Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию.
Класс: 9
Тема: Гражданское общество
Цели урока:
1.Образовательная:
- Выявить смысл понятия «гражданское общество»
- Сформировать знания об обществе как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- Уметь применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
2. Воспитательная:
- Способствовать развитию гражданского мышления учащихся;
-Способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества и ответственности каждого человека за развитие общества.
3. Развивающая:
- Способствовать дальнейшему развитию умений конкретизировать теоретические положения примерами из жизни;
- Использование межпредметных связей с историей, литературой;
- Развитие аналитических умений;
- Совершенствование умений учащихся: работать в группе, работать с учебником.
Оборудование: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
· Рабочий лист «Гражданское общество»
· Раздаточный материал «Функции ГО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество | 55.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию.
Класс: 9
Тема: Гражданское общество
Цели урока:
1.Образовательная:
- Выявить смысл понятия «гражданское общество»
- Сформировать знания об обществе как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- Уметь применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
2. Воспитательная:
- Способствовать развитию гражданского мышления учащихся;
-Способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества и ответственности каждого человека за развитие общества.
3. Развивающая:
- Способствовать дальнейшему развитию умений конкретизировать теоретические положения примерами из жизни;
- Использование межпредметных связей с историей, литературой;
- Развитие аналитических умений;
- Совершенствование умений учащихся: работать в группе, работать с учебником.
Оборудование: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Рабочий лист «Гражданское общество»
- Раздаточный материал «Функции ГО»
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Активизация познавательной деятельности учащихся |
1. Оргмомент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность детей к уроку. | Приветствуют учителя. Подготавливают рабочее место. |
2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) | давайте вспомним:
|
|
2. Переход к изучению нового материала | План урока:
1.а. Понятие «гражданское общество»
| Записывают план урока в тетрадь |
3. Изучение нового материала Рабочий лист. Закрепление Определение понятия «ГО» Переход ко второму пункту плана Закрепление Переход к третьему пункту плана Закрепление Переход к четвертому пункту плана |
Предпосылки образования гражданского общества После объясненного материала, учитель сверяет написанное детьми в таблицу с тем, что должно было там оказаться. Через предпосылки обр. гр. общ. учитель вместе с классом пробует сформулировать понятие «Гражданское общество» Закономерно возникает вопрос, каковы этапы формирования гражданского общества . рассказ учителя (Приложение №_2_). По окончании рассказа о этапах развития гражданского общества, учитель сверяет записи в рабочем листе с правильными ответами Мы уже поняли как и когда образовывалось гражданское общество, а теперь нам следует ознакомится с функциями гражданского общества , для этого вам нужно. Учитель просит пару учеников озвучить выписанные ими функции. Обсудить с классом выбор ученика. Гражданское общество в РФ. Этот пункт вы рассмотрите самостоятельно. | Заполняют таблицу Верный вариант определения дети записывают в рабочий лист, пункт 1.а. Дети слушают лекцию и заполняют второй пункт рабочего листа прочитать текст (Приложение№3) и выписать наиболее важные, на ваш взгляд, функции в 3 раздел рабочего листа. Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, отражающие экономическую, социальную и духовную сферу жизни общества. |
4. Итоговое закрепление | Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. | 1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса. 2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности. 3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности. 4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам. 5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста. 6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково. |
5. Рефлексия | Учитель задаёт вопрос классу | - почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод? - как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество? |
6. Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание | Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, отражающие экономическую, социалную и духовную сферы жизни общества §5, термины |
Приложение №1.
Рабочий лист
Гражданское общество
План урока:
- Предпосылки образования гражданского общества;
1.а. Понятие «гражданское общество»
- Этапы формирования гражданского общества;
- Функции гражданского общества;
- Гражданское общество в РФ
1.
Заполните таблицу
Экономические | Социальные | Политические | Духовные |
1.а. «Гражданское общество» - это _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Запишите этапы формирования гражданского общества:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Выпишите некоторые функции гражданского общества:
4.
Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, отражающие экономическую, социальную и духовную сферу жизни общества.
Приложение №2
Формирование и развитие гражданского общества занимает несколько веков, этот процесс еще не завершен ни у нас в стране, ни в мире в целом. Становлению и развитию гражданского общества способствовало три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. В общем можно выделить три этапа развития гражданского общества:
Первый этап (16–17 вв.) – формируются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, специализация производства, товарно-денежные отношения). В этот же период происходит бурное развитие культуры, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как об идеале.
Однако у философов и историков ХVП-ХVШ вв. еще не было четкого различения гражданского общества и государства. Уровень правовых отношений невысокий. В государстве видится сила, которая только и способна привести отношения между индивидуумами к гармонии. Это находит отражения в определении Т. Гоббса, английского философа: «Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство». Это определение отражало состояние общества на тот момент. Государство на этом этапе видится как средство развития гражданского общества.
Второй этап (конец 17- конец 19 вв.) – в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. Идет процесс создания современного представительного государства, оно все более подчиняется общественному контролю, что выражается в усилении контроля представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, происходит рост круга лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами, устанавливается зависимость представительных учреждений от системы политических партий и движений.
Государство начинают противопоставлять гражданскому обществу. В нем видится сдерживающий фактор развития гражданского общества. Г. Гегель, немецкий философ в этот период определяет гражданское общество следующим образом: «Гражданское общество — сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью».
Т. Пейн, американский просветитель пишет: «Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства».
Третий этап (ХХ вв.) - ведущее место в промышленности перешло от частных мелких предприятиям к крупным индустриальным, торговым, финансовым предприятиям. Рабочий класс организовал профсоюзы и представлял собой внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели. На защиту рабочего класса встают влиятельные политические партии. Широкие слои населения выступают в защиту демократических прав и социальных прав и свобод. Организовываются различные гражданские организации. Государство видится как выразитель интересов гражданского общества. Гражданское общество начинает превалировать над государством.
Приложение №3.
Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.
В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.
Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока обществознания в 9 классе "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО".
Разработка урока обществознания,призванного сформировать представление у учащихся о государстве, как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общест...
Интегрированный урок "Государственная Дума как элемент гражданского общества".
Тема данного урока связывает такие две группы уроков как история и обществознание.в старших классах. Эта тема особенно актуальна в 2013 году, т.к. в этом году отмечается 20 летний юбилей Государственн...
Урок обществознания в 9 классе "Гражданское общество и местное самоуправление"
В рамках открытого урока "Гражданское общество. Местное самоуправление" были использованы различные материалы.Особенно интересным мне показалось связать теоретический материал с практическим...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
Открытый урок «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».
Цель урока: Формирование активной гражданской позиции через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.Задачи урока:Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гр...
Конспект урока по истории 9 класс «Гражданская война в России»
Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как величайшей трагедии народа; раскрыть причины Гражданской войны и ее основные этапы; раскрыть цели и политическую программу Белого движен...
Конспект урока обществознания в 11 классе "Гражданское общество и правовое государство".
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: "Гражданское общество и правовое государство", разбирается в разделе "Политическая сфера общества" , как на профильном так и на...