Конспект урока по обществознанию 10 класс. Духовная культура общества.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Конспект урока по обществознанию 10 класс. Духовная культура общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.10._duhovnaya_kultura_obshchestva.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по предмету «Обществознание».
Класс: 10.
Тема: «Духовная культура общества»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Задачи:
Образовательная – способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды; совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Развивающая – развитие толерантного отношения к разным типам культур;
Воспитательная – воспитывать чувство толерантности.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент | Приветствует учеников, отмечает отсутствующих на уроке. | Приветствуют учителя. |
Изучение нового материала | В связи с тем, что общество существует в природной среде и люди взаимодействуют друг с другом, это способствует формированию культуры. – Что такое культура, как вы понимаете? Культура – вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми. Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей. – Назовите все известные вам определения понятия «культура». – Как вы понимаете выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», «культурный человек»? Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием. – Приведите примеры многообразия культур. Основные формы культуры: Элитарная культура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области. Массовая культура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области. Народная культура – это культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Разновидности культуры: Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе.
Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.
Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура. – Как вы понимаете, что такое материальная и духовная культура? Слово «культура» также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры: а) национальная культура; б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе; в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли; г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития; д) культура семьи; е) культура личности. – Что дает нам культура? Поразмышляйте по этому поводу. Напишите пятиминутное сочинение-эссе. – Приведите примеры упадка культуры или возрождения ее. Подтверждением легкоранимости и уязвимости культуры будет следующий материал. (см.: Обществознание: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин и др.; под ред. А. Ф. Никитина. – М., 2005. – с. 34–35.) Основные функции культуры: Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости. §10, с. 102-104 заполните таблицу «Ценности и нормы культуры». Ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима. Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены. При социальном перевороте победившая сторона зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции 1917 г. и после победы одной из сторон в Гражданской войне. Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь. Двумя взаимодополняющими сторонами воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная традиция», «культурная новация». – Что, по вашему мнению, относится к понятию «культурная традиция»? Записать слова-ассоциации. – Что такое «культурная новация»? Записать слова-ассоциации. К культурной традиции относят устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в новых и новых поколениях людей. Культурная новация дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в обществе. Факторы, влияющие на процесс воспроизводства и развития культуры: а) духовное состояние, интересы и потребности людей в обществе; б) глобальные мировые тенденции развития человеческой цивилизации. – Вы, наверное, уже слышали понятие «глобализация культуры»? Объясните, что это такое. В условиях глобализации культуры культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно сохранять и развивать свою духовную культуру. – На примере России покажите взаимодействие культурных традиций и новаций в воспроизводстве и развитии культуры. Функции культуры 1. Функция приспособления к окружающей среде. 2. Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему). 3. Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития). 4. Функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества). 5. Коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры). Таким образом, культура (в узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с искусством. Культура (в широком смысле) – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания. Оценка влияния культуры на жизнь людей: 1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта. 2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы. 3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. | Отвечают на вопросы. Записывают основные формы культуры. Отвечают на вопросы, приводят примеры. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. |
Закрепление | Прочитать фрагмент статьи (Фейнберг, Е. Л. Наука, искусство, религия… // Вопросы философии. – 1997. – № 7). – Какие мысли у вас возникли? Выскажите свое отношение к данной статье. (См.: учебник под ред. А. Ю. Лазебниковой, с. 258–259.) | Читают документ, отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | § 10, выучить понятия на с. 108, прочитать документ и ответить вопросы к нему на стр. 109. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века".
Методическая разработка урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века" содержит четко поставленные цель урока и задачи )образовательные, развивающие и воспитательные)....
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»
Урок: историяТема: «Культура стран халифата»Цели:- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;- ...
Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Конспект урока по обществознанию : 5 класс «Положение человека в обществе»...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока в 10 классе "Духовная победа Ивана Флягина"
Конспект урока (контрольная работа учителя на курсах повышения квалификации) предназначается для изучения произведения Н.С. Лескова "Очарованный странник". Это путь духовного обновления главного героя...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
конспект урока истории 10 класс Тема: Культура России в 18в.
Цели урока: - способствовать формированию знаний об основных особенностях развития культуры России в 18 столетии; о новых жанрах, стилях и памятниках культуры «галантного века;- Развитие н...