конспект и презентация урока на тему: Безработица, ее причины и последствия
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Cамданова Инга Борисовна

открытый урок 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Безработица, ее причины и последствия

Цель урока: знакомство учащихся с явлением безработицы.

Задачи урока:

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости;  понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Этап выявления места и причины затруднения

Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны.

а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности

б) Выпускник вуза не может найти работу по специальности.

в) Сотрудники парка аттракционов в приморском городе вынуждены искать источники дополнительного дохода в холодное время года.

г) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости

д) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности

Что общего между данными примерами? Какой процесс отражен?

Целеполагание

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Тема урока: «Безработица».

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

Причины безработицы, виды

Безработица. Для каждого из людей безработица становиться испытанием. Сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины и  последствия безработицы.

1. Безработица — спутник рыночной экономики

Давайте попробуем описать успешного человека. Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, друзья, образование, карьера…

Почему для человека работа является важной ценностью?

Сравним положение работающего и безработного.

Работающий

безработный

Работа с Конституцией РФ статья 37

Вывод:

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу.

Т.об. безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Задание: Попробуйте сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место). (Записываем в тетрадь.)

-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

А кто у нас является трудоспособными как вы думаете? А среди трудоспособных выделяют занятых и безработных.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/12a1/0007ee58-0fd8a641/hello_html_m10cf421a.gif

Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:

                                              Число безработных

Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%

                                           Трудоспособное население

Задача на экране

Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.

Решение.

Безработные – 4 тыс.

Трудоспособные = 100 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.

Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%

Ответ: 8 %

Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.

Существует исторический анекдот.

Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н.С. Хрущев обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил: « Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии… Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующих на их места».

Используя понятия « безработица», « конкуренция», «производительность труда», объясни ответ Г. Форда.

С первым вопросом разобрались, а далее работаем по группам.

1 группа  - выясняет какие существуют виды безработицы (доп материал) - составить таблицу

2 группа  - Последствия безработицы (стр 229-230) – составить таблицу

3 группа - Роль государства в обеспечении занятости (стр 230-231) составить кластер

Материал перед вами на работу у вас 7-10 минут, если что-то непонятно поднимаем руку. Не забываем о правилах работы в группе.        

  Защита работ – 15 мин.

Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы  есть и позитивные,  и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать.

С точки зрения безработного – это трагедия. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление – объективная необходимость. Государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Незабудьте заполнить  листочки самооценки, оставьте их на парте, я соберу.

Домашнее задание:

§ 27. Придумать по 2 примера,  к каждому виду безработицы.

Приложение 1

1.  Прочитайте материал и составьте таблицу  + учебник

Фрикционная безработица ( от слова « фрикция »-трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

К фрикционным безработным относятся люди:

  • Уволенные с работы по приказу администрации
  • Уволившиеся по собственному желанию
  • Ожидающие восстановления на прежней работе
  • Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней
  • Сезонные рабочие (не в сезон)
  • Впервые появившиеся на рынке труда

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.
  • С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов). Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет ( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и строительство)

Вид безработицы

Причина

Пример

Приложение 2

2.  Прочитайте материал учебника и доп материал, и заполните таблицу последствия безработицы.

Последствия

Негативные

Позитивные

Экономические

Социальные

Последствия безработицы

Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Как и любое явление, безработица имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.

Она имеет не только негативное последствие, безработица - одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики.

Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.

Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с увеличением численности безработных, уменьшается число заключенных браков.

Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень безработицы более 10-12 %.

Положительные последствия безработицы:

· Безработица способствует росту предпринимательской активности в стране.

· Подталкивание граждан к повышению квалификации, уровню образования.

· Растет активность населения, развивается производство.

· Рост безработицы в краткосрочном периоде может снизить уровень инфляции.

· Растёт ценность рабочего места.

· Безработные формируют трудовой резерв в экономике, который может быть использован в условиях экономического роста.

Отрицательные последствия безработицы:

· Безработица приводит к снижению доходов в обществе и сокращению совокупного спроса.

· Снижается квалификация рабочей силы, которая долгое время находится без работы.

· Ухудшение качества жизни безработных и их семей.

· Снижается рождаемость, средняя продолжительность жизни, увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж.

· Безработица приводит к росту преступности в обществе.

· В условиях высокой безработицы растут расходы государства на социальное обеспечение безработных. В результате растёт налоговая нагрузка на работающих граждан.

http://www.economicwind.ru/ecowins-206-1.html

                                             

Приложение 3

3.  Прочитайте материал учебника и запишите, в чём состоит роль государства в обеспечении занятости, заполнив кластер.

Кто из работников наиболее нуждается в поддержке государства? Почему? Как им помогают?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны. Программист , работающий мастером на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности Выпускник вуза не может найти работу по специальности. Сотрудники парка аттракционов вынуждены искать источники дополнительного дохода в холодное время года. Рабочий , уволенный в связи с ликвидацией предприятия , обратился в поисках работы в государственную службу занятости Учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности

Слайд 2

«Безработица, её причины и последствия»

Слайд 3

1. Безработица — спутник рыночной экономики «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён» Статья 37

Слайд 4

Безработица- - положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика

Слайд 6

Уровень безработицы: Число безработных Трудоспособное население Х 100 %

Слайд 7

Уровень безработицы = Число безработных Трудоспособное население ٭ 100 % Задача Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них: 24 тыс.- дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.

Слайд 8

Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н.С. Хрущев обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил: «Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии… Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующую на их места». Используя понятия «безработица», «конкуренция», «производительность труда», объясните ответ Г. Форда.

Слайд 9

Работа в группах Виды и причины безработицы. Последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Слайд 10

Задание на дом: П.21 выполнить задания 3 из рубрики «В классе и дома».

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по теме"Первоначальные сведения о строении вещества"

Конспект и презентация урока по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».При проведении урока...

Конспект и презентация урока по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Разработка содержит развернутый конспект урока и презентацию. Конспект урока сопровождается сюжетной линией сказки "Путешествие в изумрудный город", а презентация служит наглядным представлением....

Конспект и презентация урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.

Конспект урока с презентацией по теме: Плоды. Разнообразие и значение....

Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»

Разработка урока обществознания в 8 классе  по теме: «Безработица, её причины и последствия»...

презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"

презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...