Технологическая карта урока «Правоотношения и субъекты права»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Технологическая карта урока по теме "Правоотношения и субъекты права" представляет собой алгоритм организации и проведения учебного занятия в соответствии с ФГОС. Содержит основные параметры: цели и этапы урока, содержание учебного материала, методы и приёмы организации учебной деятельности, деятельность учителя и учеников. К технологической карте прилагаются презентация по теме, а также приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_pravootnosheniya_i_subekty_prava_dobrodeeva_n.e.docx | 54.08 КБ |
pravootnosheniya_i_subekty_prava.pdf | 1020.38 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 21.02 КБ |
prilozhenie_no2_zadaniya.docx | 16.49 КБ |
prilozhenie_no3_test.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Добродеева Н.Е.
Должность: учитель истории и обществознания
ОО: ГБОУ Гимназия №11
Технологическая карта урока «Правоотношения и субъекты права»
Предмет: обществознание Класс: 9 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
УМК: учебник «Обществознание» (Под ред. Боголюбова Л.Н.).
Тема урока: «Правоотношения и субъекты права» Цель: охарактеризовать сущность политической власти и её особенности | |||||||||||||||||||
Целеполагание для ученика: Каково положение подростков в законах общества? | Целеполагание для учителя (управленческие задачи): - всесторонне охарактеризовать правоотношения: понятие, признаки, структура; - дать представление о том, что такое объекты и субъекты правоотношений; - познакомить с понятиями «правоспособность» и «дееспособность»; - содействовать формированию мотивации познавательной активности школьников и интерес к предмету «Обществознание»; - выявлять многообразие точек зрения по обсуждаемой теме;
- адекватно оценивать результаты деятельности учащихся, используя различные формы деятельности (индивидуальная, парная, групповая). | ||||||||||||||||||
Планируемый результат: Определить объём дееспособности несовершеннолетних в имущественных и трудовых отношениях. | Личностные: Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; осознанность при выполнении старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности. Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели и составлять план деятельности; способность использовать различные ресурсы для решения жизненных задач; умение ориентироваться в различных источниках правового характера. Познавательные: Владение базовыми понятиями правоведения, способность применять полученные знания в повседневной жизни. | ||||||||||||||||||
Опорные понятия, термины: правоотношения; объекты и субъекты правоотношений | Новые понятия, термины: правоспособность; дееспособность; особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц; правовой статус несовершеннолетнего | ||||||||||||||||||
Домашнее задание: учебник, §17 – читать; задание №3 (рубрика «В классе и дома») - стр. 144-145 (выполнить любые три задания из пяти). | |||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал. | |||||||||||||||||||
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация | |||||||||||||||
1. Организационный этап (1 мин.) | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих учащихся в журнале. | Приветствуют учителя. | |||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.) | - Проблемная ситуация_ «- Сашка! - позвал сына отец. – Завтра едем на дачу за картошкой. - Неохота, пап… - скривился «спорщик» Саша. – У нас с Ванькой другие планы, мы собирались на компе поиграть. - Что значит «поиграть»? – нахмурился отец. – Ты уже взрослый и должен понимать, что у каждого из нас есть определённые обязанности. Ты хочешь, чтобы я один вёдра таскал из подвала? - Так значит, я уже взрослый? – переспросил Саша. - Конечно! – хлопнул его по плечу отец. – Лет-то тебе сколько! Вон какой здоровенный вымахал! - Ладно! – кивнул Саша. – Тогда дай мне, пожалуйста, ключи от машины. В магазин за новым диском съездить! - Сашка, ты с ума сошёл! – отец чуть не поперхнулся. – Мал ты ещё по городу на машине кататься! Первый же полицейский тебя остановит. Хочешь, чтобы у меня права отобрали?! - Ну, пап, ты уж как-нибудь определись, - развёл руками Саша. – Либо я взрослый, либо «мал ещё». | Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: «В чём, с вашей точки зрения, здесь противоречие? Какой проблемный вопрос можно сформулировать?» Учитель в ходе обсуждения предложенной проблемной ситуации стремится подвести учащихся к мысли о важности понимания того, какое положение в обществе занимают подростки с точки зрения права. Презентация, слайды №№1-2. | Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем формулируют цели и задачи урока. | ||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. (5 мин.) | - Актуализация знаний учащихся о Конституции РФ (данная тема изучалась в 6-8-м классах), выполняя задания mini-теста_ 1. Что отличает конституцию от других правовых актов? 1) письменная форма 2) высшая юридическая сила 3) обязательность исполнения 4) принятие высшим законодательным органом Ответ: 2) высшая юридическая сила 2. Верны ли следующие суждения о правовых нормах? А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан. Б. Правовые нормы исходят от государства.
Ответ: 2) верно только Б 3. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия норм права и норм морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия: 1) принимаются государством 2) регулируют жизнь общества 3) опираются на представления о добре и зле 4) устанавливают правила поведения
Ответ: 2413 4.
Ответ: 1) главенствующее, ведущее; 2) сформулированы две черты и даны пояснения: - высшая юридическая сила (никакие нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции); - прямое действие (нормы конституции применяются органами власти, на которые возложена эта обязанность / нормы Конституции применяются при отсутствии федерального закона). | Учитель предлагает выполнить mini-тест. Презентация, слайды №№3-5. | Учащиеся выполняют mini-тест. | ||||||||||||||||
4. Открытие новых знаний. (22 мин.) | Вопрос №1 «Правоотношения: понятие и признаки»_ «Что такое правоотношения?». Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, предлагаю вам познакомиться с рядом важнейших признаков правоотношения. Прошу вас обратиться к текстам на столах: листы с текстом «Приложение №1», прочитайте его и выделите признаки, присущие правоотношениям. - Попробуйте сформулировать определение правоотношения на основе перечисленных признаков. - «Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства». - В реальной жизни бывает довольно трудно определить, являются ли отношения правовыми, тем более, что в разных государствах это происходит по-разному. Например, за отсутствие маски в условиях пандемии в Швеции никого не штрафовали, люди сами решали, как они хотят себя вести в этой ситуации. Мы можем предполагать, что за безбилетный проезд в общественном транспорте человека, скорее всего, накажут представители власти на основе правовых норм, а вот решать, какой подарок сделать другу на день рождения, мы можем сами. Точно определить, какие отношения правовые, можно только по наличию или отсутствию соответствующих правовых норм. В России, как мы знаем, правовые нормы записаны в специальных документах – нормативных правовых актах (законах и подзаконных актах). Вопрос №2 «Структура правоотношений»_ - Любое правоотношение состоит из трёх элементов. Поработаем с таблицей «Элементы правоотношений», опираясь на материал презентации и учебника.
Взаимные права и обязанности – это основное содержание правоотношений. Правоотношения – это всегда юридическая взаимосвязь субъектов, у которых есть взаимные права и обязанности. Обязанности и права носят встречный характер: если одно лицо имеет субъективное право, значит, на кого-либо другого возлагают соответствующую обязанность. Например, если у граждан России есть право на бесплатное основное общее образование, значит, государство должно его обеспечить через государственные учреждения (школы). Вопрос №3 «Правоспособность и дееспособность»_ - Теперь давайте подробнее поговорим о субъектах правоотношений. Для того, чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. - Изучите текст учебника и заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц».
Правоспособность – возможность иметь и реализовывать свои права. Правоспособностью обладают все физические лица от рождения и до смерти. Правоспособность человека может быть частично ограничена в исключительных случаях по решению суда – например, право на свободу передвижения может ограничивать подписка о невыезде, если человека заподозрят в преступлении. Дееспособность – это возможность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности. До 6 лет человек считается полностью недееспособным, затем его дееспособность расширяется, а полная гражданская дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет. Часть политических прав – например, избирательное право – гражданин получает позднее. Дееспособность гражданина, который своими действиями из-за наркотической или алкогольной зависимости наносит материальный ущерб семье, могут ограничить. Из-за тяжёлых психических заболеваний человека могут лишить дееспособности – тогда он становится недееспособным. Правоспособность, дееспособность у физических и юридических лиц возникает и прекращается по-разному. У человека они возникают и расширяются постепенно, а, например, у фирмы дееспособность и правоспособность возникают одновременно в момент её регистрации и прекращаются в момент ликвидации. Деятельность фирмы за различные нарушения могут временно приостановить. Если фирму признают банкротом, то права у неё могут закончиться, а обязанности и ответственность – остаться. | Учитель предлагает познакомиться с текстом «Приложение №1». Презентация, слайды №№6-7. Учитель предлагает сформулировать определение правоотношения на основе перечисленных признаков. Презентация, слайд №8. Учитель предлагает поработать с таблицей «Элементы правоотношений», опираясь на иллюстративный материал презентации, а также текст учебника. Презентация, слайды №№10-14. Учитель предлагает поработать с таблицей «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у ФЛ и ЮЛ». Презентация, слайды №№19-20. | По мере знакомства с текстом ребята выясняют признаки правоотношений и озвучивают их. Учащиеся самостоятельно формулируют определение и записывают его в тетради. Учащиеся в ходе беседы рассматривают иллюстрации в презентации, отвечают на вопросы учителя, работают с текстом учебника (§17, стр. 141) и заполняют таблицу в тетрадях. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (§17, стр. 143-144) и заполняют таблицу в тетрадях. | Наиболее сильным учащимся предлагается дополнительное задание «Работая с материалами интернета, выяснить содержание понятия ‘эмансипация’ и её условия». В случае наличия свободного времени в конце урока представляют результаты работы. | |||||||||||||||
5. Первичное закрепление (3 мин.) | Первичное закрепление к вопросу №1 в виде тестового задания: - Отметьте, какие из перечисленных ниже общественных отношений являются правоотношениями (выберите несколько вариантов ответа): А) загородная прогулка по лесу Б) заказ билета на поезд В) поздравление товарища с получением премии Г) покупка молока в молочном отделе магазина Д) вручение букета цветов маме в 8 марта Е) дарение родственнику компьютерного диска Ж) пользование электрической зубной щёткой З) заём денег у соседа по лестничной площадке Ответ: Правоотношениями являются: заказ билета на поезд, покупка молока в молочном отделе, заём денег у соседа по лестничной площадке. Первичное закрепление к вопросу №2 в виде тестового задания: 1) Гражданин Иванов 2) Фонд помощи бездомным животным 3) Иностранный турист 4) Лицо без гражданства 5) Общеобразовательная школа 6) Адвокат 7) Фирма по продаже недвижимости Найдите в таблице «Субъекты (участники) правоотношений» ФЛ и ЮЛ Ответ: ФЛ – 1,3,4,6; ЮЛ – 2,5,7 Первичное закрепление к вопросу №2 в виде тестового задания: Проанализируйте ситуацию с точки зрения структуры правоотношений «Ученик 9-го класса купил в магазине компьютерную игру. Однако диск оказался бракованным. Продавец в магазине отказался вернуть деньги за товар». Ответ:
| Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание на слайде №9. Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание на слайдах №№15-16. Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание на слайдах №№17-18. | Учащиеся выполняют тестовое задание и записывают ответы в тетрадях. Взаимопроверка. Учащиеся выполняют тестовое задание и записывают ответы в тетрадях. Взаимопроверка. Учащиеся выполняют тестовое задание и записывают ответы в тетрадях. | Данное задание является дополнительным и предлагается наиболее сильным учащимся для самостоятельной работы. | |||||||||||||||
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (4 мин.) | Практикум_ - На примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений (Приложение №2). | Учитель организует работу в парах. | Учащиеся работают в парах. Затем представляют результаты работы. | По желанию кто-то из учащихся может делать данное задание индивидуально. | |||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) | 1) учебник, §17 – читать; 2) выполнить письменно задание №3 (рубрика «В классе и дома») - стр. 144-145 (любые три задания из пяти). | Учитель даёт домашнее задание. | Учащиеся записывают домашнее задание. | ||||||||||||||||
8. Рефлексия содержания и состояния (4 мин.)
| - Тест в формате заданий ОГЭ_ 1. Брачный возраст в России устанавливается в 18 лет, и Анатолий с Надеждой, достигнув этого возраста, подали заявление в ЗАГС. Нормами какой отрасли права регулируется данная ситуация?
2. Согласно закону, подростки старше 14 лет могут самостоятельно распоряжаться своими заработками, вносить вклады в банк. С юридической точки зрения эти права отражают 1) быстрое взросление подростков в современном обществе 2) желание родителей приучить детей к самостоятельности 3) обретение частичной гражданской дееспособности 4) раннее начало трудовой деятельности, свойственное молодёжи в наши дни 3. Верны ли суждения о гражданской дееспособности несовершеннолетних? А. Несовершеннолетние до 16 лет являются полностью граждански недееспособными. Б. Гражданская дееспособность несовершеннолетних может быть получена при определенных условиях до достижения 18 лет.
4. Саше – 13 лет, Вале – 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия: 1) право совершать мелкие бытовые сделки 2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими 3) право распоряжаться своими доходами 4) возможность получить наследство Ответы: 1. 3; 2. 3; 3. 2; 4. 1423. | Учитель предлагает решить тест и подвести итоги по текущему уроку («Легко ли было решить тест? Какие возникли затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам в ходе урока определить объём дееспособности несовершеннолетних в нашем обществе?»). Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке. | Учащиеся работают с тестом в парах и затем представляют результаты работы, отвечают на вопросы учителя, выражают своё мнение. |
Список использованных источников:
- Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразоват. организаций [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М., 2022.
- Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 9 класс [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М., 2020.
Интернет-источники:
- http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://artclassic.edu.ru/ – коллекция Российского общеобразовательного портала.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Правоотношение – это, прежде всего, общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов. Если, к примеру, сёстры наследуют какое-нибудь имущество без указания долей, то в случае спора о долях наследства правоотношения могут возникнуть, конечно, только между сёстрами, а не между ними и этим имуществом.
Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений. Если же в системе права нет норм, которые способны регулировать какой-либо вид человеческих отношений, не могут возникнуть и правоотношения. Если, к примеру, нет юридических норм, регулирующих отношения любви и дружбы, значит, этот вид отношений между людьми не может принять форму правоотношения.
Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права – лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.
Например, вы пришли в магазин купить необходимые продукты. Заплатили деньги. Продавец выдал вам товар. Вы его получили. Есть ли здесь какие-нибудь правоотношения? Несомненно, вполне определённые отношения купли-продажи, регулируемые нормами гражданского права и Закона «О защите прав потребителей». Следовательно, вы и продавец стали участниками правоотношения, субъектами права. А это значит, что у обеих сторон (покупателя и продавца) есть строго определённые права и обязанности: заплатить деньги – получить товар, получить деньги –
выдать товар и т. д.
А если какая-либо сторона не выполнит своих обязанностей, нарушит права другой стороны?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо охарактеризовать ещё одну важнейшую черту правоотношения: поскольку правоотношение может возникнуть только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством.
Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 1
Правоотношение – это, прежде всего, общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов. Если, к примеру, сёстры наследуют какое-нибудь имущество без указания долей, то в случае спора о долях наследства правоотношения могут возникнуть, конечно, только между сёстрами, а не между ними и этим имуществом.
Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений. Если же в системе права нет норм, которые способны регулировать какой-либо вид человеческих отношений, не могут возникнуть и правоотношения. Если, к примеру, нет юридических норм, регулирующих отношения любви и дружбы, значит, этот вид отношений между людьми не может принять форму правоотношения.
Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права – лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.
Например, вы пришли в магазин купить необходимые продукты. Заплатили деньги. Продавец выдал вам товар. Вы его получили. Есть ли здесь какие-нибудь правоотношения? Несомненно, вполне определённые отношения купли-продажи, регулируемые нормами гражданского права и Закона «О защите прав потребителей». Следовательно, вы и продавец стали участниками правоотношения, субъектами права. А это значит, что у обеих сторон (покупателя и продавца) есть строго определённые права и обязанности: заплатить деньги – получить товар, получить деньги –
выдать товар и т. д.
А если какая-либо сторона не выполнит своих обязанностей, нарушит права другой стороны?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо охарактеризовать ещё одну важнейшую черту правоотношения: поскольку правоотношение может возникнуть только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством.
Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях?
Предварительный просмотр:
Практические задания по теме «Правоотношения и субъекты права».
На примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений:
1) Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
Субъекты:__________________________________________________________________________________
Объект:____________________________________________________________________________________
Содержание:________________________________________________________________________________
2) Гражданин Матвеев потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедший контролёр потребовал оплатить штраф.
Субъекты:__________________________________________________________________________________
Объект:____________________________________________________________________________________
Содержание:________________________________________________________________________________
3) Гражданин Андреев взял потребительский кредит в банке «ВТБ» сроком на 5 лет.
Субъекты:__________________________________________________________________________________
Объект:____________________________________________________________________________________
Содержание:________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
1. Брачный возраст в России устанавливается в 18 лет, и Анатолий с Надеждой, достигнув этого возраста, подали заявление в ЗАГС. Нормами какой отрасли права регулируется данная ситуация?
1) гражданского | 2) административного | 3) семейного | 4) гражданско-процессуального |
2. Согласно закону, подростки старше 14 лет могут самостоятельно распоряжаться своими заработками, вносить вклады в банк. С юридической точки зрения эти права отражают
1) быстрое взросление подростков в современном обществе
2) желание родителей приучить детей к самостоятельности
3) обретение частичной гражданской дееспособности
4) раннее начало трудовой деятельности, свойственное молодёжи в наши дни
3. Верны ли суждения о гражданской дееспособности несовершеннолетних?
А. Несовершеннолетние до 16 лет являются полностью граждански недееспособными.
Б. Гражданская дееспособность несовершеннолетних может быть получена при определенных условиях до достижения 18 лет.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
4. Саше – 13 лет, Вале – 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:
1) право совершать мелкие бытовые сделки
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) право распоряжаться своими доходами
4) возможность получить наследство
Черты сходства | Черты отличия | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физической культуре " Правила ЗОЖ " 3 "А" класс.
Правила ЗОЖ в начальной школе....
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...
Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"
Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...
технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.
Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним работать учащихся 5-х классов....
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина»....
Технологическая карта урока информатики по теме "Правило перевода целых десятичных чисел в системы счисления с основанием q."
Класс8Учебный предметИнформатикаТема урокаПравило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q.Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урокаЛичностные результатыПонимают роль фу...