Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opor._listy_k_ege_razdel_chelovek.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 2. Человек.
Человек – высокоразвитое биосоциальное существо. 3 составляющих в человеке : биологическая (возраст, пол, раса…), социальная (интеллект, личностные качества, ценности, идеалы), психологическая /выделяют из первых 2-х/ (темперамент, воля, характер). Общее с животными (биологические качества) : инстинкты, условные рефлексы, биологические потребности, эмоции, психика, интересы. Отличия человека (социальные качества) : способность к труду, сознание (разум, мышление), речь, способность к творчеству, преобразование мира, создание культуры.
ЧЕЛОВЕК может рассматриваться как… | |||
Индивид – человек как носитель биологических качеств, свойственных всем людям (биологический организм) | Индивидуальность – человек как носитель неповторимых своих биологических и социальных качеств | Личность – человек как носитель социальных качеств (мышление, речь, труд, социальные потребности и духовные ценности, совместная деятельность, самореализация, знания и умения, мировоззрение, мораль , профессионализм… психические качества (сила воли, целеустремлённость… Качества личности формируются в обществе, во взаимодействии с другими людьми. | Творец – человек как создатель нового, своеобразного, необычного |
Поведение – активность живых существ (и животных, и человека); побуждается инстинктами и рефлексами, направлена на использование природы, поиск средств, удовлетворение потребностей.
Деятельность – активность человека (психическая и физическая), регулируемая сознанием. Это сознательная, целеполагающая, созидательная активность. Отличия от поведения животных : создание образа ожидаемого результата (выдвижение целей), осознанный выбор, самоконтроль, самосознание, ценностные ориентиры, направлена на преобразование среды.
Структура деятельности : цель (идеальный образ результата) – мотивы(побудители) –средства (с помощью чего происходит) – действия (конкретные шаги, поступки) - результат (реализованная цель). Субъект деятельности -тот, кто действует. Объект – то, на что направлена деятельность.
Виды деятельности.
По сферам : политическая (государственная, военная, партийная), экономическая (производственная, торговая, потребительская), социальная (гражданская, патриотическая, национальная), духовная (культурная - научная, образовательная, религиозная).
По целям и сферам : материально-производственная , социально-преобразовательная , ценностно-ориентированная, духовно- познавательная, -прогностическая, - изобретательская.
По результату : практическая (реальный, ощутимый результат) и теоретическая (результат -в уме, на бумаге, в замысле).
По числу людей : индивидуальная, групповая, массовая.
По степени новизны и монотонности (однообразная, шаблонная, новая, инновационная.
По характеру взаимодействия : - Общение (наличие партнёра., обмен информацией, взаимные контакты) - Труд (создание благ, специальная подготовка, полезный результат, применение знаний) - Познание, учение (приобретение знаний и умений, освоение способов ) - Игра (воображаемая обстановка, исполнение ролей, особые правила) - Управление, служба (властные полномочия, субординация, определённые роли) - Творчество (результат – новое, необычное, своеобразное).
Потребности - это необходимости, нужды человека. Могут быть нормальными, полезными и вредными. Играют роль мотивов поведения и деятельности наряду с интересами, убеждениями и идеалами.
Виды потребностей : естественные (другие названия: биологические , физиологические, природные ,врождённые, органические)/все они также - первичные/ :в питании, в продолжении рода, в самосохранении, в движении, в дыхании… социальные /считаются также вторичными/ : в труде, в общении, в социальной активности, в уважении, в совместной деятельности; из социальных выделяют престижные (в признании обществом, в возвышении в обществе, в карьерном росте), идеальные (духовные) : в культурных ценностях, в познании, в смысле жизни, в самовыражении… Из идеальных иногда выделяют особо экзистенциальные ( в самосознании, в самовыражении), эстетические (в стремлении и понимании красоты).
Интересы («иметь значение») – индивидуальные и групповые конкретные потребности человека, обусловленные его положением и мировоззрением. Убеждения – устойчивые взгляды человека на мир, его принципы жизни. Идеалы – совершенства, высшие устремления человека, его цели. Ценности – качества и показатели, ценимые в обществе и человеком (гражданственность, патриотизм, порядочность, совесть, богатство, приспособленчество).
Мировоззрение – система взглядов на мир, общество, жизнь, своё место в жизни. 3 основных типа мировоззрения : обыденное (житейское)- стихийное, упрощенное; религиозное – на основе веры, религии; научное – на основе науки.
Способности – возможности, особенности, ведущие к успеху в какой-либо деятельности, развивающиеся у человека из природных задатков под влиянием общества и самим человеком. Талант – высшая степень развития способностей, дающая высокие результаты. Гениальность – высшая степень таланта, когда создаются высокие образцы культуры.
Социальное поведение –это нормальное поведение человека, в соответствии с социальными нормами (обычаи, традиции, мораль, право), регулирующими отношения в обществе. Асоциальное – ненормальное, против социальных норм и против общества. Девиантное поведение личности – необычное, необщепринятое; может быть позитивным (положительным), нейтральным и негативным (вредным)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита раздела образовательной программы "ОбраЗ". Раздел "Человек, как субъект общения"
В данном материале представлен текст защиты одного из разделов социально-педагогической программы "ОбраЗ", занятие к данному разделу....
Маршрутный лист по разделу "Человек в зеркале искусства"
Маршрутный лист для изучения раздела курса Искусство 8 класс в технологии SKRAM. Схема поурочного оценивания...
Конспект открытого урока для детей с ОВЗ ( ТМНР) Раздел "Человек" Тема "Части тела и лица человека"
Использованипе дидактичесских игр, стихов с движениями, видео , игрушек для формирования понятий части тели и лица человека с детьми , имеющие диагноз ТМНР, отсутствие общеупотребительной речи...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера...
Рабочие листы по основным разделам русского языка для 6 класса
Данный комплект рабочих листов предназначен для обучающихся 6 класса. Содержит в себе творческие задания, задания на логику, работая над которыми шестиклассники имеют возможность показать, на сколько ...