Тематическое планирование курсов подготовки к ОГЭ
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс)
В данном файте представлен примерный план работы дополнительного образования по подготовке к ОГЭ по обществознанию рассчитаный на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_kursov_obshchestvozanie.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Гимназия №23»
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
Обществознание для всех
(указать предмет, курс, модуль)
__9___ класс
Учитель: Лазуткина Виктория Александровна
Количество часов: всего ____30____ часов; в неделю _____1______ час.
2020-2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Обществознание для всех» составлена на основе следующих документов:
-федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
-демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по обществознанию;
-кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020-2021 году основного государственного экзамена по обществознанию;
-спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020-2021 году основного государственного экзамена по обществознанию.
Цели курса:
-повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
-повторение курса обществознания; -формирование умений и навыков решения тестовых заданий; -знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
Курс «Обществознание для всех» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов. Занятия по курса по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.
Программа курса рассчитана на 30 часов.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Предусмотрены следующие формы организации работы:
1. теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
2. практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Содержание курса
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» полностью отражает содержание учебных курсов Обществознание 8-9 классы и отвечает требованиям Кодификатора.
№ | Раздел | Теория | Практика |
Введение | Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ |
| |
1 | Общество и человек | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
2 | Сфера духовной культуры | Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
3 | Экономическая сфера | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
4 | Социальная сфера | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
5 | Сфера политики и социального управления | Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
6 | Право | Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
7 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задание на сравнение; - задание на установление соответствия; - задание на выбор верных позиций из списка; - задание на установление фактов и мнений. Задание ориентировано на проверяемое умение: - задания на анализ источников. | Практикум: анализ различных источников |
8 | Итоговый контроль | Итоговый контроль | Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач |
Календарно-тематическое планирование
курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию», 9 класса (30 часа)
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы | Форма занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 | Введение. ОГЭ по обществознанию: структура и содержание | лекция | 1 | |||||
Содержательные линии (23 часа) | ||||||||
Человек и общество (4 часа) | ||||||||
2 | Общество | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | Лекция с элемента-ми беседы тренинг | 1 | ||||
3 | Человек. | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | Лекция с элемента-ми беседы Тренинг | 1 | ||||
4 | Человек и общество. | Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
5 | Человек и общество. | Тренинг | 1 | |||||
Сфера духовной культуры (3 часа) | ||||||||
6 | Сфера духовной культуры | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
7 | Сфера духовной культуры | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
8 | Сфера духовной культуры | Тренинг | 1 | |||||
Экономическая сфера (5 часов) | ||||||||
9 | Фундаментальные экономические понятия | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
10 | Фундаментальные экономические понятия | Тренинг | 1 | |||||
11 | Рынок. Предпринимательство | Обмен, торговля. Деньги. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Заработная плата и стимулирование труда. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
12 | Рынок. Предпринимательство | Тренинг | 1 | |||||
13 | Государство и экономика | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. | Лекция с элемента-ми беседы Тренинг | 1 | ||||
Социальная сфера (3 часа) | ||||||||
14 | Социальная сфера. | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
15 | Социальная сфера. | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
16 | Социальная сфера. | Тренинг | 1 | |||||
Сфера политики и социального управления (3 часа) | ||||||||
17 | Политика | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
18 | Политика | Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
19 | Политика | Тренинг | 1 | |||||
Право (4 часа) | ||||||||
20 | Право | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство РФ. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
21 | Право | Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
22 | Право | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство Несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Лекция с элемента-ми беседы | 1 | ||||
23 | Право | Тренинг | 1 | |||||
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ (8 часов) | ||||||||
24 | Различное содержание в разных вариантах | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задание на сравнение; - задание на установление соответствия; - задание на выбор верных позиций из списка; - задание на выбор верных позиций из списка; - задание на установление фактов и мнений. | 1 | |||||
25 | Различное содержание в разных вариантах | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задание на сравнение; - задание на установление соответствия; - задание на выбор верных позиций из списка; - задание на выбор верных позиций из списка; - задание на установление фактов и мнений. | 1 | |||||
26 | Часть 2. Различное содержание в разных вариантах | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задания на анализ источников. | 1 | |||||
27 | Часть 2. Различное содержание в разных вариантах | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задания на анализ источников. | 1 | |||||
28 | Часть 2. Различное содержание в разных вариантах | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задания на анализ источников. | 1 | |||||
29-30 | Итоговая работа | Тренинг | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курса по подготовке в школу. Предмет: Английский язык
Данный курс предназначен для 4-6-леток по программе и учебнику Н. В. Бонк. Он является обобщением 5-летней работы в этой области. Надеюсь, материал будет полезен всем коллегам, рабо...
Поурочно-тематическое планирование курса подготовки к ЕГЭ для учащихся 10класса
Как показывает практика уже не первого года подготовки к ЕГЭ, одного года по часу в неделю в 11 классе для глубокого освоения того обширного материала, который предъяляет нам экзамен недостаточно, поэ...
Тематическое планирование курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Тематическое планирование курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" с пояснительной запиской....
Рабочая программа и тематическое планирование Курса внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,- Приказ минобрн...
Календарно-тематическое планирование курса предпрофильной подготовки «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»
Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному на...
Календарно-тематическое планирование курса подготовки к ЕГЭ по биологии
Курс подготовки к ЕГЭ по биологии рассчитан на 34 часа, включает все темы ЕГЭ по биологии....
Календарно-тематическое планирование курса "Подготовка к ЕГЭ по химии"
Программа курса напрвлена повторение наиболее сложных теоретических вопросов....