Тематическое планирование курсов подготовки к ОГЭ
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс)

Воробьева Виктория Александровна (ID 92967034)

В данном файте представлен примерный план работы дополнительного образования по подготовке к ОГЭ по обществознанию рассчитаный на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_kursov_obshchestvozanie.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Гимназия №23»

Рабочая программа

По внеурочной деятельности

Обществознание для всех

(указать предмет, курс, модуль)

__9___ класс

Учитель: Лазуткина Виктория Александровна

Количество часов: всего ____30____ часов; в неделю _____1______ час.

2020-2021 г

                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Обществознание для всех» составлена на основе следующих документов:

-федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
-демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена  по обществознанию;
-кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020-2021 году основного государственного экзамена по обществознанию;
-спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020-2021 году основного государственного экзамена по обществознанию.

        

Цели курса: 

-повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

         

Задачи курса: 

-повторение курса обществознания;                                                                                                                              -формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;                                                                                   -знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;                                                                                                                                                                          
        

     Курс «Обществознание для всех» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов. Занятия по курса по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.                                                                                                 

Программа курса рассчитана на 30 часов.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ. 

Предусмотрены следующие формы организации работы:

     1. теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;  
                 2. практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.                

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п.                                                 

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.         
        Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.                                                                                         

Планируемые результаты освоения учебного курса

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:                

Содержание курса

 Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» полностью отражает содержание учебных курсов Обществознание 8-9 классы и отвечает требованиям Кодификатора.  

Раздел

Теория

Практика

Введение

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ОГЭ

 

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

2

Сфера духовной культуры

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

3

Экономическая сфера

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

4

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

5

Сфера политики и социального управления

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

6

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений

7

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задание на сравнение;

 - задание на установление соответствия;

 - задание на выбор верных позиций из списка;

- задание на установление фактов и

мнений.

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задания на анализ источников.

Практикум: анализ различных источников

8

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач


Календарно-тематическое планирование

курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию», 9 класса (30 часа)

№ п/п

Тема занятия

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Форма занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

ОГЭ по обществознанию: структура и содержание

лекция

1

Содержательные линии (23 часа)

Человек и общество (4 часа)

2

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Лекция с элемента-ми беседы

тренинг

1

3

Человек.

Биологическое и социальное в человеке.  Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Лекция с элемента-ми беседы

Тренинг

1

4

Человек и общество.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Лекция с элемента-ми беседы

1

5

Человек и общество.

Тренинг

1

Сфера духовной культуры (3 часа)

6

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ

Лекция с элемента-ми беседы

1

7

Сфера духовной культуры

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Лекция с элемента-ми беседы

1

8

Сфера духовной культуры

Тренинг

1

Экономическая сфера (5 часов)

9

Фундаментальные экономические понятия

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Лекция с элемента-ми беседы

1

10

Фундаментальные экономические понятия

Тренинг

1

11

Рынок. Предпринимательство

Обмен, торговля. Деньги. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Заработная плата и стимулирование труда.

Лекция с элемента-ми беседы

1

12

Рынок. Предпринимательство

Тренинг

1

13

Государство и экономика

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Лекция с элемента-ми беседы

Тренинг

1

Социальная сфера (3 часа)

14

Социальная сфера.

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы.

Лекция с элемента-ми беседы

1

15

Социальная сфера.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.  Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

Лекция с элемента-ми беседы

1

16

Социальная сфера.

Тренинг

1

Сфера политики и социального управления (3 часа)

17

Политика

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей.  Формы государства.  Политический режим. Демократия. Местное самоуправление

Лекция с элемента-ми беседы

1

18

Политика

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.  Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

 Гражданское общество и правовое государство

Лекция с элемента-ми беседы

1

19

Политика

Тренинг

1

Право (4 часа)

20

Право

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство РФ.

Лекция с элемента-ми беседы

1

21

Право

Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.  Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.  Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Лекция с элемента-ми беседы

1

22

Право

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса

несовершеннолетних.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство

Несовершеннолетних.

 Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная

ответственность несовершеннолетних.

Лекция с элемента-ми беседы

1

23

Право

Тренинг

1

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ (8 часов)

24

Различное содержание в разных

вариантах

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задание на сравнение;

 - задание на установление соответствия;

 - задание на выбор верных позиций из списка;

- задание на выбор верных позиций из списка;

- задание на установление фактов и

мнений.

1

25

Различное содержание в разных

вариантах

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задание на сравнение;

 - задание на установление соответствия;

 - задание на выбор верных позиций из списка;

- задание на выбор верных позиций из списка;

- задание на установление фактов и

мнений.

1

26

Часть 2. Различное содержание в разных

вариантах

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задания на анализ источников.

1

27

Часть 2. Различное содержание в разных

вариантах

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задания на анализ источников.

1

28

Часть 2. Различное содержание в разных

вариантах

Задание ориентировано на

проверяемое умение:

- задания на анализ источников.

1

29-30

Итоговая работа

Тренинг

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса по подготовке в школу. Предмет: Английский язык

 Данный курс предназначен для 4-6-леток по программе  и учебнику Н. В. Бонк. Он является обобщением 5-летней работы в этой области. Надеюсь, материал будет полезен всем коллегам, рабо...

Поурочно-тематическое планирование курса подготовки к ЕГЭ для учащихся 10класса

Как показывает практика уже не первого года подготовки к ЕГЭ, одного года по часу в неделю в 11 классе для глубокого освоения того обширного материала, который предъяляет нам экзамен недостаточно, поэ...

Тематическое планирование курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Тематическое планирование курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" с пояснительной запиской....

Рабочая программа и тематическое планирование Курса внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,- Приказ минобрн...

Календарно-тематическое планирование курса предпрофильной подготовки «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических проце­дур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному на...

Календарно-тематическое планирование курса подготовки к ЕГЭ по биологии

Курс подготовки к ЕГЭ по биологии рассчитан на 34 часа, включает все темы ЕГЭ по биологии....

Календарно-тематическое планирование курса "Подготовка к ЕГЭ по химии"

Программа курса напрвлена повторение наиболее сложных теоретических вопросов....