Разработка урока обществознания по теме Уголовная ответственность несовершеннолетних
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Федоренко Елена Юрьевна

Цельурока создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Урок выстроен в частично - поисковой форме. При изучении материала, учащиеся ратотаюс с документами, статистическими материалами,. закрепляя по ходу работы изученный материал и выставляя себе  оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних

Цель урока: дать учащимся представление о возникновении и основании уголовной ответственности несовершеннолетних;

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;
  2. углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;
  3. создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;
  4. продолжить работу над формированием умения пользоваться документами (Уголовный кодекс РФ);
  5. научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);
  6. формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся;
  7. продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;
  8. воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

Основные понятия урока: уголовная ответственность, состав преступления, наказание, несовершеннолетние.

Оборудование урока: извлечения из Уголовного кодекса РФ, раздаточный материал. мультимедийное оборудование

Ход урока

l. Opr. момент.

II. Актуализация знаний   1.  ОБЪЯСНИТЕ Проступок  уголовная ответственность преступление

2.  ЗАДАНИЕ  Какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими уголовную ответственность

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД 2

Начать наш сегодняшний разговор я бы хотела со статистических данных, представленных на слайде. Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с информацией и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Целеполагание 

Ребята  давайте определим круг  вопросов, на которые вы найдете  ответы сегодня на уроке.  (возраст, составы преступлений, виды наказания,. причины) РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

1) Уголовная ответственность несовершеннолетних.

- Как вы считаете, с какого возраста человек считается совершеннолетним?

с 18 лет


С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? Почему?

с 16 лет, по отдельным преступлениям с 14 лет

(В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.)

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

Слайд    

Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность? (Братья Максим и Илья не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет. Возможно, их родители заплатят штраф.)

СЛАЙД

Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности.

При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности по ст.20 УК РФ. Всего 20 составов таких преступлений.

СЛАЙД

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

  1. убийство (ст. 105 УК РФ),
  2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),
  3. похищение человека (ст. 126 УК РФ),
  4. изнасилование (ст. 131 УК РФ),
  5. насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ),
  6. кража(ст.158УКРФ),
  7. грабёж (ст. 161 УК РФ),
  8. разбой (ст. 162 УК РФ),
  9. вымогательство (ст. 163 УК РФ),
  10. неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),
  11. умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч.2 УК РФ),
  12. терроризм (ст. 205 УК РФ),
  13. захват заложника (ст. 206 УК РФ),
  14. заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ),
  15. хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч,2,3 УК РФ),
  16. вандализм (ст.214 УК РФ),
  17. хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ),
  18. хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 УК РФ),
  19. приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

ЗАДАНИЕ  2 в парах КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ:

2) Уголовно-правовое воздействие на несовершеннолетних за преступления.

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, предусматривается два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания или применение мер воспитательного воздействия, (на доске схема)

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

РАБОТА С Документами по группам

Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

СЛАЙД ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 ГРУППЫ

НАКАЗАНИЕ (ст.88 УК РФ)      Штраф (если есть        -   Предупреждение (разъяснение самостоятельный заработок),        несовершеннолетнему вреда,

  1. Лишение права заниматься        причинённого его деянием), определённой деятельностью,        -   передача под надзор родителей
  2. Обязательные работы (до 15        или лиц их заменяющих, либо лет - не более 2 часов в день,        специального до 16-3 часа в день),        государственного органа,
  3.   Арест (с 16 лет на срок от 1 до        -   возложение обязанности 4 мес.),        загладить причинённый вред,
  4. Исправительные работы (на        -   ограничение досуга и срок до 1 г.),        установление особых
  5. Лишение свободы (на срок до        требований к поведению 10 лет).        несовершеннолетнего.

За совершение ряда преступлений, например причинение лёгкого вреда здоровью, вандализм, оскорбление, нарушение правил дорожного движения, т.е. преступления небольшой или средней тяжести, несовершеннолетний может быть освобождён судом от уголовной ответственности. К нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, если преступление совершено несовершеннолетним впервые.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2  ГРУППЫ    ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (чЛ ст.90 УК) 

 СЛАЙД

- Как вы думаете, почему? (Далеко не всегда пребывание в колонии благотворно влияет на подростка, совершившего преступление.)

Кроме этих мер, суд может освободить несовершеннолетнего от наказания, но при этом поместить его в специальное воспитательное учреждение - спецшколу или спецучилище закрытого типа.

14-летний Касатонов, увлекаясь органической химией, похитил из лаборантской школьного кабинета химии несколько реактивов и три прибора для того, чтобы проводить дома опыты в домашних условиях. Сумма похищенного составила 9,5 минимальных размеров оплаты труда.

-        Какое решение может вынести в этом случае суд?

Братья Максимовы - Николай, 14 дет; Игорь, 15 лет и Михаил, 13 лет, проникли в магазин, где похитили продукты питания на сумму 3 тыс. рублей. Булку и пакет молока они съели тут же, остальное принесли домой, чтобы прокормить меньших детей, которых было трое (5, 7,10 лет) и свою мать, которая не работала уже полгода.

-        Решите вопрос об уголовной ответственности.

(14-летний и 15-летний братья будут нести ответственность за кражу ст. 158 УК РФ. 13-летний брат субъектом преступления не является. Наказание может быть не связано с лишением свободы, хотя Преступление, которое они совершили тяжелое.)

-        Каковы основные причины преступности среди несовершеннолетних?  Отчет работы группы

СЛАЙД

(Преступлению всегда способствуют определенные причины и условия. Это неправильное воспитание и обращение с подростком в его семье, негативные явления внешней среды, нездоровая обстановка в нашем обществе, пьянство, наркомания. Отсутствие контроля и воспитания со стороны родителей порождает у подростков вседозволенность, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ.)

СЛАЙД

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМУ  ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ.

ЗАДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ -  ТОЛЬКО НА ТРИ  ЧАСА ,

ЗАДЕРЖАНИЕ  ПО ПОДОЗРЕНИЮ В СОВЕРШЕНИИ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ  -  НА 72 ЧАСА.

ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ НЕОБХОДИМО:

  1. Известить родителей.
  2. Право на защиту.
  3. Все объяснения только в присутствии  родителей, а до этого  только  ФИО и  место проживания.
  4. При досмотре должны присутствовать понятые.

Нельзя подписывать незаполненный протокол, его надо внимательно прочитать.

6. Согласно ст.51 конституции  никто не обязан свидетельствовать против  себя самого и родственников.

  1. Право  подавать жалобы  на действия при задержании
  2. Вести себя вежливо и подчиняться требованиям  сотрудников полиции.

IY. Закрепление изученного.  ответы на вопросы

ЗАДАНИЕ 3.  Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность     

Y .Подведение итогов урока. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рефлексия:

Сегодня на занятии я узнал …

                 Мне понравилось…

                 Мне не понравилось…


ЗАДАНИЕ

Используя текст сформулируйте причины детской преступности

ИЗ ОБРАЩЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ КОЛОНИЙ

К СВОИМ СВЕРСТНИКАМ

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялись, что поймают. Но когда увидел «живые деньги» - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.  Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и  отпустят.

Не отпустили ...

Остановиться не смогла ...

Впервые Оля попала на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних в возрасте 8 лет. Сейчас ей 15.  Она не училась и не работала, скиталась по притонам, совершала кражи, бродяжничала, узнала дорогу в медвытрезвитель. В последний раз ее задержали за кражу кошелька с деньгами из сумки женщины на рынке. Остановиться не смогла ...

Жадность затуманивает сознание.

Жизнь, связанная только с добыванием денег, влияет на подростковую преступность. Реклама, валютные счета, дорогая фирменная одежда это доступно взрослым. Это стало смыслом жизни многих. Они хотят жить богато, модно и престижно. Но каким путем достичь богатства?

Так некоторые ребята становятся профессиональными вымогателями.

Из обращения воспитанника Атлянской ВТК Евгения К. к своим сверстникам-землякам (15 лет, осужден на 4 года).

Мне дома покупали все, что я хотел, а мне казалось, что у других больше и лучше. Мне хотелось иметь все и  быть лучше других. Но половина из тех, кто сидит здесь, мало что имели.

Из рассказа судьи областного суда.

На суде подсудимые, обвинявшиеся в групповом изнасиловании и последующем убийстве девочки, вели себя так, будто содеянное ими ничем не отличалось от полученной.«двойки» или пропущенных уроков .

... Откуда же они такие взялись? У некоторых были проблемы с психическим здоровьем.

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь  воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не осудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил с отсрочкой. Адвокат помог. Но  остановиться не смог.


РАБОЧИЙ ЛИСТ

По теме __________________________________________________________

ФИ _________________________________________________ ВАРИАНТ 1 

Цель урока

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал






Лист оценивания

№ задания

Оценка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итоговая оценка

ЗАДАНИЕ  1. КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЮТСЯ СМЯГЧАЮЩИМИ, А КАКИЕ ОТЯГЧАЮЩИМИ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Обстоятельство

Смягчающие

Отягчающие

Наличие малолетних детей у виновного

Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления

Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления

Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести

ЗАДАНИЕ 2.  КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся  -_________________________.
  2. Залез в школьную раздевалку и вытащил из кармана деньги  -__________________________.
  3. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения - ________________________.
  4. Вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл _____________________________.
  5. Затащил  малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему завтра 100 рублей ___________________________.

Задание 3.  ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫБРАТЬ ТЕ, ЗА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

  2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

     3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

     4) На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

     5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

  ПОДВЕДЕМ    ИТОГИ

1. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ  - ЭТО __________________________________________________________________


2. ВОЗРАСТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ -


3. СОСТАВЫ   ПРЕСТУПЛЕНИЙ_________________________________________________

4. ВИДЫ НАКАЗАНИЯ______________________________________________________

ВАША ОЦЕНКА УРОКУ _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...

разработка урока по теме "Уголовный процесс и участие в уголовном процессе несовершеннолетних" 11 класс

Урок по основам правовой культуре 11 класс по теме "Уголовный процесс и особенности участие в уголовном процессе несовершеннолетних" входит в раздел "Уголовное право и уголовный процесс". Предполагает...

Уголовная ответственность несовершеннолетних (ЭОР разработка урока, ЭОР тест)

Презентация   для преподавателей - организаторов и учителей ОБЖ. 10 класс. Тема Уголовная ответственность несовершеннолетних....

Контрольная работа по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Контрольная работа по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»...

презентация на тему:уголовная ответственность несовершеннолетних

Несовершеннолетние — это лица от 14 до 18 лет. Согласно закону РФ, уголовная ответственность за любые преступные деяния наступает с 16 лет, а за тяжкие преступления — с 14 лет. Малолетние ...


 

Комментарии

Никулина Валентина Станиславовна

Урок выстроен в частично - поисковой форме. При изучении материала, учащиеся ратотаюс с документами, статистическими материалами, закрепляя по ходу работы изученный материал и выставляя себе оценку.Спасибо за разработку урока!

Никулина Валентина Станиславовна

Спасибо за разработку урока! Обязательно воспользуюсь с Вашего разрешения при разработке поурочного планирования.

Никулина Валентина Станиславовна

Преподаватель Федоренко Е.Ю. на учебных занятиях применяет следующие современные педагогические технологии: проблемное обучение; критического мышления; личностно-ориентированные и дискуссионные; коммуникативного обучения и исследовательской, что позволяет ей повысить уровень знаний и умений обучающихся.