Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
рабочая программа на тему
Возраст детей 12-16 лет
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детский морской Центр «Альбатрос» одним из ключевых направлений воспитательной работы определила патриотическое направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioty_otechestva.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО
ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР "АЛЬБАТРОС"
142003, Московская область, г.Домодедово, ул.Зеленая, д.72-а, тел.(496) 794-30-13
СОГЛАСОВАНО на МО военно-патриотической направленности Протокол № _1от _02.09.2012г | Утверждаю Директор МБОУ ДОД ДМЦ «Альбатрос» ____ / И.П. Минченкова/ Приказ № от « 02»09_2012г |
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа)
военно-патриотической направленности
«Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 лет
Срок реализации программы 2 года
Составители:
педагог дополнительного образования
Нестеров Евгений Александрович
г. Домодедово
2012год
Пояснительная записка.
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детский морской Центр «Альбатрос» одним из ключевых направлений воспитательной работы определила патриотическое направление.
Актуальность программы.
В детском морском Центре Альбатрос проводится целенаправленная работа по патриотическому воспитанию учащихся.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы школьников. В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур.
Патриотизм, любовь к Родине, в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний: жертвенное отношение к долгу, готовность верно служить делу процветания Отечества.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Патриоты Отечества» опирается запросом со стороны детей и родителей на программы военно-патриотического и гражданского воспитания.
Целью программы является формирование у молодёжи гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через деятельность.
Задачи программы.
Обучающие:
- Формировать знания о Государственных символах России;
- углублять знания об истории и культуре родного края;
- углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны;
- формировать знания о деятельности организаций « Боевое братство» и совета ветеранов войны и офицеров запаса;
- способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края;
- научить создавать и реализовывать творческие проекты;
- научить заниматься поисковой работой;
- закрепить в памяти детей имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Домодедовского округа.
Воспитательные:
- создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;
- воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного края в частности;
- воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
- формировать потребность в самопознании и самореализации;
- формировать способы социального взаимодействия.
Особенности программы.
Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства.
Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, а также экскурсии, проектно-исследовательскую деятельность.
Программа включает в себя следующие направления:
- Связь поколений.
- Растим патриота и гражданина России.
- Мой край родной.
- Я и семья.
При осуществлении планирования гражданско – патриотического воспитания в Центре учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:
- наличие чётких целей и нормативных требований;
- аргументированность гражданско – патриотического воспитания обучающихся;
- планирование воспитательно – образовательной деятельности;
- учёт временного фактора.
Особенности возрастной группы детей 12-16 лет
Психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения подростка.
Интенсивное общение у подростка сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе.
Подростковый возраст является по сути кризисным.
У подростка появляется необходимость собственной позиции, проявляется эмансипация от непосредственного влияния взрослых.
Подросток осознаёт себя как участник общественно – трудовой деятельности.
В этом возрасте у подростка проявляется повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм.
Существует позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через отстаивание своей взрослости, самостоятельности подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
В моральной сфере следует отметить две особенности:
- переоценка нравственных ценностей;
- устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал.
Центральным новообразованием считается чувство взрослости –
возникающее представление о себе как уже не о ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых.
В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями.
Режим занятий.
Программа «Патриот Отечества» предназначена для детей 12-16 лет. В группе 10-12 человек. Срок реализации программы 2 года, количество учебных часов в неделю – 4 часа, всего 144 часа в год. На второй год обучения принимаются дети, успешно прошедшие первый курс обучения.
Формы занятий. Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих
- теоретические и практические занятия,
- тематические игры,
- конкурсы и викторины,
- круглые столы,
- уроки мужества,
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими,
- экскурсии в городские музеи,
- различные игры, знакомящие подростков с жизнью и деятельностью войск.
В течение учебного года занятия проводятся в учебных кабинетах, занятия дополняются циклом культурно – массовых мероприятий, включающих экскурсии в музеи, на выставки, по местам боевой славы.
Применяемые технологии:
- Личностно-ориентированное обучение
- Здоровьесберегающие технологии
- Новые информационно (компьютерные) технологии
- Технологии проектной деятельности
Ожидаемые результаты:
На конец 1 года обучения обучающиеся знают
- Государственные символы России
- Военные знамёна
- Города-герои
- Имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Домодедовского округа
- Имена воинов-интернационалистов, проживающих на Домодедовской земле, а также погибших во время миротворческой миссии в «горячих точках»
- Имена великих адмиралов и полководцев флота
- Основные события ВОВ
- Основные военные корабли
- 3-4 патриотические песни
- Принимают участие в Вахте памяти
На конец 2 года обучения обучающиеся знают
- Государственные символы России
- Военные знамёна
- Основные события ВОВ
- Морские праздники
- Основные военные корабли
- Воинские звания, погоны
- Историю своей семьи
- 5-6 патриотических песен
- Умеют создавать и реализовывать творческие проекты
- Умеют заниматься поисковой работой
Результаты реализации программы определяется личностным ростом учащихся.
Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщаться к целому ряду ценностей, понятий, помочь сформулировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Проверка результативности обучения, воспитания и развития ребёнка осуществляется методом постановки контрольных вопросов, тестирования, анкетирование, анализа результатов конкурсов и соревнований.
Учебно – тематический план.
1 год обучения
№ п/п | Тема | Часы | Теория | Практика |
1. | «Водное занятие» | 2 | 1 | 1 |
2 | Историческое прошлое земли Домодедовской | 18 | 10 | 8 |
3 | «Герои вокруг нас» | 10 | 6 | 4 |
4 | «Уроки России | 8 | 6 | 2 |
5 | .Домодедовское «Боевое братство» | 6 | 6 | - |
6. | «Патриотизм и современность» | 6 | 2 | 4 |
7 | «День Защитника Отечества» | 20 | 16 | 4 |
8 | История В О В и «День Победы» | 32 | 16 | 16 |
9 | Роль молодёжи в передаче знаний по патриотизму | 10 | 5 | 5 |
10. | Проектная деятельность, поисковая работа | 32 | 6 | 26 |
Итого | 144 | 74 | 70 |
Учебно – тематический план.
2 год обучения
№ п/п | Тема | Часы | Теория | Практика |
Водное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Изучение морской практики | 10 | 6 | 4 | |
Морские праздники, морская символика | 12 | 4 | 8 | |
Уроки России | 8 | 6 | 2 | |
Адмиралы и полководцы | 10 | 7 | 3 | |
Патриотизм и современность | 10 | 5 | 5 | |
День Защитника Отечества | 10 | 4 | 6 | |
Герои вокруг нас | 10 | 2 | 8 | |
День Победы | 10 | 6 | 4 | |
Роль молодёжи в патриотическом движении | 4 | 2 | 2 | |
История В О В | 14 | 6 | 8 | |
Поисковая работа | 44 | 2 | 42 | |
Итого | 144ч | 51 | 93 |
Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2ч)
Знакомство курсантов с дополнительной общеобразовательной программой. Знакомство с традициями курсантов ДМЦ «Альбатрос».
Тема 2 Историческое прошлое земли Домодедовской(18ч)
История заселения Домодедовской земли
Возникновение города Домодедово в 1947г
Вклад домодедовцев в историю Великой отечественной войны.
История аэропорта «Домодедово»
Домодедово сегодня
Исследовательская работа «Домодедово-сегодня» презентация проекта
Тема 3.Герои вокруг нас. (10ч)
Знакомство с героями, окружающими нас.
Трудовые достижения моей семьи.
Ко Дню Учителя. Учителя нашего округа.
Сбор информации о почётных жителях г. Домодедово.
Поисково-творческая работа.
Тема 4. Уроки России(8ч)
Знание Российской символики и атрибутики.
Военные знамёна.
Знание указов Президента о патриотическом воспитании молодёжи.
Подготовка к празднованию годовщины Битвы под Москвой.
Тема 5 .Домодедовское «Боевое братство» (6ч)
История возникновения домодедовского движения «Боевое братство». Деятельность домодедовского движения «Боевое братство»
Тема 6. Патриотизм и современность (10ч)
Сбор информации о воинах – интернационалистах.
Знакомство с видами современного оружия.
Можно ли сегодня стать героем?
Тема7.День Защитника Отечества (10ч)
Истоки праздника.
Знакомство с памятниками воинской славы.
Экскурсия к обелиску Славы и вечному огню.
Защитники мирного времени.
Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества.
Тема 8. История В О В и День Победы(18ч).
Основные этапы Великой Отечественной войны.
Города-герои Великой Отечественной войны.
Боевые награды Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война в литературе и искусстве 40-х годов XX века.
Викторина «Славные страницы истории»
Битва под Ленинградом
Переломные моменты В О В.
Разучивание патриотических песен
Участие в акции поздравления ветеранов.
Участие в вахте памяти.
Участие в муниципальном смотре строя и песни.
Посещение краеведческого музея в г. Домодедово.
Проектная работа «Города –герои» . Презентация проекта.
Тема9. «Роль молодёжи в патриотическом движении»(10ч)
Различные патриотические движения в России, за рубежом .
Листовки, стенгазеты .
Участие в парадах, открытии навигации,
Участие в конкурсах патриотической направленности.
Поисково-творческая работа
Тема10.Проектная деятельность, поисковая работа (32ч)
Исследовательская работа и презентация проектов:
«Домодедово-сегодня»
«Герои рядом с нами и вокруг нас»
«День защитника Отечества»
«Города –герои»
Курсанты нашего Центра на соревнованиях разного уровня
Содержание дополнительной образовательной программы
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. (2ч)
Итоги работы за прошедший учебный год. Презентация
Тема 2. Изучение морской практики.(10ч)
Развитие судостроения и мореплавания.
Великие путешественники- мореплаватели.
Речной транспорт.
Работа морских спасателей.
Участие в речной или морской практике
Открытое первенство по морскому многоборью на базе ДМЦ «Альбатрос»
Тема 3. Морские праздники, морская символика(12ч)
Боевые традиции ВС России
23 февраля: День Защитника Отечества
05. марта: День мореходных училищ
19 марта: Праздник - День моряка-подводника
09 мая : День Победы
13 мая: Праздник – День черноморского флота
18 мая: Праздник – День Балтийского флота
5 июля: День работников морского и речного флота
26 июля: День Военно-Морского флота Российской Федерации
Морская символика.
Знакомство с военными знаменами.
Тема 4.Уроки России. (8ч)
Российская символика и атрибутика
Образование Российского государства. История Российского герба. Российские цари и их роль в истории России (Иван Грозный, Фёдор Иванович, династия Романовых).
Революция 1917г и её последствия.
Освоение космоса.
Россия сегодня
Тема 5. Адмиралы и полководцы.(10ч)
Древние политики – сторонники сильного флота. (Фемистокл, Перикл ,Эвклид, Васко да Гама)
Адмирал В.Я. Чичагов
Адмирал М.П. Лазарев
Адмирал В. Канарис
Адмирал Н.Г. Кузнецов
Тема 6. Патриотизм и современность.(10ч)
Великие путешественники: в давние времена и сегодня.
Сбор материала о воинах – интернационалистов.
Оформление папки «Воины-интернационалисты (в течение года)
Знакомство с видами современного оружия. Боевое братство.
Тема 7. День Защитника Отечества.(10ч)
Военно-Морской флот в Великой отечественной войне
Посещение памятников и обелисков воинской славы в г. Домодедово. Участие в празднике, посвящённому Дню Защитника Отечества.
Знакомство с военной техникой.
Разучивание патриотических песен.
Тема 9. Герои вокруг нас.(10ч)
Знакомство с героями, окружающими нас.
Трудовые достижения моей семьи.
Ко Дню Учителя. Учителя нашего округа.
Сбор материала об известных и интересных жителях Г. Домодедово. Проектная работа.
Тема 10. День Победы.(10ч)
Города-герои.
Битва под Москвой. Сталинградская битва. Блокада Ленинграда (беседы, сообщения, даты).
Участие в акции поздравления ветеранов.
Участие в вахте памяти.
Участие в муниципальном смотре строя и песни.
Посещение краеведческого музея в г. Домодедово.
Тема 11. Роль молодёжи в патриотическом воспитании общества. (4ч)
Молодёжные организации ,их цели и задачи.
Вклад молодёжи в развитие патриотизма.
Тема 12. История В О В.(14ч)
Места воинской славы. Роль солдата и моряка в В О В.
Престиж профессии офицера. Курская битва .Взятие Берлина.
Роль морской пехоты в деле победы.
Тема 13 Поисковая работа.(44ч)
Работа над Книгой Памяти
Работа над Книгой Памяти
Поиск ветеранов, воинов -интернационалистов.
Встречи с офицерами запаса.
Создание книги памяти
Создание уголка Боевой славы
Разработка и защита проектов.
Уголок Боевой Славы
Методическое обеспечение образовательной программы.
№ | Тема занятия | Форма занятия | Форма организации деятельности | Методическое обеспечение |
1 | «Водное занятие» | беседы, презентация | коллективная | Мультимедийная установка |
2 | «Уроки России» | беседы, сообщения | коллективная | плакаты, Мультимедийная установка |
3 | «Изучение морской практики» | беседы, сообщения, экскурсия | коллективная | плакаты, иллюстрации |
4 | «Морские праздники, морская символика» | беседы, сообщения , викторины . | коллективная | Мультимедийная установка |
5 | «Адмиралы и полководцы» | беседы, сообщения | коллективная | плакаты иллюстрации |
6 | «Патриотизм и современность» | Круглый стол, сообщения | коллективная | Мультимедийная установка |
7 | «День Защитника Отечества» | беседы, сообщения практические работы | коллективная | Мультимедийная установка |
8 | «Герои вокруг нас» | беседы, сообщения, встречи с героями | групповая индивидуальная | Плакаты Материалы из газеты «Призыв» |
9 | «День Победы» | беседы, сообщения экскурсии | коллективная | Плакаты Карты Мультимедийная установка |
10 | «Роль молодёжи в патриотическом воспитании.» | Беседы ,конкурсы , сообщения | коллективная | Плакаты, вырезки из газет |
11 | История великой отечественной войны | беседы, сообщения экскурсии | коллективная групповая | Мультимедийная установка |
12 | Поисковая работа Проектная деятельность | Круглые столы, викторины, защита проектов | коллективная групповая индивидуальная | плакаты собранный материал |
Список литературы
Литература педагога для реализации программы:
- Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011г
- Правительство Московской области. Министерство образования Московской области. «Дорогой памяти. Школьные музеи». Библиотека БГ газеты. «Ежедневные новости. Подмосковье» , 2011г
- В. Н. Балязин. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. Москва, 1995.
- . Б.Г.Родионов, В.Д. Доценко. «Три века Российского флота», 1,2, 3 том, Санкт-Петербург, «LOGOS», 1996г.
- Н.С. Горшков, В.А. Касатонов «Корабли-герои», ДОСААФ, Москва, 1970г
Литература для детей и родителей
- «Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 2008-2011г.г.
- «Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих, ветеранов и членов их семей, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Формулировка Обязательна «Футбол» Стартовый уровень
Программа «Футбол» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020...