Разработка урока обществознания по теме: «Безработица, ее причины и последствия»
план-конспект урока по обществознанию
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_bezrabotitsa.docx | 82.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Безработица, ее причины и последствия.
Цели и задачи урока : познакомить с причинами безработицы ,выявить последствия безработицы; характеризовать роль государства в процессе борьбы с безработицей.
Планируемые результаты урока:
предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий безработица, занятость; выделять и характеризовать причины безработицы в условиях рыночной экономики; оценивать занятость населения в условиях конкуренции; характеризовать сущность безработицы; анализировать на конкретных примерах последствия безработицы; описывать роль государства в обеспечении занятости граждан;
метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации;
личностные УУД: формирование и развитие заинтересованности в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Превышение допустимой массы денег в обращении приводит к:
1) инфляции
2) дефляции
3) росту прожиточного минимума
4) дефициту
2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента:
1) выплата
2) аванс
3) облигация
4 ) банковский кредит
3. Из двух суждений: а) номинальный доход — это сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени; б) реальный доход — это объем товаров и услуг, который гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Часть доходов граждан, которая не используется на потребление:
1) номинальный доход
2) сбережения
3) реальный доход
4) потребительский кредит
5. Из двух суждений: а) менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами; б) одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
— Ответьте на вопросы рубрики «Подумаем» на с. 224 учебника.
(Ответы учеников.)
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости.
Тема урока: «Безработица, ее причины и последствия».
— Как вы думаете, то мы должны узнать?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Безработица —бич рыночной экономики.
2. Причины безработицы.
3. Экономические и социальные последствия безработицы.
4. Роль государства в борьбе с безработицей.
Проблемные вопросы
— Почему безработица сопутствует рыночной экономике?
— Как не оказаться безработным?
— Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
— Какова роль государства в борьбе с безработицей?
IV. Работа по теме урока
1. Безработица —бич рыночной экономики
— Изобразите дерево, на котором ствол будет определять главную цель жизни, а крона — отдельные задачи, которые вам необходимо будет решать.
(Ученики выполняют задание.)
С помощью простого упражнения нетрудно убедиться, что воплощение множества целей связано с трудовой деятельностью. Но всегда ли человек способен реализоваться в труде? Найти работу, которая будет его устраивать?
Согласно основному закону нашего государства — Конституции РФ каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду (право на труд). Трудовой кодекс РФ провозглашает основные принципы правового регулирования трудовых отношений, среди которых «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности».
В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был различным. Выясним, имеет ли прямую зависимость занятость трудоспособного населения от характера труда.
— Работая в парах с п. 1 § 27 учебника, соотнесите систему и характеристику труда.
1 | Командная экономика | А, Д |
2 | Рыночная экономика | Б, В, Г |
A) обязательный труд
Б) добровольный труд
B) свободный труд
Г) инициативный труд
Д) принудительный труд
(Проверка выполнения задания.)
Можно ли говорить о том, что характер труда предопределяет занятость населения?
— Изучив материал рубрики «Документ» на с. 226 учебника, ответьте на вопросы к нему.
(Проверка выполнения задания.)
Трудовой кодекс РФ указывает, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является «защита от безработицы и содействие в трудоустройстве».
— Работая с источником права , определите, кого можно считать занятым, а кого безработным.
Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Статья 1. Занятость граждан
1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ... и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
• зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
• выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
• проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
• обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
• временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
• являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации — в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
• осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
(Проверка выполнения задания.)
Безработица — социально-экономическое явление, возникающее, когда часть активного населения (лица 16 лет и старше, желающие работать) не может применить свою рабочую силу в производстве товаров и в сфере услуг.
Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
2. Причины безработицы
— Работая с п. 2 § 27 учебника, определите основные причины безработицы.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
(Проверка выполнения задания.)
— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 229 учебника, ответьте на вопросы.
Вопросы для дискуссии
— Согласны ли вы с мнением академика Д.С. Львова?
— Почему низкая заработная плата ведет к утрате стимулов к эффективному труду?
— Всегда ли так происходит?
(Проводится мини-дискуссия.)
— Изучите и прокомментируйте таблицу.
Виды безработицы
Вид | Характеристика |
Фрикционная | Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую |
Структурная | Вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства, что ведет к необходимости становления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться |
Технологическая | Связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате чего часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации |
Институциональная | Возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве |
Циклическая | Возникает в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда общее число свободных рабочих мест меньше числа безработных |
Сезонная | Возникает регулярно в определенное время года. Характерна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе |
(Комментарии учащихся. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Экономические и социальные последствия безработицы
— Работая с п. 3 § 27 учебника и интеренет-ресурсами, заполните таблицу.
Последствия безработицы для общества
Последствия | Негативные | Позитивные |
Экономические | 1. Увеличение государственных расходов (выплат). 2. Недополученная зарплата —> невыплата подоходного налога. 3. Снижение общего объема производимых в стране экономических благ. 4. Сокращение потребительского спроса. 5. Потеря профессиональных знаний и навыков | 1. Усиление трудовой мотивации работающего населения. 2. Формирование мобильного резерва рабочей силы. 3. Снижение требований профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает уровень инфляции |
Социальные | 1. Снижение уровня жизни населения. 2. Рост социальной напряженности в обществе (вплоть до политических переворотов). 3. Рост уровня заболеваемости. 4. Рост преступности. 5. Утрата чувства самоуважения, уверенности в себе. 6. Усиление социальной дифференциации | 1. Расширение выбора мест работы. 2. Повышение значимости труда. 3. Увеличение социальной ценности рабочего места |
(Проверка выполнения задания.)
4. Роль государства в борьбе с безработицей
Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам решить проблему безработицы. Здесь необходимо содействие и помощь государства. Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройства.
— Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 27 учебника, охарактеризуйте основные направления деятельности государства в обеспечении занятости.
Первая группа — создание условий для занятости.
Вторая группа — реализация мер социальной защиты от безработицы.
(Презентация результатов работы групп.)
Таким образом, функции центров занятости:
1) выплата пособий по безработице;
2) помощь в поисках работы;
3) повышение квалификации, создание условий для получения новых профессий, пользующихся спросом на рынке труда;
4) психологическая помощь безработным.
Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест, вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения.
Государству выгодно стимулировать самостоятельную, активную деятельность граждан по обеспечению собственной занятости. Главная задача Федеральной государственной службы занятости населения создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. Например, снять препятствия, мешающие людям сохранить или приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семейные обстоятельства и т. д.
В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 232 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:
V— новая и интересная информация;
! — я думал (думала) иначе;
? — эта информация меня удивила;
X — мне было скучно.
Домашнее задание
1. Прочитать § 27 учебника.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 232, 233 учебника (на выбор).
3. Создать компьютерные презентации на темы: «Направления работы Центра занятости нашего региона», «Психологическая помощь людям, оставшимся без работы» (на выбор).
4. Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
Разработка урока обществознания по теме Уголовная ответственность несовершеннолетних
Цельурока создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Урок выстроен в частично - поисковой форме. При изучении материала, учащиеся ратотаюс с докумен...
презентация по обществознанию по теме "Безработица её причины и последствия".
Можно использовать на уроке по обществознанию....
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»...
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...
Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс
урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...