календарно - тематическое планирования 10 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по обж (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Примерная программа разработана в полной соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1-4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов. Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного и среднего общего образования. Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа (ФЗ- № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 № 31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Приказ Минобразования, науки и молодежной политики РА от 12.07.1013 г. № 966, Устав МБОУ «Кош-Агачская СОШ», Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Кош-Агачская СОШ», Примерная программа по ОБЖ, 2012г.)по авторской программе А. Т. Смирнова, М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова – АСТ*Астрель*Москва,2011
Рабочая программа обеспечивает изучение курса «ОБЖ» в соответствии с образовательным стандартам и полностью отвечает требованиям образовательной программы по предмету.
Данная программа адресована МБОУ «Кош-Агачская СОШ» , для обучающихся 10-х классов. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практически; навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года На проведение учебных сборов выделяется пять дне (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Преподавание курса ОБЖ в 10-11 классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. Занятия по отдельной программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии или специалистам, имеющим медицинское образование. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету '"Основы безопасности жизнедеятельности". Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ общеобразовательных учреждениях.
Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин.
Требования к уровню усвоения дисциплины
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
График контрольных работ
№ Раздела | Количество часов | Метод контроля | Дата проведения | |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | (20 мин) | Проверочная работа | |
2 | Гражданская оборона | (20 мин) | Контроль знаний (тестирование) | |
3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | (10 мин) | Контроль знаний (тестирование) | |
4 | Основы здорового образа жизни | (10 мин) | Проверочная работа | |
5 | ВС РФ – защитники нашего отечества и его национальных интересов | (20 мин) | Контроль знаний (тестирование) | |
6 | Боевые традиции Вооруженных сил России | (10 мин) | Проверочная работа | |
7 | Символы воинской чести | (20 мин) | Контроль знаний (тестирование) | |
8 | Основы военной службы | (10 мин) | Проверочная работа |
Критерии оценивания контрольной работы (в форме теста).
До 25% - 2
От 25% до 50% - 3
От 50% до 75% - 4
От 75% - 5
Система условных обозначений.
ЧС – чрезвычайные ситуации.
ПГ - пожарный гидрант; ОП – очаг поражений.
АХОВ – аварийно химически опасные вещества.
ХОО – химический опасный объект; ОХВ – опасное химическое вещество; БОВ – биологический опасное вещество.
РВ – радиоактивное вещество; ПДК – предельно допустимые концентрации; СДЯВ – сильно действующее ядовитое вещество. ГТС – гидротехнические сооружения; ГЭС – гидроэлектростанция.
УК – уголовный кодекс.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Авторская программа А. Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов – АСТ*Астрель*Москва,2011
Рабочая программа обеспечивает изучение курса «ОБЖ» в соответствии с образовательным стандартам и полность отвечает требованием образовательной программы по предмету.
Межпредметные связи:
География, химия, биология.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс ОБЖ относится к НВП (начальная военная подготовка ) программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Содержание учебной программы ОБЖ для 10 класса.
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
III. Основы военной службы
5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
I | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 13 | ||
1 | Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. | 6 | 5 | 1 |
2 | Раздел 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. | 7 | 5 | 2 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | ||
3 | Раздел 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 3 | 2 | 1 |
4 | Раздел 4. Основы здорового образа жизни. | 7 | 4 | 3 |
III | Основы военной службы | 12 | ||
5 | Раздел 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. | 6 | 6 | |
6 | Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 6 | 5 | 1 |
Итого: | 35 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
Ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях;
- классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
- организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- средства массового поражения и их поражающие факторы.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
- обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Используемая литература
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О си гусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тсхногснного характера".
- Общевоинскне уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
- Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
- Вестник военной информации. Агентство "Воснинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.
- На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998
- Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России" - Москва 1997.
- Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни" Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор А.Смирнов )
П\н № номер урока в году | Номер главы | Номер урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид деятельности дидактическая модель педагогического процесса | Педагогические средства | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата проведения | |||
Универсальные учебные действия | Этнокультурное составляющее урока | План | Факт | ||||||||||
Раздел I Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Глава 1 Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | |||||||||||||
1 | 1 | 1 |
| Урок изучения новых знаний | Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. | Объяснительно-познавательная | Беседа, работа с книгой | Личностно познавательные | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 1.1 | |||
2 | 1 | 2 | 1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | Комбинированный | Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и | Объяснительно-познавательная | Практи-ческая работа.«Ориентирование на местности» (20 мин | Личностно познавательные | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 1.2 | |||
3 | 1 | 3 | 1.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Комбинированный | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Объяснительно-познавательная | Фронтальный опрос | Личностно познавательные | Землятясения в Кош-Агачском р-не 2003г. | § 1.3 | |||
4 | 1 | 4 | 1.4. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | Комбинированный | Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Урок-лекция | Решение ситуационных задач | Коммуникативный | Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Использовать полученные знания в повседневной жизни. | § 1.4 | |||
5 | 1 | 5 | 1.5. . Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи | Комбинированный | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций | Урок-лекция | Индивидуальный опрос | Личностно познавательные | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 1.5 | |||
6 | 1 | 6 | 1.6. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Комбинированный | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. | Урок-лекция | Индивидуальный опрос | Коммуникативный | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 1.6 | |||
2 | Глава 2. Гражданская оборона | ||||||||||||
7 | 2 | 1 | 2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | Комбинированный | Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной | Урок-лекция | Прове-рочная работа (20 мин) | Регулятивный | Участники локальных войн К-А р-на | § 2.1 | |||
8 | 2 | 2 | 2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | Комбинированный | Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. | Объяснительно-познавательная | Индивидуальный опрос | Личностно познавательные | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 2.2 | |||
9 | 2 | 3 | 2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | Комбинированный | Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях | Урок-практика | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Научится использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | § 2.3 | |||
10 | 2 | 4 | 2.4. Организация инженерной защиты | Комбинированный | Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях | Урок-практика | Индивидуальный опрос | Регулятивный | Бомбоубежища, бункеры в РА | § 2.4 | |||
11 | 2 | 5 | 2.5. Средства индивидуальной защиты | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики | Урок-практика | Практи-ческая работа. Отработка навыков пользования противогазом ГП-7 (15 мин) | Регулятивный | Научится использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | § 2.5 | |||
12 | 2 | 6 | 2.6. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения | Комбинированный | Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения | Урок-лекция | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 2.6 | |||
13 | 2 | 7 | 2.7. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых | Урок-практика | Практи-ческая работа. Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала о ЧС (15 мин | Регулятивный | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 2.7 | |||
Раздел II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||||||||||||
3 | Глава 3 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | ||||||||||||
14 | 3 | 1 | 3.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества | Комбинированный | Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества | Урок-лекция | Тестиро-вание (20 мин) | Регулятивный | Научится использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | § 3.1 | |||
15 | 3 | 2 | 3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | Комбинированный | Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике | Беседа, работа с книгой | Индивидуальный опрос | Коммуникативный | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 3.2 | |||
4 | Глава 4 Основы здорового образа жизни | ||||||||||||
16 | 4 | 1 | 4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания | Комбинированный | Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья | Объяснительно-познавательная | Тестирова-ние (10 мин) | Регулятивный | Бытовые традиции нашего района | § 4.1 | |||
17 | 4 | 2 | 4.2. Биологические ритмы | Комбинированный | Основные понятия о биологических ритмах организма | Урок-лекция | Решение ситуацион-ных задач | Коммуникативный | § 4.2 | ||||
18 | 4 | 3 | 4.3. Значение двигательной активности и закаливание организма для здоровья человека | Комбинированный | Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. | Объяснительно-познавательная | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Национальные праздники «Эл-ойын» | § 4.3 | |||
19 | 4 | 4 | 4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье | Комбинированный | Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркомания и токсикомания | Урок-лекция | Проверочная работа | Регулятивный | Бытовые традиции нашего района | § 4.4 | |||
Раздел III Основы военной службы | |||||||||||||
5 | Глава 5 ВС РФ – защитники нашего отечества и его национальных интересов | ||||||||||||
20 | 5 | 1 | 5.1. Родина и ее национальная безопасность | Комбинированный | Понятия «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и куль турная среда, в которой родился человек, с которой связана история егшо народа. | Семинар | Беседа, работа с книгой | Коммуникативный | Достопримечательности РА и Кош-Агачского района | § 5.1 | |||
21 | 5 | 2 | 5.2. История создания и развития Вооруженных сил России | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы | Урок-лекция | Фронтальный опрос | Регулятивный | Памятник «Братской могилы» в с. Кош-Агач | § 5.2 | |||
22 | 5 | 3 | 5.3. Состав Вооруженных сил РФ | Комбинированный | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска | Урок-лекция | Индивидуальный опрос | Личностно познавательные | Воинские части РА | § 5.3 | |||
6 | Глава 6 Боевые традиции Вооруженных сил России | ||||||||||||
23 | 6 | 1 | 6.1. Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского война, основа героизма | Комбинированный | Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг – | Урок-лекция | Прове-рочная работа | Регулятивный | Научится использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | § 6.1 | |||
24 | 6 | 2 | 6.2. Памяти поколений – дни воинской славы России. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Дни воинской славы – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. | Семинар | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Бережное отношение своим традициям ветераны ВОВ нашего района | § 6.2 | |||
25 | 6 | 3 | 6.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений | Комбинированный | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота | Объяснительно-познавательная | Индивидуальный опрос | Регулятивный | Бережное отношение своим традициям | § 6.3 | |||
Глава 7 Символы воинской чести | |||||||||||||
26 | 7 | 1 | 7.1. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | Комбинированный | Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. | Урок-лекция | Тестиро-вание (20 мин) | Регулятивный | Воинские части, заставы в нашем районе | § 7.1 | |||
27 | 7 | 2 | 7.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации | Семинар | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Бережное отношение своим традициям | § 7.2 | |||
28 | 7 | 3 | 6.6. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | Комбинированный | Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку | Объяснительно-познавательная | Комбинированная беседа | Регулятивный | Бережное отношение своим традициям | § 7.3 | |||
Глава 8 Основы военной службы | |||||||||||||
29 | 8 | 1 | 8.1. Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов | Комбинированный | Основная задача учебных сборов – дать возможность юношам на базе воинской части приобрести практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата. | Урок-лекция | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | § 8.1 | |||
30 | 8 | 2 | 8.2. Размещение и быт военнослужащих | Комбинированный | Казарма представляет собой комплекс соответствующим образом оборудованных помещений, в которых размещаются военнослужащие, как правило, одной роты | Урок-лекция | Индивидуальный опрос | Регулятивный | Воинская часть в с. Кош-Агач | § 8.2 | |||
31 | 8 | 3 | 8.3. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда | Комбинированный | В суточный наряд роты назначается дежурный и дневальный по роте. Дежурный по роте и дневальный очередной смены вооружается штык - ножом и ножном в ножнах. | Урок-лекция | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Бережное отношение своим традициям | § 8.3 | |||
32 | 8 | 4 | 8.4. Организация караульной службы. Обязанности часового | Комбинированный | Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных государственных объектов. | Урок-лекция | Индивидуальный опрос | Регулятивный | Воинская часть в с. Кош-Агач | § 8.4 | |||
33 | 8 | 5 | 8.5. Строевая подготовка | Урок комплек-сного применения ЗУН учащимися | Строевая подготовка включает: одиночные строевые приемы без оружия и с оружием; слаживание подразделений при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений. | Урок-практика | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Бережное отношение своим традициям | § 8.5 | |||
34 | 8 | 6 | 8.6. Огневая подготовка. Автомат Калашникова | Урок комплексного применения ЗУН уч-ся | Огневая подготовка – это обучение личного состава применению штатного оружия для поражения различных целей в бою. Предусматривает изучение материальной части оружия, основ, приемов и правил метания ручных гранат. | Урок-практика | Индивидуальный опрос | Регулятивный | Воинские части, заставы в нашем районе | § 8.6 | |||
35 | 8 | 7 | 8.7. Тактическая подготовка | Урок комплексного применения ЗУН уч-ся | ТП включает: изучение приемов боя, организации, вооружения и боевых возможностей своих подразделений. Обучение личного состава умелому применению оружия и военной техники. | Урок-практика | Фронтальный опрос | Коммуникативный | Стрельбище с.кош-Агач |
Тематический план проведения пятидневных учебных сборов
участием юношей X классов.
№ п/п | Темы занятий | количество часов | дата | |
план | факт | |||
1. | Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | 1 | ||
2. | Размещение и быт военнослужащих. Содержание помещений. Распорядок дня воинской части. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка. Часы занятий, завтрак, обед, ужин. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. | 3 | ||
3. | Суточный наряд и его обязанности. Назначение и состав суточного наряда. Подготовка суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда. | 4 | ||
4. | Организация караульной службы. Назначение и задачи караульной службы. Наряд караулов и подготовка караулов. Часовой и его обязанности. Пост. | 4 | ||
5. | Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия. Строи отделения, взвода и роты. Движение походным и строевым шагом в составе отделения и взвода. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. | 4 | ||
6. | Огневая подготовка. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Автомат Калашникова: тренировка и выполнение норматива по неполной разборке и сборке АК-74. Приёмы и правила ведения огня. Меры безопасности при проведении стрельб. Практическая стрельба из пневматической винтовки. | 11 | ||
7. | Тактическая подготовка. Действия солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижения в бою и порядок их выполнения. Способы передвижения на поле боя. Выбор и занятие места для стрельбы, оборудование и маскировка окопа для стрельбы лёжа. Преодоление препятствий и заграждений. | 3 | ||
8. | Медицинская подготовка. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах на поле боя. | 2 | ||
9. | Радиационная, химическая и биологическая защита. Приёмы и способы индивидуальной защиты. Преодоление участка местности, заражённого радиоактивными веществами. | 3 | ||
10. | Физическая подготовка. Разучивание и выполнение упражнений комплекса утренней гимнастики. Выполнение упражнений на спортивных снарядах. Сдача нормативов: бег на 100 м, кросс 1 км, метание гранаты (700 г), подтягивание на перекладине. | 5 | ||
Всего | 40 |
Учебно-методический комплект включает в себя:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О си гусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тсхногснного характера".
- Общевоинскне уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
- Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
- Вестник военной информации. Агентство "Воснинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.
- На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998
- Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России" - Москва 1997.
- Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни" Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор А.Смирнов )
Иформационно-методическое обеспечение
1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
- ОБЖ 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
- От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов.
- Сам себе МЧС. DVD-video.
Список литературы (основной и дополнительной)
- Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
- Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
- Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
- Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
- На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 2класс ФГОС 2012-2013г
Календарно тематическое планирование на 1,2, и 3 четверти составлен с соответствии с требованием ФГОС НОО для 2 класса по УМК М.З.Биболетовойна 2012-2013 уч год...
календарно-тематическое планирование по ФГОС
Данное календано-тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Используется УК под редакцией Шмелева...
Календарно-тематическое планирование "ЭКОЛОГИЯ" ФГОС ООО 5-6 класс
Календарно- тематическое планирование преподавания экологии в 5-6 классах ФГОС ООО как предмет по выбору....
Календарно-тематическое планирование по ФГОС для 5 класса, учебник Виленкина
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе ФГОС. Содержит все необходимые разделы, нужно только проставить даты уроков....
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10класс
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10класс ...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10класс
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10класс...
календарно-тематическое планирование 10класс
календарно-тематическое планирование, 10класс, к учебнику Аяповой Т.,издательство Мектеп,естественно-математическое направление...