Рабочая программа Лихушиной Наталии Ивановны по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» 9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена на основе программы Сухогузовой Ирины Геннадьевны, заместителя директора, педагога-психолога МОУ «ЦПМСС» (рассмотрено на заседании методического совета МОУ «ЦПМСС» протокол № 1 от «15» марта 2010 г. ,утверждено городским экспертным советом 01.06.2010).
В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.На этих занятиях мы с учащимися пытаемся выбрать правильный путь в дальнейшей жизни!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilnoy_orientacii_psihologo-pedagogicheskoy_diagnostiki.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«__Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей технологии и предметов эстетического цикла от «15»июня 2012 г. № _5_ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора МБОУ «СОШ №19сУИОП» ________Полева Н.В. (подпись) от «26 ».06.2012 г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета Протокол от «_30».08.2012 г. № _____ | УТВЕРЖДЕНА Приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» № 256 от 31 августа 201 2 г. |
Рабочая программа
Лихушиной Наталии Ивановны
по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов
2012- 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена на основе программы Сухогузовой Ирины Геннадьевны, заместителя директора, педагога-психолога МОУ «ЦПМСС» (рассмотрено на заседании методического совета МОУ «ЦПМСС» протокол № 1 от «15» марта 2010 г. ,утверждено городским экспертным советом 01.06.2010).
В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.
Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста, в системе образования необходимо создавать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.
Переход на профильное обучение требует от школьного психолога осуществления психолого-педагогического сопровождения, которое могло бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам, и его родители.
Программа профильной ориентации, психолого-педагогической диагностики учащихся направлена на решение данной проблемы, а также обеспечивает психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Цель программы – создать психолого-педагогические условия для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору;
оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся;
формирование положительного отношения подростка к самому себе, осознание своей индивидуальности;
изучение требований, предъявляемых профессией к человеку, и формирование на их основе способностей;
оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения.
Программа предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки, обоснованного выбора ими профиля обучения и дальнейшего профессионального самоопределения.
Психолого-педагогическое сопровождение играет большую роль в обеспечении образовательного процесса. В процессе психолого-педагогического сопровождения можно оказать помощь учащимся в подтверждении правильности выбора профиля обучения или вовремя осуществить переход из потока в поток, если выбор ученика был ошибочным.
Под психолого-педагогической поддержкой понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения.
Выделяют два вида поддержки: индивидуально-ориентированную и системно-ориентированную, которые направлены на решение ряда проблем. Первая группа проблем связана с определением образовательно-профессионального пути школьника, вторая - с выявлением жизненных, социальных ценностей, связанных с профессиональным становлением, социальной адаптацией и личностным самоопределением.
Связь программы с другими учебными курсами
Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, раннее полученных учащимися при изучении других учебных курсов. Это позволяет учащимся углубить ранее полученные знания, совершенствовать приобретенные навыки, а также использовать накопленный человечеством общественно-культурный опыт для решения вопросов жизненного самоопределения.
Межпредметные связи:
биология (при изучении таких понятий курса, как темперамент, стресс);
литература (при изучении таких понятий курса, как темперамент, тип личности, чувства, эмоции);
история, обществознание (при изучении таких понятий курса, как личность, тип личности, мотивы и потребности, внутренняя свобода) и пр.
Структура программы
Программа состоит из трех последовательных блоков, каждый из которых, являясь частью программы, в то же время сохраняет относительную самостоятельность, содержательную завершенность.
Блок 1. «Я и мои возможности»
Выделение данного блока в структуре программы обусловлено необходимостью формирования у учащихся навыка рефлексии, и на его основе – системы представлений об индивидуальных психологических особенностях как необходимого условия для реализации всего комплекса задач и достижения цели профильного и профессионального самоопределения.
Основная задача этой части программы связана с активизацией внимания учащихся на проблеме осознанного выбора будущей профессии с учетом индивидуальных психологических особенностей.
Блок 2. «Способности и профессиональная пригодность»
Основными задачами данного блока являются формирование представлений о способностях, условиях их проявления и развития, изучение особенностей интересов и склонностей, профессионального типа личности.
Блок 3. «Планирование профессиональной карьеры»
В данной части предполагается реализация основных задач программы, связанных с формированием у учащихся способности осознанно и самостоятельно планировать жизненные и профессиональные перспективы и при необходимости корректировать их.
В приложении 1 представлены конспекты некоторых занятий учебного курса (автор Г.В.Резапкина [33]).
Формы и методы реализации занятий
Для того чтобы сделать занятия интересными и личностно значимыми для учащихся, при выборе форм и методов обучения мы руководствовались следующими положениями:
смысловая целостность занятий;
включение методик, допускающих разновариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;
динамичность, увлекательность упражнений и методик;
разнообразие форм работы.
При реализации программы используются следующие формы и методы обучения:
беседа как форма организации урока, предусматривающая подачу информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы;
лекция как форма систематического изложения материала;
семинар как форма дискуссионного решения учащимися проблемы с систематизирующим информативным заключением учителя;
практическая работа с использованием метода обучающей психодиагностики как форма работы, объединяющая ситуации тестирования, психологического просвещения и групповой консультации школьников;
методы активного социально-психологического обучения как формы работы, активизирующие процесс освоения теоретического материала, являющиеся способом практической реализации полученных теоретических знаний: метод анализа конкретных ситуаций; сюжетно- ролевая игра; групповая дискуссия, психогимнастические упражнения.
Структура занятия
Начало работы в группе (проговаривание состояния каждого участника на момент прихода в группу, обмен впечатлениями о событиях прошедшей недели).
Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, снятие напряжения, улучшение настроения).
Работа по теме (усвоение теоретических блоков, психодиагностика, упражнения содержательного плана).
Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе и получение обратной связи).
Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока «начало работы в группе» необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления аффекта и необходим для получения обратной связи ведущим группы об эффективности работы.
Прогнозируемые результаты
и критерии эффективности программы
Сформированность у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.
Наличие навыка самопознания, рефлексии.
Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях.
Усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее.
Сформированность способности принимать ответственность за собственное поведение.
Наличие профессионального жизненного плана.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:
метод наблюдений;
психологическая беседа, интервью;
проективные сочинения;
психологические тесты.
Алгоритм психологической диагностики учащихся представлен в приложении 2.
Блок «Планирование профессиональной карьеры» |
13. | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. | 1 | 9а -19.03 9б -15.03 9к - 11.03 |
14. | Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. | 1 | 9а -9.04 9б -5.04 9к – 1.04 |
15. | Моя профессиональная карьера. | 9а -23.04 9б -19.04 9к -15.04 |
16. | Образ будущего. Позитивное биографическое мышление. | 1 | 9а -7.05 9б -4.05 9к – 29.04 |
17. | Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия» | 1 | 9а -21.05 9б -18.05 9к –6.05 |
Всего: | 17 |
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 час).
Цели и задачи курса. Специфика занятий. Профильное обучение в старшей школе. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная подготовка.
Тема 2. Самооценка и уровень притязаний.
Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки и уровня притязаний.
Тема 3. Природные свойства нервной системы. Темперамент и профессия.
Психодинамические особенности личности. Типы нервной системы. Темперамент. Эмоциональная устойчивость. Нейротизм. Экстраверсия. Интраверсия. Сангвиник. Холерик. Флегматик. Меланхолик. Учет типа темперамента при выборе профессии.
Тема 4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
Эмоциональная сфера личности. Чувства. Эмоции. Аффекты. Настроения. Определение преобладающих эмоциональных состояний.
Тема 5. Что такое стресс.
Понятие стресса. Виды стресса. Личностная и ситуативная тревожность как стрессогенные факторы. Стратегии поведения в стрессовой ситуации. Определение подверженности стрессу. Профилактика стресса. Саморегуляция. Релаксация. Аутогенная тренировка. Позитивное мышление.
Тема 6. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Тип мышления. Внимание и память.
Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Общее представление о внимании. Наблюдательность. Условие развития внимания. Мышление. Восприятие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти, внимания, мышления, пространственных представлений.
Тема 7. Уровень внутренней свободы.
Понятие свободы. Внутренняя свобода. Внутренняя свобода и осознанность профессионального выбора.
Тема 8. Способности, условия их проявления и развития.
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Способности общие и специальные. Способности к интеллектуальным видам деятельности, к социальным видам деятельности, к предпринимательской деятельности. Выявление и оценка различных видов способностей.
Тема 9. Определение типа будущей профессии.
Тип профессии. Определение типа будущей профессии.
Тема 10. Интересы и склонности в выборе профессии.
Интерес. Знакомство с понятиями интерес и склонность. Формирование потребности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии.
Тема 11. Определение профессионального типа личности.
Профессиональный тип личности. Диагностика.
Тема 12. Профессия и здоровье.
Здоровье. Здоровый образ жизни. Здоровье как фактор эффективной профессиональной реализации.
Тема 13. Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии.
Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация. Условия их формирования. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
Тема 14. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.
Самопрезентация. Похвала и поддержка. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.
Тема 15. Моя профессиональная карьера.
Профессия. Работа. Карьера. Профессиональные и жизненные планы. Проектирование профессиональной карьеры.
Тема 16. Образ будущего. Позитивное биографическое мышление.
Будущее. Настоящее. Прошлое. Жизненный успех.
Тема 17. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».
Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.
Требования к оснащение кабинета
Кабинет профориентации оснащен следующим информационными, учебно-методическими материалами и документами по организации профориентационной работы с учащимися.
Информационные материалы:
- сведения о средних специальных и высших учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределение после окончания обучения), о предприятиях и организациях района (города), выпускаемой ими продукции, потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;
- профессиограммы (характеристики) профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, профессиях, учебных заведениях, людях труда;
- буклеты, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.
Учебно-методические материалы:
- профориентационные беседы, лекций для учащихся и их родителей, разработка бесед о профессиях, профориентационных мероприятий;
- литература, дидактические материалы для проведения занятий курсов по профориентации;
- материалы, используемые в целях изучения интересов, склонностей учащихся (анкеты, тесты);
- графики индивидуальных, групповых консультаций.
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийный компьютер |
Сканер с приставкой для сканирования слайдов |
Принтер лазерный |
Мультимедиа проектор |
Список литературы
Байрангулова С.Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа.- 2009. - №2. – с. 39-42.
Балабайко А. А.,Боровых А. П., Литвинова Т. В. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» // Управление современной школой. - 2008. - № 1.- С. 61-71.
Битянова М.Р. От выбора не уйдешь / Школьный психолог. - 2001. - №24.
Ефимова Н. Готовлюсь к профессиональной деятельности: психологический практикум для старшеклассников // Первое сентября: школьный психолог. - 2007. - № 2. - С. 24-31.
Казарова Е. «Проблема выбора»: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся // Первое сентября: школьный психолог. - 2007. - № 2.- С. 18-23.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.)
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ №2783 от 18.07.2002г.)
Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.
Климов Е.А., Чистякова С.Н.. Основы производства. Выбор профессии. — М., 1987.
Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.М. Митиной. – М., 2005.
Лукина А.С. Формирование жизненной перспективы у старшеклассников (опыт проведения тренинговой процедуры)/ Психолог в школе. – 2001. - № 1,2.
Махаева О.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М., 2000.
Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. – Кемерово, 1996.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. - М., 2001.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента./ Под ред. Т. Никифорова. - СПб, 2001.
Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии - М., 1995.
Прошицкая Е.Н., Дж. Голланд о выборе профессии // Школа и производство. - 1993. - №4.
Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения - М. - Воронеж, 2003.
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | плановые сроки прохождения |
1. | Введение | 1 | 9а -11.09 9б -7.09 9к -3.09 |
Блок «Я и мои возможности» |
2. | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | 9а -25.09 9б -21.09 9к – 17.09 |
3. | Природные свойства нервной системы. Темперамент и профессия. | 1 | 9а -9.10 9б -5.10 9к – 1.10 |
4. | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 | 9а -23.10 9б -19.10 9к – 15.10 |
5. | Что такое стресс. | 1 | 9а -13.11 9б -9.11 9к – 5.11 |
6. | Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Тип мышления. Внимание и память. | 1 | 9а -27.11 9б -23.11 9к – 19.11 |
7. | Уровень внутренней свободы. | 1 | 9а -11.12 9б -7.12 9к – 3.12 |
Блок «Способности и профессиональная пригодность» |
8. | Способности, условия их проявления и развития. | 1 | 9а -25.12 9б -21.12 9к – 17.12 |
9. | Определение типа будущей профессии. | 1 | 9а -22.01 9б -18.01 9к – 14.01 |
10. | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | 9а -5.02 9б -1.02 9к – 28.01 |
11. | Определение профессионального типа личности. | 1 | 9а -19.02 9б -15.02 9к – 11.02 |
12. | Профессия и здоровье. | 1 | 9а -5.03 9б -1.03 9к – 25.02 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала при ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для профильного курса 10 класса (4 часа)
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмит...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа среднего общего образования по курсу истории (профильный уровень) 10-11 класс
разработка рабочей программы по курсу "История" для 10-11 классов профильного уровня...