ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАЛЕКСАНДРОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласованно Начальник отдела образования _________________ В.В. Булыгин «___» ____________ 2015 года | Утверждаю Директор МАОУ Новоалександровской СОШ ____________З.П. Фостаковская «___» ____________ 2015 года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
«БЕРКУТ»
Срок реализации – 3 года.
Форма организации образовательной деятельности – клуб
Программа рассчитана на учащихся – 12-17 лет
с. Новоалександровка 2015г.
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании»
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности к судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки, неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в Российской армии, не желают трудиться в государственном секторе, хотят эмигрировать из страны.
Это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:
- имеет военно-патриотическую направленность;
- отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота;
- способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности;
- поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
- поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
- обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).
При составлении данной программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке.
Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.
Основными задачами программы являются:
- Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
- Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
- Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков ввоенному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
- приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;
- непрерывности образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
- обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;
- содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:
- Создание особой микросоциальной, развивающей среды дисциплины, порядка, комфортности;
- Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
- Использование отечественного и зарубежного опыта;
- Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 17 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных. Но, главное, без медицинских противопоказаний.
Количество учащихся в группах, которые могут быть разновозрастными:
Группы первого года обучения – 12-15 человек;
Группы второго года обучения – 10-12 человек;
Группы третьего года обучения – 10-12 человек.
Период реализации программы – 3 года обучения.
Год обучения | Возраст обучающихся | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в год |
Первый | 12-15 | 2 | 2 | 70 |
Второй | 13-16 | 2 | 2 | 70 |
третий | 14-17 | 2 | 2 | 70 |
Режим занятий
1-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу;
2-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу;
3-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу.
На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими высокие результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы подготовки.
Формы учебных занятий.
- Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
- Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
- Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
- Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
- Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.
- Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
- День клуба (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);
- походы по знаменательным историческим местам;
- учебные семинары;
- помощь ветеранам войн;
- вахта памяти;
- показательные выступления.
Прогнозируемые результаты реализации программы
1-й год обучения
-овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания,
-освоение приемами строевой подготовки;
-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и лекарственные растения;
- выполнение нормативов «Юный стрелок»;
- знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.
2-й год обучения.
- укрепление общей физической подготовки;
- совершенствование строевой подготовки;
- совершение марш-броска на 5 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;
- выполнение норматива «Меткий стрелок»;
- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил и силовых структур России.
3-й год обучения:
- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;
- совершенствование строевой подготовки;
- выполнение упражнений контрольных стрельб из АКС-74 и ПМ;
- умение провести ночь в лесу без туристского снаряжения, марш-бросок 30 км, поход с ориентированием на 1 сутки в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).
Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся
Тесты на ОФП:
- бег 30, 60, 100 м;
- прыжки в длину;
- подтягивания;
- отжимания;
- подъемы корпуса.
Итоговый контроль:
- контрольные занятия;
- соревнования
- зачет;
- собеседование;
- показательные выступления.
Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.
Контроль и механизм оценки по разделу
«Общефизическая подготовка».
Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития обучающихся. Также оценивается правильность выполнения акробатических упражнений (умение владеть своим телом). По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание обучающегося и степень освоения учебного материала.
Контроль и механизм оценки по разделу «Строевая подготовка»
Степень усвоения практического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета.
Контроль по разделу «Основы выживаемости».
Степень усвоения теоретического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета; практическое овладение материалом оценивается в условиях похода выходного дня в мае и в условиях летних выездов. Во время проведения экспедиции обучающиеся делятся на отделения (звенья) и участвуют в конкурсе на лучший бивак, ночлег, костер, лучшее приготовление пищи и т.п.
Контроль по разделу «Ориентирование, топография»
Теоретическая подготовка оценивается с помощью зачета в конце учебного года. Практическое освоение материала оценивается по итогам задания в полевых условиях, участия в соревнованиях на первенство школы по ориентированию.
Контроль по разделу «Стрелковая подготовка».
Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражается в разделе «Конечный результат». Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных мероприятиях: соревнованиях дню защитника Отечества.
Контроль по разделу «История Вооруженных Сил
и силовых структур России».
Форма контроля – зачет по теоретическому материалу в конце учебного года.
Учебный план
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов по годам обучения | ||||||||
I год | II год | III год | ||||||||
Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика | Всего часов | Теория | Практика | ||
1 | Общефизическая подготовка | 16 | 3 | 13 | 16 | 3 | 13 | 20 | 2 | 18 |
2 | Строевая подготовка | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 |
3 | Основы выживаемости | 13 | 8 | 5 | 13 | 6 | 7 | 14 | 4 | 10 |
4 | Ориентирование топография | 15 | 9 | 6 | 15 | 6 | 9 | 11 | 6 | 5 |
5 | Стрелковая подготовка | 12 | 2 | 10 | 12 | 1 | 11 | 15 | 1 | 14 |
6 | История Вооруженных Сил и силовых структур России | 10 | 10 | - | 10 | 10 | - | 6 | 6 | - |
Итого | 70 | 33 | 37 | 70 | 27 | 43 | 70 | 20 | 50 | |
7 | Выездные мероприятия | По специальному плану |
Учебно-тематические планы и содержание программы
1 Раздел. Общефизическая подготовка
Задачи раздела:
- Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
- Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Основы гигиены и закаливания | 3 | ||
2 | Методы развития выносливости: 1) интервальный; 2) повторно-переменный; 3) сопряженных воздействий; 4) соревновательный; 5) круговой. | 3 | ||
3 | Внутреннее состояние бойца | 2 | ||
4 | Итого | 3 | 3 | 2 |
Практические занятия | ||||
1 | Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) -обязательны для каждого занятия. | 6 | 6 | 6 |
2 | Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика. | 7 | 7 | 12 |
3 | Итого | 13 | 13 | 18 |
Примечание: обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по ОФП и технике выполнения приемов рукопашного боя.
Раздел 2. Строевая подготовка.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Строй, понятие строя, фланги, колонна. | 1 | 1 | 1 |
2 | Итого | 1 | 1 | 1 |
Практические занятия | ||||
1 | Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). | 3 | ||
2 | Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). | 3 | ||
3 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия) | 3 | ||
4 | Итого | 3 | 3 | 3 |
Раздел 3. Основы выживаемости
Задачи раздела:
- Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.
- Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
- Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.
- Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность. | 2 | ||
2 | Чрезвычайные ситуации локального характера | 1 | ||
3 | ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС. | 2 | ||
4 | Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита. | 1 | ||
5 | Здоровье и здоровый образ жизни | 1 | ||
6 | Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. | 1 | ||
7 | Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах). | 2 | 1 | |
8 | Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях | 1 | ||
9 | Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. | 2 | 1 | |
10 | Выживание в различных географических и климатических условиях. | 2 | 1 | |
11 | Итого | 8 | 6 | 4 |
Практические занятия | ||||
1 | Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении. | 1 | 1 | |
2 | Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах. | 1 | ||
3 | Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. | 1 | ||
4 | Защита от оружия массового (радиационного) поражения. | 1 | 1 | |
5 | Защита от оружия массового (химического) поражения. | 1 | ||
6 | Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. | 1 | 1 | |
7 | Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров. | 1 | 2 | |
8 | Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. | 1 | 1 | |
9 | Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. | 1 | 1 | |
10 | Походная, маршевая подготовка. | 1 | 1 | |
11 | Вы хотите чувствовать себя «в своей тарелке» на улице, в тёмной подворотне или при общении с угрожающего вида «чемоданом»? | 2 | ||
12 | Что делать, если драка неизбежна?Как защитить свою спутницу? | 1 | 1 | |
13 | Итого | 5 | 7 | 10 |
Примечание: в приведенной таблице не учтены занятия, проводимые в условиях походов выходного дня. Профильных лагерей и экспедиций в период летних каникул.
Раздел 4. Ориентирование, топография.
Задачи раздела:
- Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками.
- Ориентирование с помощью топографических средств (карта, компас, план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. | 2 | ||
2 | Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. | 1 | ||
3 | Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца». | 1 | ||
4 | Планирование маршрута | 2 | ||
5 | Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. | 2 | ||
6 | Определение расстояния при движении | 2 | ||
7 | Ориентирование по солнцу | 2 | ||
8 | Ориентирование по луне | 1 | ||
9 | Ориентирование по звездам | 1 | ||
10 | Карта, топографические обозначения, выкопировки, планы. Азбука карт. | 3 | ||
11 | Линии равных высот, третье измерение. Признаки перемены неясной погоды на ясную, признаки перемены ясной погоды на неясную. | 2 | ||
12 | Что содержит карта. Какими должны быть условные знаки. Точность масштаба, точность карты. | 2 | ||
13 | Итого | 9 | 6 | 6 |
Практические занятия | ||||
1 | Измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию. | 1 | ||
2 | Определение времени по компасу | 1 | ||
3 | Определение точки стояния в лесистой местности | 1 | 1 | |
4 | Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. | 1 | ||
5 | Ориентирование по окружающим предметам. | 2 | ||
6 | Определение расстояния до источников звука (ночью, днем) | 1 | ||
7 | Ориентирование по светилам. | 1 | 1 | |
8 | Чтение карт, ориентирование по ним. | 2 | ||
9 | Правильная организация движения (темп движения, хронометраж движения) | 2 | ||
10 | Как измерить площадь, сколько древесины в лесу. | 2 | ||
11 | Составление планов, карт, снятие крок, выкопировок. | 2 | ||
12 | Как определить крутизну ската, видимость, сколько воды в реке. | 1 | ||
13 | Прокладка маршрута | 1 | ||
14 | Итого | 6 | 9 | 5 |
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Задачи раздела:
- Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
- Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация внимания.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
Теоретические занятия | ||||
1 | Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. | 1 | ||
2 | Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. | 1 | ||
3 | Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. | 1 | ||
4 | Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия. | 1 | ||
4 | Итого | 2 | 1 | 1 |
Практические занятия | ||||
1 | Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на спусковой крючок, координации). | 5 | 4 | 4 |
2 | Тренировка в стрельбе на кучность. Результат. | 5 | 7 | 10 |
3 | Итого | 10 | 11 | 14 |
Примечание: в таблице не учтены занятия по стрелковой подготовке. Проводимые в условиях летних выездов.
Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.
Задачи раздела:
- Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.
- Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и обязанностями граждан России.
- Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур России.
- Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.
№ п/п | Тема | Количество часов по годам обучения | ||
I год | II год | III год | ||
1 | История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство, Императорское государство) | 2 | ||
2 | История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.(в период СССР) | 2 | ||
3 | История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.) | 1 | ||
4 | Основы обороны и безопасности государства. | 2 | ||
5 | Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе. | 2 | ||
6 | Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государства. | 2 | ||
7 | Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. | 2 | ||
8 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВМФ). | 2 | ||
9 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВВС). | 2 | ||
10 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (СВ) | 2 | ||
11 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (КВ) | 1 | ||
12 | Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВДВ) | 1 | ||
13 | ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США) | 2 | ||
14 | ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ) | 1 | ||
15 | ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Китай) | 2 | ||
16 | Итого | 10 | 10 | 6 |
Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях профильного лагеря и экскурсий в восковой части.
Раздел 7. Выездные мероприятия.
Выездные мероприятия являются логическим продолжением образовательного процесса и проводятся в каникулярное время.
Задачи:
- Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.
- Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.
- Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.
Основные формы выездных мероприятий:
- Экспедиции.
- Походы.
- Экскурсии.
- Соревнования.
- Профильные лагеря на базе войсковых частей и военных вузов.
Как показывает опыт работы с подростками и юношами одной из наиболее эффективных форм их подготовки к защите Отечества является профильный лагерь.
В таком лагере общественно-полезная трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии;
Почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов запаса;
Вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного формирования многих необходимых качеств у будущих воинов;
Идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе.
Содержательная деятельность в лагере может включать в себя комплекс образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у подростков любви к Отечеству и готовности к активном участию в деле его укрепления и защиты.
Образовательная и воспитательная работа в лагере проводится под руководством педагога, а для проведения отдельных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.
Место, время, продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются по договоренности с представителями воинских частей и военных вузов. Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от 16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши от 14 и не старше 18 лет по их личному заявлению.
Профильный лагерь позволяет перестроить сознание подростка, сформировать у него необходимые установки на предстоящую службу в армии, вызвать интерес, стремление и, безусловно, положительное отношение к ней.
Дидактические принципы построения образовательного процесса:
- Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
- Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
- Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
- Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
- Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
- Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
- Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
Методы, используемые в процессе обучения.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
- методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
- методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
- методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
- Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
- Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
- Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
- Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
- Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
- Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
- Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо иметь
- Спортзал;
- Открытую специально оборудованную спортивную площадку;
- Спортивный инвентарь;
- Тир;
- Учебный класс.
Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков.
Раздел 1. Общефизическая подготовка.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Основы гигиены и закаливания. Основы здорового образа жизни. Основные принципы физической подготовки: регулярность, постепенность и т.п. Формы самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит т.п. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Сила, силовая выносливость: Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 25 раз. Подтягивание на высокой перекладине – прирост в результате за учебный год – 6 раз. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, руки у подбородка – 30 раз. Приседания на двух ногах на всей стопе, руки за головой – 100 раз. Общая выносливость. Кросс 1000 м. – 4 мин. 30 сек. Ловкость, координация. Акробатические упражнения: Кувырок через голову вперед и назад. Переворот разгибом (бланш). Стойка на голове 10 сек. «Колесо». Сальто вперед с подкидного мостика. Форма отслеживания результатов: Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения акробатических упражнений оцениваются по пятибалльной шкале). |
2-й | Физиологическое воздействие гигиенических и закаливающих процедур и их значение в процессе физической подготовки. Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы. Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Физические кондиции Скорость: Бег 100 м – 15 сек. Сила, силовая выносливость: сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 40 раз. Подтягивание на высокой перекладине – 8 раз. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка – 70 раз. Приседания на одной ноге «с пистолетиком» - по 5 раз. Общая выносливость: Кросс 3000 м. – 14 мин. 30 сек. Ловкость, координация: Акробатические упражнения: Подъем разгибом. Стойка на руках – 10 сек. Форма отслеживания результатов: Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения приемов оценивается по пятибалльной шкале). |
3-й | Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы. Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Физические кондиции Оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» Бег 100 м: Отл.-13,5 сек, хор.-14 сек., удовл.-15 сек. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) отл.-60 раз, хор.-50 раз, удовл. – 40 раз. Подтягивание на высокой перекладине: Отл.-14 раз, хор.-10 раз, удовл.-8 раз. Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка: Отл.-100 раз, хор.-80 раз, удовл.-70 раз. Кросс 3000 м: Отл.-13 мин., хор.-13 мин. 30 сек., удовл.-14 мин. 30 сек. Ловкость, координация: Акробатические упражнения. Форма отслеживания результатов. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения акробатических упражнений оценивается по пятибалльной шкале). |
Раздел 2. Строевая подготовка
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Понятие строя, фланги, шеренга, колонна Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Строевые упражнения на месте. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале). |
2-й | Строевые упражнения в движении. Подход к командиру. Отдание чести. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале). | |
3-й | Строевые упражнения в движении. Рапорт командиру. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале). |
Раздел 3. Основы выживаемости.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Источники возникновения возможной опасности в условиях города. Основы здорового образа жизни. Первая медицинская помощь при отравлениях, обморожениях, тепловых ударах, ожогах. Добывание пищи и воды в условиях средней полосы. Приготовление снаряжения для похода. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Оказание первой помощи при порезах, ожогах – остановка кровотечения, обеззараживание, наложение повязок. Использование ватно-марлевой повязки, противогаза, ОЗК. Разведение костров для приготовления пищи, оборудование стоянок, постройка шалаша, вигвама. Однодневный поход 10 км. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях однодневного похода. |
2-й | Чрезвычайные и экстремальные ситуации техногенного и криминогенного характера в условиях города. Характеристика состояний, требующих первой помощи. Первая помощь при переломах и инфекционных заболеваниях. Добывание пищи. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Остановка венозного и артериального кровотечения; первая помощь при переломах; транспортировка пострадавших. Использование войскового прибора химической разведки, индивидуального дозиметра. Обустройство ночлега в лесу в зимних условиях. Обеззараживание воды, приготовление пищи. Марш-бросок 20 км.в условиях двухдневного похода. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях двухдневного похода. |
3-й | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Оружие массового поражения. Особенности выживания в различных географических и климатических условиях. Ядовитые растения и животные. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Спасения и первая помощь утопающим. Поведение при применении оружия массового поражения: использование ОЗК, противогазов, противочумных комбинезонов. Добывание воды в условиях засушливого климата; добывание пищи. Марш 50 км в условиях двухдневного похода. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях двухдневного похода. |
Раздел 4. Ориентирование, топография.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Стороны света; азимут и дирекционный угол; определение расстояний до ориентира по видимому размеру. Условные обозначения, применяемые в топографии. План местности. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Умение выйти в заданную точку по азимуту и расстоянию. Умение проложить маршрут и составить схему движения по азимуту и расстоянию. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях однодневного похода. |
2-й | Ориентирование по окружающим предметам: понятие ориентира. Ориентирование по солнцу. Чтение топографических карт. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Прокладка маршрута, нахождение тайников. Составление плана местности. Ориентирование по карте с помощью окружающих предметов и по солнцу. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях двухдневного похода. |
3-й | Ориентирование по звездному небу. Географические координаты. Снятие крок, выкопировок. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. | Ночное ориентирование. Составление топографических карт. Форма отслеживания результатов: Зачет в условиях двухдневного похода. |
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Год обучения | Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь |
1-й | Правила и меры безопасности при обращении с оружием и стрельбе. (к оружию допускаются обучающиеся после сдачи зачета по мерам безопасности). Правила прицеливания. Форма отслеживания результатов: Зачет в конце учебного года. | Выполнение норматива «Юный стрелок» - 40 очков в стрельбе из пневматической винтовки на контрольных соревнованиях в конце учебного года. |
2-й | Понятие баллистики. Внесение поправок при прицеливании. Форма отслеживания результатов: Зачет в конце учебного года. | Выполнение норматива «Меткий стрелок» - 43 очка в упражнении МВ-6 из малокалиберной винтовки лежа с упора, дистанция 25 метров на контрольных соревнованиях в конце учебного года. |
3-й | Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия. | Сборка-разборка АКС-74 – 45 сек. |
Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.
Год обучения | Обучающий должен знать |
1-й | История Вооруженных Сил России: Войны и боевые действия племен, живших на территории бывшего СССР до образования Российского государства; войны Древней Руси; княжеские дружины и ополчение; Александр Невский; татаро-монгольское иго; завоевание новых земель при Иване Грозном; войны XVI-XVII веков; реформы Петра Великого; Российская армия XVIII – начала XX веков. Российская и советская военная геральдика. Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Силовые структуры и правоохранительные органы СССР и России. Конституционные положения о воинской обязанности. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. |
2-й | Символы воинской чести. Назначение и состав Вооруженных Сил и силовых структур России. Основные положения военной доктрины РФ. Российская и советская военная геральдика. Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Боевые возможности, техника и вооружение ВС России. Форма отслеживания результатов: Устный зачет в конце учебного года. |
3-й | Основные положения Федеральных законов «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе»; Российская и советская военная геральдика. Знаки отличия в российской армии. Виды вооруженных сил и рода войск. Структура и назначение силовых структур и правоохранительных органов РФ. |
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция модернизации российского образования.
- Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
- Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. – М., 1995.
- Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М., 1992.
- Колядов А.А. В помощь туристу. – М., 1985.
- Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 1985.
- Военная история России. Учебник для вузов.- М. Воениздат. 1993.
На службе отечеству. – МО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа военно-патриотического клуба
Внеурочная деятельность...
Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ
Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»...
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотического клуба "Орлёнок"
программа ВПК "Орлёнок"...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Наследники Победы»
Внеурочная деятельность...