Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"
календарно-тематическое планирование по теме
Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._yunyy_programmist.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Принято: ском совете
Утверждаю:
итриева С.Б.
Образовательная программа «Юный программист»
Возраст детей: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Рубекина Юлия Александровна Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2008
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Принято:
на педагогическом совете
протокол № ______от __________
Утверждаю:
Директор ____________Дмитриева С.Б.
Образовательная программа
«Юный программист»
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Рубекина Юлия Александровна
Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2008
Структура образовательной программы
Пояснительная записка;
Учебно-тематический план;
Содержание изучаемого курса;
Методическое обеспечение образовательной программы;
Список литературы.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы:
Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации.
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
- на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация, показ;
- на этапе закрепления изученного материала – беседа, практическая работа;
- на этапе проверки полученных знаний – защита творческих работ.
Актуальность: заключается в том, что дети приобщаются к информационно-компьютерным технологиям.
Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы дети осваивают работу за компьютером, развивают логическое мышление.
Цель: создание условий для применения средств информационных и коммуникационных технологий, развитие творческих и познавательных способностей детей.
Задачи:
1. обучающие:
- научить пользоваться стандартным интерфейсом компьютера;
- научить составлять алгоритмы;
- помочь овладеть системой команд исполнителя.
2. развивающие:
- развить умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата);
- развить умение оценивать результаты деятельности.
3. воспитывающие:
- воспитывать в ребенке терпение, аккуратность, ответственность и работоспособность;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Отличительная особенность данной программы в ее методике. Дети на занятиях используют информационные и коммуникационные технологии, изучают языки программирования,
Возраст детей: 11-13 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы и режимы проведения занятий:
Основной формой обучения является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
- умение применять информационные и коммуникационные технологии;
- уметь составлять алгоритмы;
- знать понятия исполнителя, формального исполнителя алгоритма.
Способом проверки является выполнение и защита творческих работ на уроках.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия, конкурсы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности. | 1 | 1 | ||
Системы счисления Десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. | 2 | 2 | ||
Перевод чисел из одной системы счисления в другую | 3 | 5 | 8 | |
Сложение, вычитание, умножение и деление чисел в двоичной системе счисления | 3 | 5 | 8 | |
Основы алгоритмизации Понятие алгоритма. Основные свойства, виды, способы описания алгоритмов. | 3 | 3 | ||
Линейный алгоритм | 1 | 3 | 4 | |
Циклический алгоритм. | 1 | 4 | 5 | |
Ветвление в алгоритме. | 1 | 3 | 4 | |
Вспомогательные алгоритмы, подпрограммы, функции определяемые пользователем. | 2 | 5 | 7 | |
Представление о языках программирования. | 5 | 3 | 8 | |
Язык программирования QBASIC. Среда программирования. | 4 | 2 | 6 | |
Простейшая программа: ввод текста. | 2 | 4 | 6 | |
Работа с монитором в текстовом режиме. | 1 | 3 | 4 | |
Управление цветом в текстовом режиме. | 2 | 2 | 4 | |
Работа с монитором в графическом режиме. | 2 | 2 | 4 | |
Рисование точек и линий. | 2 | 4 | 6 | |
Прямоугольники и квадраты. | 2 | 4 | 6 | |
Окружности и дуги | 2 | 4 | 6 | |
Графические режимы | 1 | 2 | 3 | |
Закраска произвольной области | 1 | 4 | 5 | |
Музыкальные и звуковые возможности | 2 | 5 | 7 | |
Проект «В лесу родилась Елочка» | 3 | 9 | 12 | |
Основы программирования на Visual Basic. Первое знакомство. Запуск системы Visual Basic. | 2 | 3 | 5 | |
Знакомство с основными инструментами и формами. | 3 | 7 | 10 | |
Управление формами и объектами. | 3 | 7 | 10 | |
Создание проекта. | 3 | 10 | 13 | |
Итого: | 54 | 90 | 144 |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Освоив программу ребенок умеет работать в группе, знает основы программирования на языках QBASIC и Visual Basic, умеет составлять алгоритмы.
Результаты определяются выполнением практических заданий, созданием итоговых проектов.
Содержание программы
- Вводное занятие.
Теория:
Знакомство с техникой безопасности, правилами поведения в кабинете информатики.
- Системы счисления.
Теория:
Знакомство с системами счисления (десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной). Сравнение алфавитов.
Практика:
Процесс получения навыков перевода из одной системы счисления в другую. Выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления.
- Основы алгоритмизации.
Теория:
Знакомство с понятием алгоритма, его свойствами, способами записи.
Практика:
Получение навыков составления алгоритмов.
- Представление о языках программирования.
Теория, Практика:
Знакомство с различными языками программирования. Сравнение.
- Язык программирования QBASIC.
Теория:
Знакомство с основными операторами языка.
Практика:
Процесс получения навыков использования операторов языка QB. Создание проекта.
- Основы программирования на Visual Basic.
Теория:
Знакомство с основными инструментами и формами.
Практика:
Создание проекта.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Тема | Форма занятия | Приемы и методы обеспечения учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническая оснащенность занятия | Формы подведения итогов по разделам |
Вводное занятие. | Лекция, беседа. | Словесный, наглядный. | Плакаты, презентации. | Контрольное занятие. | |
Системы счисления. | Лекция, практические занятия. | Наглядный, диалог, объяснительно-иллюстративный, индивидуальные упражнения. | Плакаты, презентации, карточки. | Контрольное занятие. | |
Основы алгоритмизации. | Лекция, практические занятия. | Наглядный, диалог, объяснительно-иллюстративный, индивидуальные упражнения. | Плакаты, презентации. | Контрольное занятия. | |
Представление о языках программирования. | Лекция, беседа, диалог. | Наглядный, диалог, практический, объяснительно-репродуктивный | Презентации, ПК. | Контрольное занятие. | |
Язык программирования QBASIC. | Лекция, практические занятия. | Наглядный метод, практический, объяснительно-репродуктивный | Презентация, ПК. | Проект. | |
Основы программирования на Visual Basic. | Лекция, практические занятия. | Практический, объяснительно-репродуктивный | Презентация, ПК. | Проект. |
Список используемой литературы
- Гик Е.Я., Сухарев А.В. Интеллектуальные игры и развлечения. – М.: Фаир-Пресс, 1999.
- Гутман Г. Изучаем Basic. – СПб.: Питер, 2002.
- Дмитриевич В.В. Разберемся с компьютером. – М.: НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир», 1997.
- Свердлов С.З. Языки программирования и методы трансляции. – СПб.: Питер, 2007.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательное программирование: Visual Basic. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплекс к образовательным программам
Призентация учебно-методического комплекса к образовательным программам по моделированию детской одежды "Силуэт" и валянию из шерсти "Стильные штучки"...
учебно методический комплекс к образовательной программе по бисерному рукоделию
К программе "Вдохновение" по бисерному рукоделию прилагается уникальный учебно-методический комплекс, состоящий из пяти блоков, таких как: тематические подборки, методические пособия (авторские)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»
Программа «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...
Учебно - методический комплекс к образовательной программе "В музыку с радостью"
Материал содержит перечень музыкальных сборников,справочников,электронных музыкальных энциклопедий,которые может использовать педагог фортепианного класса учреждений дополнительного образо...
Учебно-методический комплекс основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС №382 г. Челябинска»
Учебно-методический комплекс основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС №382 г. Челябинска»...
Учебно-методический комплекс по образовательной программе "Волшебная бусинка"
В этом разделе представлены презнтации учебно-методического комплекса по модулям образовательной программы "Волшебная бусинка"...