Технологическая карта урока по обществознанию. 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Чулякмина Мадина Исхаковна

Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Мораль". 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию.

Учитель: Чулякмина Мадина Исхаковна
Предмет:
 обществознание

Класс:8

Тема урока: Мораль

Тип урока: комбинированный

Цель: Сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Общеобразовательные: познакомить учащихся с термином «мораль» , выявить основные положения категорий «добро/зло».

Развивающие: развивать критическое мышление при работе с ситуациями требующих оценки норм морали;

развивать умение работать с различными документами, аргументировать свою позицию.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к другим людям; сформировать понимание собственных жизненных ценностей с точки зрения морали.

Отдельно выделены задачи, в рамках которых используется новая технология Plickers:

  1. Находить информацию и ее локализировать в рамках темы «Мораль».
  2. Умение извлекать информацию в краткие промежутки времени.
  3. Умение адаптироваться под заданные условия.

Задачи, в рамках которых используется игровая технология  «Три предложения» :

  1. Умение вовлекаться в изучаемую тему, «проживать» ее.
  2. Развитие логического мышления при поставленных задачах на уроке.
  3. Развивать критическое мышление и творческий потенциал при разборе терминов , понятий и примеров добро/зло, мораль/гуманизм, нравственность.

Планируемые результаты

Предметные. После проведения урока учащиеся смогут:

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали и давать ее оценку в различных ситуациях.

Личностные:

Осознанное отношение к собственным поступкам.

Смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие  общества и человека.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковой, индивидуальный.

Формы обучения:  деятельностный способ обучения, дискуссия, практикум

УМК: Обществознание 8 класс. Учебник.-под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой и др. М.: Просвещение,2022.- 255 с. , электронный ресурс https://get.plickers.com/

Этапы урока

Этапы учебного

занятия

Действия учителя

Действия обучающихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова.

1.Орг.момент.Актуализация знаний обучающихся. Проверка д/з.

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала

Работа с классом по вопросам:

-Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

-Как связана культура общества и культура отдельного человека?

Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина

Воспроизведение материала, который был изучен ранее и который понадобится на уроке.

Организация познавательной деятельности учащихся. Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы.

Формирование культуры общения и сотрудничества.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.Подготовка к работе на основном этапе.

Метод Сократа.

Диалог между учителем и учениками посредством вопросов, которые приближают учащихся к истине: «Как вы думаете, что такое мораль? А  какие слова у вас ассоциируются с данным термином? Какие интересы может отстаивать мораль? Для чего она нужна обществу?»

Обратимся к учебнику с.56, прочитаем и запишем данный термин.

И9

Проявляют познавательную инициативу. Осознают цель предстоящей деятельности. 

Записывают в тетради тему, план урока.

-Метод Сократа. Учитель наводящими вопросами приближает учащихся к раскрытию смысла, истины , заданного вопроса, самой темы.

Стадия осмысления

(реализации)

3.Первичное усвоение новых знаний и способов действия

Создает информационное поле, позволяющее активизировать процесс открытия «нового» знания.

1.Мораль.

- Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль»

-Какие ассоциации у вас возникли?

Обратимся к словарю.

С опорой на текст учебника, объясните понятие с.55-56

Каково происхождение морали? Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль»

Опираясь на текст учебника, докажите это с.56 (Моисей, Конфуций, Иисус Христос).

2.Мораль, нравственность.

- Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.

-А как считаете вы? С помощью учебника и вашего личного опыта обоснуйте свою позицию.

3.Основные ценности и нормы морали.

Основой моральных норм являются – ценности. Ценности – все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с волнением и уважением, признанием и почтением. Главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей – общечеловеческие духовные ценности.

Опираясь на текст учебника с.58-59 назовите общечеловеческие духовные ценности.

Самостоятельное изучение раздела «Мораль, нравственность», ответы на вопросы, обоснование собственной позиции.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради).

Индивидуальная работа учащихся.

Работа в парах. Каждый добавляет свои несколько идей, помимо тех, что представлены в учебнике.

- Прием «Корзина идей»

- Методы активного чтения – поиск ответов на поставленные вопросы

4.Первичная проверка понимания (реализация построенного проекта) 5.Первичное закрепление. Самооценка знаний и способов действия.

Учитель предлагает немного отвлечься и вместе с классом выполняет простые физические упражнения.

Далее, учащимся необходимо передать содержание пункта «Добро и зло» тремя предложениями и записать их к себе в тетрадь, связав их с моралью. С.60-61 , учащиеся работают с текстом.

Стимулы нравственного поведения.

Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать,  как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

Изучение с.62. Выделение основных положений нравственности.

Физкультминутка

Примерный ответ: Добро отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Все, что противоположно добру-зло, может прикрываться маской добра. Главный принцип морали- гуманизм.

Изучение с.62. Выделение основных положений нравственности.

Организация дискуссии. Анализ ситуации с позиций норм морали, анализ сходных явлений, осознание ценности собственных жизненных целей и задач

Стадия рефлексии

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий

Для подведения итога этапа изучения нового материала мы используем Plickers.

1.Найдите обобщающее понятие для следующих терминов : добро, гуманизм, сострадательность.

А. мораль

В. воспитание

С. принципы

D. нет верного варианта ответа

2. Выберите наиболее полное определение следующему понятию. Мораль- это

А. Совершаемые человеком поступки, которые он считает добрыми.

В. Это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла.

С. Представление человека о добре и зле , его нравственные поступки.

D. Это особые духовные правила , которые регулируются каждым человеком самостоятельно.

3.Какого человека можно назвать нравственным?

А. уважающего себя и других

В. нахального

С. спортсмена

D. критикующего

  1. Кто относится к великим моралистам?

А. Сократ

В. Ньютон

С. Циолковский

D. нет верного варианта ответа

  1. Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей?

А. Да

В. Нет

С. Частично

D. –

Организация данного процесса вносит элемент новизны, что мотивирует детей, повышает их познавательный интерес к предмету обществознания, в частности к изучаемой теме «Мораль».

Учащиеся показывают ту сторону карточки, на которой считают находится верный ответ.

Обсуждение в классе итогов теста, разбор заданий с наибольшим процентом неверно выполненных вариантов.

Plickers- это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.

Учащиеся получают карточку с изображением QR- кода(кодирование информации) , где карточка имеет 4 грани подписанные по вариантам ответа (A,B,C,D) , читают утверждение выведенное на проектную доску, поднимают картинку с QR-кодом и ту сторону вверх, соответствующему их ответу. Например, если это ответ А, то это грань, на которой изображена буква  А должна быть сверху.

Учитель с помощью планшета или другого смартфона  сканирует ответы учащихся. Ученики, смотря на доску, сразу видят кто ответил и могут опускать свою карточку . Также можно настроить выведение в процентном соотношении правильности ответов и количества ответивших.

7.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

Учитель раздает каждому учащемуся оценочный лист.

Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ______________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) ______________________________________

3. Сегодня на уроке я не понял(а) (что?)

______________________________________

4. На уроке меня удивило (что?)

______________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?)

_________________________________________________

6.Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?)

______________________________________________________

Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь! (хором)

Заполнение формы самооценки, делятся мнением и впечатлением от изученной темы.

Раздаточный материал, формы листов самооценки учащихся.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 7 повторить, учить вы писанные термины. Написать эссе на тему: «Какую роль играет в моей жизни мораль».

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение учиться (Технологическая карта урока по обществознанию 5 класса № 15)

Данная технологическая карта способствует "открытию" нового знания учащимися 5 класса по теме урока и по могает разрешить личностно значимую проблему: "Как стать успешным учеником?"....

Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе " Положение человека в обществе"

Технологическая карта "Положение человека вобществе" .5 класс ФГОС с примененим Сингапурской структуры обучеия...

Технологическая карта урока "Общение" 6 класс. Обществознание

Предмет: обществознаниеКласс: 6Автор УМК:  учебник для 6 класса. Обществознание. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва «Просвещение», 2015Тема урока: ОбщениеТип урока: изучение нового ма...

Технологическая карта урока по обществознанию. 6 класс . Поведение и поступок.

Цель урока: способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения., свойственном только человеку и его отличительных особенностях....