Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок: история
Тема: «Культура стран халифата»
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
- показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
- продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29_09_6_klass_kultura_stran_halifata.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура стран халифата»
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
- показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
- продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
№ | Ход урока. | примечание |
1. | Орг. начало урока. | |
2. | Сообщение темы и целей урока: | |
3. | Изучение нового материала. 1) рассказ учителя: ( сл. 3) В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей. ( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно ( сл. 5) Запишем термины
( сл. 6) - Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. ( сл. 7) - У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова? - В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства. ( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу ( сл. 9) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. ( сл. 10- 11) Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по ( сл. 12) - Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей ( сл. 13) - А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов? - Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. ( сл. 14 - 15) - Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. ( сл. 16-17) - Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. ( сл. 18) - Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову ( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях. ( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. ( сл. 21) Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22) - вид дворца ( сл. 23) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями ( сл. 24) Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. ( сл. 25) По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана. ( сл. 26) Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. ( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. | |
2) самостоятельная работа Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?» 1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. 2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. 3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. 4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом. 5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. 6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые. 7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам. | ||
5. | Подведение итога урока. | |
6. | Домашнее задание:
|
Тест по теме «Культура стран халифата»
1. «Важнейшее украшение человека – знание»,- говорили ученые:
а) римские;
б) греческие;
в) арабские.
2.Мусульманский храм - это:
а) собор;
б) мечеть;
в) мавзолей.
3. У арабов европейцы научились:
а) чертить карты;
б) пользоваться компасом и глобусом;
в) считать индийские цифры.
4.Высшие мусульманские школы:
а) институты;
б) университеты;
в) медресе.
5. У мусульман мечеть служила:
а) местом, где люди молились;
б) залом суда;
в) хранилищем денег для бедных;
г) местом, где можно потолковать с друзьями.
д) всё перечисленное
6. До XVII века настольной книгой европейских врачей было сочинение арабского мыслителя:
а) Аль - Бируни;
б) Фирдоуси;
в) Авиценны.
Ключи к заданию
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в | б | в | в | д | в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс тема "Путешествие"
Урок английского языка для 8 класса по теме "Путешествие"Учебное пособие - учебник английского языка для школ с углубленным изучением, Верещагина О.В....
План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.
Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно, сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...
Конспект и презентация по теме: "Культура стран халифата"
Помощь при обьяснении темы - "Культура стран халифата"...
Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла
Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...
план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг
план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг...
Конспект урока истории. 6 класс. Культура Византии
Культура ВизантииЦели:1. Продолжить формирование новых знаний у учащихся о Византии и ее культуре основываясь на актуализацию старых знаний.2....