Защита раздела образовательной программы "ОбраЗ". Раздел "Человек, как субъект общения"
методическая разработка (5 класс) на тему
В данном материале представлен текст защиты одного из разделов социально-педагогической программы "ОбраЗ", занятие к данному разделу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
«Человек как субъект общения»
Методическая разработка
раздела дополнительной образовательной
программы «ОбраЗ»
для детей 13-14 лет
Подготовила:
педагог дополнительного образования детей
первой квалификационной категории
Елена Валерьевна Шаталова
г. Выкса
2012 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление образовательной программы: дополнительная образовательная программа «ОбраЗ» социально - педагогической направленности, модифицированная, предполагает использование в организации учебно-воспитательной деятельности материалов программы по воспитательной деятельности, образовательных программ для преподавания психологии в школе.
Актуальность, педагогическая целесообразность: В современных условиях развития общества, на первом месте оказалась потребность общества в воспитании человека качественно нового типа. Перед обществом встала задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способной к творческому самовыражению. Каким сам себя видит ребенок в этом обществе? Какой образ себя он создаст и попытается воплотить в жизнь? Каким, он примет себя как ценность? Как укрепит веру в себя и свои силы, ощутит свою уникальность и неповторимость? На эти вопросы поможет ответить социально-педагогическая программа «ОбраЗ» (через «Образование к Здоровью»).
Цель программы: Создание условий для развития и воспитания нравственной и духовной личности, раскрывающей свои творческие способности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры.
Задачи:
- научить способам рационального общения в социуме;
- развивать творческую инициативу, коммуникативные способности воспитанников объединения;
- воспитывать гуманистическую и психологическую культуру подростков;
Новизна программы. Программа «ОбраЗ» сконструирована как целостная ситуация продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности преподавателя и воспитанников объединения, организации такого рода ситуаций, которые адресованы к личности, актуализируют ее потенциал развития, создают зону перцептивного развития. Совместное решение значимых для участников обучения проблем и задач рассчитаны на развитии не только потребности в новом знании и широком спектре интеллектуальных и коммуникативных средств его получения, но и, в то же время, выстроят механизм осуществления этой потребности. Так как сотрудничество всех участников в поиске, обнаружении условий и в создании культурно-полноценного продукта, рефлексии новых перспектив на основе полученных результатов и анализа путей их достижения – создаст полный цикл мотивационного развития в учебной деятельности, у каждой личности, группы. Иными словами – новизна программы в расширении выбора способов и форм взаимодействия между участниками обучения с учетом коммуникативно-социальной стороны обучения, моделей научного познания как коммуникативной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что кроме обучения детей способам общения в социуме, психологической грамотности, предполагает практическое применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков в процессе непосредственного участия детей в общественной жизни:
- участии в мероприятиях, конкурсах, КТД проводимых в ЦДТ, в дошкольных (младших школьных) образовательных учреждениях города, и района, - на первом году обучения;
- подготовке и проведении конкурсов, мероприятий, мастер-классов самими детьми – второй, третий год обучения;
- организацию, подготовку и проведение мероприятий, мастер-классов, КТД непосредственно воспитанниками объединения - четвертый, пятый годы.
Формы организации занятий: уроки, наблюдения, конкурсы, творческие мастерские, исследовательская работа, сценическая модель, упражнения, коллективные дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры и т.д.
Форма подведения итогов: создание новых продуктов творчества: компьютерных презентаций, рефератов, сценариев, рисунков, картин и т.д.; участие в концертах, подготовка выступлений в учреждениях города; участие в выставках, районных и областных конкурсах различной направленности, фестивалях, городских праздниках.
Возраст воспитанников объединения: с 12 лет.
Занятия в объединении проводятся:
- в экспериментальных группах (состав групп постоянный, смешанный)
- индивидуально
Количество занятий - 2 раза в неделю по 2 часа (для группы детей), 1 раз в неделю по 2 часа (индивидуальные занятия). Первый год обучения – 144 часа, последующие годы обучения – 216 часов. Расписание и продолжительность занятий составляется в соответствии с СанПиНом.
Сроки реализации: пять лет.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА
Название раздела программы: «Человек как субъект общения»
Место учебного раздела в программе: второй год обучения, раздел первый, дети 13-14 лет.
Цель изучения раздела: Создание условий для формирования у подростков навыков адекватного общения.
Задачи:
- Формировать систему коммуникативных знаний, умений, навыков у обучающихся.
- Создавать условия для получения каждым ребенком положительного опыта человеческих взаимоотношений.
- Воспитывать нравственные качества личности ребенка: толерантность, самокритичность, умение эффективно общаться.
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. В этом возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализуется в деятельности.
Этот процесс идет в семи направлениях:
- Личность. Формирование осознания «кто есть я» путем признания в кругу друзей и взрослых, а также в сравнении себя с любыми героями.
- Взросление. Осознание перехода от ребенка к взрослому.
- Достижения. Удовлетворение от полученных успешных результатов в какой-либо деятельности.
- Друзья. Укрепление своего положения в социальной среде путем расширения круга друзей.
- Ответственность. Утверждение уверенности в том, что «я сам могу принимать ответственные решения».
- Чувства. Возрастание самосознания в сфере чувств в отношениях с другими людьми.
- Сексуальность. Принятие ответственности в выполнении социальной роли определенного пола.
Подростковый период — время огромных духовных, физических, эмоциональных и социальных перемен.
В возрасте 13 -14 лет подростки особо нуждаются в постоянном личном общении с людьми, проявляющими внимание и любовь к ним. Такое общение помогает им удовлетворять свои психологические потребности. К этим потребностям относятся следующие:
- Потребность в здоровом взгляде на себя.
Большинство подростков чувствуют себя не отвечающими требованиям в какой-либо сфере своей жизни. Поэтому, не жалея времени и усилий, следует постараться помочь им осознать, что они, как личности, очень нужны обществу.
- Потребность принадлежать.
Подростки хотят принадлежать к группе молодежи, которая представляет собой какую-то значимую группу, содружество. Педагогу дополнительного образования необходимо дать понять подросткам, что объединение — место, где их всегда примут. Большинство подростков просто ожидают, чтобы взрослый человек спросил: «Не хочешь ли ты стать членом нашего объединения?». Именно так и подбирался состав воспитанников объединения «ОбраЗ».
- Потребность в социальной адекватности.
Подросткам присущи поиски ответов на вопросы: «Насколько я подхожу для общества?». «Кто я?», «Какой цели я должен добиваться?». Общение с подростками в объединении дает педагогу возможность помочь им решить некоторые их личные проблемы.
Каждый год жизни человека—это новая ступень развития его личности, что особенно ярко проявляется в возрасте от 12 до 17 лет. Семнадцатилетняя девушка, во всех личностных аспектах заметно отличается от двенадцатилетнего подростка, и это учитывается в процессе обучения.
Организуя обучение детей, 13-14 лет, учитываются следующие характеристики:
- Физические
- часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание;
- начинают появляться признаки полового созревания;
- девочки обычно выглядят взрослее мальчиков;
- большинство обладают большим аппетитом.
- Эмоциональные
- испытывают драматические переживания в связи с быстрыми изменениями в развитии;
- неуверенны в себе, но постепенно начинают обретать эту уверенность;
- обладают большим энтузиазмом;
- часто проявляют вспыльчивость;
- обладают чувством юмора.
- Социальные
- зависят от родителей, но хотят большей степени независимости;
- любят новые знакомства со сверстниками своего пола, часто собираются группой;
- ценят близкую дружбу;
- могут быть очень критичными и требовательными к другим людям;
- интересуются противоположным полом (у девочек этот интерес появляется раньше);
- пылко влюбляются и создают себе кумиров;
- чувствуют себя наиболее свободно в узком кругу друзей одного с ними пола;
- экспериментируют в отношении как общепринятого, так и неприемлемого в обществе поведения.
- Интеллектуальные
- требуют фактов и доказательств, не любят разделять одинаковые убеждения с другими;
- начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние, «контрастные» объяснения, либо видят все в черном, либо в белом цвете;
- возрастает способность к логическому мышлению;
- получают удовольствие от решения проблем путем поиска альтернатив и учета обстоятельств;
- развивают возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей;
- чаще всего принимают идеалистические решения.
- Духовные
- способны посвятить себя определенному делу осознанно;
- имеют обостренное чувство справедливости;
- становятся намного отзывчивее к нуждам других;
- начинают развивать собственную систему ценностей;
- стараются придерживаться этических норм;
- начинают больше разбираться в вопросах, которые ставит перед ними педагог.
Развиваясь, подростки становятся способными к выполнению определенных заданий. Эта готовность или способность является потенциалом обучающихся, который нужно использовать, чтобы ребенок достиг успеха в заинтересовавшей его деятельности. Поэтому, подбирая методы и формы обучения, мы учитываем готовность подростков к обучению, его мотивацию на нее.
Мотивация представляет собой процесс овладения, удержания и направления интереса учащегося на занятии. Это необходимый компонент процесса обучения. Мотивация может быть внешней и внутренней. Мотивация приходит в действие, когда у подростка возникает желание сделать что-то. Если это желание возникло, то идеи, потребности, эмоции в процессе реализации желания могут стать внутренней мотивацией.
Лучшая внутренняя мотивация возникает из желания подростка действовать. Подростки могут найти мотивацию в примере, который отвечает их потребностям.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
Обучающие:
- Освоение системы коммуникативных знаний.
- Приобретение практических коммуникативных навыков.
- Умение работать самостоятельно и в группе.
- Знания терминов и понятий: общение, информация, цель общения, результат общения, смысл, речь, восприятие (сензитивность), гибкость, конгруэнтность, самоанализ, самооценка, коммуникация.
Развивающие:
- Положительная динамика в развитии взаимодействия с микро-группой.
- Проявление творческой активности.
Воспитывающие:
- Способность к толерантности, самокритичности, положительной самооценки, навыков эффективного общения.
- ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате применения различных обучающих технологий, мы пришли к мнению, что подросток оптимально закрепляет изучаемую тему, если сам участвует в ее разработке. Идет самостоятельным путем открытий.
Для того, чтобы встать на этот путь, ребенка надо направить, т.е. предложить проблему, которая будет решена в совместном творчестве педагога и детей, в совместной деятельности.
Перед нами встала задача поиска разработки новой технологии обучения, которая, с одной стороны, реализует деятельностный подход, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий, установленных в работах Петра Яковлевича Гальперина:
Для организации учебно-воспитательного процесса мы использовали и адаптировали в объединении деятельностный метод Л.Г. Петерсон.
Идея использования деятельностного метода простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть воспитанник объединения, и построить структуру занятия и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте. Например, в данном разделе, такими видами деятельности стали: беседы с элементами исследования – для открытия детьми нового знания; практические занятия, тренинг и упражнения, - для закрепления полученных знаний; интеллектуальные игры, самоанализ, самопрезентация, разбор конкретных ситуаций, творческий поиск и творческое самовыражение – для внутреннего закрепления изученного материала раздела.
Таким образом, мы используем два способа построения систем:
- эмпирический (обобщение имеющегося опыта)
- теоретический (разработка на основе понятий).
Используя приобретенный опыт ребенка в социуме, на занятиях, педагог с детьми устраняет (понятийный уровень) случайные выводы и интегрируют накопленный потенциал.
Для планирования и проведения занятий в объединении социально-педагогической направленности используется такая схема действий.
Основные этапы
Постановка учебной задачи.
Любой процесс познания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ребенка к вступлению в деятельность.
Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Обучающиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий "коллизию", то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ребенка и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!). Четко формулируется цель занятия.
"Открытие" детьми нового знания.
Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими обучающимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Педагог предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания.
Завершение обсуждения – подведение итогов, тех алгоритмов, которые помогут нам в дальнейшем, которыми мы будем руководствоваться. Данный этап включает детей в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог педагога с творческой группой - это диалог взрослого с каждым ребенком, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.
Первичное закрепление.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия.
Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях детей.
Самостоятельная работа с проверкой в группе единомышленников.
Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает воспитанников объединения ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ребенок проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.
Принцип творчества определяет характер закрепления нового материала и в домашних заданиях. Не репродуктивная, а продуктивная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому очень часто мы предлагаем детям задания на дом, в которых требуется соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. При таком подходе знание становится мышлением, обретает последовательность и динамику.
Тренировочные упражнения.
Каждое занятие включает в себя отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение - его освоение, действие - саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы). Поиск новых идей, глубокое изучение характера общения, тренинговая отработка отношения между членами коллектива объединения – расширяют кругозор детей, двигают их к исследованиям, а значит - развитию.
Хочется отметить, что деятельностный метод, как правило, не предусматривает занятий с так называемым «чистым» закреплением. Углубление изучаемого материала, опережающая подготовка к изучению следующих тем – тот алгоритм действий ребенка, который позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы "не спеша" усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают "пищу для ума", что делает занятия привлекательными для всех детей, и сильных, и слабых.
Отсроченный контроль знаний.
Завершающий контроль предлагается детям на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии сводится к минимуму негативная реакция подростков на оценку их, их уже готовой работы, эмоциональное давление ожидаемого результата. Решается задача поставленная педагогом для себя - вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения. В приведенном разделе, ожидаемым результатом являлась оценка зрителя: воспитанников объединений Центра детского творчества «Искра», их родных и близких, которые присутствовали на последнем занятии – интеллектуальной игре в качестве жюри, зрителей.
Особо стоит отметить, что успешность контроля знаний зависела не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности детей в своих силах, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.
Описанная технология обучения, применяемая в объединении «ОбраЗ» - деятельностный метод - может применяться при обучении в любом объединении. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение всех воспитанников объединения в деятельность:
- целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;
- учебные действия детей - на этапе открытия нового знания;
- действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в объединении.
Обеспечение прохождения детьми всех необходимых этапов усвоения понятий позволяет существенно увеличить прочность знаний, последовательно решаются все стоящие перед педагогом цели занятия:
- Постановка учебной задачи - обеспечивает мотивацию понятия.
- "Открытие" понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами - действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия (ООД).
- Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия.
- В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия обучающиеся проговаривают "про себя" (внутренняя речь).
- И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Проходя материал раздела по такой схеме действий, мы идем от общего понятия к частным его характеристикам. Изучая эти характеристики, обогащаем понятие новыми фактами, развиваем социальную компетенцию ребенка, его личностные характеристики.
Таким образом, при изучении раздела дополнительной образовательной программы, поддерживаются основные дидактические принципы учебно-воспитательного процесса:
- Принцип научности и доступности.
- Принцип системности обучения и связи теории с практикой.
- Принцип сознательной активности обучающихся при руководящей роли педагога.
- Принцип наглядности.
- Принцип прочности усвоения знаний и связи обучения с всесторонним развитием личности обучающихся.
Используемый метод обеспечивает необходимые требования к технологиям обучения, реализующие современные образовательные цели. Дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
- СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Человек как субъект общения» - 14 часов
Занятие 1. Общение в нашей жизни – 2 часа
Цель: Определить главную цель и результат общения в жизни каждого человека.
Задачи:
1.Раскрыть содержание понятий: общение, цель общения, информация, результат общения.
2.Научить воспитанников объединения первоначальным навыкам восприятия полученной извне информации.
3.Развивать навыки активного взаимодействия и взаимопонимания в группе.
4. Воспитывать уважение к мнению оппонентов.
Структура модуля занятия № 1.
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | Общение в нашей жизни Цель: Определить главную цель и результат общения в жизни каждого человека. | Изучение нового материала. Система знаний – знания определенной области знаний – «Психология общения». Система деятельности: 1.Познавательная деятельность : интеллектуально-мыслительные операции. 2.Преобразующая деятельность: отношения «Человек – общество». 3.Общеучебная деятельность: способы поиска информации, навыки общения, методы взаимообучения- индивидуальные, работа в паре, групповые. 4.Самоорганизующая деятельность: самоанализ, самооценка. | Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. − 3-е изд. − М.: Издательский центр «Академия», 2005. |
УЭ № 1 | Организационный этап Цель: Установить контакт с обучающимися | Упражнение «Поздоровайся локтями» | Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: Независимая фирма «Класс», 1999. |
УЭ № 2 | Постановка учебной задачи Цель: Раскрыть понятие «общение» | Самостоятельная групповая работа (2-3 человека) со словарем (анализ слов, на определенную букву, входящую в слово «общение» и являющихся составляющими понятия «общение»). Обсуждение результатов исследования, обоснование выбора слов на заданную букву. Обобщение найденных понятий педагогом. | Словари |
УЭ № 3 | Открытие детьми нового знание Цель: Раскрыть содержание понятия «общение». | Постановка учебной задачи: Определить из чего складывается общение - индивидуальная работа. Подведение итога педагогом. Интеллектуально-мыслительная операция, поиск ответа на вопрос «Зачем людям общение» - работа в парах. Подведение итога педагогом – цель общения людей, цель общения данного урока – информация об эффективном общении. Обсуждение понятия «информация» по - групповая работа. Подведение итогов по каждому вопросу информация на слайдах. | Карточки с индивидуальными заданиями; ватман, фломастеры – для групповых заданий, презентация «Что такое информация?»: слайды № 1-10. |
УЭ № 4 | Первичное закрепление Цель: Научить детей первоначальным навыкам восприятия полученной извне информации; определить алгоритмы изменений человека в результате общения; определить результат общения. | Просмотр выступления Дианы Казакевич. Диалогическая форма поиска истины. Комментирование искомого понятия, проговаривание вслух всех алгоритмов изменений человека в результате общения | Видеозапись выступления Д.Казакевич, презентация слайд № 11. |
УЭ № 5 | Самостоятельная работа с проверкой в группе Цель: Развивать навыки активного взаимодействия и взаимопонимания в группе. | Упражнение на навыки активного взаимодействия «Взаимные презентации» - работа в парах. Самопрезентация обучающихся от имени своего партнера; анализ самопрезентации партнером, группой. | Стулья, расставленные по кругу. |
УЭ № 6 | Решение тренировочных упражнений Цель: Показать необходимость активного взаимодействия и взаимопонимания в группе. | Упражнение на необходимость активного взаимодействия в группе «Болото». Анализ неудачи группового взаимодействия. Самооценка своего участия в упражнении. Подведение итога педагогом. | «Болотные кочки» - для игрового упражнения. |
УЭ № 7 | Контроль Цель: Повторить изученные термины. | Игровая деятельность – повторение специальных терминов изученных в ходе занятия: общение, главная цель общения, результат общения и т.д. | 2 колокольчика, 2 «барабана» - для игры, задания в конвертах. |
УЭ № 8 | Итоговый этап Цель: Развивать навыки активного взаимодействия и взаимопонимания в группе. | Подведение итога коммуникативного общения группой на занятии – анализ понятий общения взаимодействие, взаимопонимание. Упражнение «Цветок» - развитие навыков активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению. | Цветок. |
Занятие 2. «Разум управляет общением» - 2 часа
Цель: Выявить способы восприятия информации.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями внимание, память, мышление.
- Научить способам восприятия информации в межличностном общении.
- Развивать у детей навыки наблюдательности.
- Воспитывать нравственные качества: толерантность, умение эффективно общаться.
Структура модуля занятия № 2
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | «Разум управляет общением» Цель: Выявить способы восприятия информации. | Интеллектуально-познавательная игра «По следам Шерлока Холмса». Система знаний – знания определенной области – «Психология общения», «Общая психология». Система деятельности: 1.Познавательная деятельность – интеллектуально-мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. 2.Преобразующая деятельность: техника выбора, способы поиска новых путей решения задания. 3.Общеучебная деятельность: способы поиска информации; навыки работы с литературой; методы взаимообучения – индивидуальный, парный, групповой. 4.Самоорганизующая деятельность: осознание своего продвижения. | |
УЭ № 1 | Организационный этап Цель: Подготовить ребят к вхождению в игру. | Беседа – обсуждение «Чем восхищает Шерлок Холмс?» | |
Постановка учебной задачи Цель: Проверить успешность усвоения детьми темы «сензитивность.» | Повторение ранее изученного материала _ Сензитивность (восприятие). Групповое обсуждение. Чтение педагогом литературного текста. | Распечатка текста из книги Отфрида Пройслера «Маленький водяной». Глава «Ну, а теперь хватит» - Рига: ЛТД «Ассоциация XXI», 1992.- с.113-115. | |
УЭ № 2 | Открытие детьми нового знание Цель: Познакомить детей с законами восприятия. | Постановка проблемы: выявление в тексте 6 законов восприятия: 1.Закон неопределенности отклика. 2.Закон неадекватности взаимного восприятия. 3.Закон неадекватности самооценки. 4. Закон искажения информации. 5.Закон самосохранения. 6.Закон компенсации. Групповое обсуждение. | Презентация: «Законы восприятия»; раздаточный материал: текст «Ну, а теперь хватит» |
УЭ № 3 | Первичное закрепление Цель: Развивать навыки наблюдательности. | Наблюдение за другом: работа в паре, упражнение «Партнер» Анализ собственных наблюдений. Групповое комментирование. | Два стула поставленные друг напротив друга. |
УЭ № 4 | Самостоятельная работа с проверкой в группе Цель: Научить применять полученные знания в общении | Упражнение «Фотограф» (отработка навыков безоценочного восприятия окружающей действительности) - индивидуальная письменная работа с последующей оценкой в группе. Подведение итогов наблюдения педагогом, коррекция выводов наблюдений группой. | Листы бумаги, ручки. |
УЭ № 5 | Контроль Цель: Закрепить новые знания, обобщить и систематизировать их. | Групповое обсуждение: кроссворд «Познавательные процессы общения» | |
УЭ № 6 | Решение задач на повторение Цель: Развивать навыки безоценочного суждения. | Разбор конкретной ситуации: работа с литературой - в паре: анализ текста: внимание, память, мышление – «Какую роль они сыграли в восприятии зайцем лисы?», обобщение. | Раздаточный материал «Русская народная сказка «Заяюшкина избушка». |
УЭ № 7 | Итоговый этап: Цель: Систематизировать знания для дальнейшего продвижения | Поведение итогов: выстраиваем алгоритм безоценочного восприятия информации в общении - работа с группой. Упражнение «Цветок» - развитие навыков активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению. | Цветок. |
Занятие 3. «Сензитивность (восприятие)»- 2 часа
Цель: Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии.
Задачи:
- Научить рассматривать общение через взаимоотношения - «Человек - человек».
- Расширить сферу осознаваемого в понимании поступков других людей.
- Развивать навыки коммуникативного общения.
- Воспитывать доверительные отношения в группе обучающихся.
Структура модуля занятия № 3
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | Сензитивность (восприятие) Цель: Создать условия для развития у детей коммуникативных навыков. | Тренинг «Коммуникативного общения». Система знаний –определенной области знаний – «Психология общения». Система деятельности: 1.Познавательная деятельность : наблюдение, опыт. 2.Преобразующая деятельность: отношения «Человек – человек», способы выявления противоречий. 3.Общеучебная деятельность: навыки общения, рефлексия, методы взаимообучения - индивидуальные, работа в паре, групповые. 4.Самоорганизующая деятельность: самоанализ, самооценка, осознание своего продвижения. | Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг»- М.: Когито-Центр, 2001. |
УЭ № 1 | Организационный этап Цель: Повторить составляющие понятия «общения»; закрепить специальные термины изученных на прошлом занятии; проанализировать уровень подготовки детей к новой теме. | Информационный этап: повторение выученных понятий на занятии 1, анализ искомого понятия. | Теоретические и методические основы ведения социально-психологического тренинга: эл. уч-к/ Сост. С.Н. Лобанов: на основе И.В. Вачков «Основы технологии группового тренинга». – Н.Новгород: НИМБ, 2009. |
УЭ № 2 | Постановка учебной задачи Цель: | Определение понятия «Сензитивность». Знакомство с правилами проведения тренинга | Презентация «Восприятие» |
УЭ № 3 | Открытие детьми нового знание Цель: Рассмотреть проблему межличностных отношений: личность - группа; преодолеть скованность и напряжённость среди участников тренинга; выяснить "коммуникативное лицо" каждого участника группы; дать возможность почувствовать всем играющим степень расхождения своего собственного представления о себе с представлениями других играющих. | Упражнение «баранья голова»- творческий поиск себя, принятие «нового» имени группой - рефлексия; Упражнение «Кто я?» - письменный анализ своих характеристик, пассивное наблюдение, рефлексия. Упражнение «Знакомство» - пассивное наблюдение, определение сензитивности игроков. Упражнение «какой я сказочный герой» - ассоциации характеризующие человека, связанные с ним. – рефлексия. | Листки бумаги, ручки, булавки, карандаши. |
УЭ № 4 | Первичное закрепление Цель: Рассмотреть свое отношение к проблеме межличностных отношений и группы в целом. | Упражнение «Межличностные отношения»: анализ качеств присущих личности подростка в межличностном общении. | Раздаточный материал (оценка качеств важных при общении), ручки. |
УЭ № 5 | Решение тренировочных упражнений Цель: Разобраться с понятием доверие в межличностных отношениях. | Упражнения на выработку доверия в группе: работа в парах, рефлексия. | Повязки на глаза, инвентарь (детские игрушки, книжки, одежда; расческа, косметичка, женская сумка, одежда). |
УЭ № 6 | Контроль Цель: Показать важность процессов восприятия в жизни каждого человека и способов реагирования на них. | Опрос детей: анализ упражнений, их обучающих эффектов. | Презентация «Восприятие». |
УЭ № 7 | Итоговый этап Цель: Развивать навыки активного взаимодействия и взаимопонимания в группе. | Подведение итога: анализ коммуникативного взаимодействия в межличностных отношениях. Упражнение «Цветок» - развитие навыков активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению. | Цветок. |
Занятие 4. «Тебе на встречу идет человек» - 2 часа
Цель: Познакомить детей с понятиями гибкость и конгруэнтность в общении и потренировать ее на практике; обозначить взаимосвязь внешних проявлений с внутренним состоянием человека как предпосылки конгруэнтности или неконгруэнтности.
Задачи:
- Определить понятие гибкости в общении; научить учащихся адекватно выражать свое внутреннее состояние, став более конгруэнтными.
- Развивать навыки коммуникативной гибкости в общении.
- Стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у обучающихся.
Структура модуля занятия № 4
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | «Гибкость. Конгруэнтность» Цель: Познакомить детей с понятиями гибкость и конгруэнтность в общении и потренировать ее на практике; обозначить взаимосвязь внешних проявлений с внутренним состоянием человека как предпосылки конгруэнтности или неконгруэнтности. | Практическое занятие. Система знаний –определенной области знаний – «Психология общения». Система деятельности: 1.Познавательная деятельность : интеллектуально-мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), построение модели и ее проверка. 2.Преобразующая деятельность: отношения «Человек – человек», способы выявления противоречий. 3.Общеучебная деятельность: навыки общения, рефлексия, методы взаимообучения - индивидуальные, работа в паре, групповые. 4.Самоорганизующая деятельность: самоанализ, самооценка, осознание своего продвижения. | Ляудис В.Я Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2000. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. – М., 1994. |
УЭ № 1 | Организационный этап Цель: Познакомить детей с понятием конгуэнтность, неконгруэнтность в общении. | Рассказ притчи педагогом. Групповое обсуждение притчи детьми. Подведение итога обсуждения педагогом: важный элемент общения -взаимопонимание. | Притча «Спасти звезду» |
УЭ № 2 | Постановка учебной задачи Цель: Показать проблему в отношениях между людьми возникающую на основе непонимания человека другим человеком. | Постановка учебной задачи: инсценировка – импровизация «Задержалась на дне рождении подруги»: отношения «мать-дочь» при возвращении домой. | Раздаточный материал «Русская народная сказка «Заяюшкина избушка». |
УЭ № 3 | Открытие детьми нового знание Цель: Познакомить с понятиями гибкость, конгруэнтность. | Разбор ситуации сложившейся в инсценировке. Поиск путей решения проблемы. Определение понятия «Гибкость» - групповая работа с последующим подведением итогов педагогом. Определение конгруэнтности – информация педагога. Выполнение задания: «Найти примеры из жизни».- Работа в парах. | Плакат «Самая большая роскошь, доступная людям – это роскошь человеческого общения» Антуан Сент Экзюпери. Презентация «Тебе навстречу идет человек»: гибкость и конгруэнтность в общении. |
УЭ № 4 | Первичное закрепление Цель: Научить детей проговаривать вслух все алгоритмы действий | Отношения «Человек - человек» - выявления противоречий в общении групповая работа. Способ поиска гармоничного общения –индивидуальная работа. Подведение итогов – составление модели гармоничного общения (определение алгоритма действий). | Пошаговая схема «Гармоничной модели общения»: 1. Определение желаемых целей; 2. Сенсорная острота; 3.Гибкость в общении; 4.Конгруэнтность. |
УЭ № 5 | Самостоятельная работа с проверкой в группе Цель: Выявить устойчивые связи и закономерности предлагаемого примера общения. | Разбор конкретных ситуаций – работа в парах (Дети рассматривают и анализируют определенные шаги гармоничного общения. Выявляют в представленных ситуациях противоречия. Предлагают способы их решения – письменное задание) | Литературные тексты описывающие конкретную ситуацию общения: «Курочка Ряба»; «Теремок», отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». |
УЭ № 6 | Решение тренировочных упражнений Цель: Стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у обучающихся. | Поиск верного решения проблемы: индивидуальная работа: Упражнение «Кто я?» - осознание себя как личности. Рефлексия. Упражнение «Круг ролей» - осознание себя в общении. Рефлексия. Групповая работа- Упражнение «Карусель» - тренировка поведения в неожиданной ситуации. Рефлексия. Упражнение «Поведение» - определение внутреннего состояния человека и его внешних проявлений. Рефлексия | Список состояний человека. |
УЭ № 7 | Контроль Цель: | Оценка группой полученных знаний: Что такое гибкость в общении? | |
УЭ № 8 | Итоговый этап Цель: Развивать навыки активного взаимодействия и взаимопонимания в группе. | Упражнение «Цветок» - развитие навыков активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению. | Цветок. |
Занятие 5. «Наедине с самим собой»- 2 часа
Цель: Создать условия для развития адекватной самооценки у детей.
Задачи:
- Научить подростков навыкам самоанализа, самооценки.
- Развивать коммуникативные качества, оказывающие влияние на отношения и взаимопонимание с другими людьми.
- Воспитывать в детях нравственные качества личности: толерантность, терпимость.
Структура модуля занятия № 5
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | Наедине с собой Цель: Создать условия для развития адекватной самооценки у детей | Игра-путешествие «По лабиринтам своего Я». Система знаний – знания определенной области знаний – «Психология личности», «Психология общения». Система деятельности: 1.Познавательная деятельность - причинно-следственные связи. 2.Преобразующая деятельность: составление представления о себе 3.Общеучебная деятельность: изучение понятия темперамент; методы взаимообучения – индивидуальный, групповой. 4.Самоорганизующая деятельность: самоанализ, самооценка, осознание своего «Я» | Талайко С.В. Психология личности: Курс лекций.. − М.: «Академия», 2001. Масюкевич М.Н., Кожуховская Л.С. Секреты общения.-Минск: Современная школа, 2009. Подборка классической музыки. |
УЭ № 1 | Организационный этап Цель: Познакомить детей с понятием «Я - концепция» | Старт - «Я - концепция» - введение в самоанализ. | Плакат «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания других людей. Н.Г. Чернышевский». Аудиозапись «Лунной санаты» Бетховен. |
УЭ № 2 | Постановка учебной задачи Цель: Выделить личностные особенности, оказывающие влияние на отношения и взаимопонимание с другими людьми. | Лабиринт «Рождение» Обсуждение понятия «темперамент», подведение итога обсуждения педагогом. | Карта путешествия. Аудиозапись П.И. Чайковского «Весна» |
УЭ № 3 | Открытие детьми нового знание Цель: Раскрыть особенности свойств нервной системы на становление характера человека. | Лабиринт «Познание» Выявления свойств нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. Внешние и внутренние проявления темперамента, понятия «экстраверсия-интроверсия». | Презентация «Темперамент: история и современность». Аудиозапись П.И. Чайковского «Лето» |
УЭ № 4 | Первичное закрепление Цель: Определить тип темперамента обучающихся | Лабиринт «Моё Внутреннее Я» Тестирование – самоанализ, консультирование педагога; обобщение педагогом полученной информации. | Тест К.Г. Юнга «Каков ваш темперамент?»: ручки, листки бумаги. Аудиозапись П.И. Чайковского «Осень» |
УЭ № 5 | Самостоятельная работа с проверкой в группе Цель: Проанализировать человеческие качества, помогающие в межличностном общении. | Лабиринт « Мое внешнее Я» Задание: (работа в парах): «Какие человеческие качества…(холерика; флегматика, меланхолика) помогут в общении, перечислите их. Приведите пример. Обсуждение в группе. | Карточки с описанием качеств темперамента: 1. Сангвиника – экстраверта; 2.Холерика-экстраверта; 3.Флегматика-интроверта, 4.Меланхолика -интроверта. Аудиозапись П.И. Чайковского «Зима» |
УЭ № 6 | Решение тренировочных упражнений Цель: Выделить объективные качества личности воспитанников, субъективную оценку личности. | Лабиринт «Автопортрет» Групповая работа над заданием: «рисуем свой психологический автопортрет для незнакомого человека» - составить рассказ о … (дети сами определяют чей портрет будут описывать). Рассказ о «герое автопортрета». Подведение итогов педагогом: групповая работа- деление описанных качеств на которые можно проверить (верифицируемые), оценочную составляющую (эмоциональную). | Листки бумаги, ручки. Аудиозапись П.И. Чайковского «Танец цветов» |
УЭ № 7 | Решение задач на повторение Цель: Развивать навыки самооценки. | Лабиринт «Здесь и сейчас!» Составляющая «Я концепции» - самооценка. Изучение «Формулы Джемса» - групповая работа. Исследование самооценки –обработка результатов- индивидуальная работа, индивидуальное консультирование педагогом детей. | Схема «Формула Джеймса», раздаточные листы со списком качеств, характеризующих личность, карандаши. |
УЭ № 8 | Итоговый этап Цель: Воспитывать в детях нравственные качества личности: толерантность, терпимость. | Подведение итога –определение путей оптимизации отношений с людьми и последующих изменений в себе: обсуждение в группе. Упражнение «Цветок» - развитие навыков активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению. | Цветок. |
Занятие № 6. «Честно и без прикрас» - 2 часа
Цель: Создать условия для позитивного делового общения подростков в объединении.
Задачи:
- Научить детей подготавливать электронную презентацию.
- Развивать навыки коммуникативного общения.
- Воспитывать чувство сопричастности к деятельности объединения, гордости за него.
Структура модуля занятия № 6
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала. | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | «Честно и без прикрас» Цель: Создать условия для позитивного видения ребенком себя и своих сверстников | Самопрезентация. Система знаний –определенной области – «Психология общения», «Информационные технологии». Система деятельности: 1.Познавательная деятельность – интеллектуально-мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. 2.Преобразующая деятельность: техника выбора, способы поиска новых путей решения задания. Конструирование. 3.Общеучебная деятельность: способы поиска информации; навыки работы на компьютере; методы взаимообучения – индивидуальный, парный, групповой. 4.Самоорганизующая деятельность: осознание своего продвижения. | |
УЭ № 1 | Организационный этап Цель: Мотивировать детей на деятельность. | Беседа – обсуждение «Современные способы передачи информации о себе» | Презентация выступления старших воспитанников объединения «Подарок маме» |
УЭ № 2 | Постановка учебной задачи Цель: Познакомить со способами самопрезентации коллектива. | Постановка учебной задачи: создать электронную презентацию коллектива с учетом знаний, полученных на предыдущем занятии. Индивидуальная работа – выделение качеств, которые хочется представить в презентации. Групповое обсуждение. | Список качеств, характеризующих личность (коллектив). |
УЭ № 3 | Открытие детьми нового знания Цель: Познакомить детей со структурными элементами самопрезентации. | Анализ просмотренной презентации: выявление структурных элементов презентации, предполагаемого количества слайдов – групповая работа. | Презентация «Подарок маме». |
УЭ № 4 | Первичное закрепление Цель: Научить детей составлять презентацию | Творческое задание: составить тексты к слайдам; подобрать фотоматериал к тексту, – работа в парах. | Фотографии воспитанников объединения: быт, школа, выступления, объединение и др. |
УЭ № 5 | Самостоятельная работа с проверкой в группе Цель: Развивать навыки информационной культуры. | Построение презентации – работа в парах. Консультация педагога. | Тексты слайдов, отобранные фотографии. |
УЭ № 6 | Контроль Цель: Поддерживать познавательные интересы обучающихся. | Просмотр презентаций. Взаимооценка. | Подготовленные презентации. |
УЭ № 7 | Итоговый этап: Цель: Систематизировать знания для дальнейшего продвижения. | Анализ структурных составляющих общения, которые помогли в разработке и подготовке презентации. Упражнение «Цветок» - развитие навыков активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению. | Цветок. |
Занятие 7. «Мой мир – мое общение» - 2 часа
Цель: Систематизировать знания для дальнейшего продвижения.
Задачи:
- Закрепить полученные знания, специальную терминологию.
- Развивать навыки активного взаимодействия, положительного восприятия партнеров по общению.
- Воспитывать нравственные качества обучающихся: толерантность, умение эффективно общаться.
Структура модуля занятия № 7
№ учебного элемента (УЭ) | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала | Управление обучением (содержание, формы, методы) | Дидактический материал |
УЭ № 0 | «Коммуникация в общении»: Цель: Систематизировать знания для дальнейшего продвижения. | Интеллектуальный ринг «Мой мир – моё общение» Система знаний определенной научной области – «Психология общения». Познавательная деятельность: обобщение изученного материала. Преобразующая деятельность: отношения «Человек-общество», выполнение заданий, анализ жизненных ситуаций. Общеучебная деятельность: навыки общения: активное-пассивное слушание, диалог, умение задавать вопросы; методы взаимообучения: организация работы в группе, взаимооценка. Самоорганизующая деятельность: Самостоятельная постановка целей, подготовка домашнего задания группой, осознание своего продвижения, продвижения друзей по объединению. Метод взаимодействия: групповой. | Аудитория украшена плакатами с афоризмами Аристотеля. Аристофана, фридриха Ницше, Л.Н. Толстого об общении. Стулья стоят вокруг импровизированного ринга: 2 стойки связанные между собой красной лентой. |
УЭ № 1 | Постановка учебной задачи Цель: Создать праздничное настроение. | Поздравление детей с успешным завершением раздела. Создание эмоционального фона – радости и успеха. Ознакомление с правилами игры; представление команд и их лидеров. | Слайды из самопрезентации обучающихся. Музыкальный номер. |
УЭ № 2 | Проверка усвоенных знаний Цель: Ввести детей в мир игры. | Раунд 1. Разминка. Задание «Перекресток»: вопросы друг другу». | Музыкальная заставка «Гонг» Список определений содержащих объективное наблюдение и оценочное суждение. Музыкальный номер. |
УЭ № 3 | Закрепление усвоенных знаний Цель: Вспомнить изученные в процессе обучения открытия, связанные с ними имена. | Раунд 2. «Великие люди». Задания: «Кому принадлежат высказывания, открытия? Задание 2. Оценочное суждение: выбор правильного ответа. | Музыкальная заставка «Гонг». Слайды с высказываниями, портретами автора. Музыкальный номер. |
УЭ № 4 | Самостоятельная работа | Раунд 3. Творческое задание: подготовить инсценировку | Музыкальная заставка «Гонг». Карточки с заданиями на эффективное и неэффективное общение. Музыкальный номер. |
УЭ № 5 | Решение задач на повторение Цель: Повторить специальную терминологию | Раунд 4. «Словарь начинающего психолога» Задание дописать определения психологических терминов. | Музыкальная заставка «Гонг» Карточки с терминами. Музыкальный номер. |
УЭ № 6 | Подведение итогов Цель: Развивать дружеские отношения в коллективе, навыки активного взаимодействия, положительное восприятие партнеров по общению. | Подведение итогов игры. Награждение участников. Упражнение «Пока горит свеча» - пожелания всем присутствующим от участников игры. | Слайд с высказыванием Т. Рузвельта «Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми». Свеча в подсвечнике. |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ
№ п/п | Тема занятия | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | «Общение в нашей жизни» Цель: Определить главную цель и результат общения в жизни каждого человека. | 2 | 1 | 1 |
2 | «Разум управляет общением» Цель: Выявить способы восприятия информации. | 2 | 40 мин. | 80 мин. |
3 | «Сензитивность (восприятие)» Цель: Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии. | 2 | 40 мин. | 80 мин. |
4 | «Тебе на встречу идет человек» Цель: Познакомить детей с понятиями гибкость и конгруэнтность в общении и потренировать ее на практике; обозначить взаимосвязь внешних проявлений с внутренним состоянием человека как предпосылки конгруэнтности или неконгруэнтности. | 2 | 40 мин. | 80 мин. |
5 | «Наедине с самим собой» Цель: Создать условия для развития адекватной самооценки у детей. | 2 | 40 мин. | 80 мин. |
6 | «Честно и без прикрас» Цель: Создать условия для позитивного делового общения подростков в объединении. | 2 | 40 мин. | 80 мин. |
7 | «Мой мир - моё общение»: Цель: Систематизировать знания для дальнейшего продвижения | 2 | 20 мин. | 1ч.20 мин. |
- РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СПЕЦИФИКУ МЕТОДИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ.
Тема занятия: Общение в нашей жизни
Цель: Определить главную цель и результат общения в жизни каждого человека.
Задачи:
- Раскрыть содержание понятий: общение, цель общения, информация, результат общения.
- Научить воспитанников объединения первоначальным навыкам восприятия полученной извне информации
- Развивать навыки активного взаимодействия и взаимопонимания в группе.
Тип занятия: урок изучение нового материала
Форма: беседа с элементами исследования
Метод: проблемно-поисковый
Характеристика оборудования: Компьютер, презентация «Что такое информация?», запись выступления Д. Козакевич на электронном носителе, словари, энциклопедии, карточки с индивидуальными заданиями; ватман, фломастеры – для групповых заданий, «болотные кочки» - для игрового тренинга, 2 колокольчика, 2 «барабана» - для игры «Что? Где? Когда?», задания в конвертах, цветок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный этап- 5 минут
Здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть на наших занятиях. По традиции, мы начнем занятие с приветствия. Сегодня, мы его проведем так:
- Упражнение «Поздоровайся локтями»
Педагог просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Педагог говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только две минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом ребят, просто сказав «Привет» и коснувшись друг друга локтями.
Через 2 минуты обучающиеся собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми после перерыва в занятиях.
- Постановка учебной задачи- 5 минут
Ну что же, я вижу, что летом вы хорошо отдохнули, жизнерадостности в вас прибавилось, а это значит, что с вами еще приятнее общаться.
Тема наших первых занятий «Общение». Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие упражнение «Расшифруй слово».
Подростки выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека) – 5 минут. Каждая группа расшифровывает только одну букву, слово, которое они будут искать должно относиться, в их понимании, к общению. В помощь детям даются словари. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор, например:
О - объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Щ- щедрость;
Е- единение, единомыслие;
Н- необходимость;
И- искренность, истина;
Педагог обобщает:
«Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща».
- Открытие детьми нового знания – 30 мин.
У каждого из нас есть люди, которые к нам не очень хорошо относятся. По-видимому, что-то в нашем характере, поведении, внешности не нравится им. Поэтому наше общение с ними чаще всего неудачно.
Можно ли на такую ситуацию повлиять? Можно, когда знаешь что такое общение, из чего оно складывается, для чего оно нужно, каковы его правила.
Перед каждым из вас лежит карточка с определением общения. Вам надо вставить всего одно слово, из трех, которые вы видите внизу, и вы узнаете, из чего складывается общение.
«Общением называют взаимные деловые или дружеские ……людей. В ходе этих ……. своим внешним видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга»:
|
Дети вписывают правильное, по их мнению, слово. Высказывают свою точку зрения.
Педагог подводит итог. Наше общение, какой бы вид оно не имело: индивидуальное общение, групповое, коллективное, или общение одного человека с группой, коллективом – оно всегда строится на отношениях
Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы и сесть за разные столы. Перед вами ватман, на котором нарисован круг (он символизирует общение), фломастеры. За пять минут вам надо нарисовать из этого круга солнышко. Но с одной оговоркой, каждый луч вашего солнца – это ответ на вопрос: «Зачем людям общение?». Правильных и неправильных ответов здесь нет, поэтому смело выражайте свое мнение. Для примера, начну я, а вы продолжите, каждый в своей группе: «Чтобы радоваться вместе»….
Дети в течение пяти минут пишут цели общения. Затем идет обсуждение целей.
Педагог подводит итог:
Самая главная цель общения – это общение ради самого общения.
Общение необходимо человеку само по себе, без непосредственной личной
практической выгоды, ради того, чтобы разделить душевное состояние, проблемы другого человека, поделиться своими радостями или огорчениями, посоветоваться, узнать что-то новое о себе или других.
Цель нашего сегодняшнего общения, с моей стороны: дать вам информацию (педагог выделяет интонацией данное слово) о том, как нужно эффективно общаться.
Цель вашего общения со мной… кстати, ребята, а какая цель у вас?
Предполагаемый ответ (копирование части ответа педагога): получить информацию о том, как нужно эффективно общаться.
Вот мы и подошли к следующему понятию в общении – информация.
Давайте вместе подумаем, над вопросом: «Что же такое информация?»
Вопросы для обсуждения:
- Что мы понимаем под словом «информация»? – подведение итогов СЛАЙД 1.
- Какие социально значимые свойства информации являются важными для общения? - подведение итогов СЛАЙД 2.
- Какие информационные процессы включает в себя общение: для того кто передает сообщение, для того кто его получает? - подведение итогов СЛАЙД 4.
- Какими способами люди хранят информацию? - подведение итогов СЛАЙД 5.
- Что в общении называют передачей информации? Что является в общении способом передачи информации? - подведение итогов СЛАЙД 6.
- Каким образом человек обрабатывает полученную информацию? - подведение итогов СЛАЙД 7.
- Что такое смысл? В каком виде он существует в сознании человека и используется им в процессе общения? Как в процессе общения возникает взаимопонимание собеседников? - подведение итогов СЛАЙД 8.
- Зачем мы обрабатываем полученную информацию? Что происходит с человеком, когда он обработал новую информацию? - подведение итогов СЛАЙД 9.
- (Обобщение) Что такое информация в общении? Какой она может быть? - подведение итогов СЛАЙД 10.
4. Первичное закрепление – 20 минут.
Прежде, чем закончить обсуждение понятия информация в общении давайте посмотрим (Диана Казакевич http://www.youtube.com/) выступление изумительного чтеца, шестилетней девочки Дианы Козакевич, в полуфинале конкурса «Украина имеет таланты» - стихотворение Агнии Барто «Кино». Ваша задача, определить какую информацию несет в это стихотворение.
Просмотр видеоклипа.
Обсуждение:
- Какой видит себя девочка, дожидаясь брата из кино? Как она оценивает себя?
- Какую информацию девочка мечтала получить?
- Какую информацию девочка получила?
- Как оценивает ребенок себя после рассказа брата? Как полученная информация повлияла на её самооценку?
Вы прекрасно провели анализ услышанной ситуации, и мы можем подвести итог своему разговору об информации. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что происходит с человеком после того, как он примет и усвоит информацию, передаст свою информацию в ответ? Что можно считать результатом общения?» - подведение итогов СЛАЙД 11.
Подведение итогов.
Что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Каждый
из участников общения после него уже не такой, каким был до его начала. Вот почему результатом общения можно считать развитие самого человека.
Перерыв – 10 минут
5.Самостоятельная работа с проверкой в группе – 20 минут
- Упражнение: "Взаимные презентации"
Мы разобьемся на пары. У вас есть десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно больше. После этого вам предстоит встать на миг на место этого человека и рассказать о нем, как о самом себе.
Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
- что я ценю в самом себе;
- предмет моей гордости;
- что я умею делать лучше всего.
После этого организуется работа в парах. Спустя десять минут педагог дает дополнительные инструкции:
Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, ваша задача -построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – и я, в том числе, имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать.
Вопросы, которые задают участники группы и педагог могут касаться самых разных тем, например:
- Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
- Что ты считаешь самым отвратительным?
- Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
- Назови твое самое заветное желание.
- Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?
Рефлексия - 10 минут
- Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
- Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
- Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?
- Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
- Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени
Педагог подводит итог:
Нас окружает много интересного, причем весь мир, вокруг нас, движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, учеба, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение, возможность понимать друг друга в этом общении, активно взаимодействовать. И тогда «вам море будет по колено, а горы по плечо…» Чтобы убедиться в этом предлагаю сыграть в игру
6.Решение тренировочных упражнений – 10 минут
- Упражнение «Болото» - 10 минут
Цель: показать необходимость активного взаимодействия и взаимопонимания в группе.
По залу раскладываются листочки бумаги (на расстоянии большого шага) – это «болотные кочки». Всей группе предлагается взяться за руки и, по кочкам перейти болото. Условие: на каждой кочке должны быть 2 ступни: 1-ступня впереди идущего +1 ступня идущего сзади. Если на «кочке» оказалась одна ступня игра начинается заново.
Упражнение повторяется 4-5 раз
- Рефлексия - 5 минут
- Что помешало группе пройти через «болото»?
- Что может помочь?
- Контрольный этап – 10 минут
Предлагаю вам сыграть в игру. Для этого разделимся на две команды. Первая команда садится за первый стол, вторая за второй. Установим очередность ответов команд. (Командам выдается колокольчик). Сейчас вам предстоит выбрать из вашей группы одного человека, самого быстрого, самого внимательного. Как только я скажу «Раз, два, три – колокольчик звени», он должны зазвенеть в колокольчик. У кого колокольчик зазвенит первым, та команда и начинает игру. Правила игры такие. Крутите барабан. Вместо баллов там написаны цифры. Называете цифру, под этой цифрой зашифровано понятие общения, с которым мы сегодня познакомились. Ваша задача, в течение одной минуты вспомнить это понятие и произнести его вслух. Если отвечающая команда не вспомнит слово, ответить может команда, ход которой следующий.
- О каком понятии говорится в этом утверждении: «взаимные деловые или дружеские отношения людей называются – общением.
- Общение ради самого общения – это….главная цель общения
- Чем обмениваются люди в ходе общения? - информацией.
- Способом передачи информации, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) — ею мы пользуемся и сейчас - речь.
- Понятие, описывающее глобальное содержание некоторого высказывания – смысл.
- Какие изменения в человеке происходят в процессе общения? - люди развиваются.
- Характерная особенность человека реагировать на происходящие с ним события, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям –сензитивность , восприятие
Предположительный ответ детей: мы сегодня это не обсуждали.
Педагог: Вы очень внимательны. Молодцы. Ответ на этот вопрос – тема нашего следующего занятия. Правильный ответ - «сензитивность или восприятие». Каждый человек по своему воспринимает мир, который он видит, по разному относится к происходящим событиям. До следующего занятия у вас есть время найти в книгах, журналах, интернете информацию об этом понятии. Мы с вами обсудим, способы восприятия себя и других, которые нам необходимы для эффективного общения.
- Итоговый этап – 10 минут
В практическом части нашего занятия вы выполняли упражнения «презентация» и «болото». По вашему мнению, чему они нас учили?
Предполагаемые ответы детей.
- Взаимодействию друг с другом
- Пониманию действий друг друга
Думаю, что полученные результаты такого взаимодействия помогут нам правильно общаться с окружающими нас людьми. Глубже понять тему сегодняшнего занятия вам помогут книги, которые вы можете прочитать или прослушать на своем плеере – список книг представлен на экране компьютера. (Слайд 12)
Сейчас, когда наше занятие заканчивается, давайте оставим друг о друге приятные впечатления, полученные в ходе нашего сегодняшнего занятия:
Все встают в круг. Педагог передает цветок стоящему рядом с ним ребенку и вместе с цветком «передает» одно положительное впечатление (характеристику) о человеке, которому цветок передан, говорит: «До свидания!» Дети поступают также: передают цветок «с положительными впечатлениями». Произносят: «До свидания!»
Занятие закончено.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 2000.
- Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия\ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. Волков Б.. психология подростка.- М.: ИД Равновесия: Говорящая книга, 2009.
- Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. − 3-е изд. − М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004. - 245с.
- Жердева Е.К. Анализ акцентуаций характера в контексте изучения личностной идентичности [Текст]/Е.К. Жердева// Аспирантский сборник- 2010. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2010.
- Короленко Ц.П. Идентичность: Развитие. Перенасышенность. Бегство: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007.
- Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. секреты общения.- Минск: Современная школа, 2009.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер, 2000.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Cистема работы, диагностика, тренинги. – СПб: Питер, 2008.
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования //Вестник практической психологии образования.- 2011.- № 1.
- Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения// Вестник практической психологии образования.- 2009.- № 2 (19)
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2002.- № 6.
Используемые интернет-ресурсы
- Аксенова Е.В. Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.- http://www.shik16.ru/metodworks/367-2010-12-08-10-25-57
- Жакулина И.В. Деятельностный метод обучения: сущность и принципы.- Блог: zhakulina20090612.blogspot.com › 2010/09…16.html - 16.09.2010
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. - АПК и ППРО, Москва, 2007 г.
- Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...» - М.: Центер Петерсон «Школа 2000…», 2002.- web@sch2000.ru
- Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
защита разработки раздела образовательной программы
защита разработки раздела образовательной программы...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
социально-образовательный проект «Правовое просвещение субъектов образования в качестве профилактики предотвращения жестокого обращения с детьми»п
1. Проведение информационно – просветительской работы по ознакомлению школьников с социально-правовыми нормами и правилами поведения2. Содействие интегр...
Личность как субъект общения.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не е...
Тезисы к статье "Особенности формирования коммуникативной компетенции подростков С ТНР как субъектов общения"
В статье представлены некоторые особенности состояния речевого, коммуникативного и личностного развития подростков с тяжелыми нарушениями речи как субъектов общения, которые были выделены в результате...
проект «Герои нашего времени. Взаимодействие участников образовательного процесса и органов субъектов профилактики»
Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников и молодежь с телеэкрана или в сети Интернет, легко проникает в еще неокрепшие умы. НЕОБХОДИМО оградить ...
проект «Герои нашего времени. Взаимодействие участников образовательного процесса и органов субъектов профилактики»
Одной из главных социальных проблем сегодняшнего дня, является утрата исторической памяти. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения, которое постепенно теряет связь с важнейшими событиям...