Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Наследники Победы»
материал
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека, и воспитанию могущественной опоры для борьбы с его дурными природными личными и семейными родовыми наклонностями. К.Д.Ушинский |
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания. Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания и детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В последние годы в силу разных причин – экономических и социальных, мало уделялось должного внимания организации свободного времени. В российском обществе значительно усилились националистические настроения, нигилизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла молодежная и подростковая преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды на улице, где они впитывают в себя совсем иные приоритеты и ценности. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитания граждан. Трансформация Российского общества в эти годы привела кардинальным изменениям в общественном развитии, которые вызвали не только расслоение общества и снижение жизненного уровня населения в целом, но и ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов в результате распада единого многонационального государства, пропаганды насилия в средствах массовой информации, насаждения приоритета материальных ценностей над духовными отсутствуют условия для формирования высоконравственной социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития гармоничной личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.
Только в таком, специально созданном пространстве, возможна сегодня сколько-нибудь результативная и эффективная работа с подростками.
С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей патриотической программы заключается в развитии у воспитанников активного гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к культуре, к себе как к здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и защите интересов Отечества.
Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.
Актуальность программы определяется и тем, что воспитание гражданско- патриотических качеств и формирование гражданской позиции личности в современном российском обществе следует рассматривать в качестве неотложной педагогической задачи. Новизна и оригинальность данной темы обусловлены в последнее время активизацией и обновлению форм работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Обстановка, складывающаяся в стране, в области патриотического воспитания настоятельно требует пересмотра системы воспитания и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз. Новые идеологические установки приводят к изменению современного образования. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания обучающихся. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия и способы к сотрудничеству. Они должны осознавать любовь к своей Родине, своему родному краю, способные защищать Отчизну.
Значимость системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что именно в детстве и юности воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.
Настоящая программа имеет гражданско-патриотическую социально-педагогическую и воспитательную направленность.
Патриотизм формируется в процессе обучения социализации и воспитания обучающихся.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося. Программа патриотического клуба «Наследники Победы» является частью государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018 -2020 годы» и разработана в соответствии:
с положениями Конституции Российской Федерации;
Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;
Федеральным законом «Об образовании» № 273 -ФЗ 2019 (последняя действующая версия);
Федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:
ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
Письмо Минобрнауки РФ от № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»;
ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;
ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;
ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;
ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;
ФЗ №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года;
ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;
ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;
ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;
ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.
При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Наследники Победы» МБОУ «Средняя школа №4» г.Вязьмы наиболее соответствует специфике, условиям развития и историческим особенностям г. Вязьмы Смоленской области и Центрального региона в целом. Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися объединения «Наследники Победы» по одноименной программе играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности. В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.
Реализация программы может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Физкультурно-спортивная деятельность.
Гражданско-патриотическая деятельность (социальная).
Коммуникативно-творческая деятельность.
Культурно-познавательная деятельность.
Программа гражданско - патриотического обучения «Наследники Победы» составлена на 2 года с с учетом конкретных условий для занятий, особенностей подросткового коллектива, способов организации деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, с активной гражданской позицией, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей.
При разработке содержания данной дополнительной образовательной программы принималась во внимание специфика направленности, которая заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития теории патриотического воспитания;
интегративность - охват многих сферы человеческой деятельности;
направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Занятия с применением инновационных технологий зачастую носят интеграционный характер - тесно связаны с такими дисциплинами общеобразовательных учреждений, как история, обществознание, литература, русский язык, ОБЖ, география, физическая культура, краеведение.
При разработке структуры и содержания настоящей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса как непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки.
Коллектив клуба – это разновозрастный состав участников образовательного и воспитательного процесса. Занятия проходят 2 раза в неделю, хотя есть и постоянные неформальные встречи вне стен учреждения.
Психолого-педагогические компоненты:
- потребностно-мотивационный
- когнитивно-интеллектуальный
- эмоционально- чувственный
- поведенческий и волевой компоненты
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КЛУБНОГО ПРОСТРАНСТВА
Сегодня существует множество подростковых сообществ, которые сложились исторически, сами по себе (различного рода тусовки, фан-клубы и т.д.) Пространств же гражданско-патриотических, в которых созданы специальные условия для осуществления подростками общественно значимой деятельности на благо общества, для освоения ими понимания «служения Отечеству», практически не существует.
Детский и подростковый возраст Л.Н.Толстой назвал «счастливой, невозвратимой порой жизни», так как она наполнена такими могучими впечатлениями, такими сильными стремлениями и желаниями, что их влияние человек испытывает всю жизнь. Не упустить это «золотое время», не дать способностям и потенциальным возможностям ребёнка необратимо угаснуть и исчезнуть - основная задача клуба.
Для отдыха человек должен сменить вид деятельности, стремясь к смене социальной роли, круга общения; к смене условий и характера деятельности. Иногда именно в клубном коллективе решается дефицит восполнения гражданственно-патриотической социальной роли:
- потребность в бескорыстном служении своей малой родине;
- потребность быть полезным обществу, в котором живёшь;
- во всестороннем гармоничном развитии личности;
- потребность в общении;
- потребность в самодеятельности, самореализации и творчестве;
- гендерная потребность;
- потребность во внимании взрослых, основанной на гражданско-патриотическом общении и совместной деятельности.
Для каждой семьи является особенно важным не просто занять досуг подростка , его свободное время, а наполнить его увлекательными занятиями, творческим, созидательным поиском, интересными и полезными делами, способствующими поиску своего места в самостоятельной взрослой жизни – социальной гражданской адаптации.
Создание клуба «Наследники Победы» - это создание развивающего патриотического социально - досугового пространства особого рода, в котором созданы специальные условия для осуществления подростками общественно- значимой деятельности, для освоения ими взрослого общества.
Что такое и почему «Наследники Победы»? Это прежде всего приемники лучших традиций у старшего поколения подрастающим. Это юные граждане, которым предстоит достойно представлять свою малую и большую Родину, - быть гостеприимными хозяевами и благодарными гостями; ораторами и экскурсоводами; заботливыми старшими друзьями и младшими наследниками героических событий истории, развиваться интеллектуально и физически – быть достойными гражданами своей страны и её защитниками . Это и является основной гражданско-патриотической сутью всех направлений клуба.
Таким образом, главными целями и задачами, стоящими перед клубом, является обеспечение необходимых условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок обучающихся, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях развивающего коммуникативного пространства подросткового сообщества.
- как условия для формирования способности к освоению взрослого общества;
- как альтернативы существующим асоциальным подростковым и молодёжным структурам;
- как профилактики семейного неблагополучия.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение подростками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями;
В программе предусмотрены условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Образовательные цели и задачи
Цель: обеспечение необходимых условий для создания системы гражданско-патриотического образования и воспитания;
Задачи:
- Отработать содержание образовательной деятельности, наиболее эффективные формы и методы образовательного и воспитательного воздействия;
- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
- расширять и укреплять связи и отношения детей и культуры;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
Развивающие задачи
Создавать условия для развития
- гражданских навыков;
- духовной культуры и нравственности;
- коммуникативных навыков;
- речи;
- личностных способностей;
- творческого потенциала;
- приобщения к социокультурным и историческим ценностям.;
- преодоления пассивности детей через различные виды сюжетных патриотических игр; различные формы обучения.
Воспитательные цели и задачи
Создавать условия
- для вхождения в систему гражданско-патриотических социальных связей обучающихся;
- для формирования навыков управления и самоуправления;
- для реализации подростками собственных социально-приемлемых патриотических общественно-значимых проектов;
- для реализации способностей и интересов в общественно-значимой совместной деятельности;
- для раскрепощения детей;
- органичного сочетания различных видов патриотической деятельности;
- воспитания доброжелательности, уважения к людям, бережного отношения к результатам своего и коллективного труда.
Таким образом, основным направлением работы клуба является гражданско-патриотическое становление личности подростка, помощь в самореализации и социальной адаптации через активную практическую деятельность (почётные караулы, встреча и экскурсия по городу- городу Воинской Славы, экскурсионные выезды, выезды на военно-патриотические сборы и т.д.) и через теоретическую подготовку (изучение истории родного края, военных и народных традиций, организации КТД).
В решении этих важнейших задач особое место занимает коммуникативная творческая деятельность. Именно она включает в себя оптимальное соотношение процессов познания культуры и общества, труда и досуга. На ней держится весь фундамент формирующейся личности. Причём «перестановка» не только не возбраняется, но и рекомендуется, так как нередко надо начинать не с познания, а с труда или досуга (в зависимости от условий, места, времени).
Расставляя приоритеты гармоничного взросления обучающихся , совершенно очевидно, что поставленные задачи не могут быть решены за один год. Для достижения результата продолжительность освоения программ ( в зависимости от направления) выбрано 2 года, при необходимости с продолжением разработки и обучения в последующие годы.
Программа предназначена детям от 13 лет до 18 лет, заинтересованных в обучении, в гражданско-патриотическом самоопределении и самореализации. Они объединяются, образуя разновозрастные группы по интересам и направлениям.
Уровень освоения общей программы клуба сориентирован на гражданско-патриотический уровень обучения: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, что создаёт условия для саморазвития подростка как субъекта деятельности, как личности.
Основные принципы реализации программы клуба
Принцип актуальности –
ориентированность на решение гражданско-патриотических наиболее значимых для развития ребёнка проблем средствами конкретной программы.
Принцип целостности –
отражение в программе целостной и последовательной системы мер по достижению поставленных целей, взаимосвязь всех её организационных, содержательных и процессуальных компонентов.
Принцип гуманистической направленности -
утверждает отношение к ребёнку, как к высшей ценности, утверждает его право на гражданскую свободу, творчество, счастье, проявление собственных духовно-патриотических и физических сил.
Принцип культуросообразности -
осуществление воспитания в соответствии с культурно-историческим наследием, сложившимся в обществе.
Принцип природосообразности -
учёт половозрастных особенностей, наследственных факторов, физиологических и биологических особенностей детей.
Принцип социально-педагогической значимости - реализация программы гражданско -педагогическими принципами осуществления педагогического процесса (внешние связи коллектива, учёт личностно-ориентированного подхода к ребёнку, связь с родителями и т. д.).
Принцип системности и принцип развития - взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания, формирования развития личности в коллективе.
Принцип оптимальности -сочетание управления и самоуправления, рационального и эмоционального.
Принцип демократичности - основанный на сотрудничестве с детьми.
Принцип управления - базируется на понятиях: планирование, организация, стимулирование, учёт и контроль обратная связь, анализ.
Игровой принцип - развивающие упражнения, сюжетно-ролевые игры, подобранные в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
Особенности организации образовательного процесса – учебный материал занятия преподносится традиционно, разбивается на разные отдельные логически связанные между собой этапы, объединенные одной дидактической целью, в которых развивается воображение, находчивость, координация движения, музыкальность, самостоятельность мышления, развитие речи.
• Этапы занятий можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.
• Адаптация содержания занятия гибко перестраивается к индивидуальным запросам обучающихся.
• Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.
• Проводятся индивидуальные и групповые консультации и инструкции для каждого обучающегося.
- Игровые тренинги, направленные на раскрепощение личности, коллективизма, внимания, наблюдательности.
- Упражнения, развивающие технику речи.
- Репетиционная .
Структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста и развития обучающегося коллектива, степени усвоения материала.
.
Условия организации занятий
Наполняемость группы 15 человек. Форма официально – торжественная: голубые рубашки (с нашивками по системе роста), галстук цвета знамени Победы, спортивная – жёлтые футболки с лейблом. Патриотические мероприятия – военная форма. Повседневная: комуфляж.
Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для построений, выступлений, проведения занятий по группам, а также по прямому назначению - в качестве рабочих поверхностей.
Программа рассчитана на комплексное изучение материала по данной системе – от простого к сложному, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ, используемые на занятиях.
- Словесные: беседы, объяснения, читки.
- Наглядные: иллюстрация пособий, демонстрация наглядных примеров.
- Репродуктивно-поисковый метод: формирование новых знаний и поиск новых возможностей, умений навыков.
- Практический: применение наглядных теоретических и словесных методов на практике.
- Методы самостоятельной работы: принятие решений, организация дела, проведение мастер-класса, поисково- исследовательская работа.
- Дедуктивные: умение анализировать явления от общего к частному.
- Индуктивные: умения анализировать от частного к общему.
- Общие клубные формы и методы обучения
Традиции круга, построений, бесед вначале или в конце занятий.
- создание ситуации выбора (многовариативность заданий и действий);
- деловая и ролевая игра;
- сюжетно-ролевые игры;
- мозговая атака;
- использование методики Иванова (коммунарская)
- час вопросов и ответов;
- проведение мастер-классов;
- экскурсии, поездки. выездные патриотические лагеря, сборы;
- лекции, семинары по соответствующей тематике;
- конкурсы;
- организация и проведение слётов, сборов, учёбы актива;
- выступления на смотрах, фестивалях;
- самообслуживание;
- работа в команде.
Направления и содержание работы клуба
Клуб имеет свою структуру, каждое направление имеет свою программу, цели, задачи, традиции, который всех объединяет и является отличительными элементами клубной деятельности.
Её задача напрямую зависит от актуальных задач, стоящих на данном этапе. По форме они представляют собой вид деятельности, который развивает и способствует гражданско-патриотическому деятельному общению, где каждый осознаёт, что он занимается очень важным для всех, и очень нужным для него делом, становится участником командной деятельности, ибо окунается в атмосферу взаимодействия творчества, инициативы, самостоятельности.
Для внедрения системного подхода в работе патриотического клуба разграничиваются уровни деятельности:
- организационно-обучающая деятельность (самоуправление) – обучение и развитие основных личностных и коллективных навыков необходимых для решения задач данного направления;
- содержательная «внутренняя» деятельность, направленная на реализацию интересов членов организации: патриотические мероприятия, проекты, события, сюжетно-ролевые патриотические игры внутри организации;
- содержательная «внешняя» деятельность, направленная на взаимодействие с внешней средой ( родители, школьные коллективы, город – социум).
Именно разграничения деятельности позволяют чётко определить направления работы и содержание.
Каждое направление деятельности клуба – это целая жизнь. В клубе мы строим ДОМ ДЕТСТВА, где бережным отношением к ребёнку продиктована необходимость выяснить те перспективные линии , которые вычерчивают модель личности будущего взрослого Человека, Гражданина, Защитника Отечества, позволяющие стать востребованным, активно-деятельным, самостоятельным.
Основная работа в клубе направлена на социализацию, развитие патриотических, гражданских, лидерских качеств, реализацию организаторских способностей.
Патриотический клуб «Наследники Победы» имеет 3 направления образовательной деятельности:
- Гражданско-патриотическое: формирование патриотических навыков, мировоззрения, направленных на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, развитие гражданского и национального самосознания обучающихся, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
- Социально-культурное: обучение организаторским навыкам.
- Творческое: экскурсоведение, художественное слово, театрализация.
Клуб , как и каждое его направление, имеет уже свои сложившиеся традиции – нормы (законы коллектива, внутренние особенности правил деятельности) и традиции – события (обычаи, праздники ),сложившиеся за период
коллективно творческой деятельности, отношений, передающиеся документально или информационно в течение длительного времени.
Диагностика успешности программы
Для диагностики успешности программы, положительной рефлексии обучающихся , усвоения ими новых знаний в гражданско-патриотическом направлении, предполагается проведение анкетирования, тестирования в течение года не только с подростками, но и их родителями, наблюдение за освоением теоретического материала и активного практического участия. Промежуточная аттестация в объединении включает в себя проверку практических умений и навыков.
Итоговая аттестация проводится в следующих формах: наблюдение; учёт активности участия в деятельности клуба, уровень выступлений на мероприятиях, уровень участия в организации дела , инициатива, которая организуется внутри учебной группы, умение сотрудничать.
Предполагаемый результат программы
В результате участия в клубной гражданско-патриотической образовательной программе, обучающиеся приобретут
- опыт успешной самореализации,
- эффективного взаимодействия с окружающими,
- основы организации личного времени и дел
что в совокупности с полученными ими навыками, будет способствовать повышению их гражданско-патриотической активности.
Конечным результатом функционирования клубного образования должны стать духовный и культурный подъем учащихся, активная гражданская позиция, патриотическое сознание обучающихся:
- в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
- в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в литературно- творческой: выразительная речь, артистизм, основы режиссуры;
- в социальной - способность к самореализации в пространстве своего края, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Условия реализации программы.
- Материально-техническая база:
-Зал.
- форма.
- символика: флаг, бырабаны.
- Музыкальное оборудование (колонки, центр).
- Видеоаппаратура (нетбук).
- - Шкафы для хранения формы.
- Сухое помещение для хранения формы, атрибутики, звуковой аппаратуры.
#1048;нформационно-методическое обеспечение:
- сценарии для выступлений.
- Дидактический материал для занятий.
- Фотолетописи.
- Книги.
- Газеты со статьями о клубе.
- Музыкальные записи патриотических и авторских песен.
- Музыкальные записи для выступлений.
- Видеозаписи.
- Видеозаписи.
Организационно – методическое обеспечение
Техническое обеспечение программы: подбор и запись фонограмм, видеопродукции, фотоаппарат.
Методическая литература по патриотическому образованию и воспитанию, по сюжетно-ролевым патриотическим играм, творчеству, развитию лидерства, организаторских навыков. Печатный и видеоматериал.
Принципы:
- системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
- адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
- подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
- учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, улице, школе.
Педагогические технологии:
- Проектно – исследовательская деятельность
- Коллективно - творческое дело
- Деятельностный подход в воспитании
- Педагогика сотрудничества
- Технология проблемного обучения
- ИКТ
Формы взаимодействия с обучающимися в рамках образовательной программы:
Образовательные занятия;
Беседы, лекции, «круглые столы», конференции
Экскурсии по историческим местам родного края, походы, в/с игры
Уроки мужества, вахты памяти
Научно-исследовательская и проектная
деятельность
фестивали патриотической песни
Результаты реализации программы определяется личностным ростом обучающихся проявленных в деятельности: юный патриот, старший патриот, патриот –ефремовец, патриот – нахимовец, инструктор, старший инструктор.
1 год обучения
Программа 1 года дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе предусмотрены условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Работа над понятиями начинается со среднего возраста с 13 лет, а затем продолжается в старшем возрасте.. Изучение исторических событий, знакомство с историческими личностями позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Але ксандра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, П. С.Нахимова, , Г. Жукова, М.Г. Ефремова., защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, воинов-интернационалистов, на примерах положительных героев, художественных произведений, формируются нравственные идеалы устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
Обучающиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым, посещают воинские части, музеи боевой и трудовой славы; встречаются с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ осуществляются с учетом интересов обучающихся, состояния учебно-материальной базы и условий. Это
- Конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
- Интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
- Празднование Дней воинской славы;
- Добровольческая (тимуровская) работа;
- Уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
- Митинги, литературно-музыкальные представления, концерты.
- Организация слётов, сборов, экскурсий по изучаемым темам, приём делегаций, гостей из других объединений, учреждений, городов области.
Кроме того, обучающиеся готовятся принимать участие
- в учебных военно-патриотических сборах по основам военной службы;
- участвовать в работе музея Неизвестного солдата;
- обсуждать научно-популярные, документальные и художественные фильмы на духовно нравственные и патриотические темы;
- участвовать в физкультурно-оздоровительных соревнованиях;
- поисковых операциях;
- участвовать в походах и экскурсиях по родному краю.
Цель программы 1 года : подготовка условий для формирования гармонично-развитой личности юного патриота.
Задачи:
- отработать содержание образовательной деятельности, наиболее эффективные формы и методы образовательного и воспитательного воздействия;
2. расширять и укреплять связи и отношения детей и культуры;
#1074;овлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию.
В данном разделе первого года обучения основная работа призвана раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в поведении людей по отношению к окружающим, приобщить к нормам общения. Подростковая фантазия более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, создание собственных творческих продуктов, небольших тематических постановок, диа-монологов точности и свободы действия. От элементарного точного копирования поведения, действия, интонаций подросток учится предлагать свое решение исполнения. Параллельно осваиваются основы художественного сценического чтения, постигает этику и азбуку общения
Наряду с образовательной деятельностью идет работа по следующим направлениям: развитие воображения, развитие мышления, формирование качеств личности, формирование культурного общения, поведения, чувств.
За 1 год обучения по программе обучающиеся должны:
- уметь определять свое место в коллективе;
- обращаться к аудитории;
- знать и уметь применять на практике основные правила выступающего;
- овладеть основными речевыми навыками;
- владеть чувством ответственности, коллективизма.
- Правила человеческого труда.
- Знать даты воинской Славы Смоленской области и основные Дни воинской Славы страны.
- Знать основные воинские и боевые традиции
- Понятия - тыл, фронт, оккупированная территория.
- Уметь соблюдать гигиенические нормы человеческой жизни.
- Знать и уметь отстаивать гражданские культурные ценности (Родина, язык, культура, природа, земля, мир, Человек).
№, тема. | 1 год обучения Содержание занятия, формы работы. | Учебные часы | Теория | Практика |
1. Патриотический отряд – общественная организация | Вступительное занятие. . План основных мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся . Инструктаж по технике безопасности Понятие общественной организации, правовые основы общественной организации, цели и задачи патриотического своспитания, движения. Оформление вступительных документов (заявление, обязательство), вступительный инструктаж. | 2 часа | 30 мин | 60 мин |
2. Страницы истории патриотического движения в России от 40-х до 90-х годов. |
| 2 часа | 30 мин | 60 мин |
3. Поисковое движение сегодня |
России. Ратная слава русских дружин» Просмотр телемоста студии «Мир» ОРТ с поисковыми объединениями стран СНГ (2000 г) | 2 часа | 30 мин | 60 мин |
4. Поисковое движение на Смоленщине. | История зарождения и развития поискового движения на Смоленщине. Первые поисковики – В.Швыдкин, Г.Слесарев, А.Шалаев, В.Буланова. Всесоюзная Вахта Памяти 1990 г. (А.Бучинский). Смоленский областной центр героико-патриотического воспитания молодежи «Долг». Поисковые отряды Смоленской области. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Вахта памяти Знакомство с работой одного из отрядов области – посещение поискового музея отряда, встреча с бойцами и т. д. (выездное занятие). | 6 часов | 30 мин | 60 мин |
5. Слагаемые поисковой работы. | Поиск – это история, работа в архиве, опрос населения, разведка, раскопки, захоронения, поиск родных без вести пропавших, работа с Книгой Памяти, музейное дело, уход за могилами и памятниками, пропаганда патриотических традиций и т.д.
| 2 часа | 30 мин | 60 мин |
6. География войны. | Понятия тыл, фронт, оккупированная территория. Деление страны в поиске на «тыловые» и «боевые» регионы. Линии фронта и обороны, боевые позиции. Сожженные деревни, концлагеря, партизанское движение и другие приметы оккупации. Работа в музее Работа с картой, архивными материалами (Акты злодеяний фашистов на оккупированной территории). | 2 часа | 30мин | 60 мин |
7. Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах. | Хроника Великой Отечественной войны: основные события. Работа в музее Брестская битва (Судьба белорусского народа в Великой Отечественной войне, Ассоциация «Пошук») Битва за Москву (Подвиг панфиловцев, судьба подольских курсантов). Оборона Ленинграда («Невский пятачок»), события под Новгородом (Мясной бор и п.о. «Долина») Трагедия Аджимушкая и одесские катакомбы. Курская битва, третье ратное поле – Прохоровское поле. Работа с атласами и картами, просмотр художественных фильмов, документальных фильмов, изучение тематической литературы и т.д. | 12 часов | 4 часа | 8 час |
8.Смоленский край в годы Великой Отечественной войны. | 1941 г. Смоленское сражение 10 июля – 10 сентября (рождение советской гвардии под Ельней) Вяземская оборонительная операция или «Вяземский котел» – 1942 г. Бои за Ржевский выступ. Ржевско-Вяземская наступательная операция (январь – апрель), трагедия и подвиг 33 армии, г-л Ефремова. 1943 г. Ржевско-Вяземская наступательная операция (февраль-март), освобождение Гжатска, Сычевки, Вязьмы. Летняя освободительная операция «Суворов», освобождение Смоленской области. Смоленский край в годы оккупации (репрессии мирных жителей, лагеря военнопленных) Экскурсия по городу «Памятные места вяземской земли»: Поле Памяти, Братское захоронение на Екатерининском кладбище, памятный знак на месте лагеря военнопленных, история памятника Ефремову и т.д. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны г.Смоленска. Практическая работа: Сбор свидетельств о войне на территории Смоленского края. | 18 часов | 6 часа | 12 часа |
9. Без вести пропавшие. | Определение понятия - без вести пропавший солдат. Статистика по Великой Отечественной войне. Судьбы семей без вести пропавших после войны. Увековечение памяти без вести пропавших в послевоенные годы. Уроки мужества, посвященные Дню согласия и примирения. Встречи и беседы с поисковиками военно-патриотического клуба «Долг» Просмотр видеофильма «Минута молчания». Тематическая экскурсия в музее центра «Долг» - «Неизвестный солдат» | 4 часа | 1 час | 3 часа |
10. Вечер Памяти «Возвращенные из небытия». | Творческий вечер с приглашением других поисковых отрядов, ветеранов войны, учащихся учреждений образования, на базе которых созданы отряды, семей без вести пропавших. Использование материалов по результатам поисковой работы. | 2 часа | 30 мин | 60 мин |
11. Методика поиска. |
| 2 часа | 30 мин | 60 мин |
12. Классификация захоронений. |
| 2 часа. | 30 мин | 60 мин |
Экскурсия в в/ч … | Знакомство с караульной. Дневной службой бойца Суточный наряд. Общие обязанности военнослужащих | 2 часа | 30 мин | 60 мин |
14. Работа с медальонами. | Из истории введения солдатского медальона в Красной армии, виды медальонов в период Великой Отечественной войны, правила работы с медальонами и условия хранения их. | 2 часа | 30 мин | 60 мин |
15. Техника безопасности. | Санитарные нормы жизни в полевых условиях. Школа выживания – поведение в экстремальных условиях. Первая медицинская помощь. Беседы со специалистами МЧС, медиками, санэпидемиологами. Зачеты. | 10 часов | 3 часа | 7 часов |
16. Поиск и туризм. | Работа с картами, компасом, ориентирование в лесу и незнакомой местности. Обучение туристическим навыкам (переправы, узлы, разведение костров, разбивка бивака и т.д.) Закрепление полученных навыков на местности – выездное занятие в лесу. | 4 часа | 1 час | 3 часа |
17. Вахта Памяти. | Что такое Вахта Памяти? Категории Вахт Памяти. Организация жизни и работы в полевом лагере. Распорядок жизни в лагере и режим работы. Штаб Вахты Памяти. Обязанности руководителя В.П., начальника штаба, командиров отрядов, дежурных по лагерю, коменданта и т.д. Просмотр видеофильмов, рассказывающих о Вахтах Памяти в различные годы. Деловая игра «Завтра открытие Вахты Памяти». | 4 часа | 1 час | 3 часа |
18. Документация поискового отряда. | Все формы документов (заявление, обязательство, протоколы эксгумации, листы опроса, акты захоронений, инструктажи, отчеты командиров, полевые дневники, летописи отрядов и т.д.) Конкурс боевого листка «Будни поисковика.» (Вариант «Я против войны!», «Один день жизни моего отряда» и т.д.) Сущность и значение воинской дисциплины, | 4 часа | 1 час | 3 часа |
19. Экипировка поисковика. | Игра «Мой рюкзак» Сущность и значение воинской дисциплины, | 2 часа | 30 мин | 60 мин |
20. Родной край | Основные достопримечательности родного края | 2 часа | 2 часа | |
21. экскурсоведение | Как вести эксурсии. Формы проведения | 10 часов | 2 часа | 8 часов |
22. Экспедиционная работа. | Трехдневная поисковая экспедиция (апрель) Трехдневная поисковая экспедиция (май) Участие в учебно-тренировочной Вахте Памяти (10 дней - июнь) Участие в Международной Вахте Памяти (10 дней – июль) | 42 часов | 42 часа | |
Встречи | с воинами-интернационалистами, посвященная Дню воина-интернационалиста; ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда… | 6 часов | 2 часа | 4 часа |
Всего: | 144 | 29 уч. часа | 115 уч.часа |
Общее количество часов – 144 (2 занятия в неделю по 2 часа)
Ожидаемые результаты:
На конец 1 года обучения обучающиеся должны знать
Государственные символы России
Военные знамёна
Города-герои
Имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Вяземского района
Имена воинов-интернационалистов, проживающих на Вяземской земле, а также погибших во время миротворческой миссии в «горячих точках»
Имена великих адмиралов флота и военных полководцев
Основные события Великой Отечественной войны на территории Смоленской области
История поискового движения на территории Смоленской области
7-8 патриотических песен (песни Великой Отечественной войны и патриотические)
3-4 темы экскурсий по родному краю
Владеют основами проведения экскурсий.
Проектируют КТД
Принимают участие активное участие в патриотических мероприятиях - в Вахте памяти
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Формирование патриотических навыков, мировоззрения, направленных на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, развитие гражданского и национального самосознания обучающихся, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью образовательного подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, обновлённых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Программа второго года - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, деятельной организации социума, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Умения и навыки способствуют становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Наименование темы | Кол-во занятий | Всего кол-во часов | Теория | Практи- ка |
1. | Вводное организационное занятие | 2 | 4 | ||
2. | Наследники Победы Смоленщины | 2 | 4 | 0,5 | 3,5 |
3. | Основы патриотического мировоззрения | 4 | 8 | 2 | 6 |
4. | Военно-патриотическое и гражданско-патриотическое направление работы в клубе | 1 | 2 | 2 | |
5. | Военно-патриотическое В патриотические клубы, Отряды-Спутники поисковых отрядов | 7 | 14 | 5 | 9 |
6. | Гражданско-патриотическое | 10 | 30 | 3 | 37 |
7. | Музейные формы работы | 8 | 16 | 2 | 14 |
7. | Краеведение как форма патриотической работы | 6 | 12 | 2 | 10 |
8. | Патриотизм как основа гармонично-развитой личности | 8 | 16 | 1,5 | 18,5 |
9. | фундамент патриотизма | 4 | 8 | 1 | 7 |
10. | Обобщение изученного | 8 | 16 | - | - |
11. | Экспедиционная работа Трехдневная поисковая экспедиция (апрель) (летняя практика) Участие в учебно-тренировочных сборах Памяти (10 дней - июнь) Участие в Международной Вахте Памяти (10 дней – июль) 42 часа | 8 | 12 | ||
ИТОГО | 68 | 204 | 64 | 140 |
УМЕНИЯ И НАВЫКИ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Государственные символы России
Военные знамёна
Основные события Великой Отечественной войны
Основные дни воинской славы РФ
Воинские звания, погоны
Историю своей семьи
20 патриотических песен
Знают технологию теории и практики поисковой работой
Умеют создавать и реализовывать
- творческие проекты;
- тематические экскурсии;
- мастер-классы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся:
Значение символов городов Воинской Славы ; М., изд-во «Экспресс», 2003 г.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России»;
Сказ о гербе Смоленском ,история Смоленщины;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»...
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»
Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БЕРКУТ»
В 1996 году на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» было создано военно-патриотическое объединение «Беркут», в котором учащиеся образовательного учреждения приобр...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотического клуба "Орлёнок"
программа ВПК "Орлёнок"...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Военно-патриотический конкурс (игра) "Наследники Победы"
Сценарий для проведения военно-патриотического конкурса "Наследники Победы"...