Конспект урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века".
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Методическая разработка урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века" содержит четко поставленные цель урока и задачи )образовательные, развивающие и воспитательные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В конспекте четко поставлена цель, определены задачи, которые решаются на уроке. | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории России в 9 классе.
Тема: Духовная жизнь Серебряного века.
Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».
Задачи урока.
Образовательная:
- познакомить с культурой Серебряного века;
- на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;
- способствовать запоминанию основной терминологии;
- раскрыть мировое значение достижения русской культуры.
Развивающая:
- создать условия для развития общеучебных умений — работа с текстом учебника, с репродукциями картин;
- применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.
- заполнять таблицы;
- способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);
- содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).
Воспитательная:
воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.
Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.
План урока:
- Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.
- Просвещение.
- Наука.
- Литература.
- Живопись.
- Скульптура. Архитектура.
- Музыка, балет, театр, кинематограф.
- Закрепление. Проверка проблемного задания.
Ход урока:
1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса. Слайд 2. Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?
В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.
2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" ( стр. 55-56) и отвечают на вопросы:
- Какие изменения произошли в области образования и просвещения?
- Чем они были обусловлены?
- Проверяем. Слайд №3.
3. Наука. Слайды 4-6.
Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».
№ | Фамилия ученого | Над какой проблемой работал ? |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | П.Н. Лебедев В.И. Вернадский И.П. Павлов И.И. Мечников Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский В.О.Ключевский | Физика волн Учение о биосфере и ноосфере Физиология Иммунология Аэродинамика, самолетостроение Ракетостроение История России |
Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.
Проверяем выполнение задания.
4. Литература. Слайды 7-9.
Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.
С какими произведениями этих авторов Вы знакомы?
Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 - И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.
В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.
В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям - символизму, акмеизму и футуризму.
Работа с терминами. Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.
Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.
Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.
Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.
Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли - К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.
Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Слайд 13. Футуризм представляли - В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.
5. Живопись.
Слайд 14. Направления в живописи начала XX века.
реализм | модерн | символизм | авангардизм |
Работа с понятиями слайд 15.
Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.
Авангардизм - ( от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.
Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал - таблица.
Представители реализма | Представители модерна | Представители символизма | Представители авангардизма |
Проверяем задание слайд 23.
6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.
Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.
Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.
Архитектура этого периода связана с модерном.
Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).
7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.
В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.
Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).
Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.
Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.
Слайд 30. В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.
Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.
Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?
Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.
Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в. ( по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века
Предмет рассотрения - социокультурные доминанты 19 века в Европе, романтизм, реализм в искусстве...
Конспект урока по культуре Серебряного века
Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...
Конспект урока "Культура Серебряного века"
Достижения культуры Серебряного века...
конспект урока и презентация Культура серебряного века 11 класса
конспект урока и презентация Культура серебряного века 11 класса...
Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс
Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...