика программы
- по направленности (военно-спортивная)
- по форме реализации (групповая, индивидуальная, парная)
- по возрасту (7 – 11 лет) для обучающихся начальной школы
- по продолжительности реализации - одногодичная
- по полу - смешанная
- по способу реализации – военно-спортивная
Режим работы:
Программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 7 – 11 лет.
- группа первого года обучения из расчёта 1 час в неделю всего 34 ч.
- группа первого года обучения из расчёта 1 час в неделю всего 34 ч.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ.
Технология реализации образовательной программы:
При реализации программы используются следующие методы и формы работы:
- объяснительно иллюстрированный (при объяснении нового)
- творческий;
- репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений)
- устного контроля и самоконтроля
- самостоятельная деятельность.
Методы работы – раскрывают творческие способности ребёнка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы), создают для учащихся ситуацию успеха.
Формы работы:
- индивидуальная
- парная
- групповая
Основополагающими принципами реализации программы являются:
- Принцип гармонизации личности и среды - ориентация на максимальную самореализацию личности.
- Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоение общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
- Принцип наглядности – выражается в том, что у ребёнка более развита наглядно образная память, чем словестно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
- Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
- Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
- Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связанная со всеми сторонами воспитательной работы, а овладением новыми знаниями, умениями, и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
- Принцип взаимодействия:
- взаимодействие между взрослыми и детьми;
- взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.
Механизмы реализации.
Программа объединения отражает общий содержательный компонент воспитания – воспитания гражданина и патриота.
Материальная база
Для реализации программы необходимы следующие условия:
- Помещение:
- спортивный зал, оборудованный принудительной вентиляцией (двойного действия);
- кабинет.
Дидактические средства:
- литература;
- плакаты;
- аудиокассеты;
Технические средства:
- телевизор;
- видеоматериалы;
- фотоаппарат;
- компьютер.
При соблюдении всех условий, возможна максимальная наполняемость учебного процесса, сделать его живым и действенным.
Методическое обеспечение программы:
1.Учебный класс ОБЖ
2.Спорт.зал и спортивный инвентарь
Условия эффективной педагогической деятельности
- создание позитивного психологического климата в коллективе;
- осознание целесообразности занятий и определение перспектив совместного общения;
- стимулирование познавательного интереса воспитанников и родителей.
Оценка результатов образовательной деятельности.
Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входного контроля диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля: проверка освоения образовательной программы. Формы оценки текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания.
Форма поощрения словесная, знания оцениваются в устной форме по 2- бальной системе: хорошо и отлично.
Цель итогового контроля: освоения образовательной программы по годам.
Формы контроля: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование. По результатам контроля проводится индивидуальная работа с отстающими.
Ожидаемые результаты.
Работа объединения будет способствовать формирование у детей начальной школы патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Результативность работы
Деятельность объединения постоянно освещается в средствах массовой информации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | 1 год обучения | |
т | п | ||
1. | Организационное занятие | 1 | |
2. | Село моё родное. | 9 | 6 |
3. | История моего района и области | 1 | 1 |
4. | Моя семья | 2 | 2 |
5 | Природа родного края | 3 | 1 |
6. | Знакомство с биографией ветеранов ВОВ нашего села | 3 | 3 |
Всего | 19 | 13 |
32
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | ||
1 | Организационное занятие | 1 | |||||||||||||||
2 | Село моё родное. | ||||||||||||||||
Село моё родное: история, природа | 2 | 1 | |||||||||||||||
Село в годы ВОВ. | 1 | 1 | |||||||||||||||
Мои земляки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Улица, на которой я живу. История её названия. | 1 | 1 | |||||||||||||||
Быт, традиции | 3 | 1 | |||||||||||||||
3 | История моего района и области | 1 | 1 | ||||||||||||||
4 | Моя семья | 1 | 1 | ||||||||||||||
Моя семья: традиции и обычаи | 1 | 1 | |||||||||||||||
5 | Природа родного края | ||||||||||||||||
Растительный и животный мир Новосибирскойобласти Красная книга | 0,5 | 0,5 | |||||||||||||||
Домашние и дикие животные | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||
Зеленая аптека | 1 | ||||||||||||||||
6 | Знакомство с биографией ветеранов ВОВ нашего села | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
Земляки, прославившие наше село | 1 | 1 | |||||||||||||||
3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2,5 | 1,5 | 2 | 2 | ||
ВСЕГО | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Прогнозируемый результат 1 года обучения
Знания:
- знать историю своего села, района, области
- знать биографию ветеранов ВОВ нашего села
- знать Земляков, прославившие наше село
- знать растительный и животный мир Новосибирской области
Умения:
-Уметь составлять родословное,
- Уметь правильно составлять правильно рассказ.
-Уметь правильно выполнять поисковые задания.
Навыки:
- Иметь навыки использования для художественного изображения на определённую тему.
- Иметь навыки общения в коллективе.
- Иметь навыки установки палатки и приготовления пищи,
- Иметь навыки составления рассказа.
- Иметь навыки слушать и слышать.
Описание базовых тем Организационное занятие Родное село Село, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится школа. Некоторые достопримечательности села. Современные и старинные постройки. Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного села. Я, моя семья Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности. Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость» Природа родного края. Растения сада, огорода, цветника, характерные для Новосибирской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Охрана природы Новосибирской области.Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Новосибирской области. Быт, традиции Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в Новосибирской области, традиционные праздничные блюда. Земляки, прославившие наше село Понятие «земляки». Биография земляков, прославивших наше село. Герои Великой отечественной войны- наши земляки. Наши современники-земляки, прославившие наше село. |
Список литературы
Для родителей:
- Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
- Новоисирская картинная галерея. – Новосибирск, 2006.
- Касаткина С. В. Бредихин Ф.А. / С.В. Касаткина. – М.: ПЛАНЕТА, 2013. – 192с.
Для обучающихся:
- Касаткина С. В. Новосибирск: история в фотографиях. Альбом-путеводитель / С.В. Касаткина., 2009.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно – методическое пособие. – 2-е изд., - Спб.: Детство – Пресс, 2000.
Для педагогов:
- Рыжова И. А. Мини-музей в детском саду / И.А. Рыжова, Л.В. Логинова. – М.: Линка-Пресс, 2008.
- Сборник работ краеведов Новосибирской области. Выпуск 3, 2014. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"
Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Программа военно-патриотического палаточного лагеря «Растим патриотов» Мензелинского муниципального района РТ
Цель программы:• Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.• Подготовка ...
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотического клуба "Орлёнок"
программа ВПК "Орлёнок"...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Наследники Победы»
Внеурочная деятельность...