Рабочая программа Лихушиной Наталии Ивановны по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» 9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Лихушина Наталия Ивановна

 

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена  на основе программы  Сухогузовой  Ирины Геннадьевны, заместителя директора, педагога-психолога  МОУ «ЦПМСС» (рассмотрено на заседании методического совета МОУ «ЦПМСС» протокол № 1 от «15» марта 2010 г. ,утверждено городским экспертным советом 01.06.2010).

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.На этих занятиях мы с учащимися пытаемся выбрать правильный путь в дальнейшей жизни! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«__Средняя общеобразовательная школа №19 с  углубленным изучением отдельных предметов»


РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей технологии и предметов эстетического цикла
Протокол

от «15»июня 2012 г.

    № _5_


СОГЛАСОВАНА

заместитель директора

МБОУ «СОШ №19сУИОП»

 ________Полева Н.В.                   (подпись)

от «26 ».06.2012  г.


РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол

от «_30».08.2012 г.

№ _____


УТВЕРЖДЕНА

Приказ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»   № 256 

  от  31 августа  201 2 г.

Рабочая программа

Лихушиной Наталии Ивановны

по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов

 

2012- 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена  на основе программы  Сухогузовой  Ирины Геннадьевны, заместителя директора, педагога-психолога  МОУ «ЦПМСС» (рассмотрено на заседании методического совета МОУ «ЦПМСС» протокол № 1 от «15» марта 2010 г. ,утверждено городским экспертным советом 01.06.2010).

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.

Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста, в системе образования необходимо создавать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.

Переход на профильное обучение требует от школьного психолога осуществления психолого-педагогического сопровождения, которое могло бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам, и его родители.

Программа профильной ориентации, психолого-педагогической диагностики учащихся направлена на решение данной проблемы, а также обеспечивает психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.

Цель программы – создать психолого-педагогические условия для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору;

оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;

определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся;

формирование положительного отношения подростка к самому себе, осознание своей индивидуальности;

изучение требований, предъявляемых профессией к человеку, и формирование на их основе способностей;

оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения.

Программа предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки, обоснованного выбора ими профиля обучения и дальнейшего профессионального самоопределения.

Психолого-педагогическое сопровождение играет большую роль в обеспечении образовательного процесса. В процессе психолого-педагогического сопровождения можно оказать помощь учащимся в подтверждении правильности выбора профиля обучения или вовремя осуществить переход из потока в поток, если выбор ученика был ошибочным.

Под психолого-педагогической поддержкой понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения.

Выделяют два вида поддержки: индивидуально-ориентированную и системно-ориентированную, которые направлены на решение ряда проблем. Первая группа проблем связана с определением образовательно-профессионального пути школьника, вторая - с выявлением жизненных, социальных ценностей, связанных с профессиональным становлением, социальной адаптацией и личностным самоопределением.

Связь программы с другими учебными курсами

Изучение ряда тем данной программы предусматривает использование знаний и навыков, раннее полученных учащимися при изучении  других учебных курсов. Это позволяет учащимся углубить ранее полученные знания, совершенствовать приобретенные навыки, а также использовать накопленный человечеством общественно-культурный опыт для решения вопросов жизненного самоопределения.

Межпредметные связи:

биология (при изучении таких понятий курса, как темперамент, стресс);

литература (при изучении таких понятий курса, как темперамент, тип личности,  чувства, эмоции);

история, обществознание (при изучении таких понятий курса, как личность, тип личности, мотивы и потребности, внутренняя свобода) и пр.


Структура программы

Программа состоит из трех последовательных блоков, каждый из которых, являясь частью программы,  в то же время сохраняет относительную  самостоятельность, содержательную завершенность.

Блок 1. «Я и мои возможности»

Выделение данного блока в структуре программы обусловлено необходимостью формирования у учащихся навыка рефлексии, и на его основе – системы представлений об индивидуальных психологических особенностях как необходимого условия для реализации всего комплекса задач и достижения цели профильного и профессионального самоопределения.

Основная задача этой части программы связана с активизацией внимания учащихся на проблеме осознанного выбора будущей профессии с учетом индивидуальных психологических особенностей.

Блок 2.  «Способности и профессиональная пригодность»

Основными задачами данного блока являются формирование представлений  о способностях, условиях их проявления и развития, изучение особенностей интересов и склонностей, профессионального типа личности.

Блок 3. «Планирование профессиональной карьеры»

В данной части  предполагается реализация основных задач программы, связанных с формированием у учащихся способности осознанно и самостоятельно планировать жизненные и профессиональные перспективы и при необходимости корректировать их.

В приложении 1 представлены конспекты некоторых занятий учебного курса (автор Г.В.Резапкина [33]).

Формы и методы реализации занятий

Для того чтобы сделать занятия интересными и личностно значимыми для учащихся, при выборе форм и методов обучения мы руководствовались следующими положениями:

смысловая целостность занятий;

включение методик, допускающих разновариативное  отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;

динамичность, увлекательность упражнений и методик;

разнообразие форм работы.

При реализации программы  используются следующие формы и методы обучения:  

беседа как форма организации урока, предусматривающая подачу информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы;

лекция как форма систематического изложения материала;

семинар как форма дискуссионного решения учащимися проблемы с систематизирующим информативным заключением учителя;

практическая работа с использованием метода обучающей психодиагностики как форма работы, объединяющая ситуации тестирования, психологического просвещения и групповой консультации школьников;

методы активного социально-психологического обучения как формы работы, активизирующие процесс освоения теоретического материала, являющиеся способом практической реализации полученных теоретических знаний: метод анализа конкретных ситуаций; сюжетно- ролевая игра; групповая дискуссия, психогимнастические упражнения.

Структура занятия

Начало работы в группе (проговаривание состояния каждого участника на момент прихода в группу, обмен впечатлениями о событиях прошедшей недели).

Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, снятие напряжения, улучшение настроения).

Работа по теме (усвоение теоретических блоков, психодиагностика, упражнения содержательного плана).

Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе и получение обратной связи).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока «начало работы в группе» необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления аффекта и необходим для получения обратной связи ведущим группы об эффективности работы.

Прогнозируемые результаты

и критерии эффективности программы

Сформированность у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

 Наличие навыка самопознания, рефлексии.

Сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях.

Усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее.

Сформированность способности принимать ответственность за собственное поведение.

Наличие профессионального жизненного плана.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:

метод наблюдений;

психологическая беседа, интервью;

проективные сочинения;

психологические тесты.

Алгоритм психологической диагностики учащихся представлен в приложении 2.


Блок «Планирование профессиональной карьеры»

13.

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии.

1

9а -19.03

9б -15.03

9к - 11.03

14.

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

1

9а -9.04

9б -5.04

9к – 1.04

15.

Моя профессиональная карьера.

9а -23.04

9б -19.04

9к -15.04

16.

Образ будущего. Позитивное биографическое мышление.

1

9а -7.05

9б -4.05

9к – 29.04

17.

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия»

1

9а -21.05

9б -18.05

9к –6.05


Всего:


17

 


Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час).

Цели и задачи курса. Специфика занятий. Профильное обучение в старшей школе. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная подготовка.

Тема 2. Самооценка и уровень притязаний.

Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки и уровня притязаний.

Тема 3. Природные свойства нервной системы. Темперамент и профессия.

Психодинамические особенности личности. Типы нервной системы. Темперамент. Эмоциональная устойчивость. Нейротизм. Экстраверсия. Интраверсия. Сангвиник. Холерик. Флегматик. Меланхолик. Учет типа темперамента при выборе профессии.

Тема 4.  Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Эмоциональная сфера личности. Чувства. Эмоции. Аффекты. Настроения. Определение преобладающих эмоциональных состояний.

Тема 5. Что такое стресс.

Понятие стресса. Виды стресса. Личностная и ситуативная тревожность как стрессогенные факторы. Стратегии поведения в стрессовой ситуации. Определение подверженности стрессу. Профилактика стресса. Саморегуляция. Релаксация. Аутогенная тренировка. Позитивное мышление.

Тема 6. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Тип мышления. Внимание и память.

Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Общее представление о внимании. Наблюдательность. Условие развития внимания. Мышление. Восприятие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти, внимания, мышления, пространственных представлений.

Тема 7. Уровень внутренней свободы.

Понятие свободы. Внутренняя свобода. Внутренняя свобода и осознанность профессионального выбора.

Тема 8.  Способности, условия их проявления и развития.

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как  важнейшее условие проявления и развития способностей. Способности общие и специальные. Способности  к интеллектуальным видам деятельности, к социальным видам деятельности, к предпринимательской деятельности. Выявление и оценка различных видов способностей.

Тема 9. Определение типа будущей профессии.

Тип профессии. Определение типа будущей профессии.

 

Тема 10. Интересы и склонности в выборе профессии.

Интерес. Знакомство с понятиями интерес и склонность. Формирование потребности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии.

Тема 11. Определение профессионального типа личности.

Профессиональный тип личности. Диагностика.

Тема 12. Профессия и здоровье.

Здоровье. Здоровый образ жизни. Здоровье как фактор эффективной профессиональной реализации.

Тема 13. Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии.

Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация. Условия их формирования. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Тема 14. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

Самопрезентация. Похвала и поддержка. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

Тема 15. Моя профессиональная карьера.

Профессия. Работа.  Карьера.  Профессиональные и жизненные планы. Проектирование профессиональной карьеры.

Тема 16. Образ будущего. Позитивное биографическое мышление.

Будущее. Настоящее. Прошлое. Жизненный успех.

Тема 17. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.

Требования к оснащение кабинета

        Кабинет профориентации оснащен следующим информационными, учебно-методическими материалами и документами по организации профориентационной работы с учащимися.

Информационные материалы:

- сведения о средних специальных и высших учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределение после окончания обучения), о предприятиях и организациях района (города), выпускаемой ими продукции, потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;

- профессиограммы (характеристики) профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, профессиях, учебных заведениях, людях труда;

- буклеты, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.

Учебно-методические материалы:

- профориентационные беседы, лекций для учащихся и их родителей, разработка бесед о профессиях, профориентационных мероприятий;

- литература, дидактические материалы для проведения занятий курсов по профориентации;

- материалы, используемые в целях изучения интересов, склонностей учащихся (анкеты, тесты);

- графики индивидуальных, групповых консультаций.        

                                

Цифровые образовательные ресурсы

Мультимедийный компьютер

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Принтер лазерный

Мультимедиа проектор


Список литературы

Байрангулова С.Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа.- 2009. - №2. – с. 39-42.

Балабайко А. А.,Боровых А. П., Литвинова Т. В. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» // Управление современной школой. - 2008. - № 1.- С. 61-71.

Битянова М.Р. От выбора не уйдешь / Школьный психолог. - 2001. - №24.

Ефимова Н. Готовлюсь к профессиональной деятельности: психологический практикум для старшеклассников // Первое сентября: школьный психолог. - 2007. - № 2. - С. 24-31.

Казарова Е. «Проблема выбора»: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся // Первое сентября: школьный психолог. - 2007. - № 2.- С. 18-23.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.)

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ №2783 от 18.07.2002г.)

Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.

Климов Е.А., Чистякова С.Н.. Основы производства. Выбор профессии. — М., 1987.

Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под  ред. Л.М. Митиной. – М., 2005.

Лукина А.С. Формирование жизненной перспективы у старшеклассников (опыт проведения тренинговой процедуры)/ Психолог  в школе. – 2001. - № 1,2.

Махаева О.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М., 2000.

Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. – Кемерово, 1996.

Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. - М., 2001.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента./ Под ред. Т. Никифорова. - СПб, 2001.

Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии - М., 1995.

Прошицкая   Е.Н.,   Дж.   Голланд   о   выборе   профессии   //   Школа   и производство. - 1993. - №4.

Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.

 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения - М. - Воронеж, 2003.

Календарно – тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

плановые

сроки прохождения


1.


Введение

1

9а -11.09

9б -7.09

9к -3.09


Блок «Я и мои возможности»

2.

Самооценка и уровень притязаний.

1

9а -25.09

9б -21.09

9к – 17.09

3.

Природные свойства нервной системы. Темперамент и профессия.

1

9а -9.10

9б -5.10

9к – 1.10

4.

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

9а -23.10

9б -19.10

9к – 15.10

5.

Что такое стресс.

1

9а -13.11

9б -9.11

9к – 5.11

6.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. Тип мышления. Внимание и память.

1

9а -27.11

9б -23.11

9к – 19.11

7.

Уровень внутренней свободы.

1

9а -11.12

9б -7.12

9к – 3.12


Блок «Способности и профессиональная пригодность»

8.

Способности, условия их проявления и развития.

1

9а -25.12

9б -21.12

9к – 17.12

9.

Определение типа будущей профессии.

1

9а -22.01

9б -18.01

9к – 14.01

10.

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

9а -5.02

9б -1.02

9к – 28.01

11.

Определение профессионального типа личности.

1

9а -19.02

9б -15.02

9к – 11.02

12.

Профессия и здоровье.

1

9а -5.03

9б -1.03

9к – 25.02

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г.Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала при ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для профильного курса 10 класса (4 часа)

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся  5-х  классов муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Дмит...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа среднего общего образования по курсу истории (профильный уровень) 10-11 класс

разработка рабочей  программы по курсу "История" для 10-11 классов профильного уровня...