Рабочая программа по ОБЖ для 1-курса
рабочая программа по обж (10 класс) по теме
Рабочая программа по ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnoy_distsiplinspo_tehnik_obzh.docx | 85.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУКМОРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ «
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО.
Организация-разработчик: ГАПОУ «Кукморский аграрный колледж»
Разработчик:
Гарифуллин РА. – преподаватель ОБЖ ГАПОУ «Кукморский аграрный колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
- Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности « Механизация сельского хозяйства». Квалификация: техник-механик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является дисциплиной общепрофессионального цикла.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности . 1–11 классы» (под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007) и региональной программа «Основы военной службы» (МО РТ, 2002 год), в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1 курсе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из 3 разделов и 11 тем (один из которых «Основы подготовки к военной службе» для 1го курса отрабатывается на полевых сборах, в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки, а также знакомятся с бытом военнослужащих).
Раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».
Раздел 11 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел Ш «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны, уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Реализация программы позволит сформировать представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в РФ в области безопасности жизнедеятельности и поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности, в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Изучение курса ОБЖ на 1-ом курсе заканчивается итоговой аттестацией. В диплом выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать:
• основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
• основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
• перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
• перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
• объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
• назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
• показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
• рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;
• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• пользования бытовыми приборами;
• использования по назначению лекарственных препаратов средств бытовой химии;
• пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
• соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
• соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
Оценивая качество ответов по предмету ОБЖ , учитывается их глубина, полнота, аргументированность, а также обоснованность действий учащихся в предполагаемой (моделируемой ) опасной или чрезвычайной ситуации. Оценка успеваемости учащихся выражается в баллах. При выставлении оценки преподаватель аргументирует ее:
«5» - за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта.
«4» - ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
«3» - за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в практической деятельности.
«2» - за плохое понимание и знание теоретического, методического и практического учебного материала, учащийся не отвечает на дополнительные вопросы.
Степень владения учащимися приемами или действиями оценивается следующим образом:
«5» - прием (действие) выполнен правильно (заданном способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко; в играх учащийся проявил большую активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.
«4» - прием (действие) выполнен правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; в играх учащийся проявил себя недостаточно активным, ловким.
«3» - прием (действие) выполнен в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению; в играх учащийся проявил себя малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
«2» - прием (действие) выполнен неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко; в играх учащийся проявил неловкость, нерасторопность, неумение играть в коллективе (команде).
Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 2 ч в неделю. Программа рассчитана для 1го курса на 70 часов ( 40ч - на учебные сборы) в год.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Содержание учебной дисциплины по ОБЖ.
Введение
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние безопасность жизнедеятельности личности.
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.
- ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ
ОБЯЗАННОСТЬ
История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную по готовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образов тельных учреждениях высшего профессионального образования.
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Соблюдение норм международного гуманитарного права.
Военнослужащий — защитник своего Отечества.
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.
Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Как стать офицером Российской армии.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Дни воинской славы России — дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Символы воинской чести.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку
Тематический план и программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
№ п/п | Раздел, темы | Количество часов всего | |
Введение | 1 | ||
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ | 11 | ||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ | 16 | ||
ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ | 42 | ||
Итого | 70 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности | |||
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни | Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. | 2 | |
Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья. Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культуры в укреплении здоровья. . | 2 | ||
Занятия 1.Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни. .Факторы риска. 3Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы | 1 | 2 | |
Практические занятия | 1 | ||
Способы закаливания организма | |||
Влияние двигательной активности на здоровье человека. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | 2 | |
Выполнение реферата по темам:
| |||
Тема 1.2. Вредные привычки и их профилактика | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика | |||
Изучение влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и снижения умственной и физической работоспособности. | |||
Изучение влияния курения на состояние здоровья. Изучение составных частей табачного дыма. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. | |||
Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании. | |||
Занятия 1 Вредные привычки и их профилактика. Влияния алкоголя на здоровье человека. Влияния курения на состояние здоровья. Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании | 1 | 2 | |
Практические занятия | 1 | 2 | |
Влияние курения на здоровье человека | |||
Алголь и социальные последствия. Влияние алкоголя на здоровье человека. | |||
ВВлияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ. | |||
ССоциальные последствия наркомании. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | 2 | |
Выполнение реферата по темам:
| |||
Тема 1.3. Основные инфекционные болезни. | Содержание учебного материала | 1 | |
Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика | |||
ЗзЗанятия 1. Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика | 1 | 2 | |
Практические занятия | |||
Кишечные инфекции | |||
Инфекции дыхательных путей | |||
Кровяные инфекции | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Тема 1.4 Первая медицинская помощь | Содержание учебного материала | ||
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца | |||
Занятия 1. ПМП при травмах | 1 | 2 | |
Занятия 2 Вредные привычки и их социальные последствия. | 1 | 2 | |
Занятия 3. Оказание первой помощи пострадавшим с повреждениями в следствии механических воздействий. | 1 | 2 | |
Занятия 4. Техника оказания первой помощи при различных видах травм. | 1 | 2 | |
Занятия 5. Техника оказания первой помощи при поражении электрическим током | 1 | 2 | |
Практические занятия | 1 | 2 | |
Первая медицинская помощь при остановке сердца | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения | 16 | 2 | |
Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Содержание учебного материала | ||
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | |||
Занятие1.. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера . | 1 | 2 | |
Занятие2. Опасные чрезвычайные ситуации | 1 | 2 | |
Заняти3. . Ядерное ,химические ,бактериологическое оружие | 1 | 2 | |
Занятие4. . Современные обычные средства поражения | 1 | 2 | |
Занятие5. . Оповещение населения . Действие по сигналам тревоги | 1 | 2 | |
Занятие6. Защитные сооружения гражданской обороны | 1 | 2 | |
Занятие7. . Индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, респиратор и др.) кожи | 1 | 2 | |
Занятие8.. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС | 1 | 2 | |
Занятия 9. . Организация ГО в учебных заведениях | 1 | 2 | |
Занятие.10. . Контрольная работа | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 | 2 | |
Правила поведения при пожарах и взрывах. | |||
Правила поведения при наводнениях и землетрясении. | |||
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | |||
Правила поведения при буре, урагане, смерчи | |||
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.) | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
| Содержание учебного материала | 4 | 1 |
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций | |||
Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны. Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной. Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. | |||
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. | |||
Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени. | |||
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | |||
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. | |||
Занятие1 .Назначение и задачи гражданской обороны. РСЧС, история создания,предназначение, структура,задачи. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений Организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. | 1 | 1 | |
Занятие 2.Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы , определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов. Организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. | 1 | 1 | |
П практические занятия | 2 | 1 | |
Оповещение и информирование населения об опасностях,- возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | |||
П Правила поведения в защитных сооружениях | |||
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. | |||
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | |||
С самостоятельная работа обучающихся | 1 | 1 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность | 42 | 2 | |
Тема 3.1. История Вооруженных сил России | С содержание учебного материала | 2 | 2 |
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. | |||
Занятие1.История Вооруженных сил России | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформы XIX века. | |||
Структура советских Вооруженных Сил | |||
Вооруженные Силы Российской Федерации | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2 | |
Подготовка рефератов по темам:
| |||
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил России | Содержание учебного материала | ||
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. | |||
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | |||
Занятие1.Национальная безопасность Российской Федерации. | 1 | 2 | |
Занятие.2.Основы обороны государства. | 1 | 2 | |
Занятие3.Вооруженные Силы Российской Федерации. | 1 | 2 | |
П Практические занятия | 1 | 2 | |
С сухопутные войска: история создания, предназначение, структура . | |||
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура. | |||
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. | |||
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. | |||
Космические войска: история создания, предназначение, структура. | |||
В воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. | |||
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Тема 3.3. Воинская обязанность | Содержание учебного материала | 17 | 2 |
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету. | |||
. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части | |||
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. | |||
. Занятие1.. Воинская обязанность и военная служба граждан | 1 | 2 | |
Занятие2. Подготовка и призыв граждан на военную службу | 1 | 2 | |
. Занятие3. .. Прохождение военную службу по призыву. Альтернативная гражданская служба. | 1 | 2 | |
Занятие4 Прохождение военную службу по контракту | 1 | 2 | |
Занятие5.Общевоинские уставы ВС РФ. Воинские коллективы. | 1 | 2 | |
Занятие6.Веннослужащие и взаимоотношение между ними. | 1 | 2 | |
Занятие7. Права и ответственность военнослужащих. | 1 | 2 | |
Занятие8. Стрелковое вооружение Российской Армии. | 1 | 2 | |
Занятие9. Материальная часть автомата Калашникова. | 1 | 2 | |
Занятие10. . Разборка и сборка автомата | 1 | 2 | |
Занятие11.. . Разборка и сборка автомата | 1 | 2 | |
Занятие12.. . Суточный полковой наряд. Суточный наряд по роте | 1 | 2 | |
Занятие13 Караульная служба | 1 | 2 | |
Занятие14.. .. Строевой шаг. Повороты на месте и в движение | 1 | 2 | |
Занятие15. .. Строевой шаг. Повороты на месте и в движение. Воинские приветствие | 1 | 2 | |
Занятие16 Строевой шаг. Повороты на месте и в движение. Воинские приветствие. Выход из строя, подход к начальнику | 1 | 2 | |
Занятие17. . Строевой шаг. Повороты на месте и в движение. Воинские приветствие. Выход из строя, подход к начальнику | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 | 2 | |
Назначение и организация первоначальной постановки граждан на воинский учет. | |||
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. | |||
Военная служба. Права и обязанности военнослужащих. | |||
Военная служба по контракту. | |||
Альтернативная гражданская служба. | |||
Дисциплинарная и уголовная ответственность военнослужащих. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Тема 3.4. Соблюдение норм международного гуманитарного права | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Изучение воинской дисциплины, ее сущности и значения. | |||
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индиви-дуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. | |||
Изучение видов воинской деятельности и их особенностей. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. | |||
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). | |||
Занятие1. Состав военнослужащих и воинские звания. Статус военнослужащих. | 1 | 2 | |
Занятие2.Международная (Миротворческая) деятельность ВС РФ.. | 1 | 2 | |
Занятие3. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества. | 1 | 2 | |
Занятие4. Воинская дисциплина. | 1 | 2 | |
Занятие5. Воинская дисциплина. | 1 | 2 | |
Занятие6. Военнослужащий - защитник своего Отечества. | 1 | 2 | |
Занятие7. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) | 1 | 2 | |
П Практические занятия | 1 | 2 | |
Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | |||
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. | |||
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) | |||
Воинская дисциплина | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Тема 3.5. Как стать офицером Российской Армии | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Изучение основных видов военных образовательных учреждений профессионального образования. | |||
Занятие1. Патриотизм и верность воинскому долг. Дружба и воинское товарищество | 1 | 2 | |
Занятие2. Памяти поколений - дни воинской славы России. . Основные государственные награды СССР и России | 1 | 2 | |
Занятие3. Ритуалы ВС России. Военная Присяга. | 1 | 2 | |
Занятие4. Боевое Знамя воинской части. | 1 | 2 | |
Занятие5. Особенности прохождения военной службы в различных видах ВС. .. | 1 | 2 | |
Занятие6. . Виды военно-учебных заведений РФ. . Организация учебного процесса в ВУЗ и основные положения по приему в ВУЗ. | 1 | 2 | |
Занятие.7. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | 2 | |
Практические занятия | |||
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. | |||
Боевые традиции Вооруженных Сил России. | |||
Дни воинской славы России — дни славных побед. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2 | |
Подготовка докладов по темам:
| |||
Дифференцированный зачет по всем разделам программы | 2 |
Рецензия
На рабочую программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», составленную преподавателем Гарифуллиным Р.А. и предназначенную для обучения учащихся ГАПОУ « Кукморский аграрный колледж» . Программа составлена с учетом требований ФГОС.
Предложенный вариант программы содержит квалификационную характеристику, пояснительную записку, в которой сформулированы цели изучения предмета, поставленные задачи, методы и приемы изучения.
В тематическом плане указано количество часов в соответствии с учебным планом.
Тематический план содержит 11 тем.
В программе представлен тематический контроль знаний по темам, контрольные работы и тестовые задания.
В целом, представленная программа может быть рекомендована для реализации в учебном процессе.
Рецензент: зам. директора по УР : Ганиев Р М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отралям)
Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". В дополнение календарно-тематический план, инструкция по технике безопа...
Рабочая программа и тематическое планирование по курсу социальной и экономической географии мира (учебник Холиной В.Н.)
В материале представлена рабочая программа по географии для социально-экономического профиля в 10-11 классах . Основной учебник- Холиной В.Н., но добавлены темы и разделы из классического учебни...
Рабочая программа по дисциплине "Терапия с курсом ПМСП"
Рабочая программа учебной дисциплины «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи» составлена в соответствии с ФГОС СПО для специальности 060101 Лечебное дело 52 в соот...
Рабочая программа по математике СПО 1 курс
Данная программа расчитана на 290 часов...
Рабочая программа Лихушиной Наталии Ивановны по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» 9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена на основе программы Сухогузовой Ирины Геннадьевны, заместител...
рабочая программа по информатике для первого курса СПО
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерной программы по специальности среднего профессионального образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....