Конспект урока в 10 классе "Духовная победа Ивана Флягина"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока (контрольная работа учителя на курсах повышения квалификации) предназначается для изучения произведения Н.С. Лескова "Очарованный странник". Это путь духовного обновления главного героя Ивана Флягина. В работе помещены цитаты, комментарий учителя и учеников, различные задания (вопросы, таблицы) для использования на уроке, а также для домашнего задания. Данный урок пормогает ученикам глубже вникать в смысловую канву повести, учиться составлять схемы, делать выводы, правильно оперировать цитатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_pobeda_ivana_flyagina.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Конспект урока
для 10 класса
по подготовке к итоговому сочинению
по литературе
Выполнила: учитель русского языка и литературы
МОУ СШ № 92
Краснооктябрьского района
города Волгограда
Гончарова Марина Юрьевна
г. Волгоград. 2016 год
Тема урока: Духовная победа Ивана Флягина – главного героя повести Н. С. Леского «Очарованный странник»
Цели:
- Предметные. Знают содержание повести «Очарованный странник», понимают, какой духовный путь прошёл главный герой произведения, умеют оперировать текстовым материалом для подтверждения своих высказываний.
- Метапредметные. Овладевают работой с таблицами, развёрнутым монологическим высказыванием, умением обобщать и делать выводы.
- Личностные. Выражают собственное мнение на основе изученного материала, а также - авторскую позицию относительно данной темы.
Оборудование: компьютер, проектор, книги Н.С.Леского.
1. Организационный момент.
Разум есть несравненно высшая
способность, но она приобретается не иначе,
как победой над страстями.
Николай Васильевич Гоголь
Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.
Михаил Ломоносов
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам
Побеждающий других силён, а побеждающий себя самого - могуществен.
Лао Цзы
2. Беседа на тему духовного перерождения Ивана Флягина.
Путь, по которому прошёл Иван Северьянович Флягин – от подростка, не осознающего своего предназначения в жизни, делающего много ошибок, и человека, уже имеющего жизненный опыт и отягощённого многими страстями, до человека, наконец, осознавшего бессмысленность греховной жизни, стремящегося к покаянию и очищению своей души.
Выделим ключевые слова в отрывках повести.
Остановимся на эпизодах в плену.
1
- А отчего же не до них: дела, что ли, у вас очень много было?
- Нет-с; дела никакого, а тосковал: очень домой в Россию хотелось.
- Так вы и в десять лет не привыкли к степям?
- Нет-с, домой_хочется…тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая,
2
Жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... в одну сторону и в другую — все одинаково… Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь…
- Какие чувства одолевают героем в плену? (Тоска по родной земле, жгучее желание вырваться из плена.)
- Как любовь к родине меняет самого Ивана Флягина? (Он становится более чувствительным, более внимательным к самому себе. В нём живет надежда вернуться домой. Он ни на минуту не переставал думать о побеге. В плену он не только не предал свою православную веру, но и пытался обратить в неё татар (перед тем, как сбежать.)
- Какие преобразования в душе мы находим?
- Ах, судари, как всё это с детства памятное житьё пойдёт вспоминаться, и понапрёт на душу, и станет вдруг загнетать на печенях, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастья отлучён и столько лет на духу не был, и живёшь невенчаный и умрёшь неотпетый, и охватит тебя тоска, и дождёшься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жёны, ни дети, и никто бы тебя из поганых не видал, и начнёшь молиться…и молишься…так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слёзы падали – утром травку увидишь.
(Иван Флягин постепенно начинает осознавать всю греховность своей жизни, но это ещё не прозрение, а только начало духовного возрождения, начало внутренней работы над своей душой. Он впервые вкусил, что такое настоящая молитва и понял, какие она даёт плоды).
4. А что мы можем понять из следующей цитаты?
- А что же,— говорят,— все равно, сыне, где пропадать, а ты молись: у бога много милости, может быть, он тебя и избавит.
- Я, мол, молился, да уже сил моих нет и упование отложил.
- А ты,— говорят,— не отчаивайся, потому что это большой грех!
- Да я,— говорю,— не отчаиваюсь, а только... как же вы это так... мне это очень обидно, что вы русские и земляки, и ничего пособить мне не хотите.
(Иван борется с отчаянием, но не сдаётся, Ему обидно, что единоверцы не хотят ему помочь сократить срок пленения, попросить за него. Также мы видим, что Ивана покидают порой душевные силы. Это, очевидно, потому, что он не до конца понимает, зачем ему послано такое испытание.)
3.Составьте схемы духовного пути героя на данном отрезке его жизни
Тоска по родине видение монастыря как знака судьбы
слёзы очищение, первое прозрение души
горячая искренняя молитва, связь с Богом
борьба с отчаянием, преодоление себя
3. Вывод.
1) Можем ли мы сказать, что Иван Флягин уже победил в себе греховность, что он стал другим, обновлённым человеком с точки зрения духовной чистоты?
(Нет, пока ещё он не поборол в себе нечистых страстей. Об этом свидетельствует его дальнейшая судьба. Но часть этого пути он уже прошёл. Когда Флягин сбежал из плена и попал на службу к князю, он по-прежнему был одержим страстями)
- Одержимости большой подпал от разных духов и страстей и ещё одной неподобной вещи. Чужая воля во мне действовала, и я чужую судьбу исполнял…Со мною много разных приключений было, прежде чем я получил настоящее убеждение.
(Говоря об убеждении, Иван Флягин имеет в виду окончательную победу над самим собой, над своими страстями, которые чуть не погубили его.)
2) Перечислите эти страсти. Составьте таблицу отрицательных качеств и того, что помогло ему избавиться от них.
Страсти | Положительные качества, которые помогли ему искоренить страсти |
Пьянство, доводящее до запоя | Способность признавать свои ошибки - покаяние |
Азарт | Молитвенность |
Страсть к женщинам (Груша) | Стремление творить добро |
Вывод в письменной форме.
Сложный внутренний путь развития проходит герой. От легкомысленного молодого человека, в чём-то жестокого, совершенно не умеющего анализировать свои поступки, до человека, умудрённого опытом взаимоотношений с разного рода людьми, испытавшего много тяжёлых невзгод и постепенно приходящего к выводу о том, что главный враг человека – он сам, его пагубные привычки и страсти. И нужно непременно побеждать в себе зло, нужно стремиться к духовной победе.
Домашнее задание. Найти цитаты, которые расскажут о дальнейшем духовном пути Ивана Флягина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 10 класс Правление Ивана-3
работа с документами...
Конспект урока Мужества "День Победы
Конспект урока Мужества "День Победы"...
Конспект урока "История Общей победы"
Разработка урока французского языка по теме: "Борьба с фашизмом"...
Конспект урока по истории "Наследие Ивана Грозного" (ТРКМЧП)
План урока по истории России в 7 классе на тему "Наследие Ивана Грозного" . Урок составлен по приёмам ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
План-конспект урока по теме «Эпоха Ивана Грозного»
Цель: выявление уровня знаний учеников по теме «Эпоха Ивана Грозного», формулирование обобщения знаний по периоду правления Ивана IV, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме...
Конспект урока по теме Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.
Конспект урока предназначен для обучающихся 7 класса для того чтобы познакомить учащихся с регентством Елены Глинской и началом правления Ивана IV,способствовать формированию представления...