Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые существуют в классе. Предметные результатыурока:  - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка

урока обществознания по теме

урок-практикум «Учимся дружно жить в классе»

6 класс

Осадчая Н.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ№5»

г. Усолье-Сибирское

Иркутская область

Тема урока: Практикум по теме «Учимся дружно жить в классе»

УМК: УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова

Задачи: формировать универсальные учебные действия:

Личностные:

• Умения высказывать своё мнение;

• Умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения и анализировать своё эмоциональное

состояние.

Регулятивные:

• Умения планировать свою деятельность.

• Умения выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том

числе для корректировки собственного поведения.

Познавательные:

Умения самостоятельно выделять и формулировать тему, цель и задачи урока.

• Умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде сообщения и презентации.

Коммуникативные:

Умения владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, диалога) и следование

этическим нормам и правилам ведения диалога.

• Умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.

• Умения учитывать позиции других участников деятельности.

• Умения ясно и точно излагать свою точку зрения.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные (РУУД):

- принимать и сохранять учебную задачу; (саморегуляция)

- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; (планирование)

- выполнять учебное действие, в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка)

Коммуникативные (КУУД):

- участвовать в диалоге;

Познавательные (ПУУД):

- систематизировать и представлять информацию в виде сообщения;

Личностные результаты (ЛУУД):

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи урока.

Тип урока: урок – практикум

Методы обучения: проектный, деятельностный.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, презентация, компьютер;
  • раздаточный материал для проведения практической работы: листы А-4, ножницы, фломастеры, клей.;
  • раздаточный материал для осуществления самооценки и рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примечания

Время

I.Проблематизация, актуализация, мотивация

Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности

Организационный момент.

Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

  1. Приветствие учителя.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас! Садитесь.

- Желаю успехов в работе на уроке.

Для начала предлагаю выяснить, какое у вас сейчас настроение. На столах у вас лежат картинки со смайликами, а в пакете желтые листочки. Достаньте их и нарисуйте тот смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас. Левый смайлик- волнуюсь, страшно. Правый-уверен в себе, хорошее настроение.

Оценивают готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Эмоциональный настрой

Слайд №1

1

Мотивация учащихся.

Определение темы урока.

Подводит к точной формулировке темы урока:

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока

ЛУУД

Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.

КУУД

Приобретают навык участия в диалоге.

5

На прошлом уроке мы говорили о таких понятиях, как одноклассники, сверстники, друзья. Вы отвечали на вопросы анкеты и писали сочинения о классе, своих друзьях, мы говорили и о проблемах класса. Мы так же выяснили, как вести себя в споре, и как не обидеть словом. Сегодня мы продолжим говорить об отношениях в классе.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Чтобы более точно сформулировать тему урока я предлагаю вам расшифровать шифровки. У каждой группы на столе лежит лист с зашифрованным словом. Давайте расшифруем и запишем на доске тему урока.

1 группа 2 группа

Мукиткарп ясмичу

3 группа 4 группа

Онжурд ижть в алкссе

Дружно жить в классе

Практикум «учимся дружно жить в классе»

Почему же возникла необходимость в таком уроке? По вашим сочинениям и по результатам анкеты видно, что в классе есть проблемы и их нужно решать, чтобы класс был дружным. Я предлагаю вашему вниманию отчет аналитиков по результатам анкетирования. (аналитики знакомят класс с результатами анкеты)

Слайд №2

«Учимся дружно жить в классе»

Слайд №3

«Результаты анкетирования

Целеполагание.

Для того, чтобы постараться научиться дружно жить, общаться без ссор и драк, быть друг другу товарищами, мы заранее разделились на группы и сегодня выясним, какой он, наш класс, обозначим проблемы, которые есть в классе. Выясним, каким мы хотим видеть наш класс и выработаем правила дружного класса, которые помогут нам быть сплоченными, дружными в любой ситуации .

- Какова же цель нашего урока?

(научиться дружно жить в классе) и сделать это сообща.

Итогом нашего урока-практикума станет проект, который мы в дальнейшем оформим в виде буклета и презентации. И они помогут вам не забывать, какой класс был, то есть, от чего мы оттолкнемся сегодня, к чему нам надо стремиться, какие проблемы не должны нам мешать и как это делать. И своим опытом вы сможете поделиться с другими классами, которые хотят научиться жить дружно.

Принимают

учебную задачу.

1. «Портрет нашего класса»

2. «Наши проблемы»

3. «Идеальный класс»

4. « Правила дружного класса»

ЛУУД

Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.

РУУД

Совершенствуется действие целеполагания.

КУУД

Участвуют в диалоге.

Слайд №4 «Цель урока»

3

II. Организация практической работы

Задача:

поддерживать интерес к изученному учебному материалу через организацию практической деятельности обучающихся с целью обобщения имеющихся знаний

Виды помощи:

направляющая: инструкции, консультация учителя

Организация практической деятельности

- Для плодотворной работы мы будем работать в группах, каждая из которых выполнит свою часть задания.

1 группа-реалисты. Она составит «Портрет нашего класса» (в ходе предварительной подготовки к этому уроку некоторые ребята уже написали сочинения и сделали презентацию о классе. Эти материалы вам помогут в вашей работе.)

2 группа. –критики. Эта группа, пользуясь так-же предварительно подготовленными материалами определит проблемы нашего класса «Наши проблемы»

3 группа.-идеалисты-эта группа составит портрет Идеального класса, такого в каком всем вам хотелось бы учиться, общаться и чувствовать себя комфортно. Ваше задание «Идеальный класс»

4 группа.-аналитики. Они выработают «Правила дружного класса».

- Каждая группа представит результаты своей работы всем, чтобы мы могли сделать общий вывод о классе. Можно будет задавать вопросы выступающей группе.

Сегодня вы будете оценивать себя сами, и вас оценят ваши товарищи по группе. Оценки за этот урок вы получите на следующем уроке, когда я подведу итоги по вашим оценочным листам.

Вспомним алгоритм работы в группе.

Планирование работы в группе

Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.

ЛУУД

Проявляют познавательный интерес к практической работе в группе

Слайд 5 «Наш класс»

Слайд №6

«Правила работы в группе»

Слайд №7

«Памятка членам группы»

3

  1. Практическая работа

- Распределите роли.

- Дайте знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 13 минут. Приступайте к работе. Время пошло.

Оказание консультационной помощи.

Называют критерии:

#1057;одержание соответствует теме

#1055;равдивость

3. Аккуратность

Группы распределяют роли (руководитель, оформитель, корреспондент, хранитель времени).

Хранитель времени включает часы и следит за временем.

Группы проводят сбор необходимой информации. Работают за отдельным столом, Оформляют результаты своей работы, готовятся к представлению результатов групповой работы.

РУУД, КУУД

Планируют своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей.

Контролируют порядок выполнения задания, время выполнения

.

Слайд №8

«Практическая работа»

Предметы для оформления работы

13

Задача: поддерживать интерес к учебному материалу через организацию представления результатов практической работы, работы по оцениванию и самооцениванию деятельности каждого участника исследования и группы в целом

  1. Динамическая пауза за счёт смены вида деятельности
  1. Представление результатов работы.

- Представьте результаты вашей деятельности.

Спасибо, ребята. Вы хорошо поработали. Но не забывайте, что это только первый этап на пути к дружному классу.

- Оцените работу своей группы

- Что показал оценочный лист?

- Как работала ваша группа?

- Легко ли вам было работать?

- Были разногласия в группе?

- Как удалось их преодолеть?

Руководители каждой группы сообщают о результатах проделанной работы. После выступления руководители каждой группы представляют отчёт о работе группы, используя результаты оценочного листа.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы

КУУД

Формируются навыки публичного выступления.

ПУУД

Систематизируют и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. Представляют информацию в табличном виде.

РУУД

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат

8

  1. Связывание информации.

- Все группы хорошо поработали, вместе мы составили портрет нашего класса-реальный и тот, которому мы будем стремиться, выявили проблемы и правила дружного класса.

Как вы думаете мы достигли цели нашего урока? Конечно, за один урок невозможно научиться жить дружно, но мы сделали шаг вперед в этом направлении и у всех есть желание двигаться дальше.

Делают вывод

КУУД

Участвуют в диалоге. Выражают свою позицию.

3

III. Обратная связь

Задача: побудить к поиску новых знаний вне урока, формировать умения выбора задания в соответствии с собственными возможностями и личными интересами.

Вид помощи:

#1054;рганизация домашнего задания.

- Задания в рабочей тетради №4, 5,6, с. 43-44

- Подобрать стихотворения или песни о дружбе, о школе.

-сочинить стихотворение о дружбе.

- Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой.

Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.

ЛУУД

Сохраняют познавательный интерес к пройденному у учебному материалу, способу его обобщения

РУУД

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Слайд №9

«Домашнее задание»

3

Организация рефлексивной деятельности.

- Мы с вами закончили работу. Каждый из вас пусть заглянет внутрь себя, прислушается … и попробует закончить высказывание.

А сейчас, перед тем как вы уйдете, возьмите желтые квадратики и нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению-веселый или грустный.

(Если останется время, можно потанцевать чиваву)

Заканчивают высказывания:

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Могу себя похвалить…

ЛУУД

Выражают свою позицию.

РУУД

Формируется самооценка

Слайд №10

«Как я работал на уроке»

2

Окончание урока, благодарность за работу.

- Спасибо всем за урок. Вы молодцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

+ + у меня всё получилось

-+ были затруднения, но

я справился

- у меня не получилось

работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать

в группе

#1054;ценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.

Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов...

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»...

Практикум Учимся дружно жить в классе

В презентации предлагаются задания с учётом ФГОС-2.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно....

"Учимся дружно жить в классе"

Урок обществознания...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....