Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
методическая разработка (обществознание ) по теме
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_teme_uroka.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по теме урока
I
Беседа учителя с классом. Комментирование I части СЛС.
Что собой представляет мир, в котором мы живём, то есть современный мир с точки зрения науки об обществе. Большинство обществоведов выделяет в качестве особой социальной общности – человечество, то есть это все люди планеты земля. Рассмотрим I часть СЛС, где представлены два взгляда на мир (комментирование двух позиций – целостности и противоречивости современного мира).
Вывод: Несмотря на различия, все люди связаны друг с другом.
- А исходя из идеи единства можно привести положительные примеры взаимодействия людей (создание мирового хозяйства, развитие связи и коммуникаций, единое культурное пространство и т.д.).
- Приверженцы второй позиции считают, что в результате противоречий между странами разного уровня развития произойдет усугубление проблем (усиление конфронтации, сепаратистские движения, усиление разрыва между богатым Севером и бедным Югом и т.д.).
Как видно из схемы – современный мир целостен и противоречив. Идея многообразия мира не противоречит идее единства человека, а именно противоречия определяют перспективы общественного развития.
Вопрос:
- Какой прогноз дальнейшего развития мира вы видите в дальнейшем?
- Можно ли сегодня ответить на вопрос – что будет завтра, в ближайшем будущем с современным миром?
Ответ: Можно лишь предположить, а точного ответа никто дать не может.
Вопрос: Что означает оптимизм в развитии общества? Приведите примеры.
Ответ: Количество демократических государств резко возрастёт. Передовые технологии сделают жизнь максимально безопасной и комфортной. Например, экономический кризис разрешится внедрением экологически чистых и ресурсосберегающих технологий (о чём говорил в своём послании к Федеральному Собранию Д.А. Медведев 12.11.09 г.).
Вопрос: А как может выглядеть пессимистическая точка зрения?
Ответ: Ещё больше усилится социальное неравенство, больше будет тоталитаризм, а войны, столкновения и кризисы – неизбежны.
II
Давайте выполним два задания лабораторно - практической работы.
Задание №1. Работа с диаграммой. Ответ на вопрос, «Какой прогноз развития современного мира представлен в схеме? Согласны ли вы с ним?» записать в рабочий лист.
О неоднородности развития стран мира вы уже знаете и деление на развитые, развивающиеся и, так называемые, страны «третьего мира» тоже знакомо. А теперь давайте выполним задание №2. Представьте себе самолёт, олицетворяющий расстановку сил в мире. Расположите страны на определенных местах, указанных в задании и прокомментируйте свою позицию.
Какое место занимают США и Россия, например?
Используя показатели ВВП на душу населения некоторых стран, помещённые на доске, можно без труда выполнить это задание. Остаётся объяснить свой выбор и записать ответ в рабочий лист.
III
Заслушав ответы учащихся о неравномерности развития подойти к пониманию того, что «человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты».
(Т. де Шарден)
То есть переходим ко II части темы урока «Глобализация».
Вопрос: Поднимите руки те, кто знает, что такое глобализация. Кто не знает? Кто слышал, но не знает, что это такое?
Ответ: Глобализация – это вектор развития современной цивилизации. Зачатки глобализации прослеживаются в эпоху античности (Римская империя), затем в 15-16 вв. – в эпоху мореплавания и географических открытий. Этот процесс интеграции, установления связей между государствами рассматривается в курсах истории, географии, экологии, МХК. Но только с 60-х гг. XX века возникает процесс глобализации как основной тенденции человечества – как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, т.е. охватывающий все сферы жизни общества.
В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.
Работа со II частью СЛС «Глобализация» и со схемой экономической глобализации, а также политической и культурной.
А) Принцип действия ТНК
Вопрос: Глобализация бьет по слаборазвитым странам, так как их продукция не выдерживает конкуренции на мировом рынке. А каким образом она негативно отражается в развитых странах?
Ответ: Сокращение рабочих мест, рост безработицы из-за «выноса» производства в другие страны, т.к. там дешевле рабочая сила.
Вопрос: Назовите известные ТНК в России.
Ответ: Это скорее компании, а не корпорации. ТНК ВР, Роснефть, Газпром, Лукойл, Славнефть, Шелл, Саратовнефтегаз и т.д.
P.S.: Доход одной ТНК иногда больше дохода целого государства. А деятельность ТНК практически неподконтрольна национальным правительством.
600 ТНК обеспечивают более 1/5 части общемирового производства.
Б) ВТО (рассказ учителя)
Вопрос: Украина вступила в ВТО в 2008 году. Улучшилось ли её положение в этой связи?
Ответ: Вряд ли, так как постоянные выборы-перевыборы говорят о нестабильности в государстве.
Вопрос: Причины, по которым Россия не вступает в ВТО.
Ответ:
- События в Южной Осетии
- Мировой экономический кризис
- Несоответствие правовой базы международным стандартам
- Больше потерь (90%), чем выгоды (23 %)
- Россия не конкурентоспособна, особенно по ведущим отраслям – автомобилестроение, самолётостроение, сложная техника.
Вопрос: А почему слаборазвитые страны пошли на столь неравное сотрудничество, вступив в ВТО?
Ответ: Так как иначе возникает угроза кредитования, финансовой и гуманитарной помощи.
Россия, вступив в ВТО, может оказаться как в рядах бедного Юга, так и в рядах богатого Севера.
Комментирование противоречивости процесса глобализации (таблица в СЛС), а также пути выхода из экономического кризиса.
IV
Выполнить задание №3. Нужна ли нам глобализация? Какая польза от неё? А может больше вреда? Используя приложение №1 (диаграмму социологического опроса), ответить на этот вопрос.
Задание №4. Что означает глобализация для перспектив развития демократии? Заполнить таблицу.
Демократия – форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.
Вывод: Ответ неоднозначный, т.к. существует два мнения, два подхода к проблеме развития общества в 21 веке и демократии в том числе.
К чему склоняетесь вы? Почему?
V
Глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависят судьбы цивилизации.
Работа с III частью СЛС (причины, особенности, 3 группы глобальных проблем, что необходимо для решения и что мешает решать глобальные проблемы).
VI
Выполнить задание №5, используя приложение №2 «Глобальные проблемы современности». Раскрыть содержание проблемы.
Вывод о взаимосвязи глобальных проблем и необходимости комплексного подхода к их решению на основе международного сотрудничества.
А теперь давайте посмотрим, как связаны между собой глобальные проблемы и права человека. Используя приложение №3(Конституцию ООН о правах ребёнка, например) выполнить задание №6. Заполнить таблицу и сделать вывод – глобальные проблемы мешают осуществлению или способствуют реализации прав и свобод гражданина?
Закрепление изученного
- Ответить на вопрос итогового повторения к главе II на стр. 146 учебника.
- Или выполнить задание №7 лабораторно-практической работы, что соответствует типу заданий ЕГЭ (С5), а один человек работает у доски.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобализация»? Составьте 2 предложения, содержащих информацию о глобализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Страны на политической карте мира".
Урок с использованием ЭОР....
методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)
Данная методическая разработка содержит презентацию, технологическую карту и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением ...
Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
Урок с использованием ТРКМ...
Презентация к уроку обществознание "Религия в современном мире" 10 класс
Презентация урока по обществознанию 10 класс "Религия в современном мире". Учащиеся на уроке научатся: определять, что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых р...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...
Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе
Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...