Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему
Разработка
урока обществознания в 8 классе
по теме: «Безработица, её причины и последствия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezrabotitsa_ee_prichiny_i_posledstviya.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар гимназия № 18
Разработка
урока обществознания в 8 классе
по теме: «Безработица, её причины и последствия»
Плукчи Наталья Ивановна,
учитель истории и обществознания
Тема урока: Безработица, её причины и последствия.
Цели и задачи урока:
Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;
Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;
Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, проспекты о занятости населения, заготовки для смайлов, листы-заготовки для дерева благополучия, музыкальный фрагмент, мультимедийная презентация (показывается на ключевых моментах урока)
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашего урока я выбрала слова поэта Ю Левитанского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя.
Итак, давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Давайте мы сейчас с вами построим дерево благополучия. Из чего складывается благополучие человека? (Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, карьера….) Дети записывают ответы на листах-заготовках и крепят их магнитами на доску.
-Вот такое красивое у нас получилось деревце! А теперь скажите мне, какой листочек на этом дереве мы должны особенно выделить? Почему, как вы думаете? (Работа)
-А как мы будем называть человека, который не имеет работы? (безработный)
Вот мы и подошли к теме нашего урока
Давайте на рабочем листе запишем тему нашего урока: Безработица, её причины и последствия.
Разъяснение целей и задач урока.
Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе обществознания, но и географии, и вы ещё не раз услышите о безработице на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии.
Работа с понятиями.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).
-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.
Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая доход.
К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).
Работа с текстом и таблицами:
Социологическая служба Краснодарского края в 2008 г. провела опрос жителей Кубани. Им задавали вопрос: «Каким категориям граждан сегодня труднее всего устроиться на работу?».
Ответы опрошенных | % опрошенных |
Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам учреждений профессионального образования | 24 |
Людям старше 45 лет | 20 |
Людям с ограниченными возможностями здоровья | 19 |
Женщинам с детьми | 13 |
Пенсионерам | 10 |
Специалистам некоторых направлений | 8 |
Людям без высшего образования и квалификации | 6 |
Каким категориям работников, по мнению опрошенных, наиболее трудно устроиться на работу?
Почему людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем например выпускникам учреждений профессионального образования или специалистов определенных направлений?
А сейчас ребята давайте вновь обратимся к нашему дереву благополучия. Я хочу обратить ваше внимание на лист здоровье.
Физкультминутка
Каждый человек рождается с определённым запасом здоровья. И этот запас может быть большим, средним, и, к сожалению, малым. Но печалиться, что у вас средний или малый запас – не следует. Главное, не растратить его, а организовать свою жизнь так, чтобы здоровье прирастало. Сейчас мы «прирастим» немного здоровья каждому из вас.
Закройте глаза, прикройте их ладонями. Попробуйте «увидеть» в чём-то заданный цвет. Тот, чьего плеча я прикоснусь, называет, что он увидел.
Звучит музыка.
Жёлтый. Зелёный. Голубой. Чёрный (мало). Фиолетовый. Синий.
Последний цвет, который вы представляли - синий. Я раскрою вам секрет, синий цвет располагает к серьёзности, строгости в учении. Поэтому, откройте прямо сейчас свои дневники и запишите домашнее задание:
Параграф 21, выполнить задание № 2 рабочего листа.
Составить памятку «Требования работодателя к современному работнику»
Скажите, ребята, а почему человек становится безработным?
В чем причины безработицы?
Запись в рабочем листе причин безработицы.
Причины безработицы
- Изменение потребительского спроса на товары и услуги
- Поиск или ожидание получение рабочего места
- Спад производства
- Особенности производства в отдельных отраслях
В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.
Как влияет безработица на экономику страны? На каждого конкретного человека?
Выполнение заданий № 3-4 рабочего листа
Как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.
А как вы думаете, почему такая значительная роль отводится государству для решения проблемы безработицы?
Обобщение:
Итак, мы сегодня познакомились с вами с еще одним проявлением экономической жизни общества – безработица. Каковы причины безработицы? К каким последствиям приводит безработица?
Заполните лежащие перед вами листочки с рефлексией и передайте мне.
Закончить урок я хотела бы строками которые стали эпиграфом нашего урока:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя. И, возвращаясь к нашему дереву благополучия, я желаю вам быть благополучными.
Подведение итогов урока:
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ
Дата _____________ Фамилия Имя ______________________________________
Тема урока: ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Запишите определение понятий.
Безработица - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятость - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание:
Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.
Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
( По материалам энциклопедии для школьников)
Заполните пробелы в схеме.
Виды безработицы | |||
?_____________ | ?______________ | ?_______________ | ?______________ |
Сущность: | Сущность: | Сущность: | Сущность: |
- Причины безработицы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Последствия безработицы для общества:
Экономические | Социальные |
Впишите перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы:
- потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течении длительного времени;
- снижение уровня доходов семей;
- рост нарушений технологической дисциплины рабочими;
- неполное использование трудовых ресурсов экономики;
- сокращение спроса на товары и услуги;
- рост преступности в стране.
Домашнее задание:
Выучить параграф 21, выполнить задание № 2 рабочего листа.
Составить памятку «Требования работодателя к современному работнику»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по обществознанию по теме "Безработица её причины и последствия".
Можно использовать на уроке по обществознанию....
Безработица, ее причины и последствия
Представлен рабочий лист для учащихся 8 классов к учебнику Боголюбова Л.Н....
Презентация к уроку обществознания "Безработица, ее причины и последствия" 8 класс
Презентация может быть использована при подготовке к уроку "Безработица" в 8 классе. В ней использованы актуальные данные на 2019 год....
Конспект урока "Безработица, ее причины и последствия"
Оборудование:1.Презентация «Безработица, ее причины и последствия».2.Конституция РФ.3.Газеты «Работа для всех».4.Раздаточный материал (приложения: выдержки из ТК РФ, листы само...
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...
Тема урока" Безработица, её причины и последствия"
Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Изучение теоритического материала подкреплено закреплением с примерами, характерными для анализа современных реалий и оценки уровня безработицы, которы...